|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава V
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
3. ИМПЕРАТОР-ОТСТУПНИК
Одной
из самых противоречивых и трагических фигур византийской
истории был император Юлиан. Его короткое царствование
(361-363) ознаменовалось отчаянной попыткой реставрации
отжившей свой век языческой религии - попыткой,
вызвавшей самый горячий энтузиазм со стороны представителей
эллинской культуры и самое искреннее возмущение
со стороны представителей христианской интеллигенции.
Вскоре после смерти Юлиана похвальное Слово ему
пишет знаменитый ритор Ливаний; чуть позже Григорий
Богослов пишет свои обличительное Слова, в котором
подвергает личность и деятельность умершего цезаря
уничтожающей критике.
Выше,1
цитируя строки, которые Григорий Богослов посвятил
Максиму-цинику, мы отмечали, что Григорий не скупился
на краски, когда писал портрет отрицательного героя.
В "Словах обличительных на царя Юлиана", перед нами
предстает другой отрицательный персонаж - "дракон,
отступник, надменный ум, ассириец,2
общий для всех враг и противник, который и на земле
много неистовствовал и угрожал, и против Всевышнего
говорил и измышлял множество неправд".3
Слова 4-е и 5-е являются по сути памфлетами против
язычества; они, кроме того, содержат богатый материал
по истории взаимоотношений Церкви и государства
в IV веке, проливают свет на социальные воззрения
Григория Богослова. Отдельные мысли из этих Слов
были рассмотрены нами в предыдущих главах.4
В настоящем разделе мы остановимся преимущественно
на самом портрете Юлиана и посмотрим, какими средствами
пользуется Григорий для создания образа отступника.
1
См. главу I. ^
|
2
Ср. Ис.10:12. ^
|
3
Сл.4,1,11-15; SC 309,86-88 = 1.65. ^
|
4
См., в частности, разделы "Ученость и философия"
и "Социальные темы" в главе II. ^
|
|
|
|