Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: ислам.

Айдын Али-задэ

ХРОНИКА МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

/ I-VII веков хиджры/

К оглавлению

Глава IV

ХАЛИФАТ АББАСИДОВ:

ПЕРИОД МОГУЩЕСТВА (132/750-247/861)

Первый период правления Аббасидов был эпохой их могущества и расцвета. На это время приходится правление следующих халифов:

1. Абуль Аббас ас-Саффах (132/750-136/754)

2. Абу Джафар аль-Мансур Абдулла ибн Мухаммад (136/754-158/775)

3. Аль-Махди Мухаммад ибн Абдулла (158/775-169/786)

4. Аль-Хади Муса ибн Мухаммад (169/786-170/787)

5. Харун ар-Рашид ибн Мухаммад (170/787-193/810)

6. Аль-Амин Мухаммад ибн Харун (193/810-198/814)

7. Аль-Мамун (198/814-218/834)

8. Аль-Мутасим Мухаммад ибн Харун ар-Рашид (218/834-227/843)

9. Аль-Васик Харун ибн Мухаммад (227/843-232/847)

10. Аль-Мутаваккиль Джафар ибн Мухаммад аль-Мута-сим (232/847-247/861).

АБУЛЬ АББАС АС-САФФАХ (132/750-136/754)

Ас-Саффах был первым аббасидским халифом. Во время своего правления он занимался стабилизацией внутреннего положения Халифата и ликвидацией последних очагов сопротивления Омейядов в Сирии. Он продолжил подавление хариджитского движения в Северной Африке, которое началось в период правления последних Омейядов. При нем на внешних фронтах мусульмане не достигли значительных успехов, кроме нескольких успешных походов на тюркские племена и византийцев.

АБУ ДЖАФАР АЛЬ-МАНСУР АБДУЛЛА ИБН МУХАММАД (136/754-158/775)

Абу Джафар был братом Абуль Аббаса ас-Саффаха и вместе с ним участвовал в антиомейядском движении. Он пришел к власти после смерти ас-Саффаха. Однако законность его власти не признал его же дядя Абдулла ибн Али, силами которого были низложены Омейяды и который до самого конца преследовал последнего омейядского халифа Марвана ибн Мухаммада. Абдулла заявил, что ас-Саффах завещал власть тому, кто изгонит Омейядов; кроме того, он считал себя самым достойным претендентом на престол.

Большим влиянием обладал и Абу Муслим, который сыграл решающую роль в организации восстания в Хорасане, в результате которого Аббасидам удалось прийти к власти. Он пользовался огромной популярностью, и ему подчинялись многие командиры. С другой стороны, он был чрезмерно жесток, и люди боялись его. За время правления ас-Саффаха он развязал настоящий террор, устраняя всех, кто был ему неугоден. По этой причине он был опасен для правящей династии, и Абу Джафар хотел устранить его любым способом еще до прихода к власти. При жизни ас-Саффаха он был вынужден скрывать свое намерение и, хотя Абу Муслим признал его правление, не отказался от своих планов и после вступления на престол.

Халиф Абу Джафар хотел ослабить как Абдуллу ибн Али, так и Абу Муслима, и приказал последнему выступить против Абдуллы. Абу Муслим оставил править Хорасаном Халида ибн Ибрагима и выступил в поход. В Мосуле к нему присоединился правитель Армении аль-Хасан ибн Кахтаба, назначенный Абу Джафаром. Дойдя до Харрана, он встретился с войсками Абдуллы ибн Али.

Абдулла был уверен в своих силах и рассчитывал на сирийцев; Абу Муслим же опирался на личную преданность солдат и свои незаурядные способности, однако оказался в сложном положении. С одной стороны, он опасался халифа Абу Джафара - гибель дяди халифа и раз-Фом его армии не сулили ему ничего хорошего, так как в этом случае халиф Абу Джафар мог обвинить его в убийстве своего близкого родственника и превышении полномочий; с другой стороны, он не мог проиграть сражение, так как в этом случае ему грозила опасность со стороны Абдуллы ибн Али. В обоих случаях он мог потерять свое влияние и даже лишиться жизни.

В этот момент в лагере Абдуллы ибн Али произошел раскол. Опасаясь выходцев из Хорасана, тот велел казнить некоторых из них, что привело к падению его авторитета. Этим обстоятельством воспользовался Абу Муслим, который вдохновил свои войска на сражение. Его солдаты, среди которых преобладали хорасанцы, были готовы сразиться с противником, так как опасались, что в случае поражения их постигнет та же участь. Среди находившихся в стане противника выходцев из Дамаска Абу Муслим распространил слухи о том, что он якобы назначен халифом наместником Сирии и прибыл для выполнения указаний халифа, а не для сражения с Абдуллой ибн Али. Поверив этим слухам, сирийцы испугались за свое будущее и свои семьи и вернулись в Дамаск. По этим причинам Абдулла ибн Али был вынужден отступить. Абу Муслим занял его позиции и начал военные действия, которые растянулись на 5 месяцев. Вначале преимущество было на стороне Абдуллы ибн Али, но Абу Муслиму удалось переломить ход войны и одержать победу. Абдулла бежал в Басру, где укрылся у своего брата Сулаймана ибн Али; другой его брат, Абдуссамад, постоянно поддерживавший его, бежал в Куфу, где нашел приют у племянника Исы ибн Мусы ибн Мухаммада (позднее он был схвачен халифом аль-Мансуром и умер в темнице). Абу Муслим гуманно обошелся с побежденными и сохранил солдатам жизнь. Тем временем халиф Абу Джафар аль-Мансур послал своего представителя Абуль Касиба, чтобы тот доложил ему обстановку после победы Абу Муслима. Ему же было поручено произвести опись всех трофеев, которые попали в руки Абу Муслима, но тот не захотел передавать трофеи в государственную казну. Ему не понравилось вмешательство халифа в его дела, и он даже хотел убить Абуль Касиба, но его отговорили от этого. Абуль Касиб доложил халифу о случившемся. Абу Джафар понял, что действовать жестко нельзя, так как после поражения Абдуллы ибн Али влияние Абу Муслима еще более усилилось - он был в состоянии расколоть государство и даже свергнуть династию Аббасидов. Поэтому Абу Джафар решил помешать возвращению опасного строптивца в Хорасан и назначил его наместником Сирии и Египта, однако тот отказался от этого назначения и направился в Хорасан. Тогда халиф направился из Анбара в Мадаин, чтобы преградить ему путь. Возможно, это была всего лишь демонстрация силы, однако Абу Муслим продолжал упорствовать и только после длительной переписки с халифом согласился подчиниться и прибыть во дворец. Ему была гарантирована безопасность и обещан высокий пост в государстве. Когда он приехал к Абу Джафару аль-Мансуру, тот оказал ему хороший прием, но дал указание своей охране убить его, как только представится удобный случай. День, когда Абу Муслим вошел к халифу и объявил о своей покорности, стал днем его смерти - халиф стал перечислять все злодеяния, совершенные Абу Муслимом, и приказал охране убить его. Это произошло в 137 г. х.

Абу Муслим был жестоким человеком и убивал любого, кто не мог справиться с его поручениями. Люди боялись его, и даже близкие поддерживали с ним дружеские отношения только из страха перед смертью. Когда Абу Муслим отдавал приказ, его подчиненные буквально соревновались между собой, пытаясь исполнить поручение раньше других. Деспотизм и тирания помогали Абу Мусли-му держать в руках всю провинцию Хорасан. Избавившись от него,,халиф Абу Джафар добился повиновения от всех его приближенных. Многих из них он назначил на высокие посты. Однако после убийства в Хорасане начались волнения, вызванные тем, что Абу Муслим имел там фанатичных сторонников. Один из мятежей был поднят неким огнепоклонником Сумбатом; он призвал отомстить за кровь Абу Муслима, и ему удалось захватить Исфаган. Халиф Абу Джафар отправил против него войска под командованием Джафара ибн Маррара; тот сумел подавить мятеж, и Сумбат был убит, однако неожиданно Джафар ибн Маррар сам восстал против халифа. В 138 г. х. халиф послал против него Мухаммада ибн Ашаза аль-Хузаи, который восстановил порядок в провинции и казнил Джафара. В это же время группа заговорщиков убила наместника Хорасана Абу Дауда Халида ибн Ибрахима. Его обязанности временно исполнял начальник его охраны Асим; затем халиф назначил туда нового наместника Аб-дулджаббара ибн Абдуррахмана, но через год он был смещен, и его место занял сын халифа Мухаммад аль-Махди. Абдулджаббар был недоволен решением халифа и поднял против него мятеж. Мухаммад аль-Махди подавил восстание, пленил Абдулджаббара и отправил его к своему отцу, который казнил его.

В месяце зуль хиджа 144 г. х. халиф Абу Джафар посетил Медину и потребовал от потомка аль-Хасана ибн Али ибн Абу Талиба, Абдуллы ибн Али аль-Мусанны, немедленно выдать двух его сыновей Мухаммада ибн Абдуллу и Ибрахима. В конце правления последнего омей-ядского халифа Марвана вокруг них в Хиджазе сплотилась группа, которая отказалась признавать правление Омейядов и присягнула на верность Мухаммаду ибн Абдулле. Сам Абу Джафар аль-Мансур был одним из членов этой группы. Когда Аббасиды пришли к власти, Мухаммад ибн Абдулла со своим братом скрылись, и халиф Абу Джафар заподозрил их в заговоре против него. Они сбежали в Йемен, а затем в Индию, и, несмотря на преследования, халифу не удалось поймать их.

Абдулла ибн Али аль-Мусанна в резкой форме ответил халифу, что ему ничего не известно о местонахождении сыновей, но даже если бы он знал об этом, то все равно не выдал бы их. Тогда Абу Джафар заточил его в темницу, где тот провел три года. Тогда же были схвачены многие потомки аль-Хасана ибн Али. Тогда тайно вернувшийся Мухаммад ибн Абдулла решил сдаться халифу в обмен на освобождение своих родственников из заключения, но люди отговорили его от этого поступка. Позднее арестованных потомков аль-Хасана вместе с их родственником Мухаммадом ибн Абдуллой ибн Амром, потомком праведного халифа Усмана, перевезли в Ирак; многие из них погибли в заточении, и лишь некоторые выжили и были освобождены после смерти халифа Абу Джафара.

Мухаммад ибн Абдулла не выдержал этих репрессий и поднял восстание в Медине. С отрядом в 250 человек он захватил резиденцию наместника города и пленил самого наместника Раййаха ибн Усмана. Узнав об этом, халиф Абу Джафар аль-Мансур послал против него 10 000-ную армию во главе со своим племянником Исой ибн Мусой, которому было поручено гарантировать Мухаммаду ибн Абдул-ле неприкосновенность, если он согласится сложить оружие и сдаться.

Тем временем Мухаммад ибн Абдулла отправил отряд своих сторонников в Мекку и низложил ее наместника. Затем он послал своих представителей в Сирию, чтобы заручиться поддержкой дамаскцев и получить от них присягу. Однако значительная часть дамаскцев отказалась повиноваться, и лишь немногие присягнули ему на верность. Мухаммад ибн Абдулла приготовился к обороне Медины, вырыв оборонительные рвы. Подойдя к Медине, правительственные войска окружили город. Иса ибн Муса, выполняя приказ халифа, предложил Мухаммаду сдаться в течение трех дней; Мухаммад отказался подчиниться, и между ними началось сражение, в котором армия халифа одержала победу, а Мухаммад ибн Абдулла погиб. Войска заняли Мекку и Куфу, из которой бежал назначенный Мухаммадом ибн Абдуллой наместник.

В 143 г. х. брат Мухаммада Ибрахим ибн Абдулла поднял восстание в Басре и принял присягу от населения в пользу своего брата. Затем восстание перекинулось в Ах-ваз, охватило области Рей, Фарс, Мадаин и Басит. Вскоре Ибрахим получил известие о гибели брата и стал принимать присягу себе лично. Население Куфы тоже готово было выступить на стороне Ибрахима. Халиф не обладал в этих областях значительными силами и приказал Исе ибн Мусе срочно выступить против восставших в Басре. Тем временем Ибрахим направился в Куфу с 3000-ным отрядом, в котором не было единства. В местечке Бакхамри (между Куфой и Васитом) их настигла 10 000-ная правительственная армия во главе с Исой ибн Мусой, которая разгромила повстанцев. Сражения были кровопролитными и продолжались около 4 месяцев. Ибрахим и его верные сторонники были убиты.

Получив известие о гибели Ибрахима, халиф Абу Джафар публично выразил свое сожаление об этом. Он был в значительной мере ответственен за кровавые события, спровоцированные его жестоким обращением с потомками аль-Хасана ибн Али.

В период правления Абу Джафара аль-Мансура продолжались выступления хариджитов. После неудач на востоке Халифата они акцентировали свои усилия на западе Северной Африки. Собирая небольшие отряды, ха-риджиты периодически наносили поражения халифским войскам; когда же те получали подкрепления, то наносили ответный удар, и хариджиты терпели сокрушительные поражения. Спасаясь от преследований, они перебирались из одной местности в другую. Не исключено, что постоянные маневры хариджитских фанатиков на востоке Халифата были всего лишь отвлекающим маневром для достижения основных целей в Северной Африке. Когда Аббасиды пришли к власти, хариджиты уже распались на многочисленные секты. Самыми активными сектами хариджитов в Северной Африке были ибадиты[1] и суфриты.

В 139 г. х. командир вооруженных формирований суфритов Асим ибн Джамил вошел в Кайруан, нанеся поражение Хабибу ибн Абдуррахману, потомку знаменитого полководца Укбы ибн ан-Нафи. Оставив там Абдулмали-ка ибн Абу Джаада, он продолжил преследование Хабиба, который бежал в горы Атласа; там он получил подкрепление и сумел подавить сопротивление местных суфритов. Когда войска Асима подошли туда, между ними произошло сражение, которое окончилось поражением суфритов и гибелью их командира. Хабиб двинулся на Кайруан и дал сражение суфритам Абдулмалика ибн Джаада. Хариджиты победили, а Хабиб был убит; таким образом, противостояние между сторонниками Аббасидов и суфритами в этом регионе завершилось в пользу последних.

В 140 г. х. из Сирии, Ирака и Хорасана в Северную Африку прибыли ибадиты, гонимые регулярной армией Халифата. Когда число их сторонников выросло, лидер ибадитов Абуль Хаттаб Абдулла ибн аш-Шамх аль-Маарифи захватил Триполи и принял присягу от своих сторонников. Затем он захватил Кабис и двинулся на Кайруан. В 141 г. х. он одержал верх над Абдулмаликом ибн Джаадом и вошел в Кайруан. В ходе сражения Абдулмалик был убит.

Халиф Абу Джафар аль-Мансур послал в Северную Африку Мухаммада ибн аль-Ашаза. Тот двинул против ибадитов войска под командованием Абуль Ахваза ибн Амра, но в сражении у Сирта победу одержали хариджиты. Тогда в 144 г. х. против ибадитов выступил сам Мухаммад ибн аль-Ашаз. Он разгромил их войска, а сам Абуль Хаттаб был убит. Затем Мухаммад ибн аль-Ашаз двинулся на Кайруан и захватил город, сумев восстановить власть Аббасидов в центральных областях Северной Африки.

Суфриты же ушли в Дальний Магриб, где они создали самостоятельные государства. Абуль Курра основал государство в Тлемсене[2]; другое суфритское государство - Мидраридов - основал бывший пастух Абуль Касим Симко ибн Васул. В 140 г. х. он привел к власти Ису ибн Йа-зида аль-Асвада, которому присягнули на верность все их сторонники. В плодородной и удобной для разведения скота местности они основали поселение Сиджильмаса[3]; туда стали переселяться и другие представители секты суфритов, среди которых были арабы, берберы, испанцы, африканцы.

В 155 г. х. Иса ибн Йазид был смещен и убит, а к власти пришел Абуль Касим Симко. В 168 г. х. в нарушение суф-ритских традиций он создал монархию и завещал престол своим потомкам. Пытаясь извлечь уроки из хариджитской истории, он понял, что причиной неудач и поражений были их крайние взгляды. Абуль Касим поддерживал добрые отношения с аббасидскими наместниками в Кайруане и даже заявлял о признании власти халифов аль-Мансура и аль-Махди - такая позиция позволила ему сохранить статус хариджитского самоуправления на этой территории.

В 148 г. х. Мухаммад ибн аль-Ашаз послал войска под командованием аль-Аглаба ибн Салима ат-Тамими из Среднего Магриба против хариджита Абуль Курры, который обосновался в Тлемсене. Аль-Аглаб выступил в поход, однако через некоторое время сам восстал против Ибн аль-Ашаза. Чтобы разрядить обстановку, халиф Абу Джафар аль-Мансур утвердил его в должности наместника Северной Африки. После этого аль-Аглаб продолжил военные действия против Абуль Курры и вынудил его отступить в Тлемсен, однако одержать окончательную победу полководцу халифа не удалось, так как по пути в город его войска подняли бунт и убили его.

В 150 г. х. ибадит Абу Хатам аль-Малзури захватил Триполи. Против него выступил назначенный халифом Абу Джафаром наместник Кайруана Амр ибн Хафс аль-Мухаллаби, который изгнал оттуда хариджитов и восстановил в городе власть халифа. Затем он прибыл в Кайруан и выступил в новый поход против хариджитов-суфритов. В 153 г. х. Абу Хатам окружил Кайруан, но затем снял осаду и пошел на Амра ибн Хафса, который находился в Табне. Чтобы выбить его оттуда, ибадиты объединились с хариджитами-суфритами, но вскоре суфриты во главе с Абуль Куррой сняли осаду и отступили; ибадиты же остались один на один с Амром ибн Хафсом, который начал теснить их. Тогда они двинулись на Кайруан, но Амр опередил их и первым вошел в город. Здесь состоялось еще одно сражение, в ходе которого Амр погиб. Командование войсками принял Джамил ибн Сахр; он договорился с Абу Хатамом, и в конце 154 г. х. сдал ему город.

Тем временем другой халифский отряд под командованием аль-Муханны ибн аль-Макхарика ибн Джафара ат-Таи нанес поражение суфритам, возглавляемым Абуль Куррой - по приказу Амра ибн Хафса Аль-Муханна двинулся на суфритов, когда те отступили из Табны.

В 155 г. х. в Северную Африку приехал наместник Йазид ибн Хатам. Против него из Кайруана выступил ибадит Абу Хатам, но был разбит и бежал. Армия Халифата вошла в Кайруан. В 156 г. против нее выступили ибадиты во главе с Абу Йахйей ибн Фанусом, но также были разгромлены.

Йазиду ибн Хатаму удалось восстановить контроль Аббасидов над Ближним Магрибом, освободив его от иба-дитов, и над Средним Магрибом, разгромив суфритов. Он оставался наместником этих провинций до 170 г. х.

Во время правления Абу Джафара аль-Мансура из-под контроля Аббасидов вышла Испания. Там к власти пришел Абдуррахман ад-Дахил, сын омейядского халифа Хишама, бежавший в Андалусию, спасаясь от репрессий Аббасидов. В первое время он формально признавал власть Аббасидов над Испанией, однако аль-Мансур не желал видеть у власти наследника своих врагов Омейядов и попытался свергнуть его. Для этого он усилил аббасид-скую пропаганду в Испании. Руководителем этого движения стал аль-Ала ибн Мугис, который обосновался на юге Португалии в Бадже. В 147 г. х. между ним и Абдуррахма-ном ад-Дахилом произошли вооруженные столкновения, в ходе которых аль-Ала был убит. После этого Аббасиды окончательно потеряли контроль над мусульманской Испанией, и Омейяд Абдуррахман ад-Дахил запретил читать в мечетях Испании проповеди с именем Аббасидов.

При Абу Джафаре велись войны и с внешними врагами. Воспользовавшись внутренней нестабильностью в Халифате, византийский император напал на Малатью[4], разрушил ее укрепления, убил и захватил в плен много мусульман. Ему удалось углубиться на территорию Халифата. Подавив восстания, халиф приказал своему дяде Салиху ибн Али выступить против византийских войск. Салиху удалось вернуть Малатью и восстановить стены города. Затем халиф Абу Джафар послал дополнительные подразделения для похода вглубь Византии. Самые успешные походы осуществили в 146 г. х. полководцы Джафар, ибн Ханзала и брат халифа аль-Аббас ибн Мухаммад. В результате этих походов мусульманам удалось завоевать значительные территории. Одновременно аль-Мансур использовал дипломатические средства для освобождения пленных мусульман.

В 151 г. х. поход на Византию предпринял племянник аль-Мансура Абдулваххаб ибн Ибрахим, а в 153 г. х. полководец Мануф ибн Йахйа аль-Худжури в ходе очередного успешного наступления захватил в плен 6000 византийцев и большое количество трофеев. Удачными были также военные кампании 154 и 155 гг. х., которыми руководили Йазид ибн Усайд ас-Салями и Зуфар ибн Асим аль-Хилали. Эти походы позволили мусульманам стабилизировать положение на границе с Византией и пресечь ее попытки захвата мусульманских территорий. С этого момента мусульмане стали возводить на границе военные укрепления, сторожевые башни и крепостные стены. Они стали опорными пунктами мусульманских отрядов, которые отбивали наступление противника и предпринимали успешные контратаки. Одним из таких военизированных пунктов стала крепость Аль-Масиса в Киликии, построенная Джибрилом ибн Йахйей аль-Хорасани.

В 141 г. х. активизировались военные действия и на Востоке. Аль-Махди, сын халифа Абу Джафара, предпринял поход на Табаристан; он нанес поражение правителю этих земель и заключил с ним мирное соглашение. Спустя некоторое время тот нарушил договор, и против него выступил Хазм ибн Хузайма, восстановивший контроль над этой территорией. В 143 г. х. на владения Халифата напали дейлемиты[5], и мусульмане понесли большие потери.

Против них выступил племянник аль-Мансура Мухаммад ибн Абуль Аббас и сумел отбросить их назад.

В 145 г. х. на мусульманские земли вторглись хазары. Они прошли Дербент и перебили много мусульман в Армении. Войска Халифата, получив подкрепление, остановили их продвижение. Впоследствии хазары еще раз вторглись в Армению, а затем напали на Тифлис. От их рук погибло много мусульман и зиммиев. Против них халиф Абу Джафар аль-Мансур послал военачальника Харба ибн Абдуллу ар-Раванди, однако тот погиб в одном из сражений. В 147 г. х. командующий Хамид ибн Кахтаба вошел в Тифлис, но тюрки уже покинули город.

В 157 г. х. войска Халифата предприняли успешный поход в Кашмир, население которого отказалось повиноваться мусульманам, и вернул эти земли Халифату.

В период своего правления халиф Абу Джафар аль-Мансур основал город Багдад и перенес туда столицу. Он приказал обнести город мощными крепостными стенами. Халиф также возвел стены вокруг Куфы. В 139 г. х. по его приказу была расширена территория Заповедной мечети в Мекке.

Халиф Абу Джафар аль-Мансур умер в 158 г. х. по пути в очередной хадж. Преемником он назначил своего сына Мухаммада аль-Махди.

АЛЬ-МАХДИ МУХАММАД ИБН АБДУЛЛА (158/775-169/786)

Аль-Махди стал халифом сразу после смерти своего отца. Придя к власти, он в первую очередь освободил всех политических заключенных. Он правил довольно справедливо и заслужил уважение и любовь своих подданных. В 167 г. х. он провел реконструкцию Заповедной мечети в Мекке и расширил ее территорию. Еще при жизни он завещал Халифат двум своим сыновьям - вначале аль-Хади, а затем Харуну ар-Рашиду.

Особых потрясений при нем не было. Даже хариджиты не поднимали восстаний и старались поддерживать хорошие отношения с халифом. Тем не менее, несколько незначительных антигосударственных выступлений все же произошло. В 160 г. х. в Хорасане поднял мятеж Йусуф ибн Ибрахим, но потерпел поражение, был арестован и казнен по приказу халифа. В 161 г. х. в Хорасане поднял мятеж некий аль-Муканна, который проповедовал идею боговоплощения: он учил, что вначале Бог воплотился в Адама, и поэтому ангелы поклонились ему, затем Бог воплощался во всех пророках и, наконец, воплотился в Абу Муслиме и в нем самом. Аль-Муканна фактически провозгласил себя воплощением Бога. Халиф аль-Махди послал против него войска, которые окружили его сторонников в крепости Кеш. Поняв неизбежность поражения, аль-Муканна покончил жизнь самоубийством, предварительно убив членов своей семьи.

Халиф аль-Махди продолжил войны с Византией. Войскам Халифата не удалось завоевать новые большие территории, но мусульмане захватывали богатые трофеи. В 162 г. х. в походах отличился полководец Хасан ибн Ках-таба. В 165 г. х. войска Халифата предприняли еще один успешный поход против византийцев. В нескольких походах принимал участие и сын халифа - Харун ар-Рашид. Военные действия продолжались в Индии и Хорасане, где в сражениях с тюрками Харун ар-Рашид также отличился.

Халиф аль-Махди правил чуть больше десяти лет и внезапно умер. Предполагают, что он был отравлен своей невольницей.

АЛЬ-ХАДИ МУСА ИБН МУХАММАД (169/786-170/787)

Халиф аль-Хади правил один год и три месяца. Вначале он попытался отстранить своего брата ар-Рашида от наследования престола и завещать власть своему несовершеннолетнему сыну, но потом отказался от этой идеи. Во время его правления в Медине поднял восстание аль-Ху-сайн ибн Али - один из потомков аль-Хасана ибн Али. Причиной восстания был донос, составленный против аль-Хасана ибн Мухаммада, родственника аль-Хусайна. На основании этого доноса наместник Медины вызвал к себе аль-Хусайна ибн Али и его родственника Йахйу ибн Абдуллу и потребовал от них выдать местонахождение аль-Хасана ибн Мухаммада; когда же они отказались это сделать, он сурово обошелся с ними. Опасаясь очередных пыток, аль-Хусайн ибн Али поднял восстание и изгнал наместника из города. Затем он, будучи потомком Пророка, принял присягу от горожан в мечети Медины. Но халиф аль-Хади послал против него войска, которые разгромили отряды повстанцев. Уцелел лишь брат Йахйи Идрис ибн Абдулла, бежавший в Египет, а оттуда в Магриб.

Халиф аль-Хади внезапно скончался в 170 г. х. Причина его смерти неизвестна; существуют предположения, что он мог быть отравлен.

ХАРУН АР-РАШИД ИБН МУХАММАД (170/787-193/810)

Во время правления Харуна ар-Рашида Аббасидский халифат достиг пика своего могущества и процветания во всех областях общественной жизни.

Харун ар-Рашид обладал незаурядными личными качествами. Он был отличным политиком и смелым воином. Во время царствования своего отца, когда ему было всего 20 лет, он участвовал в походах против Византии и тюрков и командовал армиями. Ему удалось добиться полной победы на всех фронтах. Он стал халифом, когда ему было всего 24 года. По сообщениям мусульманских историков, Харун был набожным человеком, проводил много времени в молитвах, делал щедрые пожертвования и часто совершал хадж.

В 172 г. х. умерла его мать Хайзаран, всегда поддерживавшая его и имевшая огромное влияние в Халифате. В 175 г. х. он объявил наследником своего сына Мухаммада аль-Амина. Другого сына, аль-Мамуна, он сделал своим вторым преемником.

Придя к власти, он прежде всего освободил из тюремного заключения перса Йахйу ибн Халида аль-Бармаки, который был заточен туда халифом аль-Хади за то, что заступился за Харуна, когда аль-Хади хотел завещать власть своему сыну. Йахйа, который знал Харуна с детства и принимал участие в его воспитании и которого Харун даже называл своим отцом, стал визирем халифа. Сыновья Йахйи аль-Фадл, Муса, Джафар и Мухаммад были друзьями Харуна ар-Рашида; семья Бармакидов имела огромное влияние и много сделала для расцвета государства. Харун ар-Рашид назначил Бармакидов на высокие посты, сделал их наместниками Египта и Хорасана. Они активно участвовали в подавлении внутренних мятежей - например, в 176 г. х. Фадл иби Йахйа подавил в Дейлеме восстание Йахйи ибн Абдуллы ибн аль-Хасана аль-Мусанны, потомка аль-Хасана ибн Али.

Бармакиды отличились и во внешних войнах Халифата. Они участвовали в войнах против тюрков в Маверан-нахре, захватит Кабул и другие города. Бармакиды были настолько приближены к халифу ар-Рашиду, что могли в любое время входить в его покои. Даже когда халиф смещал кого-нибудь из них, он назначал на это место другого представителя этого рода.

Однако Бармакиды не забывали о своих личных интересах. Они жили в роскоши и в расточительстве превзошли даже самого халифа. Со временем это стало вызывать недовольство знати и приближенных халифа. В конце концов халиф Харун ар-Рашид стал опасаться их, и его отношение к ним изменилось: их имущество было конфисковано, Йахйа, аль-Фадл и их потомки были брошены в темницу, а Джафар в 187 г. х. был казнен. Формальной причиной этих репрессий стало освобождение Джафаром мятежника Йахйи ибн Абдуллы ибн аль-Хасана аль-Мусанны из темницы без ведома халифа. Йахйа и аль-Фадл погибли в тюрьме соответственно в 190 и 192 гг. х.

Внутренняя обстановка в период царствования Харуна ар-Рашида была стабильной. Антиправительственные мятежи были незначительными и не представляли особой угрозы для власти. В то же время практически не прекращалась война с Византией. Военные действия временно останавливались лишь в периоды резкого похолодания зимой. В 171 г. х. поход против византийцев предпринял полководец Сулайман ибн Абдулла аль-Бекаа, а годом позже наступление возглавил Исхак ибн Сулайман ибн Али. В 181 г. х. войска повел сам Харун ар-Рашид и завоевал крепость Сафсаф. В том же году полководец Абдулма-лик ибн Салих продвинулся до Аммурии. На следующий год успешную военную кампанию провел его сын Абдур-рахман ибн Абдулмалик ибн Салих. Затем после серьезных неудач на византийском фронте наступило затишье - император Константин VI был свергнут, и власть взяла в свои руки императрица Ирина, заключившая перемирие с Халифатом. Однако в 187 г. х. она была отстранена от власти, и престол перешел к новому императору Никифору. Он нарушил договор с Халифатом, и война разгорелась с новой силой. Тогда против Византии выступил сын Харуна ар-Рашида Касим, который окружил позиции противника. Византийцы были вынуждены освободить всех пленных мусульман в обмен на снятие блокады.

После этого император Никифор послал Харуну ар-Рашиду письмо, в котором объяснял, что мирный договор был нарушен только по причине его незаконности, поскольку императрица Ирина не имела права подписывать такие документы и якобы согласилась платить дань мусульманам только потому, что не выдержала давления, так как была слабой женщиной. Далее Никифор в угрожающей форме потребовал от Харуна ар-Рашида платить ему дань, в противном случае пообещав силой принудить к этому. Халиф ар-Рашид, получив это послание, без промедления выступил в поход против византийцев и занял город Гераклею[6], где захватил много трофеев, включая дочь византийского наместника. Никифор быстро понял, что не сумеет противостоять мусульманам, и запросил мира, обязавшись платить джизью в течение одного года. Харун ар-Рашид принял это условие и отвел войска из Византии.

Как только он отступил, император Никифор вновь нарушил договор. Мусульманская армия не смогла сразу повернуть назад из-за наступления холодов. Это произошло в 188 г. х. На следующий год полководец Ибрахим ибн Исраил вторгся в Византию, и на этот раз против него выступил сам Никифор. В решающем сражении Ибрахим был тяжело ранен, а его армия понесла тяжелейшие потери. В 190 г. х. Харун ар-Рашид снова встал во главе мусульманской армии и повел войска на Византию. Император Никифор вновь запросил мира и согласился выплачивать джизью, одновременно попросив халифа освободить взятую в плен дочь наместника Гераклеи. Халиф согласился удовлетворить его просьбу в обмен на ежегодную джизью, выплачиваемую наместником Гераклеи. Затем Харун ар-Рашид оставил там гарнизон под командованием Укбы ибн Джафара, а сам вернулся в столицу.

В это время жители Кипра нарушили договор с мусульманами и отказались платить джизью. Против них выступил Майуф ибн Йахйа, которому удалось одержать очередную победу.

В 191 г. х. мир между Халифатом и Византией вновь был нарушен, и 10 000-ная армия Халифата предприняла наступление вглубь Византии, однако византийцам удалось нанести мусульманам поражение возле Тарса[7]. Тогда халиф Харун ар-Рашид послал против них 30 000-ную армию во главе с Харсамой ибн Айуном. Войска Халифата разгромили византийскую армию и вошли в Гераклею, где были захвачены богатые трофеи. В 192 г. х. военачальник Сабит ибн Малик еще раз разбил византийцев. После этого между сторонами был установлен мир.

В 187 г. х. обострилась обстановка в Армении, куда неожиданно вторглись тюрки-хазары. Они убили много мирных жителей и взяли в плен много мусульман и зим-миев. Харун ар-Рашид послал туда войска под командованием Хуздймы ибн Хазма и Иазида ибн Мазида. Им удалось остановить хазар и вынудить их вернуться на свои земли.

Кампанию против Византии Харуну ар-Рашиду не удалось завершить из-за волнений в Хорасане, население которого протестовало против непомерных налогов, которыми их обложил наместник халифа. Волнения возглавил Рафи ибн Лейс, внук бывшего омейядского наместника. В 191 г. х. восставшие захватили Самарканд. Харун ар-Рашид сам двинулся на повстанцев, но умер по дороге в городе Тусе.

АЛЬ-АМИН МУХАММАД ИБН ХАРУН АР-РАШИД (193/810-198/814)

Харун ар-Рашид объявил преемником своего малолетнего сына Мухаммада аль-Амина. Он пошел на этот шаг под давлением своей жены Зибейды Султан, за что подвергся критике со стороны приближенных. Спустя многие годы, когда Мухаммад аль-Амин вырос, ар-Рашид усомнился в правильности своего выбора: Мухаммад аль-

Амин предавался развлечениям и удовольствиям, и халиф стал склоняться на сторону другого сына, Абдуллы аль-Мамуна, которого ранее назначил своим вторым наследником. Аль-Мамун был способным и серьезным человеком. Третьим преемником был объявлен еще один сын халифа, аль-Касим. Несмотря на сомнения в правильности своего выбора, халиф ар-Рашид не решился лишить аль-Амина права первенства. В связи с этим, словно предчувствуя противостояние двух братьев, он решил обнародовать свое завещание при большом скоплении народа в мекканской Заповедной мечети во время хаджа; при этом присутствовали аль-Амин и аль-Мамун. Согласно завещанию, преемником Харуна ар-Рашида был назначен аль-Амин; аль-Мамуну были даны широкие полномочия, он должен был стать правителем Хорасана и Рея, и аль-Амин, будучи халифом, не имел права вмешиваться в его дела. Фактически аль-Мамун должен был стать почти независимым правителем. Большие полномочия были предусмотрены и для их третьего брата аль-Касима, назначенного правителем Аль-Джазиры. Аль-Амин и аль-Мамун заверили этот документ и оставили его в Каабе.

Когда в 193 г. х. умер Харун ар-Рашид, люди из окружения аль-Мамуна стали уговаривать его свергнуть брата и взять власть в свои руки. Он отверг их уговоры и отправил аль-Амину послание, в котором писал, что остается верным ему и поддерживает его. В ответ аль-Амин подтвердил все свои обязательства в отношении аль-Мамуна и аль-Касима. Однако в 194 г. х. аль-Амин внезапно сместил своего брата аль-Касима с должности правителя Аль-Джазиры и назначил вместо него Хузайму ибн Хазма. Затем он посягнул на права аль-Мамуна и объявил о назначении преемником своего сына Мусы. Таким образом, он в одностороннем порядке разорвал подтвержденный им договор, хранящийся в Мекке, а его братья аль-Мамун и аль-Касим были лишены прав на Халифат. По приказу халифа этот документ был изъят из Каабы и уничтожен. Халиф аль-Амин пошел на этот шаг под влиянием своего визиря аль-Фадла ибн ар-Раби, который был противником аль-Мамуна и опасался его.

Узнав об этом, аль-Мамун порвал отношения со своим братом и приступил к укреплению боевых позиций в подчиненных ему областях. Он объявил о помиловании Рафи ибн аль-Лейса, который ранее восстал против него в Самарканде; Рафи подчинился ему и перешел на его сторону, Аль-Мамун хорошо принял его и взял под свое покровительство. Затеи он расширил полномочия своего полководца Харсамы ибн Айуна, который ранее воевал против Рафи в Самарканде, тем самым положив конец всем раздорам в подконтрольных ему областях. Аль-Амин стал опасаться усиления аль-Мамуна и послал к нему послов, но переговоры оказались безрезультатными, а один из послов аль-Амина, аль-Аббас ибн Муса согласился шпионить в пользу аль-Мамуна и вернулся в Багдад.

В 195 г. х. халиф аль-Амин назначил правителем Ха-мадана, Исфагша и Кума Али ибн Ису ибн Махана. Эти области находились в подчинении аль-Мамуну, и война между ними была неизбежна. Али ибн Иса получил от халифа приказ начать военные действия против его брата, и войска начали наступление на Рей. Военачальник аль-Мамуна Тахир ибн Хусайн встретил их с 4 000-ным отрядом и одержал победу; Али ибн Иса погиб. Узнав об этом, халиф аль-Амин забеспокоился и отправил против Тахира ибн Хусайна войска под командованием Абдуррахмана ибн Джабала аль-Анбари. Они подошли к Хамадану и попали в окружение. Тахир предложил им сдаться и гарантировал безопасность и неприкосновенность. Они приняли это предложение, но в момент сдачи внезапно нарушили договор и напали на воинов Тахира. Несмотря на большие потери, Тахир сумел мобилизовать силы и вступил в бой с противником. В результате войска Абдуррахмана ибн Джабала аль-Анбари были разгромлены, а сам он был убит. Когда это известие дошло до Багдада, в городе началась паника.

В 196 г. х. халиф аль-Амин послал против аль-Мамуна, войсками которого командовал Тахир ибн Хусайн, 40 000-ную армию под командованием Ахмада ибн Йазида и Абдуллы ибн Хамида ибн Кахтабы, но Тахир хитростью сумел внести раскол между командирами этой армии, и она повернула назад, так и не вступив в бой. Воспользовавшись этим, аль-Мамун приказал Тахиру ибн Хусайну захватить Ахваз, и тот выполнил этот приказ.

Тем временем аль-Амин послал Абдуррахмана ибн Салиха во главе войск в Сирию, чтобы тот заручился поддержкой местного населения и мобилизовал войска, но полководец умер, и командование армией принял аль-Хусайн ибн Али ибн Махан, который вернулся в Багдад, поднял мятеж против халифа, обвинив его в склонности к развлечениям и поведении, недостойном главы государства, призвал население города признать халифом аль-Мамуна. Его сторонники выселили мать халифа аль-Амина Зибейду Султан из ее резиденции. Одна часть населения Багдада поддержала аль-Хусайна, а другая перешла на сторону халифа. Между сторонами произошли столкновения, и халиф аль-Амин одержал победу и пленил аль-Хусайна; позднее он помиловал его и даже назначил его своим визирем, но тот сбежал. Тогда халиф послал за ним своих людей, которые убили его.

Несмотря на этот кратковременный успех, халиф аль-Амин стремительно терял свои позиции. От него отвернулось большинство провинций Халифата, население которых перешло на сторону аль-Мамуна.

Спустя некоторое время к Багдаду подошли военачальники аль-Мамуна Тахир ибн Хусайн и Харсама ибн Айун. Они осадили город, что вызвало очередной раскол в стане халифа и панику среди населения. Многие командиры аль-Амина перешли на сторону аль-Мамуна. Воспользовавшись этим, в 198 г. х. войска Тахира и Харсамы вошли в город, где начались ожесточенные уличные бои. Халиф аль-Амин был вынужден сдаться Харсаме. Тот гарантировал ему безопасность, посадил его на корабль и. попытался вывезти из города. Узнав об этом, Тахир разгневался и потопил корабль. Халифу удалось спастись, и он укрылся в одном из домов, но вскоре был убит группой своих противников.

Аль-Амин любил развлечения, охоту, часто слушал пение темнокожих девушек. Это мешало ему заниматься государственными делами. Никаких изменений на внешних фронтах Халифата при его правлении не произошло. Государства хариджитов и Аглабидов на севере Африки продолжали поддерживать хорошие отношения с аббасид-ским халифом и в определенной степени даже признавали себя его вассалами. Идрисиды и кордовские Омейяды в период его правления продолжали враждовать с Аббаси-дами.

АЛЬ-МАМУН ИБН ХАРУН АР-РАШИД (198/814-218/834)

Аль-Мамун был сыном Харуна ар-Рашида от невольницы Мураджил. Он родился в 170 г. х. После гибели своего брата аль-Амина он остался в Мерве, административном центре провинции Хорасан, и не переехал в Багдад, Оттуда он назначал наместников провинций, которые в тот период имели такую свободу, что могли назначать правителей областей без согласования с халифом. Это привело к такому росту политического влияния некоторых наместников, что они стали подумывать о свержении Аббасидов.

Аль-Мамун поручил вести государственные дела своим ближайшим соратникам, в том числе аль-Хасану ибн Сахлю и его брату аль-Фадлу ибн Сахлю. Фактически он отстранился от управления государством. В Багдаде происходили волнения, вызванные недовольством представителей рода Аббасидов, которые не скрывали несогласия с политикой халифа. Их недовольство усугублялось тем, что он назначил своим преемником Али ибн Мусу ибн Джафара ибн Мухаммада ибн Али ибн аль-Хусайна; он был потомком Пророка Мухаммада, и халиф в знак своего расположения дал ему имя ар-Рида (от арабского «быть довольным»). Дочь аль-Мамуна Умм Хубаб была замужем за Али ар-Ридой, а свою вторую дочь халиф выдал замуж за его сына Мухаммада ибн Али. Аббасиды были возмущены тем, что аль-Мамун завещал престол представителю Алидов. В связи с этим в 201 г. х. багдадские Аббасиды провозгласили халифом дядю аль-Мамуна Ибрахима ибн аль-Махди и нарекли его аль-Мубараком. Его преемником был объявлен его племянник Исхак ибн Муса ибн аль-Махди.

Такой поворот событий вынудил аль-Мамуна в 202 г. х. приехать в столицу. Он взял с собой Али ар-Риду, однако по пути в столицу тот внезапно скончался в Тусе[8]. Некоторые источники утверждают, что Али ар-Рида был отравлен по приказу халифа. Халиф лично совершил заупокойную молитву и принял участие в его похоронах. Затем он оповестил о смерти Али ар-Риды своего наместника в Багдаде аль-Хасана ибн Сахля, Узнав об этом, население Багдада раскололось на сторонников и противников аль-Мамуна. Его сторонникам удалось одержать верх, и они низложили объявленного ранее халифом Ибрахима аль-Махди, который бежал и скрывался до 209 г. х.; затем он был арестован, но помилован по просьбе аль-Хасана ибн Сахля.

Продолжив свой путь в Багдад, халиф аль-Мамун остановился в Нахраване и приказал своему военачальнику Тахиру ибн Хусайну срочно прибыть к нему во главе армии. Тахир подчинился приказу и выступил в путь из Ракки[9]. Прибыв в Багдад, халиф сразу же приступил к кадровым перестановкам. Самые обширные территории к востоку от Багдада, включая провинцию Хорасан, были отданы Тахиру ибн Хусайну, а Харсама ибн Айун попал в немилость, был арестован и умер в темнице при загадочных обстоятельствах.

В 212 г. х. халиф аль-Мамун попал под влияние мута-зилитов[10], которые отстаивали тезис о сотворенности Корана. Ортодоксальное мусульманское богословие отстаивает доктрину вечности и несотворенности Корана; идеи о сотворенности Корана были навеяны доисламскими философиями. Тем не менее, халиф аль-Мамун поддержал эту точку зрения и даже объявил ее официальной идеологией государства. Наряду с этим он провозгласил, что Али ибн Абу Талиб был лучшим из сподвижников Пророка и всех остальных людей, что также противоречило вероучению и вызвало несогласие ортодоксальных богословов.

Тогда халиф решил насадить эти взгляды насильственными методами. В 218 г. х. он начал репрессии против ортодоксальных богословов. Эти меры получили название «михна» («испытание»), поскольку всех ученых проверяли на благонадежность и лояльность режиму. Пострадали многие известные ученые, которые сопротивлялись попыткам навязать мусульманам воззрения правящей элиты. Одним из пострадавших от репрессий был и величайший мусульманский ученый Ахмад ибн Ханбал.

Крупных внешних войн в период правления аль-Ма-муна не велось - этому препятствовали как нестабильное положение внутри Халифата, так и дворцовые перевороты и потрясения в Византии. Тем не менее, в 215-218 гг. х. халиф аль-Мамун организовал несколько походов на Византию.

В 202 г. х. в состав Халифата вошли города Лаз и Шираз[11] в Табаристане.

В ходе военных операций аль-Мамун убедился в снижении боеспособности армии Халифата. Арабы уже не хотели воевать, поскольку большая часть из них жила в достатке и роскоши. В таком же положении находились и персы. Поэтому халиф аль-Мамун решил укомплектовать армию воинственными тюрками, которые проживали в отдалении от основных центров империи в районах, не отличавшихся высоким уровнем жизни. Привлечение тюрков в войска Халифата было поручено брату халифа аль-Мутасиму.

В 218 г. х. халиф аль-Мамун умер и оставил престол своему брату аль-Мутасиму Абу Исхаку Мухаммаду ибн ар-Рашиду.

Политические движения при халифе алъ-Мамуне

Нестабильным положением в Халифате после столкновений между сторонниками аль-Амина и аль-Мамуна воспользовалась оппозиция. Антигосударственные движения, возникшие в период царствования аль-Мамуна, различались как по своей идеологической сути, так и по методам ведения борьбы.

Наиболее острым было противостояние между Абба-сидами и Алидами, которые считали себя членами семьи Пророка. Обе эти хашимитские династии в свое время вели борьбу с Омейядами, но после прихода к власти Аб-басидов между ними возникли противоречия, которые переросли в вооруженную борьбу.

Одним из самых крупных выступлений было восстание потомка аль-Хусайна ибн Али - Ибн Табатабы в Ку-фе. Он протестовал против несправедливого правления аль-Мамуна и выражал недовольство отстранением ха-шимитов от власти, поскольку государством фактически правили аль-Хасан ибн Сахль и его брат аль-Фадл. Ибн Та-батаба изгнал аббасидского наместника Куфы и занял его место. Аль-Хасан ибн Сахль отправил против восставших 10 000-ную армию, однако она потерпела поражение от командовавшего восставшими военачальника Ибн Табатабы Абу ас-Сараи. После этой победы Ибн Табатаба внезапно умер; существует предположение, что он был отравлен своим полководцем. После его смерти Абу ас-Сарая объявил лидером движения другого потомка аль-Хусайна ибн Али - Мухаммада ибн Мухаммада ибн Зайда ибн Али, но фактически же взял власть в свои руки. После этого Аббасиды еще раз двинули против него войска, но опять потерпели поражение. Вскоре повстанцы захватили Басру, Васит и Мадаин, но позже потерпели поражение, и Мадаин был оставлен ими.

Сторонники Алидов изгнали Аббасидов из Куфы и захватили все принадлежавшие им дома. Абу ас-Сарая приказал аль-Хусайну ибн аль-Хусайну аль-Афтасу ибн Али Зайн аль-Абидину двинуться на Мекку, захватить город и подготовиться к сезону паломничества. Когда аль-Хусайн ибн аль-Хусайн подошел к городу, наместник Аббасидов Дауд ибн Иса бежал, но Алид не решился на штурм святыни. В том году хадж прошел без руководителя, но после окончания хаджа войска аль-Хусайна вошли в город. Другой потомок аль-Хусайна ибн Али по имени Мухаммад ибн Сулайман ибн Дауд ибн аль-Хасан был послан в Медину и занял город.

В 200 г. х. полководец халифа аль-Мамуна Харсама ибн Айун выступил против Абу ас-Сараи и разгромил его армию. Абу ас-Сарая бежал, но был схвачен и казнен.

В это время в Басре восстал другой потомок аль-Хусайна ибн Али по имени Зайд ибн Муса ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Али. Его прозвали Зайд ан-Нур («свет») за то, что в Басре он предал огню все дома, принадлежавшие Аббасидам. Это движение также потерпело поражение, а его лидер был брошен в темницу в Багдаде.

Аль-Хусайн ибн аяь-Хусайн не сумел справиться с управлением Мекки и совершил много несправедливых поступков. Алиды сместили его и назначили другого члена своей семьи - Мухаммада ибн Джафара ибн Мухамма-да аль-Бакира, хотя тот вовсе не стремился к власти; он выступал против несправедливых действий Алидов, обладал глубокими знаниями и заслужил любовь и доверие народа. Богословию он обучался у своего отца Джафара ас-Садика, одного из величайших ученых Медины. Му-хаммад ибн Джафар не сумел урегулировать обстановку в городе, и вместо него правили его сын Али и родственник аль-Хусайн ибн аль-Хусайн.

В это время из Йемена против Алидов выступили войска Аббасидов под командованием Исхака ибн Мусы. Вначале успех не сопутствовал ему, и он отошел от города, но затем получил подкрепление и одержал победу над Алидами, которые бежали из города. Мухаммад ибн Джафар публично отказался от своих притязаний и признал халифом аль-Мамуна.

Еще один потомок аль-Хусайна ибн Али по имени Иб-рахим ибн Муса ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Али ибн Али Зайн аль-Абидин, узнав о восстании в Куфе, поднял мятеж в Йемене и изгнал оттуда аббасидского наместника, но тоже потерпел поражение.

В 207 г. х. в Йемене поднял восстание Абдуррахман ибн Ахмад ибн Абдулла ибн Мухаммад. Он был потомком Умара ибн Али ибн Абу Талиба и ратовал за восстановление прав семьи Пророка. Халиф послал против него большую армию; одновременно он послал ему письмо, в котором обещал помиловать его, если тот сложит оружие. Когда правительственные войска вошли в Йемен, Абдуррахман сдался и последовал за ними в Багдад.

Восстание Бабека

Самым мощным антигосударственным выступлением в период правления аль-Мамуна было восстание Бабека в Азербайджане. Бабек рано потерял отца и вынужден был стать пастухом, чтобы прокормить мать. Будучи еще ребенком, он столкнулся с трудностями, которые оставили в его памяти неизгладимый след и заставили возненавидеть существующий порядок и моральные устои общества.

Позднее Бабек поступил на службу к Джавидану ибн Серику, от которого воспринял воззрения хуррамитов - приверженцев маздакизма[12], принимавших активное участие в борьбе против Халифата в Иране, Азербайджане и Средней Азии; они участвовали в восстаниях Абу Муслима, Муканны, Бабека. Попав под влияние хуррамитов, Бабек уверовал в переселение душ и стал проповедовать дуалистические идеи о наличии злого и доброго начал. По сообщениям историков, он проповедовал даже аморальные идеи об общности женщин.

После смерти Джавидана ибн Серика Бабек женился на его вдове и получил все состояние покойного. Воспользовавшись активным распространением хуррамизма, в 201 г. х. Бабек, собрав единомышленников, выступил против Арабского халифата и добился значительных успехов, захватив несколько крепостей. Халиф аль-Мамун в это время находился еще в Мерве; вернувшись в Багдад, он в 204 г. х. послал против Бабека войска, командование которыми было поручено правителю Аль-Джазиры Йахйе ибн Муазу. Между аббасидскими войсками и хуррамита-ми произошли кровопролитные сражения, которые не принесли победы ни одной из сторон. В 205 г. х. Йахйа умер, и командование войсками принял правитель Азербайджана и Армении Иса ибн Мухаммад ибн Абу Халид, но потерпел от Бабека сокрушительное поражение.

После этого халиф аль-Мамун назначил правителем Азербайджана и Армении Зурайка ибн Али ибн Садаку аль-Йазди, который в 209 г. х. отправил против хуррамитов войска под командованием Ахмада ибн аль-Джунайда. Войско было разгромлено, а Ахмад попал в плен к Бабеку. Тогда халиф назначил правителем Азербайджана Ибрахима ибн аль-Фадла аль-Таджиби, который в борьбе с хуррамитами также не добился успехов. В 212 г. х. аль-Мамун назначил наместником этого региона Мухаммада ибн Ха-мида, но в 214 г. х. Бабек захватил его в плен и казнил.

Со временем Бабек приумножил свои силы, и это вынудило аль-Мамуна послать против него в 218 г. х. еще одну армию во главе с Исхаком ибн Ибрахимом, но тот умер, так и не встретившись с хуррамитами. Халиф аль-Мамун не сумел подавить восстание Бабека, но это удалось его преемнику аль-Мутасиму.

Восстание Насра ибн Шибса алъ-Укайли

Предок Насра ибн Шибса аль-Укайли в период правления Омейядов был государственным чиновником. Наср ибн Шибс поднял восстание, руководствуясь националистическими мотивами - из недовольства тем, что при Аббасидах арабы в Халифате не обладали преимуществами перед другими народами. Наср отказался признать халифом аль-Мамуна и поднял восстание в Кайсуме[13], а затем захватил Самсат[14], где к нему присоединились кочевые арабы. В 199 г. х. он окружил Харран и перешел на восточный берег Евфрата. Алиды хотели сблизиться с Насром, но он отказался соединяться с ними, как отказался и от союза с Омейядами. Он сражался с войсками Халифата до 210 г. х., а затем был пленен и доставлен в Багдад.

АЛЬ-МУТАСИМ МУХАММАД ИБН ХАРУН АР-РАШИД (218/834-227/843)

Аль-Мутасим Мухаммад был сыном Харуна ар-Раши-да от невольницы Мариды, дочери персиянки из Согда; он родился в Багдаде в 179 г. х. Находясь при смерти, халиф аль-Мамун хотел объявить своим наследником своего сына Аббаса, но тот отказался от престола в пользу своего дяди аль-Мутасима.

Самыми важными достижениями мусульман за время правления аль-Мутасима было подавление восстания Бабека и нанесение ударов по Византии, благодаря поддержке которой Бабек сумел длительное время противостоять войскам Халифата.

Аль-Мутасим комплектовал свою армию исключительно из тюрков. Опираясь на их поддержку, он пресекал любые заговоры против своей власти. Когда же его действия вызвали обеспокоенность у населения Багдада, он распорядился построить на левом берегу Тигра в 100 км к северу от Багдада город Самарру, куда в 220 г. х. перенес свою резиденцию.

В вопросах религии он разделял воззрения своего брата, считал Коран сотворенным и продолжал гонения на ортодоксальных богословов. Аль-Мутасим репрессировал многих ученых, выступавших против учения мутазилитов; некоторые из них погибли в тюрьмах от пыток.

Подавление восстания Бабека и война с Византией

Бабек постепенно расширял границы своего влияния, и на подконтрольных ему территориях распространялись воззрения хуррамитов.

Придя к власти, аль-Мутасим послал против него Ис-хака ибн Ибрахима, затем в 220 г. х. против Бабека выступил Абу Сайд Мухаммад ибн Йусуф, и в результате этих двух походов аббасидская армия добилась значительных успехов. Для окончательного подавления восстания аль-Мутасим отправил в Азербайджан из Усрушаны[15] персидского полководца Хайдара ибн Кауса, известного под именем Афшин. На помощь ему прибыла еще одна армия под командованием Буйук Буги. Афшин был талантливым полководцем и длительное время изучал местность и тактику противника. Он воевал с мятежниками на протяжении двух лет, после чего разгромил их войска. В 222 г. х. армия Халифата заняла основной оплот восставших - город Базз. Афшину удалось схватить Бабека и его ближайших сподвижников и отправить к халифу в Самарру, где они были публично казнены в 223 г. х.

Афшин назначил правителем Азербайджана Менгюджура из Усрушаны. Тот присвоил большие богатства, доставшиеся мусульманам после разгрома хуррамитов. Свидетели этого преступления выдали Менгюджура, но он не признал своей вины и казнил этих свидетелей, бежав затем в Ардебиль[16]. Тогда халиф аль-Мутасим приказал Афшину выступить против Менгюджура. Несмотря на упорное сопротивление, Менгюджур потерпел поражение и скрылся в одной из крепостей, но Афшину удалось арестовать его и переправить в Самарру.

Восстание Бабека активно поддерживала Византия. После каждого поражения бабекиты отходили к границам Византии и получали помощь и подкрепления для дальнейшей борьбы против мусульман. Даже находясь в окружении в крепости Базз, Бабек поддерживал связь с византийским императором Феофилом и уговаривал его начать наступление на Халифат - он уверял Феофила, что армия Халифата целиком задействована в войне против хуррамитов, и у мусульман нет сил для противостояния византийцам. После этих уговоров византийский император во главе большой армии выступил против Халифата. Среди его войск было немало хуррамитов, которые бежали к нему после поражения в Азербайджане.

Феофил захватил Забтару[17] и разрушил город. Он пленил мирных жителей и убил много женщин и детей. Затем он двинулся на Малатью и осадил там несколько крепостей. Халиф аль-Мутасим объявил мобилизацию и лично выступил во главе войск. Свой лагерь он развернул на берегу Тигра и послал на помощь забтарцам Оджайфа, сына Анбасы, и Умара аль-Фергани, но они не обнаружили там византийцев, поскольку те после погромов и бесчинств успели покинуть город.

После этого халиф аль-Мутасим вступил на территорию Византии. Он сразу же двинулся на крепость Аммурия - самый мощный оплот византийцев в этом регионе. Мусульманскими войсками в этой операции командовали сам аль-Мутасим и его полководцы Афшин и Ашназ. В 223 г. х. Аммурия была осаждена. После ожесточенных боев часть крепостной стены была разрушена, и туда устремились аббасидские войска. Им удалось захватить город и разгромить императорскую армию. Взятием Аммурии халиф аль-Мутасим отомстил противнику за погромы в Забтаре.

Восстание Мазъяра в Табаристане

Мазьяр ибн Карын восстал против халифа аль-Мутасима, и против него выступил один из командующих аббасидских войск Абдулла ибн Тахир. Есть сообщения о том, что повстанцев поддерживал Афшин. Когда халиф аль-Мутасим послал в Табаристан войска из Багдада, Мазьяр решил не вступать с ними в бой и сдался.

После этого халиф разгневался на Афшина за то, что тот оказал поддержку Мазьяру. Его также обвинили в поддержке Менгюджура. Тогда Афшин начал планировать заговор против халифа и его приближенных, а позднее сбежал в Армению и попытался перейти оттуда к хазарам, но это ему не удалось - он попал в руки аль-Мутасима и умер в темнице в 226 г. х.

АЛЬ-ВАСИК ХАРУН ИБН МУХАММАД (227/843-232/847)

Харун ибн Мухаммад аль-Васик родился в Мекке в 196 г. х. и стал халифом после смерти своего отца аль-Мутасима. Он также поддерживал идею о сотворенности Корана; более того, он приказал наместнику Басры допросить всех ученых, чтобы убедиться в их приверженности мута-зилитским воззрениям. Одним из богословов, активно выступавших против идеи сотворенности Корана, был известный ученый и знаток хадисов Ахмад ибн Наср ибн Малик ибн аль-Хайсам аль-Хузаи; он был убит по приказу халифа аль-Васика, несмотря на то, что его дед Малик ибн аль-Хайсам был одним из активных сторонников Аббасидов.

В 229 г. х. халиф аль-Васик обвинил многих государственных чиновников в халатном отношении к своим обязанностям, приговорил их к ударам палками и наложил на них тяжелейшие материальные штрафы.

К важным историческим событиям этого периода относится и обмен пленными между византийцами и мусульманами, который состоялся в 231 г. х. Были обменены тысячи военнопленных с обеих сторон.

АЛЬ-МУТАВАККИЛЬ ДЖАФАР ИБН МУХАММАД АЛЬ-МУТАСИМ (232/847-247/861)

Джафар ибн Мухаммад был братом халифа аль-Васика. Он родился в 205 г. х.; его матерью была невольница Шуджа. После смерти аль-Васика тюркская стража хотела привести к власти его сына Мухаммада, однако потом перешла на сторону аль-Мутаваккиля. Придя к власти, тот без промедления арестовал визиря своего брата Мухаммада ибн Абдулмалика аз-Заййата, которого невзлюбил за то, что тот поддерживал кандидатуру его соперника Мухам-мада; он не мог простить ему и того, что визирь аз-Заййат оказывал большое влияние на его брата, который долгое время враждовал с ним. В скором времени аз-Заййат скончался в темнице. Затем аль-Мутаваккиль сменил многих неблагонадежных государственных чиновников и командиров армии.

Халиф аль-Мутаваккиль издал указ о том, что на территории Халифата немусульмане должны одеваться в одежды, отличающиеся от одежды мусульман (ранее подобное распоряжение отдал халиф Харун ар-Рашид). Он распорядился разрушить все церкви, построенные при мусульманах; кроме того, по его приказу была разрушен мавзолей над захоронением аль-Хусайна ибн Али в Кербеле и прилегающие к нему постройки.

Аль-Мутаваккиль объявил преемниками своих сыновей аль-Мунтасира, аль-Мутазза и аль-Муаййада, после чего он назначил их на высокие посты.

Он запретил вести дебаты относительно несотворен-ности Корана и разослал этот приказ во все концы государства, помиловал всех репрессированных богословов. Имама Ахмада ибн Ханбала, который в период торжества мутазилитов был брошен в темницу и подвергался бичеванию, халиф пригласил в Багдад и принял с большими почестями. Он никого не назначал на высшие судебные должности без консультации с имамом Ахмадом.

Аль-Мутаваккиль стал первым халифом, который официально стал придерживаться одного мазхаба[18], будучи последователем имама аш-Шафии.

Халиф любил Дамаск и хотел перенести туда столицу. В 244 г. х. он развернул строительство на севере города и построил там большой дворец, но пробыл в Дамаске всего около двух месяцев, после чего начал строительство города Аль-Махуза неподалеку от Самарры. Позднее этот город стал называться Аль-Мутаваккилиййа (или Аль-Джафа-риййа). Туда халиф и переехал в 246 г. х.

В последние годы своего правления аль-Мутаваккиль решил сделать своим преемником аль-Мутазза, который ранее был вторым наследником престола после аль-Мунтасира. Это вызвало недовольство аль-Мунтасира, которое переросло во вражду между ним и отцом и привело к тому, что тюркская гвардия халифа, которая тоже была недовольна аль-Мутаваккилем, вошла в сговор с аль-Мунтасиром. После праздника Ид аль-Фитр 247 г. х. гвардейцы-заговорщики ворвались в покои аль-Мутаваккиля и убили халифа.

Политические движения при халифе аль-Мутаваккиле

При аль-Мутаваккиле во многих областях Халифата были отмечены народные волнения, нередко перераставшие в вооруженные восстания.

В Азербайджане началось восстание под предводительством Мухаммада ибн аль-Буайса. Ранее он уже был инициатором антигосударственного мятежа, был схвачен, но бежал и, вернувшись в Азербайджан, снова поднял восстание. Наместник Азербайджана Мухаммад ибн Хатам ибн Харсама не сумел справиться с повстанцами, и его сменил Хамдавайх ибн Али ибн Фадл ас-Саади. Когда новый наместник добрался до Меренда[19], там его атаковал отряд Мухаммада ибн аль-Буайса, но силам военачальника Таки Буги аш-Шараби удалось его окружить, пленить и переправить в Самарру. Там мятежник был приговорен к казни, но затем помилован халифом.

В Самарре объявил себя Пророком некий Махмуд ибн аль-Фарадж ан-Нишапури. Попав в окружение, он продолжал сопротивляться и был убит, а его сторонники брошены в темницу.

В Армении поднял восстание армянский патриарх, стремившийся захватить власть в провинции. Халифский наместник Йусуф ибн Мухаммад арестовал его и отправил к халифу, где патриарх вместе со своим сыном приняли Ислам. Однако восставшие армяне-христиане окружили Йусуфа ибн Мухаммада и убили его. В ответ халиф аль-Мутаваккиль двинул против них войска под командованием Таки Буги аш-Шараби. Тот разгромил восставших и захватил в плен убийц Йусуфа ибн Мухаммада; часть из них он казнил, а других обратил в рабство и продал. После восстановления халифской власти над Арменией аш-Ша-раби двинулся на Тифлис и захватил город.

В 240 г. х. жители Хомса подняли восстание против наместника Абуль Кайса Мусы ибн Ибрахима, желая отомстить за казнь одного из уважаемых в городе людей. Наместник был изгнан из города, и вместо него халиф назначил Мухаммада ибн Абдавайха, которого население приняло. Казалось, конфликт был исчерпан, однако на ход событий повлияли христиане Хомса - они спровоцировали население к восстанию против нового наместника, и в 241 г. х. жители города решили убить Мухаммада ибн Абдавайха. Халиф аль-Мутаваккиль был вынужден направить в Хомс войска, которые навели порядок в городе.

В 237 г. х. волнения были отмечены и в провинции Систан, однако они были подавлены войсками.

Война с Византией

В 238 г. х. византийский флот из 300 кораблей напал на порт Дамьетта в дельте Нила. Большая часть населения бежала из города. Византийцы учинили погромы, разрушили главную мечеть, убили мужчин, не успевших спастись бегством, и пленили много женщин. Всего же в плен попали около 20 000 мусульман, которым было предложено принять христианство, после чего они получали право жить на территории империи; в случае отказа им угрожала смертная казнь (действительно, в 241 г. х. 12 000 пленных мусульман, отказавшихся принять христианство, были казнены). Тогда же византийцы напали на селение Айнзарба возле Масисы и захватили много пленных. Власти Халифата заплатили выкуп и спасли жизни 1000 человек. В ответ на эти нападения в 238 г. х. полководец Али ибн Йахйа аль-Армани предпринял неудачный поход на Византию.

Затем византийцы напали на провинцию Аль-Джази-ра Они захватили в плен и увезли в Амид около 10 000 мусульман. Выступившие против них войска Халифата во главе с Умаром ибн Абдуллой ибн аль-Актой не успели догнать врага на мусульманской территории и не решились вторгаться в пределы Византии.

В 239 г. х. Али ибн Йахйа аль-Армани предпринял еще одну атаку на Византию. В 243 г. х. аль-Мутаваккиль послал в очередной поход на Византию аш-Шараби.

В 245 г. х. византийский император выступил с инициативой обмена пленными, но этот обмен произошел только через год. За этот год византийская армия напала на Самсат и захватила еще 500 пленных. В ответ на это Али ибн Иахйа аль-Армани еще раз выступил в поход на Византию; одновременно в Византию вторгся другой полководец, Умар ибн Абдулла. Командующий армией Халифата аль-Фадл ибн Карын во главе морского флота напал на Анталию и захватил эту область. В результате этих походов мусульмане захватили 18 000 пленных и освободили около 2 500 плененных ранее мусульман.


[1] Ибадиты - умеренная хариджитская секта, отделившаяся от азракитов после того, как в 65 г. х. основатель секты Абдулла ибн Ибад отказался выступить против Омейядов.

[2] Тлсмсен - город на северо-западе Алжира у Тлемсенских гор.

[3] Сиджильмаса - средневековый город в Южном Марокко, конечный пункт караванного пути из Западного Судана.

[4] Малатья - город на юго-востоке Турции.

[5] Дейлемиты - жители северных горных районов Ирана на юге Каспийского моря.

[6] Гераклея - ныне г. Эрегли в вилайете Зонгулдак в Турции.

[7] Тарс - город на юго-востоке Малой Азии, в провинции Адана.

[8] Тус - город в провинции Хорасан.

[9] Ракка - город в Турции.

[10] Мутазилиты - представители первого крупного направления в каламе - науке о личностных и атрибутивных качествах Аллаха, сущности пророчества, о начале и конце бытия в соответствии с положениями Ислама. Целью калама является объяснение положений Ислама на основании доводов разума, отведение всех сомнений в истинности его положений, ответы на доводы оппонентов. Калам часто (и справедливо) называют рационалистической мусульманской философией, но в то же время калам отличается от общей философии тем, что, помимо доводов разума, признает и имеет своим источником также и Божественное Откровение; точнее, доводы разума приводятся в соответствие с доктриной Откровения. Знатоков калама называют мутакаллимами. При халифе аль-Мамуне мутазилизм стал официальной идеологией Халифата, а проповедуемая им идея о сотворенности Корана рассматривалась как критерий преданности правительству. Деятельность му-тазилитов дала толчок развитию арабского перипатетизма- фалсафы.

[11] Шираз - город на юго-западе Ирана, в провинции Фарс.

[12] Маздакизм - дуалистическое учение, представлявшее собой синкретическую смесь зороастризма, христианства, ислама и различных суеверий.

[13] Кайсум - город на северо-западе Сирии к северу от Алеппо.

[14] Самсат - город в Турции.

[15] Усрушана (Уструшана) - историческая область в Средней Азии, охватывающая северо-западные районы современного Таджикистана и сопредельные территории Узбекистана.

[16] Ардебиль - город в Восточном Азербайджане, на северо-востоке современного Ирана.

[17] Забтара - город в Турции недалеко от Малатьи.

[18] Мазхаб - религиозно-правовая школа в Исламе. Среди суннитов наиболее распространенными являются школы, основанные на взглядах имамов Абу Ханифы Нумана ибн Сабита, Малика ибн Анаса, Мухамма-да ибн Идриса аш-Шафии, Ахмада ибн Ханбала. Среди шиитов наиболее распространенным является джафаритский мазхаб.

[19] Меренд - город в Восточном Азербайджане, между Тебризом и Джульфой.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова