Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: ислам.

Айдын Али-задэ

ХРОНИКА МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

/ I-VII веков хиджры/

К оглавлению

Глава V

ХАЛИФАТ АББАСИДОВ: ПЕРИОД УПАДКА

(247/861-334/946)

Вмешательство гвардии в политическую жизнь

Считается, что эпоха величия и могущества Аббасидского халифата окончилась правлением халифа Аль-Мута-ваккиля. В период 247-334 гг. х. халифы были настолько слабы, что фактически не принимали участия в государственных делах; всей полнотой власти обладали военные чины, свергавшие неугодных им халифов и приводившие на их место других. Военачальники постоянно враждовали друг с другом, вовлекая в свои конфликты и халифов. Это привело к анархии в государстве.

При жизни Пророка Мухаммада и в период правления праведных халифов мусульманское государство не обладало регулярной армией, но при необходимости мусульмане могли в кратчайшее время собрать войско и отправиться в поход; воины беспрекословно подчинялись халифам и выполняли любые их приказы, халифы же назначали командиров подразделений и отрядов. Для управления войском и своевременного наказания провинившихся к командованию отрядами привлекались и вожди различных племен.

Чтобы солдаты не привыкали к комфорту городской жизни и не вмешивались в общественную жизнь, халиф Умар запретил военным жить в городах и распорядился расселять их вдалеке от населенных пунктов. В результате были созданы военные поселения и пограничные города Басра, Куфа, Фустат. Эта политика была продолжена Омейядами, которые вели полномасштабные войны и завоевывали новые территории.

Однако с падением авторитета власти халифов все изменилось. Армия все меньше заботилась о продолжении войн с внешними врагами и все активнее участвовала во внутренних делах Халифата, чему способствовало и привлечение войск для подавления мятежей и восстаний. С другой стороны, уровень жизни населения возрос настолько, что люди уже не стремились добровольно служить в армии, а это могло привести к ослаблению контроля над огромными завоеванными территориями. Эти обстоятельства привели к тому, что халифы стали создавать качественно новую регулярную армию и вводить воинскую повинность. Регулярная армия нового типа стала комплектоваться из недавно принявших Ислам воинственных тюркских народов, заселявших окраины Халифата и имевших не такой высокий уровень жизни, как арабы и персы. Кроме того, халифы стали привлекать на военную службу пленников, попадавших в руки мусульман в ходе войн с тюрками; наиболее способным из них они давали хорошее образование, после чего назначали на высокие должности в армии. Посредством тюркских воинов халифы решали многие политические проблемы и постепенно попали в зависимость от них. Со временем это привело к повышению авторитета и влияния тюркских военачальников, которые усилились настолько, что подчинили себе халифов, вынужденных выполнять их требования. Все это привело к тому, что в 247 г. х. военные убили неугодного им халифа аль-Мутаваккиля. Следующие халифы становились марионетками в руках армии. Военные смещали или убивали неугодных им монархов и назначали «удобного» для них халифа. Произвол тюркских военачальников продолжался до прихода к власти персидских правителей из династии Буидов в 334 г. х.

Буиды - иранская династия родом из Дейлема, области на южном побережье Каспийского моря. Захватив Багдад, они установили свое политическое господство и оставили за Аббасидами только права духовных наставников. Вскоре после этого Буиды распались на ряд борющихся между собой группировок. Они положили конец влиянию тюркских командиров, но для утверждения своей власти применяли те же методы, что и тюрки. Буиды исповедовали шиизм, и в период их господства в Халифате началось суннитско-шиитское противостояние. В большинстве регионов мусульманского мира усилилось влияние шиитов, которые создали большие государства (Фатимидов, карма-тов). Это еще более углубило раскол в мусульманском обществе. Буиды сохраняли влияние до 447 г. х., после чего к власти пришли турки-сельджуки, которые ранее населяли Мавераннахр. Они завоевали большие территории и вошли в Багдад. Будучи суннитами, сельджуки подавили шиитские мятежи и даже ликвидировали их государства. Они сумели успешно противостоять начавшейся экспансии европейских христианских государств и одновременно воевать против Византии. В числе наиболее выдающихся правителей этого периода были турецкий атабек Нур ад-Дин Занги и султан Салах ад-Дин Айюби. Но спустя некоторое время положение в мусульманском мире опять изменилось в худшую сторону, и так продолжалось до полного распада Аббасидского халифата в 656 г. х. Халифами этого периода были:

1. Аль-Мунтасир Биллах (247/861-248/862)

2. Аль-Мустаин Биллах (248/862-252/867)

3. Аль-Мутазз Биллах (252/867-255/870)

4. Аль-Мухтади Биллах (255/870-256/871)

5. Аль-Мутамид Аляллах (256/871-279/892)

6. Аль-Мутадид Биллах (279/892-289/902)

7. Аль-Муктафи Биллах (289/902-295/908)

8. Аль-Муктадир Биллах (295/908-320/932)

9. Аль-Кахир Биллах (320/932-322/934)

10. Ар-Ради Биллах (322/934-329/940)

11. Аль-Муттаки Лиллах (329/940-333/945)

12. Аль-Мустакфи Биллах (333/945-334/946)

АЛЬ-МУНТАСИР БИЛЛАХ (247/861-248/862)

Аль-Мунтасир родился в 222 г. х. в Самарре. Его мать была невольницей, родом из Византии. Он стал халифом после убийства его отца.

Аль-Мунтасир почитал и уважал Алидов. Он передал им Фадак[1] и отменил запрет на посещение могилы аль-Хусайна ибн Али в Кербеле.

Придя к власти, он обвинил в убийстве своего отца визиря аль-Фатха ибн Хакана и казнил его. Период его правления был недолгим - он правил всего 6 месяцев. Халиф аль-Мунтасир умер при загадочных обстоятельствах от боли в горле, что дало основание предположить, что он был отравлен. После его смерти тюркская гвардия остерегалась привести к власти кого-либо из его сыновей, опасаясь мести, и поэтому халифом сделали аль-Мустаина Биллаха, дядю аль-Мунтасира.

АЛЬ-МУСТАИН БИЛЛАХ (248/862-252/867)

Аль-Мустаин Биллах родился в 221 г. х. Его матерью была невольница Макхарик.

Придя к власти, он назначил визирем тюрка Атамыша, но впоследствии тот был обвинен в казнокрадстве, что вызвало недовольство других тюркских командиров, которые сами же убили его. Тогда аль-Мустаин Биллах назначил визирем другого тюрка Васифа аль-Ахваза. Тот вместе с тюркским командиром Кучуком Бугоем устроил заговор против военачальника Багира, ранее участвовавшего в заговоре против халифа аль-Мутаваккиля, и убили его.

Затем тюркские командиры взбунтовались против халифа, но прекратили бунт и попросили прощения за свои действия. Однако халиф не принял их извинений и уехал из Самарры в Багдад. Тогда тюркская гвардия подняла мятеж в Самарре и освободила всех заключенных, после чего перешла на сторону брата халифа аль-Мутазза. В 252 г. х. после многочисленных столкновений халиф отрекся от власти, а затем был убит в Басите подосланным его братом убийцей.

Междоусобицы в Халифате привели к ослаблению государственной власти. На внешних фронтах началась череда тяжелых поражений. В 248 г. х. византийцы нанесли мусульманской армии сокрушительное поражение под Малатьей. Командующий Умар ибн Абдулла ибн аль-Акта был убит. Потерпела поражение и спешившая им на помощь другая армия под командованием Али ибн Йахйи аль-Армани, который также погиб. Народ был возмущен действиями верховной власти, которая погрязла в междоусобицах и не могла обеспечивать безопасность населения. Состоятельные жители Багдада больше не полагались на халифа и начали сбор средств для обеспечения безопасности границ Халифата.

В различных регионах государства вспыхивали восстания. В Куфе восстал Алид Абуль Хусайн Йахйа ибн Умар, однако в 250 г. х. это восстание было подавлено. Еще одно неудавшееся восстание поднял в Куфе другой потомок Али ибн Абу Талиба, аль-Хусайн ибн Мухаммад.

Другой Алид, аль-Хасан ибн Зайд возглавил восстание в Табаристане. Поводом для мятежа стали земельные споры между представителем халифа и населением.

Еще один представитель династии Алидов Ахмад ибн Иса восстал в Рее, но был схвачен и казнен по приказу халифа аль-Мутазза Биллаха.

АЛЬ-МУТАЗЗ БИЛЛАХ МУХАММАД ИБН ДЖАФАР АЛЬ-МУТАВАККИЛЬ (252/867-255/870)

Аль-Мутазз родился в 232 г. х. Его матерью была невольница из Византии по имени Кабиха.

Он возглавил государство в 19 лет и стал самым молодым монархом за всю предшествовавшую историю Халифата. При нем часто возникали дворцовые интриги и заговоры, а также конфликты между членами семьи халифа и тюркскими командирами. Аль-Мутазз Биллах лишил своего брата аль-Муаййада права на престол и бросил его в темницу, другой его брат Абу Ахмад тоже был арестован; однако двух других братьев - Абдуллу и Сулаймана - он назначил на высокие посты.

В этот период в Хамадане поднял восстание некий Абдулазиз ибн Абу Далф. Халифская армия под командованием Мусы, сына Буйука Буги, сумела подавить этот мятеж.

Другое восстание поднял дейлемский принц Ибн Джустан, к которому присоединились Алиды Ахмад ибн Иса и Хусайн ибн Ахмад. Повстанцы изгнали правителя Абдуллу ибн Азиза и стали убивать мирное население в Рее. Жители города были вынуждены откупиться от них. Абдулла ибн Азиз вернулся и сразился с повстанцами. Ахмад ибн Иса попал в плен и был казнен. Такая же участь постигла и другого Алида - аль-Хасана ибн Зайда, восставшего в Табаристане.

В 254 г. х. основатель государства Саффаридов Йакуб ибн Лайс ас-Саффар захватил провинции Кирман и Фарс. Халифские войска во главе с Мусой, сыном Буйука Буги, были заняты подавлением восстания аль-Хусайна ибн Ахмада в Казвине. Это восстание было подавлено, однако аль-Хусайну удалось бежать в Дейлем.

В 253 г. х. армия во главе с Мухаммадом ибн Муазом выступила в поход против Византии, однако была разгромлена; сам Мухаммад ибн Муаз попал в плен к византийцам.

Правление аль-Мутазза Биллаха окончилось тем, что армейские командиры вынудили его отречься от престола в пользу брата аль-Мухтади Биллаха, который выслал его из Самарры в Багдад. Через несколько дней он был арестован и подвергнут пыткам. Не выдержав пыток, аль-Мутазз Биллах умер.

АЛЬ-МУХТАДИ БИЛЛАХ МУХАММАД ИБН ХАРУН АЛЬ-ВАСИК (255/870-256/871)

Аль-Мухтади родился в 209 г. х. в Самарре. Его матерью была невольница по имени Варда.

Он был набожным и благородным правителем, решительно претворял в жизнь религиозные законы, запретил музыку и танцы. Халиф не позволял чиновникам несправедливо обходиться с народом. Он часто постился и вел скромный образ жизни. Люди из его окружения говорили, что он глубоко почитал Умара ибн Абдулазиза, который вошел в историю как самый набожный и благочестивый халиф из династии Омейядов - аль-Мухтади часто говорил, что хотел бы, чтобы о нем вспоминали как о самом набожном и благочестивом правителе из династии Аббаси-дов. Он уважал богословов и хорошо отзывался об имаме Ахмаде ибн Ханбале, который был репрессирован его предками; однажды он даже сказал, что если бы мог, то отказался бы от своих предков из-за их несправедливого отношения к имаму Ахмаду.

Вначале он отказался принимать присягу от подданных и приказал привести к нему его брата аль-Мутазза Биллаха, которого приветствовал как халифа. Лишь после того, как аль-Мутазз при свидетелях заявил, что больше не может исполнять обязанности правителя, он принял присягу от своего брата и согласился стать очередным монархом.

Через несколько дней аль-Мутазз Биллах был убит военачальником Салихом ибн Васифом, который завладел богатствами его матери Кабихи и даже принудил ее выйти за него замуж. После этого он убил визиря Ахмада ибн Исрафила и присвоил его состояние. Халиф не имел возможности остановить деспотичного военачальника, обладавшего большим влиянием.

Другой командующий армией Халифата Муса ибн Буйук Буги в это время был занят подавлением восстания аль-Кевкеби в Казвине. Халиф решил отозвать его для борьбы с Салихом ибн Васифом. Муса был возмущен чудовищными поступками Салиха и поспешил в Самарру, чтобы наказать его. Подойдя к городу, он попросил разрешения войти туда с войсками, однако халиф аль-Мухтади, опасаясь погромов, запретил ему делать это. Но Муса ослушался халифа. Более того, ему показалось, что халиф покрывает Салиха. Он вошел в город и принудил аль-Мухтади покинуть дворец, предварительно взяв с него клятву, что тот не будет поддерживать Салиха, который тем временем скрылся. Затем халифа обвинили в том, что он знает местонахождение Салиха, и он был вынужден поклясться, что не знает его местонахождения и не имеет с ним никаких связей. Спустя некоторое время Салих был найден и убит.

Халиф аль-Мухтади очень переживал из-за этих событий. Он был в отчаянии от того, что военачальники не подчинялись ему и вокруг царила анархия. Он не желал мириться с произволом военных и попытался принять жесткие меры против вышедших из-под контроля командиров. Это было нелегким и опасным делом; выход из создавшегося положения халиф видел только в том, чтобы столкнуть полководцев друг с другом.

Вскоре Муса ибн Буйук Буги вместе с командирами Байкабаком и Муфлихом выступил против взбунтовавшихся хариджитов, возглавляемых Мусавиром ибн Аб-дулхамидом. Халиф аль-Мухтади Биллах тайно отправил послание Байкабаку, в котором приказал убить Мусу, Муфлиха и других известных тюркских командиров и возглавить армию, которая практически вся состояла из тюрков. Однако Байкабак оповестил об этом всех командиров, и те поняли, что халиф решил избавиться от них. Они повернули армию и двинулись на халифа. Аль-Мухтади также выступил против них со своими силами.

Байкабак вел двойную игру. Он то склонялся на сторону халифа, то переходил в стан его противников. Незадолго до гибели халифа он опять явился к нему. Халиф аль-Мухтади велел казнить его, а его голову выбросил к взбунтовавшимся тюркским солдатам, чтобы деморализовать их. Однако тюркские военные объединились вокруг его брата. Убив халифа аль-Мухтади Биллаха, солдаты освободили из темницы Ахмада ибн аль-Мутаваккиля и сделали его халифом под именем аль-Мутамид Аляллах.

Восстание зинджей

В период правления аль-Мухтади Биллаха в Халифате вспыхнули опасные волнения, многие из которых были организованы авантюристами, объявившими себя потомками Али ибн Абу Талиба.

Одним из таких людей был Али ибн Мухаммад, который возглавил самое крупное восстание того времени - восстание зинджей (темнокожих невольников). Али ибн Мухаммад родился в Рее и принадлежал к кайситам. Приехав в 249 г. х. в Бахрейн, он объявил себя потомком Али и начал собирать вокруг себя народ в городе Хаджар, но между его приверженцами и противниками начались вооруженные столкновения, и его сторонники отвернулись от него. Али ибн Мухаммад бежал из Хаджара в местечко Аль-Ихса, где проживали тамимиты, часть которых поддержала его, а другая часть, как и в Хаджаре, выступила против. Снова начались столкновения, и обе стороны понесли большие потери. Затем Али ибн Мухаммад присоединился к бедуинам и представился им Абуль Хусайном Йахйей ибн Умаром, которого убили в Куфе. События развивались по тому же сценарию - сторонники и противники авантюриста сразились друг с другом и понесли существенные потери. В 254 г. х. он перебрался в Басру и, объявив себя потомком Али ибн Абу Талиба, назвался Али ибн Мухаммадом ибн Исой ибн Зайдом ибн Али ибн аль-Хусайном. Однако эта авантюра не удалась, и он уехал в Багдад. В 255 г. х. он вернулся в Басру и поселился на окраине города. Вокруг него стали собираться зинджи[2], недовольные своими господами. Али ибн Мухаммад сыграл на их чувствах и спровоцировал на выступление против хозяев. Зинджи бросили работу и занялись разбоем, грабежами, мародерством и воровством. Средства, которые они добывали таким путем, Али ибн Мухаммад тратил на их нужды. Постепенно разбой охватил весь регион. Значительную часть средств зинджи расходовали на бедноту, которая стала поддерживать их движение. Армия Халифата выступила против зинджей, но была разбита. В 256 г. х. зинджи стали совершать нападения на близлежащие города, в которых учиняли погромы и убивали много людей. Своими действиями они устрашили население Абадана[3], жители которого сдались им без боя. Затем они двинулись на Ахваз и совершили там много преступлений против мирного населения.

АЛЬ-МУТАМИД АЛЯЛЛАХ АХМАД ИБН ДЖАФАР АЛЬ-МУТАВАККИЛЬ (256/871-279/892)

Ахмад ибн Джафар родился в 229 г. х. Его матерью была невольница по имени Фитьян.

Большую часть своего времени он проводил в развлечениях, а государственные дела вел его брат аль-Муваффак, который назвал себя ан-Насром Лидиниллахом - даже в проповедях его имя упоминалось вместе с именем халифа. Аль-Муваффак был умным и инициативным человеком, разбирался во многих науках, включая мусульманское законоведение. Историки отмечают, что он старался править разумно и справедливо. Ему удалось подавить опасное восстание зинджей.

Позднее отношения между братьями испортились. В 264 г. х. халиф аль-Мутамид отстранил от должности визиря Сулаймана ибн Харба и назначил вместо него бывшего визиря аль-Хасана ибн Мухаллада. Аль-Муваффак был недоволен этим решением и выступил из Багдада в Самарру. До вооруженного столкновения дело не дошло, и Сулайман ибн Харб был восстановлен в должности. После этого события халиф аль-Мутамид решил бежать к Тулунидам, опасаясь, что брат свергнет его и провозгласит себя халифом. Тогда аль-Муваффак прибег к посредничеству правителя Мосула Исхака ибн Кандаджа, урегулировавшего конфликт между братьями.

Наследником престола аль-Муваффак объявил своего сына Абуль-Аббаса, но после его смерти армия отказалась поддержать его сына и перешла на сторону сына аль-Мутамида - Джафара.

При аль-Мутамиде обострилась внутренняя обстановка в Халифате, участились набеги византийцев, продолжился процесс отпадения провинций и образования новых государств.

Помимо восстания зинджей были отмечены мятежи в других провинциях. В Куфе восстал Алид Али ибн Зайд ат-Талиби. В 271 г. х. Медину захватили другие Алиды -братья Мухаммад и Али. В провинции Фарс началось восстание Мухаммада ибн Басила ибн Ибрахима ат-Тамими.

На востоке Халифата продолжались мятежи хариджи-тов. Много повстанцев выступило на стороне Мусавира ибн Абдулхамида, но в 263 г. х. он умер. В 267 г. х. восстал Ахмад ибн Абдулла аль-Хиджаби, которому удалось захватить Хорасан, Кирман и Систан, однако затем он потерпел поражение и погиб. Хариджиты захватили и Герат, где продержались у власти около 30 лет; только в 259 г. х. Йакубу ибн аль-Лейсу удалось выбить их оттуда.

Подавление восстания зинджей

На подавление восстания темнокожих невольников был послан Сайд ибн аль-Хаджиб. В 257 г. х. его войска сразились с повстанцами и победили их, однако затем он потерпел поражение и погиб. Вдохновленные победой зинджи захватили Басру. Многие жители города, справедливо опасаясь насилия со стороны восставших невольников, бежали. Зинджи убивали людей, рушили и поджигали дома. Только после погрома лидер повстанцев Ибрахим ибн аль-Мухаллаби гарантировал населению безопасность и призвал горожан вернуться обратно. Когда же часть жителей вернулась, он вероломно отдал приказ убить их. В городе началась резня, погибло много мирных горожан.

В 257 г. х. халиф послал против зинджей войска под командованием аль-Маулида. В 258 г. х. против них выступил брат халифа аль-Муваффак с военачальником Му-флихом. В одном из сражений Муфлих был убит, но войскам удалось захватить в плен одного из лидеров зинджей - Йахйу ибн Мухаммада аль-Бахрани. Кровавые столкновения продолжались на протяжении всего месяца раджаб. Аль-Муваффак перенес свой штаб в Васит и передал управление войсками военачальнику Мухаммаду, который непрерывно сражался с зинджами.

В это время в борьбу с повстанцами включилась другая армия Халифата под командованием Мусы ибн Буйук Буги, Исхака ибн Кандаджа и Ибрахима ибн Симы. Аб-дуррахман ибн Муфлих пошел на Ахваз и в 259 г. х. сумел разгромить там зинджей; ему удалось захватить в плен их командира Али ибн Иббана аль-Мухаллаби и многих его сторонников.

В 260 г. х. зинджи напали на Куфу и убили Али ибн Зайда, потомка аль-Хусайна ибн Али, который ранее восстал против халифа и захватил власть в городе. Затем они вновь отбили Ахваз и учинили в городе страшные погромы, поджигая дома после грабежа.

В те годы Аббасидский халифат переживал серьезный кризис и был значительно ослаблен. На западе против Аб-басидов действовали Тулуниды, на востоке - Саффариды, на севере - Византия. Государство длительное время не могло навести порядок даже на юге Ирака, где царил полный хаос.

В 262 г. х. аль-Муваффак сумел освободить от Саффа-ридов ранее захваченный ими город Васит. Затем зинджам во главе с Сулайманом ибн Джами удалось выбить оттуда халифские войска, но сын аль-Муваффака Абуль-Аббас вновь освободил город. После этого аль-Муваффак возглавил войска и двинулся на поселение Аль-Мения, в котором сосредоточились зинджи. Разгромив противника, войска уничтожили многих повстанцев, захватили богатые трофеи и освободили около 5000 мусульманских женщин, ранее захваченных зинджами.

Аль-Муваффак продолжил наступление и подошел к поселению Аль-Мансура, в котором находился Сулайман ибн Джами. Несмотря на ожесточенное сопротивление, ему удалось войти туда и освободить из плена еще 10 000 женщин.

Аль-Муваффак призывал зинджей покаяться и сложить оружие, гарантируя неприкосновенность, но тех, кто отказывался принять его условия и продолжал сопротивление, он убивал. Одновременно он боролся с социальными проблемами, послужившими причиной этого восстания, следя за неукоснительным соблюдением принципов справедливости, закрепленных в исламском законодательстве. В письме предводителю зинджей он призвал покаяться в заблуждениях и грехах, не объявлять дозволенным запрещенное Аллахом и отказаться от претензий на пророчество. Тот не ответил, и тогда аль-Муваффак двинулся на Аль-Мухтару - столицу основанного зинджами в Южном Ираке и Западном Хузистане государства - во главе 50 000-ной армии. Вскоре город был окружен. Наибольшее сопротивление мусульманам оказал Бахбуз, который лживо заявлял о своей принадлежности к роду Али ибн Абу Талиба. Аль-Муваффак предложил ему и его сторонникам сдаться и обещал сохранить им жизнь. Многие сторонники Бахбуза приняли это предложение и перешли на сторону халифских войск.

Осада Аль-Мухтары продолжалась целый год. В ходе тяжелейших кровопролитных сражений был пленен один из лидеров, движения зинджей Бахбуз ибн Абдулваххаб, которого затем казнили. Оправившись от полученного ранения, Аль-Муваффак перешел в решающее наступление и в 269 г. х. захватил столицу государства зинджей.

После падения Аль-Мухтары предводитель восстания зинджей бежал и пытался найти убежище в другом городе. Аль-Муваффак послал за ним войска, которым удалось схватить и казнить его. Были схвачены и другие лидеры зинджей - Сулайман ибн Джами, Али ибн Иббан аль-Му-халлаби, а также сын предводителя зинджей Инклай. Восстание зинджей, продолжавшееся с 255 по 270 г. х., было подавлено. В 272 г. х. разрозненные группы повстанцев вновь попытались объединиться под началом Инклая, и тогда аль-Муваффак велел казнить всех предводителей мятежа во главе с Инклаем.

Карматы и исмаилиты

В тот момент, когда восстание зинджей стало терпеть поражение, начались выступления исмаилитов и карма-тов. Идеологическая основа их религиозных убеждений была очень близка.

В конце III в. х. распространились слухи о переезде в Салямию, которая находилась на северо-востоке от Хомса, Мухаммада ибн Исмаила со своей семьей. Мухаммад ибн

Исмаил был потомком имама Джафара ас-Садика[4]. Тогда же туда переехал некий Маймун аль-Каддах. Мусульманские историки сообщают, что отец Маймуна аль-Кад-даха, Дисан, был иудеем; сам же Маймун принял Ислам или же притворялся правоверным мусульманином, но принимал участие в разных религиозных движениях. В конце концов его выбор остановился на исмаилизме[5]. Чтобы объявить собственных наследников потомками Али ибн Абу Талиба и достичь своих политических целей, Маймун назвал своих потомков именами, которые носили потомки Исмаила ибн Мухаммада - сына Абдуллой, а его сына - Ахмадом. Потомки Исмаила ибн Мухаммада носили такие же имена. Это привело к тому, что потомков Маймуна стали принимать за потомком Исмаила. После смерти Маймуна его сын Абдулла продолжил пропаганду идей исмаилизма.

Постепенно Салямия превратилась в центр идейной борьбы семьи Маймуна. Некоторые исмаилитские идеологи в целях конспирации посылали вместо себя других людей, нарекая их своими именами, и таким образом поддерживали связи с другими проповедниками. Идеи исмаи-литов охватывали все новые регионы Халифата.

В Северной Африке активным распространителем исмаилизма был Убайдулла. О его родословной имеются противоречивые сведения. Некоторые историки считают, что его родословная восходит к аль-Каддаху; сам же Убайдулла. называл себя сыном аль-Хусайна, сына Али аль-Ха-ди, сына Мухаммада Джавада, сына Али ар-Риды, сына Мусы аль-Казима, сына Джафара ас-Садика, сына Мухам-мад аль-Бакира, сына Али Зайн аль-Абидина, сына аль-Хусайна, сына Али ибн Абу Талиба.

По некоторым сведениям, аль-Хусайну ибн Али в Са-лямии была подарена вдова иудейского кузнеца. Она была красива, и он женился на ней. У нее был сын от иудея, который тоже был хорош собой. Идеологи исмаилизма, в том числе Абуль Касим аль-Алави, говорили, что аль-Хусайн, у которого не было родных детей, сделал сына кузнеца-иудея Убайдуллу своим преемником, передал ему план дальнейших действий, всю информацию о местонахождении сторонников, пароли и шифры. Затем он женил Убайдуллу на дочери своего дяди Абу ас-Салаглага и завещал своим приближенным почитать его.

Еще одним проповедником исмаилизма был Абу Абдулла аш-Шии, действовавший на севере Ирака и призывавший поддерживать потомков Мухаммада ибн Исмаила. Ему помогал некто Рустам ибн аль-Хусайн ибн Хаушаб.

В Йемене исмашштскую пропаганду осуществлял богатый и знатный человек по имени Мухаммад ибн аль-Фадл. Во время посещения могилы аль-Хусайна ибн Али в Кербеле он был замечен Абу Абдуллой аш-Шии и Руста-мом ибн аль-Хусайном ибн Хаушабом, которые познакомились с Мухаммадом и привлекли его на свою сторону. Впоследствии он стал ревностным сторонником их дела; они вместе отправились в Йемен и начали пропагандировать исмаилитские взгляды. Таким образом, количество сторонников исмаилизма увеличилось.

Затем среди исмаилитов стали распространяться слухи о том, что Абу Абдулла аш-Шии будто бы встретился в Салямии с «сокрытым имамом» и получил от него инструкции по активизации их деятельности на севере Африки. После этого Абу Абдулла аш-Шии отправился в Магриб. До его прибытия там активно действовали исмаилитские агитаторы аль-Халвани и Абу Суфьян (назвавший себя так, чтобы не вызывать подозрений властей, поскольку было известно, что шииты не носят таких имен). После приезда Абу Абдуллы аш-Шии пропаганда исмаилизма в Магрибе приобрела новый размах.

Рустам ибн аль-Хусайн ибн Хаушаб, оставшийся распространять исмаилитские воззрения в Йемене, также добился успехов. Он даже приобрел власть и был известен как Мансур аль-Йаман, а Мухаммад ибн аль-Фадл стал его военачальником.

Другой исмаилитский проповедник, Хусайн аль-Ахвази - перс, для конспирации представлявшийся ахвазцем - играл роль представителя «сокрытого имама» исмаилитов. Оставаясь главной фигурой исмаилитской пропаганды, Абдулла ибн Маймун аль-Каддах оставался в тени и пытался делать все, чтобы официально нигде не фигурировать, но в то же время рассылал своих сыновей и эмиссаров во все концы Халифата. Своего сына Ахмада он отправил жить в город Талеган в провинции Хорасан и приказал доверенным людям поддерживать с ним связь. Он объявил о смерти Хусайна, сына Ахмада; но спустя некоторое время в рядах исмаилитских проповедников появился Хусайн аль-Ахвази, и историки не исключают, что этот человек был потомком Маймуна аль-Каддаха — Ху-сайном ибн Ахмадом ибн Абдуллой. Хусайн аль-Ахвази говорил, что был посланцем Ахмада ибн Абдуллы ибн Мухаммада ибн Исмаила. Здесь имело место почти полное сходство имен Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Мухаммада ибн Исмаила и Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха. Именно это сходство стало причиной путаницы и причисления потомков аль-Каддаха к семейству Пророка.

Хусайн аль-Ахвази был активным пропагандистом исмаилизма на юге Ирака. Согласно свидетельствам карма-тов, по пути в Салямию он встретился с Хамданом ибн аль-Ашазом, известным как Кармат, завоевал его симпатии и сопроводил его до его селения, а затем приступил к распространению своих взглядов. Кармат имел широкие связи в среде, которая была враждебна Аббасидам; таким образом, антиаббасидское движение расширилось и приобрело религиозную окраску, а сам Кармат стал идеологом нового течения. О происхождении Кармата имеются различные версии: одни утверждают, что он имел связи с зо-роастрийцами Ирана, другие возводят его родословную к иудеям Наджрана.

Хусайн аль-Ахвази был знаком с лидером движения зинджеи и пытался уговорить его помочь ему и объединить их усилия, однако тот отказался. После подавления восстания зинджеи Хусайн аль-Ахвази развернул активную пропаганду на юге Ирака. К его сторонникам примкнули оставшиеся в живых участники восстания зинджеи. Он отменил для них обязательные для мусульман намаз, пост и другие религиозные обязанности, объявил дозволенным убийство тех, кто не разделяет их взглядов. Своих приверженцев Хусайн аль-Ахвази разделил на несколько групп и поручил руководство ими двенадцати своим заместителям; одним из них и стал Кармат.

После смерти Хусайна аль-Ахвази Кармат занял его место. Он сумел создать возле Куфы базу для своих сторонников. Одновременно он разослал в разные области Халифата своих пропагандистов, самым известным из которых был Абдан. Не исключено, что первые сочинения об идеологии карматов были написаны именно этим миссионером.

Другим известным пропагандистом карматов был перс Зикравайх ибн Михравайх, который втайне исповедовал зороастризм. Он лелеял мечту о приходе к власти персидской династии, которая объявила бы зороастризм официальной идеологией государства. Еще одним проповедником карматов был Абуль Фавариз, который в 289 г. х. возглавил восстание карматов.

Карматы вынуждали своих сторонников отдавать значительные суммы денег в пользу их движения, закупали оружие и привлекали на свою сторону беднейшие слои населения. Важной причиной притока народа в это радикальное движение был страх за собственную жизнь; кроме того, вхождение в ряды карматов первоначально сулило им доходы от грабежей, которыми занимались их отряды.

Поначалу карматы пропагандировали шиизм-исмаилизм. Они получали инструкции из Салямии и неукоснительно соблюдали их. Мусульманские историки упоминают о том, что во время одной из встреч посла Кармата с главой исмаилитской секты в Салямии речь зашла о «сокрытом имаме», пришествия которого ожидали исмаилиты. Исмаилит решил, что карматы настолько приобщились к их движению и к семье аль-Каддаха, что нет необходимости скрывать от них, что исмаилитская пропаганда ведется не в пользу наследников Али ибн Абу Талиба, а в пользу потомков Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха.

Узнав от своего посла, что исмаилиты ведут пропаганду отнюдь не в пользу Мухаммада ибн Исмаила, Кармат порвал все связи с Салямией и начал вести идеологическую борьбу от собственного имени. Тогда из Талегана в Куфу приехал Ахмад ибн Абдулла, потомок Маймуна аль-Каддаха. Он встретился с основным теоретиком карматов Абданом и выразил недовольство их отходом от исмаилиз-ма, но Абдан выгнал его из Куфы. Затем Ахмад ибн Абдулла встретился с Зикравайхом, и они составили план совместных действий против Абдана. Когда об этом стало известно куфийцам, активно поддерживавшим Абдана, те взялись за оружие, после чего Ахмаду и Зикравайху пришлось бежать оттуда.

Союз Зикравайха с Салямией строился исключительно на взаимной выгоде. Зикравайх стремился занять место главного идеолога исмаилитского движения. Со своей стороны лидеры исмаилитов в Салямии были заинтересованы распространить свое влияние на Куфу и ее окрестности; они поддерживали таких людей, как Зикравайх, чтобы привлечь на свою сторону иудейский капитал и добиться поддержки зороастрийцев. Зикравайх начал вести пропаганду в Сирии, которая стала благоприятным местом для распространения исмаилитских взглядов в связи с ослаблением власти Тулунидов[6].

После этих событий карматы отошли от исмаилитов и основали собственную секту. Между исмаилитами и карматами произошел раскол, и они объявили друг друга безбожниками.

Война с Византией

Пользуясь ослаблением Халифата, Византия стала предпринимать наступательные действия; ее войска углубились на территорию мусульманского государства. Вначале византийцы двинулись на Самсат, а затем осадили Малатью. Там они столкнулись с ожесточенным сопротивлением и вынуждены были отступить, но в 260 г. х. им удалось захватить пограничную крепость Лулую.

В 264 г. х. в поход против византийцев выступил отряд под командованием Абдуллы ибн Рашида ибн Кавуса, но он потерпел поражение и попал в плен. Еще через год 30 000-ная армия Византии вошла в Адану[7]. Командир пограничной стражи Архуз и 400 мусульман попали в плен. В Адане византийцы оставались четыре дня, после чего отступили. В 266 г. они напали на Диярбакр и захватили в плен еще 250 мусульман. Жители Нусайбина сумели отстоять город, и после сражений с ними византийская армия отступила.

В 266 г. х. из Тарса на византийцев выступил небольшой отряд Тулунидов, состоящий из 300 бойцов. Он встретился с 4000-ной армией противника. Несмотря на численное превосходство противника мусульманам удалось нанести ему поражение. В 270 г. х. 100 000-ная византийская армия подошла к Тарсу, но мусульмане атаковали ее и нанесли неприятелю значительный урон.

В 274 г. х. аббасидский наместник Тарса Йазман предпринял успешный поход против византийцев, в ходе которого было захвачено много трофеев.

АЛЬ-МУТАДИД БИЛЛАХ АХМАД ИБН ТАЛЬХА АЛЬ-МУВАФФАК ИБН ДЖАФАР АЛЬ-МУТАВАККИЛЬ (279/892-289/902)

Ахмад ибн Тальха, сменивший на престоле своего дядю аль-Мутамида Биллаха, родился в 242 г. х. Его матерью была невольница Саваб. Он был одним из немногих решительных и властных халифов того периода, сумел обеспечить защиту населения, условия жизни которого за время его правления значительно улучшились. Его действия на время подняли авторитет халифской власти.

В период его царствования продолжались войны с Византией и с Тулунидами. В это же время Саманиды предприняли ряд успешных наступлений на тюрков, которые окружали Мавераннахр. В 280 г. х. Исмаилу ибн Ахмаду ибн Асаду удалось даже пленить их правителя и его жену. В 283 г. х. состоялся обмен пленными между Арабским халифатом и Византией.

Карматы и исмаилиты

Карматы разделились на несколько сект. Против Зик-равайха, который действовал на юге Ирака, выступили Хамдан Кармат и его главный идеолог Абдан. Тогда Зик-равайх подослал к Абдану наемных убийц и таким образом в некоторой степени обезопасил себя от Кармата. Он рассчитывал убить и самого Кармата, чтобы переманить на свою сторону его приверженцев и стать единоличным лидером карматов, но в это время войска халифа аль-Мута-дида Биллаха начали против него военные действия. Он не смог оказать успешное сопротивление и скрылся.

Затем Зикравайх послал эмиссаров в Сирию, где царил хаос, вызванный ослаблением власти Тулунидов. Первым туда отправился его сын Абуль Касим Иахйа. В 289 г. х. сторонники его отца в Куфе избрали его своим предводителем. Он выдавал себя за Мухаммада ибн Абдуллу ибн Му-хаммада ибн Исмаила ибн Джафара ас-Садика и утверждал, что сам Аллах велел ему начать борьбу против Халифата и обещал даровать победу.

Тулунид Харун ибн Хумаравайх послал в Сирию армию во главе с Джифом ибн Тугджем, но карматы разгромили его и осадили Дамаск. Взять город им не удалось, а выступившая против них армия Тулунидов во главе с Бадром аль-Кабиром Гуламом Ахмадом ибн Тулуном нанесла карматам сокрушительное поражение. В ходе сражения Йахйа ибн Зикравайх был убит; Вместо него Зикравайх послал в Сирию другого сына, который тоже объявил себя потомком Исмаила ибн Джафара ас-Садика.

Тем временем халиф аль-Мутадид Биллах начал преследовать карматов и исмаилитов не только на юге Ирака, но и в других областях Халифата, в том числе в Салямии. Это вынудило мятежников скрывать их истинные убеждения. Глава семьи аль-Каддаха Убайдулла ибн аль-Ху-сайн сбежал и укрылся в Рамле. Там его посетил сын Зикравайха аль-Хусайн, следовавший на помощь своему брату Йахйе, окруженному под Дамаском. Он выразил ему свою покорность, рассчитывая, что ему удастся использовать возможности Убайдуллы для приведения к власти потомков Зикравайха, тайно помышлявших о перевороте и установлении зороастризма. Убайдулла во всем согласился с аль-Хусайном; возможно, он опасался, что Йахйа убьет его или выдаст его местонахождение халифским войскам. После этого он покинул Рамлу и уехал в Египет.

Аль-Хусайн же продолжил путь на Дамаск. Подойдя к городу, он узнал о гибели Йахйи, разбитые сторонники которого примкнули к нему. Но ему не удалось взять город, и он отошел в Хомс, население которого впустило его. Затем он двинулся на Салямию, но жители города отказались впускать его. Тогда он вступил с ними в переговоры и гарантировал безопасность, но когда ворота города распахнулись перед его войсками, они вероломно стали убивать мирных жителей, грабить и поджигать дома. Его сторонники перебили многих Алидов, в поддержку которых они якобы выступали. В Салямии были убиты и многие члены семьи аль-Каддаха.

После этого аль-Хусайн двинулся со своей армией на города Хама[8], Маарра[9] и Баальбек[10]. Карматы бесчинствовали в этих городах, после чего начали наступление на Алеппо, но потерпели поражение и решили вернуться в Куфу. По пути обратно они были атакованы войсками халифа аль-Муктафи Биллаха. Аль-Хусайн попал в плен и был доставлен в Багдад, где его казнили в 291 г. х.

После гибели двух сыновей Зикравайх, до того времени скрывавшийся, решил лично возглавить движение. Карматы поклялись ему в верности. Возглавив армию карма-тов, он перешел в наступление на Сирию, где совершил много кровавых преступлений. Его отряды убивали мирное население, насиловали женщин, поджигали дома, уничтожали целые селения, нападали на караваны паломников.

Затем они осадили Дамаск, но не сумели захватить город. Только в 310 г. х. Зикравайх был схвачен и казнен, и после этого карматы ушли из Ирака и Сирии.

Тем временем Убайдулла приехал в Магриб, где исмаи-литская пропаганда добилась больших успехов. Он выдал себя за Убайдуллу ибн аль-Хусайна ибн Ахмада ибн Аб-дуллу ибн Мухаммада ибн Исмаила, потомка Исмаила ибн Джафара ас-Садика.

В Йемене Рустаму ибн аль-Хусайну удалось захватить власть и создать исмаилитское государство. После этого он послал проповедников исмаилизма в различные регионы мусульманского мира, в том числе в Магриб. Но затем власть в Йемене захватил его соратник Мухаммад ибн аль-Фадл, который объявил себя вначале Пророком, а затем Богом. В 303 г. х. он был отравлен, и вскоре после его смерти власти исмаилитов в Йемене пришел конец.

В 281 г. х. карматский проповедник Йахйа аль-Махди приехал в Аль-Катиф и начал распространять исмаилит-ские воззрения в Бахрейне. К нему присоединились местные шииты, которые сделали его своим руководителем и даже присягнули ему на верность. Позднее он объявил себя Пророком. Среди присягнувших ему был аль-Хусайн ибн Бахрам, сосланный в Бахрейн из Джаннабы и известный под именем Абу Сайд аль-Джаннаби. Он занимался торговлей и совершал поездки в Куфу, где познакомился с Хамданом Карматом и Абданом. Вернувшись в Аль-Катиф, он стал пропагандировать карматские воззрения и возглавил часть бывших сторонников Йахйи аль-Махди. Абу Сайд аль-Джаннаби объявил дозволенными разврат и прелюбодеяния. В 287 г. х. карматы начали терроризировать жителей соседних районов. В Хаджаре они совершили массовые акты убийства и насилия. Затем аль-Джаннаби задумал поход на Басру. Чтобы воспрепятствовать этому, халифский военачальник аль-Аббас ибн Амр аль-Ганави собрал против карматов 10 000-ную армию, но карматам удалось нанести ему поражение. Самого аль-Аббаса карматы захватили в плен, а затем отпустили. Их бесчинства продолжались до 301 г. х., когда аль-Джаннаби был убит своим телохранителем. Бахрейнские карматы были последователями Абдана и Кармата и не поддерживали другую секту карматов, возглавляемую Зикравайхом.

АЛЬ-МУКТАФИ БИЛЛАХ АЛИ ИБН АХМАД АЛЬ-МУТАДИД (289/902-295/908)

Али ибн Ахмад родился в 264 г. х. Его матерью была славившаяся своей красотой тюркская невольница Чичек. Он пришел к власти после смерти его отца аль-Мутадида в 289 г. х.

Халиф аль-Муктафи Биллах был справедливым и милосердным правителем. Народ любил его. Он умер в 295 г. х. в возрасте 35 лет.

В период его правления византийцы захватили Ан-талыо. Карматам тоже удалось достичь значительных успехов. Несмотря на это, войска халифа сумели расспра-виться с Зикравайхом и его сторонниками. Халифу также удалось избавиться от Тулунидов, которые к тому времени сильно ослабели.

Успехи исмаилитов

Исмаилитская пропаганда добилась значительных успехов в Северной Африке. Большая заслуга в этом принадлежала пропагандистам аль-Хальвани и Абу Суфьяну, которые были отправлены в Магриб из Йемена Рустамом ибн аль-Хусайном ибн Хаушабом ан-Наджаром. После их смерти в Магриб был послан Абу Абдулла аль-Хусайн ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Закариййа, расчетливый авантюрист. Ему удалось поднять мощное восстание, уничтожившее государство Аглабидов. Спустя некоторое время он привел к власти Убайдуллу, который стал первым халифом государства Фатимидов.

Добившись в Магрибе больших успехов, Абу Абдулла решил оповестить об этом своих руководителей в Салямии. Для этого он отправил из Кутамы в Сирию делегацию. В это время Салямии угрожали карматы, а Убайдулла скрывался от преследований халифа в Рамле, но несмотря на это они сумели встретиться, и Убайдулла убедил сторонников в том, что именно он является имамом исмаилитов. Затем Убайдулла отправился со своим сыном в Египет, где его чуть не схватили. Оттуда он перебрался в Триполи, а затем прибыл в Сиджильмасу, где преподнес дары хариджитскому эмиру Мидраридов Мунтасиру Ильясе ибн Маймуну. Он сумел сблизиться с эмиром и войти к нему в доверие. Но спустя некоторое время Аглабид Зиядатулла отправил ибн Маймуну письмо, в котором сообщил, кем на самом деле является Убайдулла. Получив это письмо, Мунтасир бросил исмаилита в темницу. Убайдулла вышел на свободу только после того, как Абу Абдулла аш-Шии разгромил Мидраридов, и был провозглашен первым фатимидским халифом.

Тогда же в Багдаде действовал другой сын аль-Кадда-ха Абу ас-Салаглаг. Он был ответственным за пропаганду в Йемене и некоторых других регионах. Именно от него получали указания многие проповедники исмаилизма.

АЛЬ-МУКТАДИР БИЛЛАХ ДЖАФАР ИБН АХМАД АЛЬ-МУТАДИД (295/908-320/932)

Джафар ибн Ахмад родился в 282 г. х. Его матерью была невольница Гариб. После смерти его брата аль-Муктафи Биллаха Джафар был объявлен халифом, хотя ему еще не было 13 лет. Многие отказались признать его и решили привести к власти Абдуллу ибн аль-Мутазза. Между сторонниками обоих претендентов на престол началось противостояние. Вначале преимущество было на стороне сторонников Абдуллы, однако в конце концов они потерпели поражение. В результате кровавых событий в Багдаде погибло много сторонников Абдуллы ибн аль-Мутазза, который был арестован и умер в темнице. Халиф аль-Мук-тадир Биллах не мог повлиять на развитие этих событий по причине малолетства. После победы его сторонников визирем аль-Муктадира стал Абуль Хасан Мухаммад ибн аль-Фурат. Он был умным и справедливым человеком, и благодаря его усилиям в государстве установилась относительная стабильность.

Затем против халифа аль-Муктадира восстал Мунис аль-Кадим, недовольный тем, что халиф сместил его с должности командующего армией и назначил вместо него Харуна ибн Гариба. Мунис арестовал халифа и привел к власти его брата Мухаммада, но армия поддержала халифа аль-Муктадира. Он был освобожден, вернулся к исполнению своих обязанностей, простил своего брата и не стал его наказывать.

В 320 г. х. Мунис аль-Кадим поднял против него еще один мятеж, в результате которого халиф был убит.

Халиф аль-Муктадир запомнился тем, что раздавал много милостыни, часто молился. В то же время он любил развлечения, часто попадал под влияние дворцовых женщин, участвовал в различных интригах, неоднократно смещал наместников и государственных чиновников.

Война с Византией

В 295 г. х. между Византией и Халифатом состоялся обмен пленными. В 297 г. х. военные действия между государствами продолжились. Поход на Византию предпринял отряд под командованием Аль-Касима ибн Симы; после этого Мунис аль-Кадим сумел еще раз обменяться с византийцами пленными. Затем военные действия возобновились, и в 301 г. х. аль-Хусайн ибн Хамдан предпринял еще один поход на Византию. Мунис аль-Кадим тоже продолжал сражаться с византийскими войсками. Противостояние привело к тому, что византийцы послали Абба-сидам подарки и попросили произвести еще один обмен пленными, который состоялся в 305 г. х.

В 314 г. х. византийские войска вошли в Малатью и совершили там чудовищные акты насилия над мирным мусульманским населением. На следующий год им удалось взять город Самсат. Византийская армия сумела продвинуться до стратегически важного населенного пункта Дамьетты в Египте, но развить успех им не удалось, так как армия Халифата вынудила их отступить на свою территорию. В 319 г. х. возле Тарса мусульмане одержали победу над византийцами и захватили в плен около 3000 человек. В ответ византийцы вновь напали на Самсат. В городе началась паника, и жители попросили помощи у наместника Мосула, который послал против византийцев войска и заставил их отступить. По пути византийцы снова напали на Малатью и разграбили город. Тогда против них выступил полководец Сайд ибн Хамдан, преследовавший противника.

Карматы

После серии поражений в Ираке, Сирии и Йемене карматы закрепились в Бахрейне. Основанная там секта карматов имела самые порочные воззрения и отличалась наиболее отвратительными деяниями. В 301 г. х. после смерти Абу Сайда аль-Джаннаби бахрейнских карматов возглавил его сын Сайд. Спустя некоторое время его сверг его брат Абу Тахир Сулайман. Он держал народ в страхе, совершал мерзкие поступки и посягал на честь и достоинство людей. Он предпринял поход на другие провинции Халифата, в 311 г. х. захватил Басру, а в 313 г. х. - Куфу. В этих городах карматы совершили массу'преступлений против мирного населения. Затем они двинулись на Мосул, а оттуда повернули на юг и двинулись на Мекку. Население городов и селений, через которые проходили отряды Абу Тахира Сулаймана, в панике покидало свои жилища. В 316 г. х. Абу Тахир Сулайман разгромил армию халифа аль-Муктадира, а на следующий год захватил Мекку. Карматы убили множество паломников и совершили чудовищные преступления, Абу Тахир Сулайман приказал бросить тела убитых паломников в колодец Замзам, вытащил Черный камень[11] из стены Каабы и забрал его с собой. Черный камень оставался у карматов до 339 г. х. После этого Абу Тахир Сулайман опять двинулся на Куфу. В 319 г. х. жители Багдада были охвачены паникой, ожидая вторжения войск карматов.

АЛЬ-КАХИР БИЛЛАХ МУХАММАД ИБН АХМАД АЛЬ-МУТАДИД (320/932-322/934)

Мухаммад ибн Ахмад родился в 287 г. х. Его матерью была невольница Фитна. Он взошел на престол после убийства его брата аль-Муктадира. Другой претендент на престол - его племянник Абдулла - отказался от власти в его пользу.

Он правил очень жестоко и совершил много несправедливых поступков - в частности, подверг репрессиям семью своего брата, покойного халифа аль-Муктадира. В 321 г. х. часть армии подняла мятеж против него, но аль-Кахир подавил мятеж и казнил многих его участников.

В 322 г. х. один из командиров армии Абуль Хасана Али ибн Бувейха - Мардавайх ибн Зийад ад-Дейлами -возглавил восстание дейлемитов и захватил Исфаган. Халифская армия во главе с Мухаммадом ибн Йакутом потерпела поражение. В результате от Халифата отпали Хорасан и Фарс.

После этого военные опять взбунтовались против халифа аль-Кахира и ворвались в его покои. Халифу удалось бежать, но преследователи настигли его. Он отказался отречься от власти, за что был ослеплен и брошен в темницу, где пробыл до 333 г. х.; затем его отпустили, однако остаток своих дней он провел в нужде и лишениях и был вынужден нищенствовать.

АР-РАДИ БИЛЛАХ МУХАММАД ИБН ДЖАФАР АЛЬ-МУКТАДИР (322/934-329/940)

Мухаммад,ибн Джафар родился в 297 г. х. Его матерью была невольница Залум. Он стал халифом в 322 г. х. после низложения своего дяди аль-Кахира. Он был скромным и воспитанным человеком, сочинял стихи и почитал ученых, изучал науку о хадисах у имама аль-Багави.

В период его правления умер Мардавайх, и контроль над Хорасаном и Фарсом установил Али ибн Бувейх. На захваченных территориях он стал распоряжаться сбором налогов и обязался платить халифу миллион дирхемов в год, однако очень часто задерживал выплаты.

Во время царствования халифа ар-Ради из-за действий карматов до 327 г. х. было приостановлено паломничество в Мекку. Затем на переговоры с карматами пошел аш-Шариф Абу Али Мухаммад ибн Йахйа, известный человек, уважаемый карматами. В ходе переговоров последние согласились позволить паломникам посещать святые места с условием, что каждый из них выплачивал им 5 динаров за каждого верблюда и 7 динаров за каждый вьюк. Таким образом, паломничество к святыням Мекки и Медины было возобновлено.

Однако авторитет халифской власти был почти полностью утрачен. Все наместники провинций стали фактически независимыми правителями. Халиф продолжал распоряжаться только в Багдаде и его окрестностях, но даже этой территорией он не мог править самостоятельно, будучи марионеткой в руках своих военачальников. На деле в тот период правил Мухаммад ибн Раик, которого халиф пригласил из Васита и поставил во главе армии.

Мухаммад ибн Раик прибыл в Багдад с тюркским командиром Беджкемом. Спустя некоторое время их отношения ухудшились, и Мухаммад ибн Раик бежал, и халиф приблизил к себе Беджкема, который занял место Мухаммада ибн Райка.

В 326 г. х. византийский император послал халифу подарки и обратился к нему с просьбой обменять пленных. В результате обмена было освобождено около 6000 пленных мусульман.

Халиф Ар-Ради Биллах правил 7 лет и умер в 32-летнем возрасте.

АЛЬ-МУТТАКИ ЛИЛЛАХ ИБРАХИМ ИБН ДЖАФАР АЛЬ-МУКТАДИР (329/940-333/945)

Ибрахим ибн Джафар родился в 295 г. х. Его матерью была невольница Халлуб. Он пришел к власти после смерти своего брата и вел скромный образ жизни. Он имел всего одну невольницу, которой владел еще до восшествия на престол. Историки отмечают, что халиф аль-Муттаки любил читать Коран.

Он не оказывал существенного влияния на государственные дела, так как целиком зависел от командования армии. В период его правления участились вторжения византийцев - их армия сумела дойти до Нисибина, убивая на своем пути мужчин и захватывая в плен женщин и детей. После убийства Беджкема его пост занял дейлемит Гуртекин. Бывший военачальник халифа Мухаммад ар-Ра-зи сразился с ним и одержал верх. Гуртекин бежал, а Мухаммад ар-Рази снова занял пост командующего армии.

В это время в Басите восстал Абуль Хусайн Мухаммад ибн Али аль-Мериди. Он сумел разгромить войска Мухаммада ар-Рази, который вместе с халифом бежал к Мосулу. По пути туда, в Тикрите, их встретили Сайд Али ибн Абдулла ибн Хамдан и его брат Наср аль-Хасан. Спустя некоторое время Мухаммад ибн Раик стал жертвой заговора, и халиф назначил командующим армией Насра, который получил имя Наср ад-Даула. Его брата халиф нарек Сайф ад-Даулой. После этого халиф аль-Муттаки вернулся в Багдад вместе с двумя братьями Хам-данидами. После столкновений с силами халифа Мухаммад ибн Али аль-Мериди бежал в Басит, а оттуда под натиском Сайф ад-Даулы - в Басру.

Через некоторое время жители Васита восстали против Сайф ад-Даулы, и он был вынужден бежать в Мосул к своему брату Насру ад-Дауле. Повстанцы под предводительством Тузуна вошли в Багдад, и Тузун стал командующим армией. Впоследствии отношения Тузуна и халифа аль-Муттаки ухудшились, и он вместе с Абу Джафаром ибн Ширзадом захватил город. Халиф написал об этом хамданидскому эмиру Мосула Насру ад-Дауле, и тот двинулся на Багдад с большой армией. Ибн Ширзад отвел свои войска, а халиф уехал со своей семьей в Тикрит. Между Ибн Ширзадом и Ибн Хамданом произошли два сражения, которые окончились в пользу первого. Ибн Хам-дан с халифом бежали в Нисибин.

Потерпев поражение, халиф аль-Муттаки обратился за помощью к правителю Египта аль-Ихшиду, но это вызвало недовольство Хамданидов, и халифу пришлось наладить отношения с Тузуном. Позднее аль-Ихшид все же посетил халифа аль-Муттаки в Ракке, и халиф пожаловался ему на произвол тюркской армии; аль-Ихшид предложил халифу поехать с ним в Египет. Халиф не ответил на это предложение и направился в сторону Багдада, где по пути его со всеми почестями встретил Тузун, но затем вероломно приказал ослепить правителя и привел к власти Абдуллу ибн Али аль-Муктафи. Ослепленный Ибрахим ибн Джафар аль-Муттаки был брошен в темницу, где пробыл 25 лет и скончался.

АЛЬ-МУСТАКФИ БИЛЛАХ АБДУЛЛА ИБН АЛИ АЛЬ-МУКТАФИ (333/945-334/946)

Абдулла ибн Али родился в 292 г. х. Его матерью была невольница по имени Амлах ан-Нас. Он пришел к власти после низложения своего дяди Ибрахима ибн Джафара аль-Муттаки.

Вскоре после этого умер Тузун, и его место занял Абу Джафар ибн Ширзад. В этот период на Багдад напали войска Буида Ахмада ибн Бувайха, и Ибн Ширзад бежал. Тогда халиф аль-Мустакфи приблизил к себе Буидов и дал им новые имена: Ахмаду - Муизз ад-Даула («Опора государства»), его брату Али - Имад ад-Даула («Длань государства»), а их третьему брату Хасану - Рукн ад-Даула («Столп государства»).

Увеличив свое влияние, Муизз ад-Даула вскоре установил контроль над казной. Он назначил халифу содержание в 5000 дирхемов ежедневно.

В 334 г. х. Муизз ад-Даула заподозрил халифа аль-Мустакфи в заговоре против него и двинул свою гвардию на дворец. Солдаты сбросили халифа с трона и волочили его по земле, ограбили и опустошили халифский дворец. Халиф аль-Мустакфи был ослеплен и низложен, а бунтовщики привели к власти сына предыдущего халифа аль-Муктадира аль-Фадла, которого назвали аль-Мутиу Лил-лахом. Аль-Мустакфи провел остаток своей жизни в темнице.

На внешних границах Халифата было неспокойно, продолжались вторжения византийских войск. В 339 г. х. в Азербайджан с севера вторглись русы. Они захватили и разграбили Барду[12], перебили много мирных жителей и пленили женщин. Затем они двинулись на Марату[13]. По пути среди них началась эпидемия холеры, унесшая многие жизни. Русы хоронили своих покойников вместе с оружием; когда местные жители узнали об этом, они начали вскрывать захоронения и овладевать оружием. Вооружившись, они двинулись на поредевшие отряды русов и нанесли им поражение.

Карматы

Карматы препятствовали совершению хаджа до 337 г. х. В этот период между ними происходили вооруженные столкновения, которые ослабили их ряды, несмотря на то, что их лидер Абу Тахир Сулайман ибн Абу Сард аль-Джан-наби сумел сохранить влияние.

В Йамаме было образовано шиитское государство Ухайдиритов, которое признало власть карматов и оставалось верным их идеям до середины V в. х., когда карматы сошли с политической арены, а затем прекратило свое существование.

Абу Тахир умер в 323 г. х. Его место заняли его братья Абуль Касим Сайд, Абуль Аббас Ахмад и Абу Йакуб Йу-суф, ставшие хранителями Черного камня в Хаджаре, где святыня находилась до 339 г.х.


[1] Территорию Фадак халиф Абу Бакр в соответствии с завещанием Пророка отказался передать его дочери Фатимс, когда та заявила о своих правах на нее.

[2] Зинджи - рабы из Восточной Африки, привозившиеся арабскими и иранскими работорговцами в Ирак и Хузистан, главным образом с невольничьих рынков острова Занзибар (Зиндж). Зинджи жили в отдельных лагерях в тяжелых бытовых условиях и занимались расчисткой солончаков, орошением и обработкой земли, добычей селитры, выращиванием сахарного тростника. Из зинджей формировались некоторые подразделения войск Халифата.

[3] Абадан - город в Хузистане на юго-западе Ирана.

[4] Абу Абдулла Джафар иби Мухаммад ас-Садик - потомок Пророка Мухаммада. Он родился, жил и умер в Медине. Сунниты почитают Джафара ас-Садика как праведного человека и выдающегося богослова. Имамиты отводят ему исключительную роль в развитии шиитского богословия, приписывая ему разработку доктрины имамата и считая его своим шестым имамом. Будучи убежденным противником вооруженной борьбы за власть, Джафар ас-Садик не поддерживал выступления своих родственников против халифов, несмотря на жестокие репрессии против Алидов.

[5] Исмаилиты - одна из имамитских сект в шиизме. Они признают всех имамов до Джафара ас-Садика, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, как это делают иснаашариты, а к другому сыну Джафара - Исмаилу, которого Джафар, по их мнению, прямо и недвусмысленно назначил имамом. Однако Исмаил умер раньше своего отца. После смерти Исмаила же имамат перешел к его сыну Мухаммеду Макту-му, который стал первым «сокрытым имамом» исмаилитов, которые верят, что имамы могут скрываться и при этом подчинение им является обязательным.

Согласно учению исмаилитов, Аллах возвысил имамов над остальными людьми и дал им особые, в том числе сокровенные знания о всех аспектах бытия. Имамы обладают знаниями, которые не доступны другим людям, являются непогрешимыми, не отвечают ни перед кем и могут делать все, что они сочтут нужным. Для имама необязательно явно являться к своим последователям - он может быть «сокрытым» и неизвестным большинству людей, но в любом случае остается руководителем, который указывает верный путь всей шиитской общине. В конце концов «сокрытый» имам все равно станет явным и придет в мир, чтобы восстановить справедливость.

Исмаилизм заимствовал положения философии неоплатоников, гностиков и других античных школ. Целью сотворения мира в исмаилит-ской философии является реализация Божественной истины. Вся история разделяется на пророческие циклы. После пришествия «сокрытого имама» все внешние аспекты религии будут упразднены и останется только истина, которая до того была «сокрытой».

[6] Тулуниды (256/868-292/905) - династия правителей Египта, основанная аббасидским наместником Ахмедом ибн Тулуном. Они были независимыми правителями и лишь формально подчинялись багдадским халифам. В 878 г. н.э. Тулуниды подчинили Сирию, но в 905 г. были разбиты Аббасидами.

[7] Адана - город на юге Турции.

[8] Хама - город на западе Сирии.

[9] Маарра - крепость недалеко от города Алеппо.

[10] Баальбек - город в Ливане у подножия хребта Антиливан.

[11] Черный камень находится в Йеменском углу Каабы на высоте 1,5 м от земли. Он имеет яйцевидную форму и достигает 30 см в длину. Согласно преданию, этот камень был ниспослан из Рая и во время потопа охранялся ангелами на горе Абу Кубейс. Когда Пророк Ибрахим приступил к строительству Каабы, он был принесен туда и установлен на его нынешнем месте для того, чтобы паломники начинали обход вокруг Каабы с этого места. В настоящее время Черный камень помещен в серебряный футляр.

[12] Барда - город на территории Азербайджана.

[13] Марага - город в Восточном Азербайджане, на территории современного Ирана, к востоку от оз. Урмия.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова