В.В.БЫЧКОВ
К оглавлению
2. Эстетика отрицания
В своем диалоге с античностью раннее христианство, конечно, не забыло
такой важной части античной культуры, как искусство. Любой свободнорожденный человек
греко-римского мира, а именно таковыми и были по воспитанию и образованию апологеты,
с детства был вовлечен в круг античных искусств. Его образование в школе начиналось
с заучивания отрывков из Гомера и Гесиода; музыка, поэзия, риторика, трагедии
и комедии античных авторов, зрелища цирка и представления мимов в течение всей
жизни сопровождали его; предметы прикладного искусства, а также скульптура, живопись,
архитектура окружали его повсеместно245.
Художественными ритмами и формами была наполнена жизнь античного человека, и почти
все раннехристианские мыслители (особенно западные) до принятия христианства успели
в полной мере вкусить этой жизни. Принятие новой мировоззренческой системы заставило
апологетов при их критическом анализе всей античной культуры уделить достаточно
внимания и сфере искусства, художественной культуре. Новые духовные идеалы, и
прежде всего новое понимание Бога, новое отношение к человеку, новые морально-этические
нормы и новое отношение к природе, побудили ранних христиан резко критически отнестись
практически ко всему античному искусству. Однако эта критика у ведущих теоретиков
христианства никогда не была огульной; она всегда основывалась на разумных основаниях,
диктуемых новой мировоззренческой системой, т.е. проводилась последовательно в
русле их общей теории культуры.
|