В.В.БЫЧКОВ
К оглавлению
Глава V
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ В ПЕРВОЙ СИСТЕМЕ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
Особое место среди апологетов занимает фигура Оригена, о котором
вскользь уже упоминалось. Настало время остановиться на его взглядах подробнее.
Необычное место этой фигуры определяется в основном двумя факторами. Во-первых,
Ориген был первым христианским мыслителем, который пытался сознательно
создать систематическое христианское учение, т. е. христианскую догматику,
основы которой он изложил в своем трактате «О началах». И во-вторых, Ориген был
единственным из всех рассматриваемых в данной работе Отцов Церкви, который, несмотря
на свой огромный вклад в развитие христианского богословия, был осужден церковью
как еретик. Анафематствование оригенистов произошло по инициативе императора Юстиниана
I (543 г.).
Трактат «О началах», который вызывал гневные нарекания со стороны
многих клириков и при жизни Оригена, и особенно после его смерти, к сожалению,
не дошел до нас в полном виде. Сохранились только его фрагменты в сочинениях других
Отцов Церкви и достаточно свободный, «исправленный» перевод пресвитера Руфина
Аквилейского (ок. 345-410). Из этого перевода трудно понять, за что же все-таки
так сурово обошлась церковь с одним из своих наиболее талантливых и вдохновенных
защитников и пропагандистов, хотя, безусловно, в учении Оригена много элементов,
которые не вошли в установившийся позже канон христианской догматики.
Во всяком случае, общеизвестно сильнейшее влияние Оригена на всю
последующую патристическую мысль да и на христианское богословие (особенно грекоправославное)
в целом. Церковный историк Евсевий Кесарийский (263-340) и крупнейшие Отцы Церкви
IV в. Григорий Богослов и Григорий Нисский испытали безусловное воздействие богословско-философских
идей Оригена. (В частности, к нему восходят первые грекоязычные концепции Богочеловека
и Троицы.) Экзегетическая методика Оригена легла в основу александрийско-каппадокийского
направления в патристике, и, соответственно, его эстетическое сознание оказалось
близким многим греческим Отцам Церкви. Он считается родоначальником нравственно-практического
направления в христианской мистике (концепция пламенной любви к Богу и учение
об обожении как «воображении» Христа в сердце верующего) и т.д. и т.п.360.
Неприемлемыми для официальной церкви оказались воспринятая Оригеном от платоников
идея о предсуществовании душ, его учение об апокатастасисе - конечном спасении,
просветлении и единении с Богом всех душ и духов и ряд других. Обо всем этом в
науке существует большая специальная литература. Нас в данном случае будет интересовать
другое.
У Оригена начала складываться система христианской религиозной
философии, а эстетическое сознание, как мы уже неоднократно убеждались, играло
далеко не последнюю роль в философско-религиозных исканиях ранних христиан. Более
того, оно активно вторгалось в сферы христианской гносеологии и онтологии, и именно
тогда, когда дискурсивное мышление испытывало определенные трудности, когда познавательные
интенции богослова или философа подводили его к иррациональной сфере. Ориген в
этом плане представляет для нас особый интерес. В нем на высоком духовном уровне
органично сочетался систематизаторский ум философа-аналитика с тонким чувством
христианина-практика, углубленного в мистический опыт сверхразумного бытия. Органическому
сочетанию этих обычно трудносовместимых в одном человеке способностей и помогало
эстетическое сознание Оригена, нашедшее выражение как в его учении о познании,
так и в его религиозной онтологии.
|