Уильям Джемс
William James
The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature
Being the Gifford Lictures on Natural Religion Delivered at Edinburgh in 1901-1902
Перевод В.Г.Малахиевой-Мирович и M.B.Шик
Издание журнала "Русская Мысль". Москва, 1910
Лазарев А. Философская судьба Вильяма Джемса / Путь.— 1932.— № 35 (сентябрь).— С. 20—55.
Предисловие
Лекция I. РЕЛИГИЯ И НЕВРОЗ
Введение: религия будет рассматриваться нами не с антропологической точки зрения; материалом для нашего исследования
послужат "человеческие документы". - Вопрос об установлении факта и вопрос о ценности. - Религиозные
люди часто бывают психически неуравновешенными. - Критика медицинского материализма, отвергающего ценность религии.
- Опровержение теории сексуального происхождения религии. - Все без исключения состояния сознания обусловлены
органическими процессами. - Значение состояний сознания определяется не их происхождением, но ценностью их результатов.
- Три критерия для определения ценности; происхождение не может быть таким критерием. - Преимущества психопатического
душевного склада в тех случаях, когда ему сопутствует одаренность большими интеллектуальными способностями.
- Преимущества такого склада в религиозном отношении.
Лекция II. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Невозможность отвлеченного определения религии. - Не существует специфического "религиозного чувства".
- Религия, как учреждение, и религия, как личное переживание. - Настоящая лекции ограничатся рассмотрением религии,
как личного переживания. - Определение религии в этих границах. - Определение термина "Божество".
- "Божеством" мы называем то, что вызывает в нас особого рода "торжественное" чувство. -
Невозможность точного установления терминов, относящихся к области религиозных переживаний. - Необходимость
изучать религиозные переживания на примерах, наиболее резко выраженных. - Два способа приятия мира. - Эмоциональные
элементы играют гораздо большую роль в религии, чем в философии. - Характернейшей чертой религиозного переживания
является восторженность, окрашенная торжественным чувством. - Способность религии преодолевать страдания. -
Биологическое значение этой способности.
Лекция III. РЕАЛЬНОСТЬ НЕВИДИМОГО
Объекты чувств и объекты умозрения. - Значение последних для веры. - Взгляд Канта. - Существует чувство и восприятие
иной реальности кроме той, которая воспринимается внешними чувствами. - Чувство "присутствия невидимого".
- Чувство ирреальности. - Чувство присутствия Бога. - Мистический опыт. - Еще о чувстве присутствия Бога. -
Убедительность иррационального опыта. - Бессилие рационализма в области веры. - Элементы радости и печали в
религиозных переживаниях.
Лекция IV и V. РЕЛИГИЯ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ
Основная цель человеческой жизни - счастье. - Типы один раз и дважды рожденных душ. - Уот Уитман. - Смешанный
характер религиозного настроения древних греков. - Сознательное душевное здоровье. - Его целесообразность. -
Рост либерального движения в христианстве служит наглядным доказательством его целесообразности. - Оптимистическое
мировоззрение встречает поддержку в популярно-научных сведениях. - Движение "духовного врачевания".
- Верования, лежащие в его основе. - Его учение о зле. - Его сходство с лютеранством. - Чтобы "спастись",
нужно отказаться от активного проявления личной воли. - Методы духовного врачевания: внушение, размышление,
"самоуглубление". - Духовное врачевание проверяет свое учение и методы применением их на практике.
- Возможность и правомерность глубоко различных отношений к миру. - Приложение.
Лекция VI и VII. СТРАЖДУЩИЕ ДУШИ
Душевное здоровье и раскаяние. - Плюрализм философии душевного здоровья.- Две степени душевной болезненности. - Неустойчивость
"порога скорби". - Ненадежность счастья. - Неудачи и страдания - удел каждой души, - Пессимизм - неизбежный
вывод из чисто натуралистического мировоззрения. - Пессимизм эллинов и римлян. - Патологическое преувеличение
тягостного ощущения действительности. - "Ангедония". - Меланхолия, сопровождающаяся озлобленностью
и раздражительностью. - Способность чувствовать прелесть мира и быть им очарованным есть дар, независящий от
нашего сознания и нашей воли. - Потеря этого дара изменяет для нас весь облик мира. - Толстой. - Баньян. - Аллайн.
- Патологический страх. - Корень религиозной проблемы лежит в беспросветном отчаянии и чувстве гибели. - Антагонизм
религии душевного здоровья и религии страждущих душ. - Нельзя закрывать глаза на проблему зла.
Лекция VIII. РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Гетерогенные личности. - Внутреннее "я" достигает полного единства лишь постепенно. - Примеры раздвоения
личности. - Процесс внутреннего объединения души не всегда принимает религиозную форму. - "Контр-обращение".
- Другие примеры. - Постепенное и внезапное объединение личности. - Толстой. - Баньян.
Лекция IX. ОБРАЩЕНИЕ
Опыт Брэдли. - Психология изменений характера. - Эмоциональные возбуждения создают новые центры личной энергии.
- Схематическое изображение этого процесса. - Параллель, проводимая проф. Старбэком между обращением и нормальным
процессом нравственного роста в отроческие годы. - Мнение проф. Леуба. - О людях, которые кажутся неспособными
пережить обращение. - Два типа обращений. - Подсознательное созревание процесса обращения. - Безволие. - Его
значение в религиозной жизни. - Примеры.
Лекция X. ОБРАЩЕНИЕ (окончание)
Мгновенное обращение. - Существенен ли для этого явления признак внезапности - Внезапность обращения зависит
от индивидуальных психических особенностей личности. - Сублиминальное сознание. - "Автоматизм". -
Явление мгновенного обращения объясняется наличностью в субъекте, пережившем его, очень развитой сублиминальной
жизни сознания. - Ценность обращения определяется не течением процесса, но его плодами. - Внезапность обращения
не отражается на его плодах. - Мнение проф. Джорджа Ko. - Плодом обращения является "состояние святости".
- Психологическое объяснение процессов обращения не исключает предположения о непосредственном вмешательстве
Бога. - Чувство вмешательства "высшей силы". - Взаимоотношение эмоциональных и интеллектуальных элементов
веры. - Мнение проф. Леуба. - Характерные черты "состояний веры": утверждение жизни; чувство познания
истины; изменение всего облика мира. - Сенсорн ый и моторный автоматизм. - Прочность результатов обращения.
Лекция XI, XII и XIII. СВЯТОСТЬ
Сент-Бев о результатах обращения. - Тот или иной характер человека определяется соотношением побуждающих и задерживающих
моментов его психики. - Господствующее побуждение. - Гнев. - Значение высших побуждений. - Руководящим началом
праведной жизни являются высшие духовные побуждения. - Последние почти совсем уничтожают влияние чувственных
побуждений. - Схематическое изображение в механических терминах процесса изменений характера. - Характерные
черты состояния святости. - Чувство реальности высшей силы. - Душевный покой, милосердие. - Покорность, мужество,
терпение и т.д., - Их связь с прекращением напряженной деятельности личной воли. - Чистота жизни. - Аскетизм.
- Послушание, - Нищета. - Демократизм и гуманность.
Лекция XIV и XV. ЦЕННОСТЬ СВЯТОСТИ
Ценность святости определяется ценностью ее плодов для человеческой жизни. - Кроме того, она определяется тем
или иным представлением о Боге, которое связано с ней. - Религиозный опыт удаляет из религии лишенные ценности
элементы. - Эмпиризм далек от скептицизма. - Личная и групповая религия. - Одиночество и уединенность основателей
религий. - Успех проповеди религиозного учения неизбежно ведет к искажению первоначального учения. - Крайности
религиозного фанатизма. - Фанатическая набожность. - Теопатические состояния. - Чрезмерное стремление к чистоте.
- Чрезмерное милосердие. - Человек может быть совершенным только в совершенной среде. - Святые являются созидателями
добра в мире. - Чрезмерный аскетизм. - Аскетизм служит символом стремления к героизму. - Культ милитаризма и
нищеты, как эквивалент аскетизма. - Положительные и отрицательные черты святости. - Противоположност ь святого
и властного характера. - Борьба двух идеалов: святости и силы, борьбы и непротивления. - При оценке этих идеалов
необходимо учесть их социальное значение.
Лекция XVI и XVII. МИСТИЦИЗМ
Определение понятия "мистицизм". - Четыре характерных признака мистических состояний сознания. - Простейшие
примеры таких состояний сознания. - Мистицизм и алкоголь. - "Откровения", являющиеся следствием влияния
анестезирующих средств. - Религиозный мистицизм. - Мистические состояния, навеянные красотой природы. - Сознание
присутствия Бога. - "Космическое сознание". - Йога. - Буддистский мистицизм, - Суфизм. - Христианские
мистики. - Их чувство откровения. - Тоническое действие мистических состояний. - Мистики передают содержание
своих переживаний только в отрицательных терминах. - Чувство единения с Абсолютным. - Мистицизм и музыка. -
Три заключения. - 1) Авторитетность мистических состояний для лиц, переживших их. - 2) Их неавторитетность для
остальных людей. - 3) Мистический опыт разрушает притязания рационалистических состояний сознания на исключительную
авторитетность.
Лекция XVIII. ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ
Первенство чувства в религиозной жизни; философское умозрение является производной функцией. - Интеллектуализм
требует освобождения богословских построений от субъективизма. - "Догматическое богословие". - Критика
установленных им атрибутов Бога. - "Прагматический" критерий ценности отвлеченных построений. - Метафизические
атрибуты Бога не имеют жизненного значения. - Нравственные атрибуты Бога имеют практическое значение, но богословие
подводит под них слабые доказательства; общая несостоятельность схоластического богословия. - Трансцендентальный
идеализм; его принципы, - Джон Кэрд. - Несостоятельность его теории. - Философия может иметь большое значение
для религии, если обратится в "науку о религиях".
Лекция XIX. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
Роль эстетических элементов в религии. - Противоположность католичества и протестантства. - Жертвоприношение
и исповедь. - Молитва. - Религия полагает, что в молитве совершается реальный духовный процесс с реальными последствиями.
- Три отношения к реальности процесса молитвы. - Первое отношение. - Второе отношение. - Третье отношение. -
Автоматизм у религиозных вождей. - Еврейские пророки. - Магомет. - Джозеф Смит. - Религия и сублиминальная область
сознания.
Лекция XX. ВЫВОДЫ
Обобщение характерных черт религиозного сознания. - Возможность и правомерность различных религий и верований.
- "Наука о религиях" может лишь указывать на истинность того или иного верования, но не может научить
верить в него. - Критика утверждения, что религиозное сознание является "пережитком" примитивного
мышления. - Современная наука отрицает личный аспект вселенной. - Антропоморфизм и персонификация явлений природы
есть типичная черта до-научного мышления. - Реальное значение личного аспекта природы. - Объекты науки абстрактны,
- только индивидуальный опыт конкретен. - Религия, в противоположность науке, живет в области конкретного. -
В основе своей религия есть биологическое явление. - Простейшей формой его является страдание и освобождение
от него; описание процесса освобождения от страдания, - Реальность "высшей силы". - Гипотеза, предлагаемая
автором: 1) "Подсознательное я" является поср едствующим звеном между природой и высшим миром; - 2)
Высший мир, или "Бог" - 3) Его реальные воздействия в мире природы.
Послесловие
Философская точка зрения автора этой книги может быть определена, как "частичный" или "грубый"
супранатурализм. - Критика универсального супранатурализма. - Различие в принципах должно вести к различию в
практических следствиях из них. - Практические следствия из бытия Бога. - Бессмертие. - Вопрос о единстве и
бесконечности Бога: религиозный опыт не дает положительного ответа на этот вопрос. - Плюрализм и политеизм более
всего согласуется с обычным сознанием.
Примечания
Посвящаю эту книгу Е.П.С.
в знак сыновней признательности и любви.
Предисловие
Своим возникновением эта книга обязана той высокой чести, которая была мне оказана в 1901-1902 гг. приглашением
прочесть ряд лекций на учрежденной посмертной волей лорда Джиффорда кафедре по Естественной Религии в Эдинбургском
Университете. - Обдумывая предмет двух курсов, по десять лекций каждый, которые мне предстояло прочесть, я хотел
сначала посвятить первый из них психологическому описанию "Религиозных стремлений человека", а второй,
- более теоретического характера, - "Удовлетворению этих стремлений философским мышлением". Но совершенно
неожиданно разросшийся психологический материал принудил меня, когда я приступил к выполнению своего первоначального
плана, отвести второй теме самое незначительное место - и, таким образом, описание религиозного душевного склада
заняло все двадцать лекций. В последней из них я только намекнул на свои собственные философские заключения,
и если читатель пожелает немедленно узнать их, пусть обратится ко второй части "Выводов" и последующему
"Послесловию" этой книги. Я надеюсь, что мне еще удастся когда-нибудь изложить их в более полной и
совершенной форме.
Придерживаясь того мнения, что широкое ознакомление с конкретными и индивидуальными частностями дает более
ценное и глубже захватывающее знание, чем отвлеченные формулы, как бы глубоки они ни были, я решился ввести
в свои лекции большое число конкретных жизненных примеров, причем умышленно выбрал для этой цели самые резкие
и крайние проявления религиозного душевного склада. Поэтому, быть может, некоторым из читателей прежде, чем
они ознакомятся со второй половиною этой книги, покажется, будто я представил религию в карикатурном виде; они
решат, что религиозные переживания и благочестие, с которыми им придется встретиться в моих лекциях, слишком
экзальтированы, чтобы можно было считать их нормальными. Но я все же надеюсь, что, если у читателя достанет
терпения прочесть эту книгу до конца, такое неблагоприятное впечатление у него рассеется, - потому что в конце
книги я пытаюсь сочетать религиозные побуждения с другими побуждениями и принципами здравого смысла, которые
служат коррективом к возможным преувеличениям и крайностям односторонних выводов и позволяют каждому читателю
еще более умерить резкость моих заключений, сообразно личному его мнению.
За помощь, оказанную мне при составлении этих лекций, я чувствую себя очень обязанным и выражаю свою искреннюю
благодарность Эдвину Д. Старбэку из Стенфордского Университета, любезно предоставившему мне пользоваться своим
обширным собранием рукописного материала; Генри У. Ранкину из Восточного Нортфильда, с которым мне не пришлось
увидеться, но который выказал мне дружеское расположение и сообщил драгоценные для меня сведения; затем Теодору
Флурнуа из Женевы, Каннингу Шиллеру из Оксфорда и товарищу моему Веньямину Рэнду за доставленные мне материалы;
наконец товарищу моему Диккинсону С. Миллеру и друзьям Томасу В. Уорду из Нью-Йорка и Винценту Мотославскому
из Кракова за ценные советы и указания. Прибавлю, что чувствую себя не в состоянии выразить здесь всей благодарности,
которой я обязан покойному Томасу Дэвидсону за личные беседы со мной и за разрешение пользоваться его библиотекой
в Гленморе.
Гарвардский Университет,
март, 1902
*
ДЖЕМС, УИЛЬЯМ (James, William) (1842–1910) американский философ и психолог, видный представитель прагматизма
и функционализма. Родился в Нью-Йорке 11 января 1842. Отец Джемса – Генри Джемс, последователь Сведенборга,
был человеком недюжинных интеллектуальных и литературных способностей и, родись он поколением позже, мог бы
занять выдающееся место в плеяде творцов американской культуры.
Уильям Джемс в этом отношении был более удачлив. Кроме того, он рос вместе с тремя талантливыми братьями и
не менее талантливой сестрой в атмосфере, которая стимулировала его живую любознательность и независимый творческий
темперамент. Занятия в школе он позднее расценивал как почти бесполезные, однако их восполняло внешкольное образование
– чтение немецких, французских и английских книг, а также переписка с известными учеными. Несмотря на слабое
зрение и болезненность, он легко получил степень доктора медицины в Гарвардской медицинской школе (1869).
Как и многие блестящие молодые люди того времени, Джемс испытал сильное влияние материалистического детерминизма,
который казался логически необходимым выводом из научного знания. Следствие этого учения – иллюзорность свободы
воли (в любом ее понимании) – так поразило его ум, что под угрозой оказалась не только карьера, но сама жизнь
будущего мыслителя. В это тяжелое для Джемса время, в 1869–1872, он знакомится с одной из работ Шарля Ренувье,
и идеи французского философа придают ему силы, поскольку предлагают линию поведения и мышления, возвращающую
уверенность в себе, веру в реальность своего Я и в способность индивидуума самостоятельно определять собственную
жизнь. Вся последующая работа Джемса в сфере психологии и философии, гигантская по масштабам и весьма важная
по содержанию, была развитием первоначального идейного импульса, который он получил в юности, – представления
о человеке как о творце реальности, истины и ценностей.
В 1872–1876 Джемс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете. От физиологии он перешел к психологии,
а затем к философии, тем самым реализовав глубоко скрытые наклонности, о которых и сам не подозревал. В 1884
основал Американское общество парапсихологических исследований. В 1885 был назначен профессором психологии,
а затем профессором философии Гарвардского университета. Когда в 1907 Джемс оставил преподавательскую деятельность,
он написал своему брату Генри: «Невозможно выразить словами, как я рад избавиться от кошмара „профессорства“.
Мои обязанности как ходячей энциклопедии делали из меня какую-то подделку. Теперь я свободен и чувствую облегчение
несказанное, буквально несказанное, я стал самим собой, после тридцати пяти лет рабства». В то время ему было
шестьдесят пять лет.
Джемс часто повторял, что понять любого автора легко, если попробовать взглянуть на вещи его глазами. Сам Джемс
не строил систем; концептуальный замысел его «монолитной Вселенной» был точной антитезой цели, которую он преследовал.
Он хотел углубиться, насколько возможно, во «всю парадоксальную физико-морально-духовную полноту» жизни. Для
него было «что-то ужасное в удовлетворении, с которым чистая, но нереальная система захватывает рационалистический
ум». Сам он пытался «со всей серьезностью взглянуть на огромную Вселенную конкретных фактов, страшно запутанных,
неожиданных и жестоких, во всей их первозданности, и осмыслить мировую действительность в ее конкретной полноте».
Прагматизм и радикальный эмпиризм Джемса, попытка разобраться в человеческом опыте в его природном и социальном
контексте обнаруживают открытый и мужественный ум, стремление облегчить человеческую участь. Согласно этому
подходу, мир существует в двух смыслах. Во-первых, имеется строй вещей, с которыми каждый из нас встречается
в повседневной жизни. Во-вторых, мир существует в том смысле, что каждый человек создает свой собственный мир,
как бы вырезая его из материала окружающей действительности. В Принципах психологии (The Principles of Psychology,
1890) Джемс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора. Наш мир изначально есть «хаос
ощущений», «поток сознания»; это – «нейтральный» материал мышления любого человека. Мир, в котором мы живем,
мы и наши предки «постепенно, неторопливыми ударами резца» высвободили из объективной данности. Взгляды Джемса
получили название «радикального эмпиризма».
В рамках этого общего мировоззрения главной была идея, занимавшая Джемса с юности. В своем, вероятно, первом
опубликованном эссе он приходит к заключению: «Познающий – не просто зеркало, движущееся в мире и не имеющее
точки опоры, пассивно отражающее то, с чем оно встречается. Познающий – это деятель; с одной стороны, он участвует
в созидании истины, а с другой – описывает истину, которую сам создает». Вещи, заботящие человека, цели, к которым
он стремится, его потребности – физические и духовные – играют важную роль в выводимых им заключениях. В Психологии
(Psychology, 1892) Джемса подчеркивается, что ум есть инструмент в борьбе за выживание, причем за выживание,
которое определено потребностями и идеалами того, кто хочет выжить. Поэтому особой работой ума является сочетание
объективно данного с индивидуальными желаниями.
Ум самого Джемса был превосходно приспособлен для решения этой трудной задачи, в нем сочетались природный дар
и неустанная самодисциплина во имя интеллектуального, морального и религиозного служения своим соотечественникам
и всему человечеству. Джемс считал, что смысл понятий заключен в поведении, которое они предполагают. Кроме
того, он полагал, что решающим фактором в выборе человеком того или иного верования (в отсутствие каких-либо
объективных оснований для выбора) является «воля к вере». Согласно Джемсу, истина – не некое статическое качество
истинных идей, но то, что случается с идеей, когда искатель истины подвергает ее настоящему испытанию. Джемс
также считал, что сознание – это не особая сущность, а функция, инструмент выживания человека.
Как и Ч.С.Пирс, Джемс – прагматист, и он формулирует свою позицию следующим образом: «Метод прагматизма пытается
интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не обнаруживает различия
в практических последствиях» двух альтернатив, то они «означают практически одно и то же, и всякая дискуссия
теряет смысл». Пирс рассматривал прагматизм как своего рода математический метод, в то время как Джемса прежде
всего интересовали его этические и религиозные аспекты. В Воле к вере он пишет, что «мы имеем право верить на
свой страх и риск любой гипотезе, достаточно правдоподобной, чтобы ввести в искушение нашу волю», т.е. если
она не поддается интеллекту. Рассуждая о религиозном скептицизме, он пишет: «Мы не можем отделаться от вопроса,
оставаясь на позиции скептицизма... потому что, оставаясь правыми в случае, если религия неверна, мы уходим
от блага, если религия истинна, и это столь же достоверно, как в случае, если бы мы прямо решили встать на путь
неверия». В 1907 в Лоуэлловских лекциях Джемс утверждал: «согласно прагматизму, если гипотеза о существовании
Бога успешно «работает», в самом широком смысле слова, то она истинна», и выдвинул подход, названный им «прагматистским
или мелиористским» теизмом, достигающим компромисса между абсолютизмом и материализмом. В тех же лекциях он
говорит об истине как об удобном средстве мышления, а далее отождествляет истину с проверяемостью.
Этические исследования философа свидетельствуют об универсальности его ума и в то же время о чем-то вроде слепого
пятна в его моральных представлениях. Сопереживая человеческому страданию, Джемс почти не обращал внимание на
социальные условия, зачастую являющиеся причиной страданий, его скорее восхищали неустанная энергия, благородство
и героизм человека перед лицом жизненных трудностей. «Имеется лишь одна безусловная заповедь, – настаивал он,
– и состоит она в том, что мы должны непрестанно, игнорируя охватывающие нас страх и трепет, искать решения
и совершать поступки, которые ведут к наибольшему количеству блага в нашем его понимании». Джемс почти не замечал
необходимости экономического и социального переустройства для того, чтобы эта «Вселенная блага» превратилась
в реальность. В вопросах веры он был на стороне религии, потребность же в различных религиях объяснял наличием
двух типов человеческого характера: «твердого» и «мягкого». (Мыслители «мягкого» характера рационалисты (следуют
принципам), интеллектуалы, идеалисты, оптимисты, религиозны, верят в свободу воли, монисты и догматики. Мыслители
«твердого» характера эмпирики (следуют фактам), сенсуалисты, материалисты, пессимисты, неверующие, фаталисты,
плюралисты и скептики.) Отстаивая строго научный подход к анализу фактов, Джемс писал: «Мне всегда казалось,
что ради соблюдения справедливости в отношении различных родов опыта мы должны позволить мистическому экстазу
иметь свой голос в общем хоре». Он не соглашался с трактовкой человеческого опыта как высшей формы опыта, существующего
во Вселенной. Религиозный опыт говорит нам, что «высшие силы существуют и действуют во имя спасения мира, руководясь
идеалами, которые сходны с нашими собственными представлениями о добре».
Главные труды Джемса: Принципы психологии (The Principles of Psychology, 1890); Воля к вере (The Will to Believe,
1897); Многообразие религиозного опыта (The Varieties of Religious Experience, 1902); Прагматизм (Pragmatism:
A New Name for Old Ways of Thinking, 1907); Вселенная с плюралистической точки зрения (A Pluralistic Universe,
1909); Значение истины (The Meaning of Truth, 1909); Некоторые проблемы философии (Some Problems in Philosophy,
1911); Очерки радикального эмпиризма (Essays in Radical Empiricism, 1912).
Умер Джемс в Чокоруа (шт. Нью-Гэмпшир) 26 августа 1910.
|