Иоахим Иеремиас
К оглавлению
Глава 2
Миссия Иисуса
Для изложения провозвестия Иисуса важнейшее значение имеет то, с какого места начать.
Вплоть до самого последнего времени, основываясь на Мф 4,17 (άπό τότε ήρξατο ό Ιησούς κηρύσσειν καΐ λέγειν μετανοείτε ήγγικεν γαρ ή βασιλεία των ουρανών [С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: кайтесь, ибо близко Царство Небесное]), исследователи вновь и вновь склонялись к точке зрения, согласно которой Иисус выступил с призывом к покаянию. Между тем если строить изложение провозвестия Иисуса на основе короткого резюме - дело само по себе сомнительное, то на основе Мф 4,17 - тем более: ведь Матфей (и только он один!) в точно тех же словах резюмирует проповедь Крестителя (3,2). Кроме того, возникает вопрос, действительно ли Матфей хочет поставить на первое место проповедь покаяния; скорее - если обратить внимание на слово γάρ [ибо]! - главное здесь все-таки провозглашение близости Царства Божьего. Так, во всяком случае, недвусмысленно говорится в том месте Мк 1,15, которое лежит в основе Мф 4,17, и о том же свидетельствует все предание об Иисусе, взятое в целом. Сегодня эта точка зрения получила, к счастью, всеобщее признание.
Но можно ли считать, что, начав с провозглашения Царства Божьего Иисусом, мы уже нашли правильную отправную точку? Действительно ли мы оказываемся таким образом у истоков? Не оказывается ли при таком подходе кое-что забытым, а именно вопрос: как Иисус пришел к тому, чтобы выступить с провозглашением радостной вести? Возвещению Евангелия что-то предшествовало, в этом нет сомнения. Но возможно ли в рамках исторического исследования постигнуть то, что лежит в самом начале, в самой глубине? Не есть ли это
άρρητα [неизреченное]? В самом деле, задавать здесь вопросы можно лишь с величайшей осторожностью и предельной сдержанностью. И все же мы можем сказать нечто вполне ясное и определенное о том, что было до выступления Иисуса с радостной вестью, - о его призвании.
§ 4. Иисус и Креститель
M.Dibelius, Die urchristliche Überlieferung von Johannes dem Täufer, Göttingen, 1911. - J.Jeremias, Der Ursprung der Johannestaufe, in: ZNW 28, 1929, 312-320. - E.Lohmeyer, Das Urchristentum. 1. Buch: Johannes der Täufer, Göttingen, 1932.- W.H.Brawnlee, John the Baptist in the New Light of Ancient Scrolls, in: Interpretation 9, 1955, 71-90 = in: K.Stendahl (hg.), The Scrolls and the New Testament, New York, 1957= London, 1958, 33-53.252-256. - C.H.H.Scobie. John the Baptist, London. 1964. - B.F.Meyer, Jesus and the Remnant of Israel, in: JBL 84, 1965, 123-130.- H.Braun, Qumran und das Neue Testament II, Tübingen, 1966, 1-29. - W.Wink, John the Baptist in the Gospel Tradition, Society for New Testament Studies Monograph Series 7, Cambridge, 1968.
1. Отношение Иисуса к Крестителю
Появлению Иисуса непосредственно предшествовала деятельность Иоанна Крестителя, считавшего себя посланным в последний час перед предстоящим судом Божьим (Мф 3,10 пар.), чтобы призвать к покаянию (3,8 пар.) и крестить готовых покаяться. Убедительного историко-религиоведческого объяснения Иоаннова крещения, при всем разнообразии предлагавшихся гипотез, еще не найдено. Первое, что приходит в голову, - это влияние ессеев. Уже близость места, где совершалось крещение, к Кумрану наводит на мысль о наличии такой связи. Так как бурное течение Иордана позволяет крестить лишь у одного из немногочисленных бродов и так как Мк 1,5 (Ιουδαία [Иудея], Ίεροσολυμΐται [жители Иерусалима]) указывает на брод в нижнем течении Иордана, заслуживает доверия идущее еще от Оригена237 предание о том, что Вифавара Пирейская (Ин 1,28) находилась у hadschla - брода к юго-востоку от Иерихона, где еще и сегодня показывают место крещения238. А отсюда всего 12 километров по прямой до Кумрана. Помимо географического соседства Крестителя сближает с ессеями и то, что последние тоже призывали к покаянию, а свой уход «в пустыню» обосновывали тем же местом Писания, на которое опирался Креститель в своей деятельности в степи Иудеи, а именно Ис 40,3239. Но однократность Иоаннова крещения, как и великодушие, с которым оно предлагается, не поддаются объяснению, если исходить из гипотезы, что оно произошло от постоянно повторяемого обряда очищения у кумранитов. А потому для ответа на вопрос о том, что привело Крестителя к его крещению, скорее следует исходить из прослеживаемого вплоть до начала первого столетия нашей эры иудейского учения, согласно которому Израиль на пути к Синаю был подготовлен к обретению спасения погружением под воду (ср. 1 Кор 10,1 сл)240. Так как, согласно прочно укоренившимся апокалиптическим представлениям, поколение ходивших по пустыне рассматривалось как прототип эсхатологической общины спасаемых241, тезис о погружении под воду на пути к Синаю заключал в себе ожидание, что в конце времен Израиль снова будет подготовлен к спасению погружением в воду. Если Креститель видел свою задачу в этом очищении народа Божьего в эсхатологические времена, то его побудительным мотивом было пророчество Иезекииля о том, что Бог в конце дней очистит народ Божий омовением водой: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас... И будете... моим народом, и я буду вашим Богом. И освобожу вас от всех нечистот ваших» (36,24сл.28сл).
Что касается более точного определения цели Иоаннова крещения, то представляется сомнительным, чтобы его можно было найти, опираясь на Мк 1,4 пар. (είς άφεσιν άμαρτιών [для отпущения грехов]), поскольку эта формулировка, возможно, сложилась под влиянием христианского словоупотребления (ср. особенно Деян 2,38!). Во всяком случае, Иосиф Флавий категорически оспаривает утверждение, что крещение Иоанна имело какое-то отношение к отпущению грехов (Древн. 18,117), и, может быть, не следует, как это неоднократно делалось, с легким сердцем отбрасывать в сторону это сообщение. Как бы то ни было, к вопросу о цели Иоаннова крещения стоит подойти с другой стороны, а именно исходя из Мф 3,7 пар. Лк 3,7, где между строк и совершенно непреднамеренно дается некая информация о крещении Иоанна. Согласно этому сообщению, погружением в воду Креститель приобщал готовых покаяться к эсхатологическому народу Божьему, чтобы уберечь их от осуждающего приговора на Страшном суде.
Призыв Крестителя обратиться и принять спасительное крещение породил большое движение кающихся и пробуждающихся. Со всех сторон к месту крещения в пустынной долине Иордана стекаются массы людей. Все четыре евангелия и Деяния апостолов (1,22) единодушно сообщают, что Иисус тоже отправился принять крещение (согласно Евангелию назореев - вместе со своей матерью и братьями242). О достоверности этого сообщения говорит двойной аргумент, основанный на источниках первохристианской Церкви. С одной стороны, шокирует то обстоятельство, что Иисус подчиняется Крестителю, принимая от него крещение (Мф 3,14сл), с другой - с трудом воспринимается, что Иисус подвергает себя крещению «для отпущения грехов»243. Такое вызывающее всеобщее неудовольствие свидетельство не могло быть выдумано. Однако с этого момента источники расходятся. Согласно синоптикам, контакт между Иисусом и Крестителем как будто бы ограничивается эпизодом крещения. В изложении Евангелия от Иоанна дело обстоит иначе. В Ин 1,26.31 об Иисусе говорится как о человеке, неизвестном многочисленным последователям Крестителя, и далее сообщается, что Иисус сам совершал крещение наряду с Крестителем (3,22-4,3).
Это сообщение нельзя просто отбросить, ссылаясь на то, что синоптики умалчивают о крестительской деятельности Иисуса. Более того, есть ряд соображений в пользу его достоверности. Прежде всего, следует сказать о предосудительности представления, согласно которому Иисус выступает в качестве крестящего наряду с Иоанном, ставя себя, таким образом, на одну ступень с ним, так что они воспринимаются как соперники (3,26); оговорка καίτοι γε 'Ιησούς αύτός ούκ έβάπτιζεν άλλ' οί μαθηταί αύτού [впрочем, сам Иисус не крестил, но ученики его] (Ин 4,2), лексика244, стиль9245 и содержание которой заставляют считать ее сделанной позднее246 вставкой, имеет целью снять это пятно с Иисуса. Затем, в Ин 3,22-4,3 сообщается ряд архаических подробностей: это указание места, где Иоанн крестил, έν Αίνών έγγύς τού Σαλίμ [в Еноне близ Салима] (Ин 3,23; установить его местонахождение сегодня уже невозможно); это и непонятно как попавший на свое нынешнее место загадочный стих 3,25 - спор 'Ιουδαΐος с учениками Иоанна по поводу крестительской деятельности Иисуса, в котором речь идет об очищении. Эти отдельные черточки не производят впечатление вымышленных. Наконец, сюда же относится удивительный факт, что после Пасхи первохристианская община начала крестить247, - это легче поддается объяснению, если уже и сам Иисус практиковал крещение. Правда, в какой-то момент он, должно быть, перестал крестить (только так можно объяснить, почему ни один из четырех евангелистов не сообщает о крестительской деятельности Иисуса в последующее время), и весьма странно, что о каких-либо причинах этого прекращения ничего не говорится248.
Как бы то ни было, отношения Иисуса и Крестителя никоим образом нельзя представлять себе как мимолетные. Легко понять, почему синоптики сократили период их взаимоотношений, ограничив его эпизодом крещения Иисуса. Традиция по возможности избегала всего, в чем можно было бы усмотреть уравнивание или даже подчинение Иисуса Крестителю, Такого рода сведения обходили молчанием или приглаживали.
2. Признание Крестителя Иисусом
О своем признании миссии Крестителя Иисус говорит столь высокими словами, что оно кажется прямо-таки чрезмерным. Его крещение было «от Бога» (Мк 11,30 пар.). 'Ηλθεν... έν όδώ δικαιοσύνης [пришел... путем праведности] (Мф 21,32) - библейское выражение, означающее «Он указал истинный путь»249. Он был «более чем пророком», сверхпророком (Мф 11,9 пар. Лк 7,26), величайшим из всех людей (Мф 11,11 пар. Лк 7,28). Сюда же относится изречение Мф 11,12сл пар. Лк 16,16, о котором необходимо сказать особо.
Мф 11,12сл
|
Лк 16,16
|
άπό δέ τών ήμερών
Ίωάννου
τού βαπτιστού
'έως άρτι
ή βασιλεία τών
ούρανών βιάζεται,
καί βιασταί
άρπάζουσιν αυτήν.
(13) πάντες γάρ
οί προφήται καί
ό νόμος
έ ως 'Ιωάννου
έπροφήτευσαν.
|
δ νόμος και οί
προφήται
με'χρι 'Ιωάννου·
άπό τότε ή βασ.
τού θεού
εύαγγελίζεται
καί πάς είς αύτήν
βιάζεται.
|
|
|
[Со дней же Иоанна
Крестителя доныне
Царство Небесное силою берется,
и насильники расхищают его.
(13) Ибо все Пророки и Закон
пророчествовали до Иоанна.]
|
[Закон и Пророки
до Иоанна;
с того времени Царство Божие
благовествуется,
и всякий врывается в него силой.]
|
В набранном вразрядку выражении «до Иоанна» предлог «до» может быть
понят в смысле либо «включая», либо «исключая». Если под έως
/μέχρι250
подразумевается «включая» (т.е. «Пророки и Закон, включая Иоанна»), Креститель
относится к эону древних. Так понимает это Лука. Ибо в Деяниях апостолов он
вновь и вновь подчеркивает, что эра спасения началась после смерти Крестителя
(1,5; 10,37; 13,24сл; 19,4). У Матфея же, как показывает фраза άπό
δέ τών ήμερών 'Ιωάννου
τού βαπτιστού [со
дней Иоанна Крестителя] (11,12), έως / μέχρι
понимается в смысле «исключая». Этот оборот, который по-гречески звучит необычно,
является семитизмом, возникшим в связи с тем, что в семитских языках нет слова
для обозначения времени в смысле времени длящегося, несовершенного, и для указания
времени жизни, правления, деятельности и т.п. пользовались выражением «во дни
Ν.Ν.». Следовательно, άπό δέ τών
ήμερων Ιωάννου
означает «с тех пор, как начал действовать Иоанн», и новое совершается уже во
время деятельности Крестителя. В зависимости от того, как понимается έως
/ μέχρι (включая или исключая), мы получаем различные
оценки Крестителя, да и вся история спасения видится по-разному. Согласно Луке
(μέχρι в смысле «включая»). Креститель относится еще
ко времени Закона и Пророков, эра спасения начинается только с Иисуса. Согласно
Матфею (έως в смысле «исключая»). Креститель относится уже к
новому эону или открывает промежуточное время, от которого начинается новый
эон.
Высказыванием, которое труднее объяснить, является, бесспорно, то, в котором Креститель рассматривается как зачинатель нового эона. Первохристианской Церкви была присуща понятная тенденция подчеркивать подчиненное положение Крестителя по отношению к Иисусу. Его приближение к Иисусу - это всегда признак большей древности предания. Следовательно, Матфей, текст которого также и по иным соображениям следует считать более древним251, предлагает правильный вариант: время пророчеств простирается лишь до прихода Крестителя. С него начинается уже их исполнение. В пользу такого толкования говорит также текст Мф 11,9 пар. Лк 7,26, где Иисус называет Крестителя пророком; мы увидим далее252, что обладание Духом, которое является отличительным признаком пророка, сигнализирует о наступлении эры спасения.
Логия Мф 11,12сл - это самое поразительное высказывание Иисуса о Крестителе: с Иоанна начинается эра спасения. Все слова, в которых выражается столь высокая оценка Крестителя, без сомнения, подлинные. Первохристианская Церковь, соперничавшая с общиной учеников Крестителя, не могла выдумать подобное.
3. Влияние Крестителя на Иисуса
Иисус во многом продолжает дело Крестителя. Согласно Ин 1,35-39, Иисус получил первых учеников от Иоанна. Хотя описание призвания первых учеников в Евангелии от Иоанна полностью расходится с синоптическим (Мк 1,16-20), сообщение о том, что первые ученики Иисуса ранее были последователями Крестителя, само по себе весьма правдоподобно, тем более что то же можно предположить и на основании рассказа о восстановлении первоначального числа апостолов в Деяниях (1,21сл).
Своей манерой держать себя Иисус также следует Крестителю. Как и Креститель, он - в отличие от книжников того времени - проповедует под открытым небом; подобно Крестителю, дает своим ученикам молитву, которая должна выделить и сплотить круг учеников (Лк 11,1-4)253. Но прежде всего Иисус следует за Крестителем в том, что касается содержания его провозвестия. Как и Креститель, он призывает к покаянию (Мф 3,8 пар. / Лк 13,1-9 и др.), и при этом, как и у Крестителя, его призыв является неотложным и непреклонным, ибо он разрушает всякую веру в прерогативы Израиля и возвещает о близости предстоящего суда Божьего как суда не над язычниками, а над Израилем (Мф 3,7 пар. / 12,41 сл пар.). Как и Креститель, он в своем отказе от национально-политических чаяний заходит настолько далеко, что грозит Израилю в случае его отказа от покаяния, что Бог позволит занять место Израиля стремящимся к этому язычникам (Мф 3,9 пар. / 8,11сл). Особенно важно, что, как сообщается, уже Креститель отвергал считающих себя праведными (Мф 3,7-10 пар./ Мф 23 пар.) и допускал заведомых грешников (Лк 3,12 / Мк 2,16). Он собирает «святой остаток», но не обособленный, как фарисеи и ессеи, а открытый («open remnant»254), который он, согласно достоверно звучащим сообщениям, открывает также и для стремящихся к покаянию мытарей, полицейских255 и блудниц (Лк 3,12-14; 7,29; Мф 21,32), т.е. людей, которых синагога, фарисейские тайные собрания и кумраниты списывали со счета"256.
Не нашли ли мы в таком случае решающий побудительный мотив для выступления Иисуса - продолжение дела убитого посланника Божьего? На это следует со всей определенностью ответить отрицательно. Ибо, хотя у Иисуса так много общего с Иоанном и хотя он несомненно усматривает в Крестителе промежуточное звено между старым и новым эонами, существует фундаментальное различие между ним и Крестителем, которое, как видно из Мф 11,18сл пар. Лк 7,33сл, ясно чувствовалось людьми того времени: Иоанн - аскет, Иисус - открыт миру. Иоанн провозглашает: Суд при дверях, обратитесь! Иисус провозглашает: Царство Божие наступает, придите, труждающиеся и обремененные257. Креститель не выходит за пределы ожидания, Иисус несет свершение. Креститель пребывает еще в сфере закона, с Иисуса начинается Евангелие258. Поэтому малейший в Василии больше, чем Иоанн (Мф 11,11б пар. Лк 7,28б).
Вот та пропасть, которая разделяет их при всем их родстве, следствием чего явилось соперничество порожденных ими движений. Эта пропасть исключает возможность усматривать в деятельности Крестителя решающий толчок для выступления Иисуса.
|