Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Владимир Канторович

ПЕШКОМ ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

(Советы христианам- паломникам, идущим по дорогам Иисуса Христа)

http://www.a-port.us/gene/homel/kant1.html


В 1993 году автор в течение месяца шел по территории современного Израиля. Целью моей являлось поклонение главным святыням, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Лучшее время для такого паломничества - предпасхальный период с 5 -10 марта по 8-10 апреля, когда уже не холодно и еще нет изнуряющей жары. Но в марте могут быть затяжные дожди, иногда по 2-3 дня. Надо учитывать, что в Галилее они выпадают чаще, чем в Самарии или Иудее. На западных склонах горных хребтов количество осадков больше, чем на восточных. Преобладают западные ветры. Ночи в горах еще холодные. На первых порах, кроме спального мешка, приходится использовать и теплую куртку. Горные породы этой страны представлены: в Иудее и Самарии - преимущественно белыми плотными известняками; в районе Иерихо и к северу от Мертвого моря - красноцветными тонкозернистыми песчаниками; на западном побережье Галилейского моря (Генисаретского озера) - черными базальтами.

Паломничество по Святой земле охватывает не всю территорию, по которой шел Христос. Выпадает, например, Перея, недоступная нам, т.к. она принадлежит Иордании. Остаются не посещенными северные районы Галилеи - Голанские высоты с горой Хермон, Кесария Филиппова и другие места, поскольку они труднодоступны, да и по времени путешествие растянулось бы не менее, чем на полтора месяца. Протяженность описываемого маршрута (только пешеходной его части) рассчитана на один месяц и составляет в целом 190 -200 км. Так что, нагрузка для среднего человека вполне допустимая.

Иерусалим и его окрестности


Первый день. Христианский квартал Старого города.

Войти в этот квартал надо через Яффские ворота в западной стене Старого города. Вблизи ворот находится туристский информационный центр. Здесь можно купить некоторые карты, но гораздо больший выбор их имеется в арабских лавках торговой части города (ул. Давида), где продается крупномасштабная карта Старого города (1 см. - 33 м) и прекрасно иллюстрированный путеводитель "Via Dolorosa, изданный на всех языках, в том числе и на русском. Он выполнен в виде буклета- "гармошки", на нем показан весь скорбный путь Иисуса со всеми его четырнадцатью остановками. После изучения буклета можно начать предварительное ознакомление с Христианским кварталом. Между Яффскими и Новыми воротами расположено здание Римско-католической патриархии. Заручившись рекомендательным письмом от церкви, прихожанином которой вы являетесь, надо обратиться к администрации. Они помогут найти недорогое общежитие в Старом городе.

Вблизи Новых ворот находится францисканский монастырь и колокольня церкви Спасителя (Савиор), построенной в шестнадцатом веке. По пути к Яффским воротам, после поворота на улицу Греческого ортодоксального патриархата, выходим к воротам Большого греческого монастыря. На его территории расположена церковь Константина и Елены (шестой век). Затем идем по улице Кхан эль-Акуобат до пересечения с улицей Христианского квартала и попадаем на улицу Сук Афтимос. Здесь на маленькой площади находится фонтан в виде красивой скульптурной группы. Рядом стоит церковь "Искупления", построенная в конце прошлого века на фундаменте храма времен крестоносцев. В этой церкви периодически устраиваются концерты органной музыки. Если от фонтана пройти снова по улице Христианского квартала и идти по ней вниз, в южном направлении, то, не доходя улицы Давида, слева видна дверь с иконой, изображающей усеченную главу Св. Иоанна Крестителя. Дверь ведет во двор церкви Св. Иоанна Крестителя. Это один из древнейших храмов, построенный еще в восьмом веке. А западный его притвор стоит на руинах византийской церкви пятого века.

Пройдя по ул. Давида вниз, выходим на перекресток с ул. Муристан и идем по ней в северном направлении до ул. Сук Ед-Даббага. На углу стоит большая белая церковь Спасителя (Редимер). Напротив ее, непосредственно примыкая к Храму Гроба Господня, расположено русское Александровское подворье, на территории которого находится церковь Александра Невского, построенная над порогом "Судных ворот". Через них в библейские времена выводили на Голгофу, осужденных на казнь. В настоящее время от этих ворот сохранился нижний порог в виде каменной плиты. Через этот порог переступал Иисус по пути к месту казни. Сейчас на этом древнем фундаменте укреплена большая скульптура, изображающая Распятие. Часть церковной стены покоится на известняковых блоках периода царя Ирода. В церкви, в углу за Распятием сохранились две колонны с капителями периода Римской империи. На настенных фресках представлены сцены страданий Иисуса. Перед порогом висит картина Репина, изображающая Страсти Христовы.
Если остается еще время, можно посетить Коптский монастырь и патриархат, Эфиопскую ортодоксальную церковь и Дом Польский. Они сосредоточены в районе улиц Сук Кхан ез-Зейт и Акубат ель Кханка.

Второй день. Гора Сион, город Давида, долина Кедрона.

Выйти к горе Сион можно через Сионские ворота в южной части Старого города (Армянский квартал), или, не заходя в Старый город, пройти мимо Яффских ворот по дороге вдоль юго-западной крепостной стены и затем, повернув налево, подойти к подножью горы Сион. Сразу бросается в глаза высокий минарет и здание с гробницей царя Давида. На первом этаже находится каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом, которое можно приподнять и коснуться рукой древней плиты.
В соседнем помещении отмечено место, где стоял дом одного из тайных учеников Иисуса. Этот человек предоставил свое жилище для проведения Тайной Вечери (Сенакулум), которая считается у христиан великим событием, основой евхаристического напутствия Христа. От библейских времен сохранилось несколько колонн. Сводчатый потолок, опирающийся на них, был построен позже. В настоящее время этот зал находится в запущенном состоянии. Здесь нет скльптур или икон, нет алтаря, негде поставить свечу, нет даже изображения Тайной Вечери. Покидаешь святое место с недоумением и грустными мыслями.

Недалеко от этого здания стоит богато украшенный внутри,бенедиктинский храм Успенья Божией Матери (Дормишон) с купольной колокольней. Церковь построена на том месте, где Богородицу охватил "вечный сон". В нижнем помещении хранится деревянная скульптура лежащей Девы Марии, запечатленной в Её последнем сне. В церкви ежедневно проводятся мессы на латинском, итальянском, испанском, французском, немецком и английском языках.

На восточной части склона горы Сион расположена новая церковь Св. Петра "Галиканту" ("Петух поющий"). Она построена на руинах храма византийского периода, в том месте, где Петр, услышав крик петуха и вспомнив предсказания Иисуса, горько плакал, раскаиваясь в своем отречении.

Дорога спускается еще ниже, затем идет по западному склону долины сухого русла Кедрова. Долина замусорена, сюда сбрасываются отходы из ближайших арабских селений. В юго-восточной части Старого города, к югу от Мусорных ворот, на невысоком холме Офел, археологические раскопки вскрыли руины крепостных стен и зданий города Давида, который относится ко времени возвращения евреев из Вавилона. В городе, у основания восточного склона холма, сохранился источник Гихон или "Фонтан Марии", куда Дева Мария приходила с другими женщинами Иерусалима стирать. Источник вытекает из двух гротов на разных уровнях. К первому ведут 15 ступеней, ко второму - 17. От источника Гихон вода поступала через подземный туннель,протяженностью 533 м, на глубине от 20 до 50м, под поверхностью земли в Силоамскую купель, где Иисус Христос исцелил слепого от рождения. Сейчас в этом месте, над развалинами древнего христианского храма, возвышается минарет. Южнее Силоамской купели расположено, так называемое "Поле крови" (Ха -сел дама), где Иуда получил свои тридцать серебренников за кровь Христову. В настоящее время тут стоит Греческий ортодоксальный монастырь и церковь Св. Онуфрия.

Отсюда дорога идет в сторону Кедрона по склону его долины, вдоль юго-восточной стены Старого города. Долина Кедрона постепенно сужается. Вправо от шоссе отходит крутая тропинка вниз, к руслу Кедрона. Надо спуститься по ней и идти вдоль сухого русла по направлению к церкви Св. Стефана. Справа видны остатки высеченных в скале древних гробниц, в том числе и гробница пророка Захария. Она имеет квадратное сечение и крышу пирамидальной формы. Фасад гробницы украшен четырьмя колоннами. Кроме нее запоминается древняя полуразрушенная часовня с конусообразным покрытием - Пилястр Ассалона, относимый к эпохе Ирода Великого. Потом; по восточному борту долины Кедрона выбираешься наверх, прямо к Базилике Всех Наций, а от нее - к воротам Св. Стефана (Львиным). Если еще остались силы, желание и время (хотя бы полтора часа до захода солнца), можно от этих ворот забраться на крепостную стену и совершить прогулку по всему ее периметру. Отсюда открывается замечательный вид на Старый город со всеми храмами, минаретами, Стеной Плача. Особенно красив золотой купол мечети Омара, сооруженной на месте Иерусалимского Храма.

Третий и четвертый дни. Храмы на Елеонской (Масличной) горе.

Елеонская (Масличная) гора - самая высокая в пригороде Иерусалима (793 м). К ней надо выйти из Старого города через восточные ворота Св. Стефана (Львиные). Шоссе идет вниз и поворачивает направо к белой церкви Св. Стефана, первого христианского мученика. В 300 метрах от нее у подножья горы начинается Гефсиманский сад. Возле шоссе стоит небольшая часовня на четырех тонких колоннах. От нее ступени ведут вниз, к греческой православной церкви Гробницы Девы Марии, построенной в одиннадцатом веке. Через центральные врата попадаешь в притвор церкви, затем идет длинный спуск (50 каменных ступеней) ко Гробу Девы Марии. По пути справа и слева в стенах вырублены две ниши, освещенные лампадами, где стоят каменные саркофаги. В одном из них гробница Св. Иосифа, в другом - гробницы Св. Анны и Св. Иоахима (родителей Девы Марии). В нижнем зале за богато украшенным иконостасом с серебрянными лампадами находится Гробница Богородицы. В верхней плите имеются три отверстия, которые дают паломникам возможность коснуться гроба изнутри.

Следует отметить, что храмы и монастыри Елеона закрыты с 12 до 3. Таким образом,для посещения их остаются только утренние и вечерние часы, поэтому не во всех храмах удается побывать, даже в течение двух дней. Как один из вариантов, можно предложить целевое паломничество к двум святыням, связанным с именем Богородицы: с утра до 12- к храму Успенья Божией Матери (Дормишон) на горе Сион, и после 3-х - к церкви Гробницы Девы Марии в Гефсиманском саду. Так, паломник имеет возможность присутствовать на утренней литургии в первом храме и вечерней мессе - во втором. А между ними, в дневные часы можно отдохнуть и пообедать в старом городе,где в изобилии есть кафе на любой вкус (автор довольствовался чаем из термоса, бутербродом и двумя бананами). Переход от горы Сион до Елеонской горы занимает не более полутора часов.

Далее, поднявшись по западному склону Елеонской (Масличной) горы и свернув по шоссе направо, выходишь к величественной Базилике Всех наций (церкви мук Христовых).
Базилика сооружена в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци на фундаменте святилища четвертого века. На этом месте молился Иисус в смертельной тоске перед тем, как "испить чашу страданий". Внутри Базилики открывается огромный купольный свод, который расписан гербами двенадцати государств, принимавших участие в строительстве храма. За алтарем установлено большое Распятие. Мозаика над алтарем изображает "Гефсиманское моление", по бокам - сцены поцелуя Иуды -"Предание Спасителя" и "Взятие Христа под стражу". Перед главным престолом лежит большой плоский неровный камень, окруженный чугунным терновым венцом. Возле него произошло предательство Иуды и арест Иисуса.

За базиликой Всех наций,примерно на среднем уровне горы, издалека видны семь золотых куполов и крестов православной церкви Св. Марии Магдалины. Церковь находится на территории женского монастыря. У центральных ворот приходится долго звонить, через 20-30 минут выйдет привратница и, если у нее хорошее настроение, может впустить в церковь помолиться и поставить свечу. Иконостас и боковые стены украшены иконами замечательной красоты, работы Верещагина и Иванова. Огромная икона изображает Марию Магдалину перед императором Тиверием с жалобой на Пилата. Как известно, Пилат после этого был смещен. Церковь эта построена в конце прошлого века на средства русского императора Александра III в память о его матери Марии Александровны.

Большую часть западного склона Елеонской (Масличной) горы занимает Гефсиманский сад, в котором растут масличные деревья. Вокруг некоторых толстых корявых стволов установлены защитные изгороди. Этим деревьям более 2 тысяч лет. Они видели Иисуса. Одна только мысль об этом приводит тебя в трепет. На память, как реликвию, можно сорвать узенький толстенький листок. Теперь, увы, Гефсимания даже отдаленно не напоминает сад. Склон покрыт редкими оливами, между которыми на сухой земле лежат глыбы белого известняка. Подумалось: объявили бы власти среди христиан всего мира "месячник по расчистке Гефсиманского сада и посадке новых масличных деревьев" - сколько бы добровольцев приехало на это святое дело! И, особенно, из Росии, где еще в начале 80-Х годов мы с радостью восстанавливали храмы в Москве, на Валааме, в Соловках. А судя по библейским описаниям,Гефсиманский сад занимал весь западный склон Масличной горы. Под его тенистыми деревьями любил отдыхать Иисус с Апостолами. После церкви Св. Марии Магдалины дорога круто поднимается вверх. Слева стоит небольшая, очень красивая францисканская церковь "Доминус Флевит" (Плач Господен), построенная в тридцатые годы тоже по проекту Барлуцци. Здесь Иисус оплакивал судьбу Иерусалима:"...и не оставят в тебе камня на камне...".

На вершине горы, на территории небольшого арабского селения, расположен русский православный женский монастырь Русской миссии с храмом "Вознесение на Елеоне" и знаменитой "Русской свечой" (Бел Тауэр), - белой колокольней, высотой 64 м., видимой почти со всех точек Старого города. К монастырю примыкает небольшая восьмиугольная часовня, принадлежащая мусульманам. В ней хранится плита с отпечатком ноги Иисуса в момент Его вознесения на небо. Рядом с монастырем Русской миссии располагается католический женский монастырь Кармелиток, на территории которого находится пещера, где была найдена плита с высеченными словами молитвы "Отче Наш" на арамейском языке. Как известно, Иисус обучил этой молитве Своих учеников. Над пещерой построена церковь "Патер Ностер", на стенах ее висят фарфоровые таблицы с молитвой "Отче Наш" на всех главных языках мира.

Затем дорога спускается по противоположному (восточному) склону Елеонской горы и приводит в арабскую деревню Азарех (Вифанию). Здесь, в библейские времена были жилища Симона Прокаженного, Марфы, Марии и их брата Лазаря. Иисус любил отдыхать в этом семействе, где произошел эпизод, упоминаемый евангелистами, когда Мария полила ноги Иисуса драгоценным нардовым мирром и отерла их своими волосами. У развалин домов расположен женский православный монастырь Св. Лазаря. Недалеко от него, слева от дороги находится гробница Лазаря, из которой Иисус воззвал его и воскресил.

Пятый день. Вифлеем (Бет-Лехем).


После того, как несколько освоишься в Иерусалиме, приглядишь ся к топографии города(карта всегда должна быть под рукою), мо жно совершить первое восьмикилометровое паломничество в Вифлеем, где родился Иисус Христос. От городского железнодорожного вокза ла в южном направлении идет Хевронское шоссе. На него надо вый ти рано утром и двигаться на юг. Местность холмистая, дорога то поднимается вверх, то спускается вниз. Примерно в 5 км слева от шоссе, на фоне красивого холма расположен греческий православный монастырь с небольшой церквью Св. Илии, построенной в пя том веке и восстановленной после разрушения в XII в. Она обычно закрыта, но если позвонить у ворот и попросить разрешения помо литься, вам откроют. Внутри церкви тихо и прохладно. Здесь мож но посидеть минут 20-30, помолиться Святому Илии, внести пожер твование, получить благословление греческого настоятеля и отправиться дальше. Через 1,5 км будет развилка дорог, рядом, окру женное забором, здание Гило, где сохранилась средневековая крепо сть ордена госпитальеров. Недалеко от нее, справа от дороги,находится ходится могила библейской Раше, жены Иакова. Она представляет собой низкое здание с большим белым куполом. Железные ворота за крыты и охраняются израильскими солдатами. Могила Равели являет ся одним из любимых евреями мест чтения Торы.

Еше через 200м отходит улица Роз-Мари, крутой подъем по ней приводит к зак рытому женскому Кремизанскому монастырю, поэтому надо пересечь ее и продолжать путь по Хевронскому шоссе, которое через 2,5 км приводит в Вифлеем. Вокруг города раскинулись широкие зеленые луга, видны черные фигурки пастухов, пасущих, как и в древние времена, овец и коз. Один из этих лугов называется "Пастушье по ле". На нем в библейские времена Ангел явился пастухам и сообщил им о рождении Иисуса. Здесь сейчас стоит небольшая купольная католическая церковь "Пастушье Поле". Над алтарем большое кра сочное изображение "Явление Ангела пастухам". Далее путь идет по центральной улице Вифлеема, мимо Христианской миссии и госпи таля. Через полчаса ходьбы, на главной площади города открывает ся комплекс базилики Рождества с колокольней и, примыкающей к ней, францисканской церквью Св. Катерины, где совершаются Рождествен ские мессы. Базилика Рождества, построенная в IV веке императри цей Еленой, претерпела лишь незначительные перемены с момента основания. В царствование Юстиниана она была обновлена и расши рена; появились две боковые каменные лестницы, ведущие в ГротРождения. Считается, что это единственный храм в Палестине, который в течение 16 веков не был полностью разрушен. Первоначально в базилику вели три входа овальной формы. В средние века два из них были замурованы, а третий - по решению христианских общин, уменьшили до такой степени, что в него можно войти лишь согнув шись в поклоне, отчего он имеет название "Двери покорности". За то внутри базилика поражает размерами и изящностью форм. Четыре ряда коринфских колонн из розового гранита хранят до сих пор следы фресок с латинскими и греческими надписями. Сохранились остатки мозаики, датируемой 1169 годом, с фрагментами изображения первых Вселенских Соборов.

Грот Рождения является владением православной греческой общи ны. Площадь его не превышает 30 кв. м , стены частично облицова ны мрамором. Над алтарем висят пятнадцать серебрянных лампад, принадлежащих различным христианским общинам. Под алтарем в мра морный пол вмонтирована серебряная звезда с латинской надписью: "Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос". По обе стороны от звезды, в боковых нишах, друг против друга, расположены два ал таря. В правом находятся ясли, куда был положен только что ро дившийся Младенец. Здесь можно поставить свечу, молиться, но долго находиться нельзя, т.к. позади стоит целая очередь желаю щих поклониться Святому "вертепу". Напротив его, слева от звезды - алтарь Волхвов, которые прибыли сюда с дарами. Грот Рожде ния соединен с другими гротами, в которые можно попасть из церк ви Св. Катерины. В этот день францисканские монахи во главе с настоятелем церкви Св. Катерины проводили процессию со свечами в Грот Рождения, с пением псалмов на латинском языке. При выхо де из грота слева находится большая икона Божией Матери с Младенцем, а справа - красочное полотно, изображающее "Тайную Ве черю". В центре дворика перед воротами в церковь - большая ста туя Св. Иеронима, который жил в одном из гротов с 385 по 420 го ды и переводил Библию заново, на латинский язык. Этот, самый совершенный перевод,известен под названием Вульгата.

От базилики Рождества на восток отходит ул. Молочного грота. На ней находится францисканская церковь "Молоко Богородицы". Она воздвигнута над пещерой, в которой Матерь Божия,во время кормления младенца Иисуса, пролила несколько капель молока на черный камень, который после этого превратился в белый. Когда-то кормящие матери скоблили этот камень и от щепотки порошка у них прибавлялось молоко. В пещере установлена изумительно искусно вырезанная из дерева цветная скульптура Святого семейства, возвращающегося из Египта.

В настоящее время Вифлеем населен арабами. Здесь нет израильских патрулей, поэтому необходимо соблюдать осторожность, сторониться всяких митингов и демонстраций. На окраине города целый квартал занимают мастерские резчиков по камню. Здесь вырезают из известнякового тонкопористого туфа фигурки на библейские те мы. Их можно купить у резчиков за 5 – 10 шекелей. Но есть и дорогие скульптурные группы, стоимостью в несколько сотен шекелей.



Шестой день. Старый город, Виа Долороза.


По пятницам в три часа францисканские монахи ведут по Виа До лороза процессию, участники которой по очереди несут Крест ко Храму Гроба Господня. В этот день собираются сотни паломников и туристов. Протолкаться к Кресту, чтобы хоть прикоснуться к нему, практически невозможно. К тому же, арабские торговцы в многочисленных лавках, мягко говоря, очень недовольны таким количест вом народа, т.к. в это время их торговля просто парализована. Есть другой вариант: надо придти в Старый город рано утром, пока лавки еще закрыты. При входе в храм Гроба Господня, слева от ворот стоят три деревянные Креста, каждый высотою от 3.5 до 2.5 метров. Надо взять Крест по силам (для одного человека - 2.5 м}, пронести его по пустынным улочкам к восточным воротам Св.Стефа на, отсюда повернуть обратно в сторону Голгофы и медленно,с молитвами на каждой остановке, нести его по Виа Долороза до ворот храма. Здесь надо поставить Крест на место. Необходимо учесть, что открываются арабские лавки в 8 часов утра, а после девяти— на узких улочках собирается народ идти становится трудно, можно получить толчки и оскорбления, ибо продавцы и покупатели в этом квартале— почти исключительно мусульмане. Туристы же ходят организованными группами, их трогать не решаются, к тому же, на каждом перекрестке стоят израильские патрули.

Как известно, Иисуса арестовали в Гефсиманском саду, на том месте, где Его поцеловал Иуда. Сейчас здесь стоит огромный храм Мук Христовых. Его связали и повели через Кедрон к дому Анны, затем к Кайафе, оттуда направили в преторию Пилата, которая находилась в крепости Антония.

Первая остановка.
От ворот Св. Стефана (Львиных) на запад идет улица Эль Муджахеддин. На ней слева находится школа Эль-Омария и минарет, построенный на том месте, где была угловая башня Антония. Иисус был допрошен Пилатом; на него надели багряницу и терновый венец. Отсюда начался Его Крестный путь.
Вторая остановка.
На той же улице, недалеко от школы, справа стоят: женский католический монастырь сестер Сиона, франциканская базилика "Ессе Хомо" (Вот человек"), часовни осуждения и бичевания. В подвале базилики расположен Лифостротос, где после осуждения солдаты били Его и издевались над Ним. После бичевания Пилат отдал окровавленного Иисуса первосвященникам со словами: "Ессе Хомо". Здесь, по требованию толпы, Варрава был помилован, а Иисус приговорен к смерти. На него возложили Крест.
Третья остановка.
На перекрестке улиц Эль Вад и Эль Муджахеддин находится польская часовня. Мраморный барельеф над ней напоминает о первом падении Иисуса под Крестом.
Четвертая остановка.
Виа Долороза резко сворачивает влево и, минуя боковую улицу Баркюк выходит к Армянской католической ча совне. Небольшой барельеф над дверью указывает на то, что здесь Иисус встретился со Скорбящей Божией Матерью.
Пятая остановка.
Виа Долороза поворачивает направо и начинается подъем на Голгофу. В одном из домов старинной каменной кладки с железной дверью находится католическая часовня францисканцев. Наверху, на мраморном карнизе высечена надпись: "Симон Киреянин". Здесь на этого человека солдаты переложили Крест, ибо, изнемогающий от страданий Иисус, не мог далее нести его.
Шестая остановка.
На той же улице,в 80 метрах выше предыду щей остановки, после левой поперечной улицы Ель Бейрайк, стоит каменный дом, внутри которого построена скромная часовня Св. Вероники. На этом месте Св. Вероника вытерла своим платком кровь и пот с лица Иисуса. Отпечаток Его лика остался на платке. Сейчас он хранится в Греческой ортодоксальной патриархии. Над входом в часовню в камне высечен знак VI ST.
Седьмая остановка.
Виа Долороза пересекает улицу Сук-Хан Ез-Зейт. На углу, справа находится францисканская часовня, внутри которой хранится остаток римской колонны, в месте, где Иисус упал во вто рой раз. Эта остановка также отмечена знаком над дверью: VII ST.
Восьмая остановка.
На той же улице, после правого бокового переулочка "Дейр Ель Хабес", в левой стене Греческого ортодоксального монастыря вырезан рельефный латинский крест, но нижняя часть его изуродована отверстием. На этом месте Иисус обратился к женщинам: "Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших..." (Лука,23:28-31).
После восьмой остановки надо повернуть назад, дойти до ул. Сук-Хан Ез-Зейт, повернуть направо и идти по ней до широкой каменной лестницы.
Девятая остановка.
Долгий подъем по каменным ступеням заканчивается на узкой улочке с высокой монастырской стеной. У входа в Коптский монастырь стоит покосившаяся древнеримская колонна. Здесь Иисус упал в третий раз.
Снова надо вернуться назад, спуститься по той же лестнице к ул. Сук-Хан Ез-Зейт и выйти на ул. Сук-Ед-Дабагха. Она приведет во двор храма Гроба Господня. Следующие пять остановок находятся внутри храма.
Десятая остановка.
В правом углу двора расположена часовня "Снятие одежд". С Иисуса срывают одежды, издеваются, плюют, требуют показать свою власть. Иисус молчит.
Одиннадцатая остановка.
Иисус поднимается на вершину Голгофы, где Его на глазах Матери прибивают к Кресту. В храме, справа от входа, на верхней галерее находится католическая часовня, куда ведет круглая боковая лестница. Огромная икона Богородицы над алтарем указывает место пригвождения Иисуса к Кресту.
Двенадцатая остановка.
В левой части Голгофы установлен богато украшенный греко-православный алтарь со скульптурой Распятия Христа,в натуральную величину. Под ним в пол вмонтирован серебряный диск с центральным отверстием, куда был вставлен Крест Господень. По бокам— отверстия, где стояли кресты разбойников.
Тринадцатая остановка.
В центральной части храма, недалеко от входа, под лампадами лежит мраморная плита, покрывающая камень Помазания, на который положили тело Иисуса Христа после снятия с Креста.
Четырнадцатая остановка.
В западной части храма находится большая купольная ротонда Анастазис. В центре ее - самое святое место для христиан - Гроб Господень (Кувуклия). Над ним построе на католическая часовня, состоящая из двух помещений. Первое - это капелла Ангела, второе - сама Гробница, в которую можно проникнуть через низкий и узкий вход - только в глубоком поклоне. В ней могут поместиться не более трех человек. Гробница охраняется монахом. Гроб закрыт мраморной плитой, но священнослужитель по просьбе покажет часть первоначальной стенки Гроба, укрытой за большой иконой Скорбящей Девы Марии. Над Гробом подвешены 43 серебряные лампады: по 13 латинских, греческих, армянских и 4 коптских. Здесь можно помолиться, поставить свечу, освятить крестик, иконку, платок и внести пожертвования.


Седьмой и восьмой дни. Ейн Керем.


Эйн Керем ("Источник в винограднике") - небольшой арабский городок, расположенный в юго-западном пригороде Иерусалима, к югу от горы Герцль. Здесь, на склоне долины с библейских времен сохранился действующий источник. На этом месте, в 1939 г. по проекту - того же итальянца Антонио Барлуцци построена красивая, как и все храмы этого зодчего, украшенная аркадами, францисканская церковь "Посещение". Она стоит на развалинах византийского храма, который, в свою очередь, был воздвигнут на территории, где находилось жилище Захарии и Елизаветы — родителей Иоанна Крестителя. Сюда, к своей двоюродной сестре приходила Св. Дева Мария после Благовещения и приветствовала ее гимном во славу Господа, и предсказала рождение Иоанна. Елизавета отвечала словами Архангела Гавриила, которые и поныне повторяет весь христи анский мир: " Благословенна Ты между женами, благословен плод чрева Твоего" (Лука 1-42). В этот момент, по свидетельству евангелистов, из земли забил источник.

Церковь состоит из двух отдельных ярусов: верхнего и нижнего. В верхнем помещении проводятся литургии; внутренние боковые стены облицованы дорогим мрамором, расписаны фресками. В подземном ярусе сохранились блоки древнего храма. Слева от алтаря находится вход в пещеру, где можно увидеть остатки жилища Захарии. В пещере установлена мраморная чаша с водой из источника. В левой стене пещеры имеется ниша, на полу которой лежит плита с углублением овальной формы. Она принесена из пустыни, где скрывалась Елизавета с сыном во время избиения младенцев.

В центральной части Ейн Керема расположен францисканский мо настырь и храм Св. Иоанна Предтечи. Храм построен в 1685 г. на фундаменте византийской церкви V века; он богато украшен изнутри керамикой толедских мастеров, иконами, фресками испанских художников. В правом приделе храма — икона Св. Елизаветы и сцены рождения Иоанна, в левом - пещера, вырубленная в скале. Стены ее облицованы черным и розовым мрамором, на полу - мозаич ный орнамент, но в кровле сохранена неровная скальная поверхность. Под алтарем пол украшен рельефным мраморным кругом с серебряным диском, на котором по латыни выгравировано: "Здесь Предтеча Господен родился".

Еще один монастырь с храмом, посвященный Иоанну, находится в 5 км от Ейн Керема. Надо выйти к знаменитому в Израиле госпиталю „Хидасса" и идти по дороге в сторону деревни Евен Шаппир. Монастырь расположен на крутом склоне горы, имеет вид неприступной крепости и носит имя Иоанна Пустынника. Здесь, в горной пустыне жил Иоанн-Креститель, питался акридами, молился; отсюда раздавался Его "Глас вопиющего в пустыне". Снизу, со стороны шоссе подойти к монастырю невозможно. Видимо, есть дорога к нему от вершины горы. Автору так и не удалось побывать в нем.


Девятый и десятый дни. Иерихо, река Иордан, "Сорокадневная гора", Вади Кельт.



Чтобы за два дня обойти эти места, приходится 30-километровый путь до Иерихо проделать из Иерусалима на автобусе. Современный Иерихо называют городом-садом среди безводной Иудейской пустыни. Существует он, благодаря мощному водному источнику, известному с древности как "источник пророка Елисея". Недалеко от рыночной площади, на небольшом холме, археологические раскопки обнаружили каменные сооружения древнего Иерихо - одного из старейших городов мира (10 тыс. лет), знаменитого тем, что во время осады его крепостные стены рухнули от зву ков "Иерихонской трубы".

От Иерихо надо пройти на восток 10 км до реки Иордан в сторону моста Алленби, от которого повернуть на юг и идти вниз по течению Иордана до греческого монастыря и церкви Св. Иоанна Предтечи. Примерно здесь, в библейские времена была деревня Вифавара (Иоанн 1:28), около которой произошло крещение Иисуса в Иордане. К великому сожалению, весна 1993 года оказалась неудачной для паломничества к месту крещения Иисуса Христа. Из-за многочисленных случаев терроризма, все дороги к Иордану были перекрыты израильскими солдатами. Мне оставалось пройти 3 - 4 км до моста Алленби, но на пути был пограничный пост. Офицер, проверив докумены, израильскую визу, спросил: что мне надо на Иордане, не собираюсь ли я уйти в Амман? Нет-нет, я пилигрим, хочу только набрать святой воды, омыть лицо, плечи, руки. Помолиться. Показываю бумагу из своей церкви, умоляю пропустить. Но это бесполезно. Всякие объяснения, рекомендательное письмо, американский паспорт никакого действия на начальника не оказывают. Вот когда сказывается один из минусов одиночного путешествия.

Здесь, в пограничной зоне, в деревнях почти сплошь насе ленных палестинцами, одинокий пилигрим, не знающий местного языка, вызывает изумление и даже подозрение властей. Их, конечно, можно понять, но все же было досадно и обидно поворачивать назад после того, как с перевала уже открылась долина Иордана и стало видно круто меандрирующее русло реки, широкая пойма и надпойменная терраса правого берега, отвесные скалы левого берега— зрелище незабываемое. Душа пела. Усталости как не бывало. Осознаешь в полной мере, что перед тобою величайшая в мире река. Видимо, к монастырю Св. Иоанна Предтечи на Иордане лучше идти от Мертвого моря, т.е. от устья Иордана на север, вверх по течению реки. Через 5 – 5,5 км будет этот монастырь, расположенный прямо на берегу реки. В таком случае маршруты восьмого и девятого дней надо построить с учетом этих изменений.
К западу от Иерихона находится "Сорокадневная гора" или "Гора искушения", высотою 380 м. На ней, после Своего крещения, сорок дней постился Иисус, искушаемый дьяволом. На вершине горы можно видеть руины древней византийской церкви. Однако, греческий монастырь и церковь "Искушения" ("Карантель") располагаются на склоне горы, в средней ее части. Построен монастырь в четвертом веке, монашеские кельи вырублены прямо в скальной породе. Над пещерой, где по преданию укрывался Иисус во время своего поста, стоит небольшая часовня. При греческом монастыре имеется гостиница для пилигримов.

Вади Кельт. К юго-западу от "Сорокадневной горы", в 45 минутах ходьбы, спускаешься в пересохшее русло правого притока р. Иордан и попадаешь в Вади Кельт. Это очень живописное место; много цветов самой разнообразной окраски. Долина представляет собой каньон с почти отвесными склонами. В этой части страны все притоки Иордана, как и сама река, глубоко врезаны в коренные по роды и находятся ниже уровня мирового океана. Греческий ортодоксальный монастырь Св. Георгия, основанный еще в шестом веке, благодаря своей естественной защищенности в труднодоступной местности, был разрушен только один раз в средние века и восстановлен в девятнадцатом веке. Он прекрасно вписывается в рельеф; в скалах видны кельи отшельников с крестами над низкими дверями. На территории монастыря монахи показывают могилу Св. Георгия. Закончив поклонение этим святыням, можно выйти на главное шоссе к автобусной остановке и вернуться в Иерусалим (не надо забывать, что в пятницу с 4 часов вечера и в субботу до 5 часов вечера автобусы не ходят).


Одиннадцатый день.


Рекомендуется посвятить отдыху и подготовке к долгому паломничеству на север через Иудею, Самарию, Галилею.



Двенадцатый день. Шехем (Наблус), Себастия (Самария).



Из Иерусалима до Шехема целесообразно доехать автобусом, т.к. эта часть, территории почти не отмечена библейскими событиями. От центральной автостанции на Шехем (Наблус) идут рейсо вые автобусы. Ехать, примерно, полтора часа. Город расположен у подножья горы Гризим, высотой 861 м. Это святыня жителей Самарии, на этой горе они приносят жертву Богу, как это было во Времена Старого Завета. В канун праздника Пасхи вся община самаритян устанавливает на вершине горы шатры, на священном алтаре приносится пасхальная жертва: семь агнцев приготавливаются к закланию. На горе, рядом с современным зданием синагоги лежит, окруженный изгородью камень, на котором Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Неподалеку можно видеть руины византийской церкви восьмигранной формы.

Современный Шехем населен, главным образом, арабами. В долине много источников, которые питают пересыхающие реки. Здесь в изобилии растут фруктовые деревья: фиговые, апельсиновые, гранатовые, сливовые, ореховые. Много виноградников. На окраине города есть указатель к колодцу Иакова, где Иисус встретился с самаритянкой и пробыл здесь два дня. Библейское название города - Сихарь (Иоанн 4:5).
Недалеко от колодца расположен греко-православный монастырь и церковь, построенная в начале века. У колодца сидят арабы , пьют кофе, курят, равнодушно поглядывают на туристов и богомольцев, склоняющихся перед колодцем.

В 10 км к северо-западу от Шехема (по шоссе № 60) находится город Себастия (Самария), также населенный арабами. Руины древней Самарии лежат на холме Шомрон недалеко от современного города, в стороне от шоссе. На территории раскопок обнаружены развалины византийской церкви Св. Иоанна-Крестителя, построенной императрицей Еленой в четвертом веке и обновленной после разрушения, крестоносцами. Сохранилась часть церковных стен высотой до 4 м, около которых в настоящее время находится мечеть. В древнем городе расчищена главная улица времен Ирода Великого, вскрыты мраморные колонны храма, построенного Иродом в честь Императора Августа. К храму ведут хорошо сохранившиеся каменные сту пени. Для ночлега можно найти укромное место на склоне холма в какой-нибудь лесной роще. Это сопряжено с известным риском, но дешевых гостиниц в Себастии нет.



Тринадцатый и четырнадцатый дни. Афула, гора|Табор.



Отрезок пути от Себастии до Афулы (35 км) лучше проехать автобусом. В город Дженнин заходить не рекомендуется, т. к. здесь много случаев терроризма, беспорядков, политических провокаций. И вообще, этот город с библейских времен пользуется дурной славой. Здесь Иисус встретился с людской неблагодарностью. Когда Он исцелил десять прокаженных, только один из них явился поблагодарить его. (Лука, 17:11-19).
Афула - это новый город, расположенный в Изреельской долине на границе Самарии и Галилеи. Население его смешанное, арабско-еврейское. Вокруг города - апельсиновые рощи. Особенно мно го их в северном пригороде, на пути к горе Танор. Весенние плоды, вполне уже созревшие, можно есть с хлебом - они утоляют и жажду и голод. В роще можно найти место для ночлега. От Афулы до горы Тайор идет шоссе в северо-восточном направлении, через 5 км от Афулы влево от шоссе отходит дорога в Неин. Этот библейский городок упоминается в Евангелии от Луки (7: 11-15).

Еще через 1 км, за перевальчиком, у бензоколонки есть кафе, где можно набрать горячей кипяченой воды для своего походного обеда и после получасового отдыха двинуться дальше. Вскоре за очередным перевалом открывается Тагор. Это зеленая куполообразная гора высотою 588 м. Одиноко возвышается она посреди Изреельской равнины. У подножья западного склона длинной белой полосой на зеленом фоне, контрастно выделяется арабская деревня Дабурия. На южном склоне тоже селение из белых домов, но поменьше: Ганам. Остановимся подробнее на этой части пути, потому что на карте дорога от Тагора к Назарету не указана. Главное шоссе огибает Табор с востока. Перед небольшим ручьем, влево отходит дорога на Дабурию. Очень соблазняет кажущаяся легкость подъема на гору именно с востока. Но ни в коем случае нельзя повторять моей ошибки, надо пойти по левой дороге, обойти южный склон горы и с запада, через Дабурию подниматься по дороге до вершины. Этот путь длиннее, но гораздо легче. Идти же с востока по бездорожью "в лоб", сквозь колючий кустарник и глыбы камней - тяжело. К тому же, средняя часть склона довольно крутая, местами даже обрывистая. Часто приходится отдыхать. Недалеко от вершины склон выполажизается, на полянах масса цветов, появляется дубовый лесок, и узкая козья тропинка ведет до самого верха. Подъем продолжался с 12 до 5 часов.

На вершине стоит францисканский католический монастырь и церковь “Преображения”. Монастырский приют для пилигримов был закрыт на ремонт. К вечеру сильно похолодало. Песпектива повторного ночлега на земле была мало приятна. Помогло рекомендательное письмо из церкви. После некоторых колебаний, монах-эконом, убрав к себе паспорт и письмо( для надежности) открыл ма ленькую келью с электрической лампочкой и матрацем на полу. А по окончании вечерней литургии на латинском языке, монахи пригласили в трапезную и угостили чаем с бутербродами.

Первоначальный храм "Преображения" воздвигнут императрицей Еленой в память чудесного Преображения Христа на этой горе (правда, некоторые теологи считают местом Преображения гору Хермон в Кесарии Филипповой), но в средние века он был разрушен солдатами Саладина. На фундаменте храмов первых и средних веков, в начале двадцатых годов построена базилика "Преображения". С обеих сторон у центральных врат стоят башни квадратного сечения. Под ними, слева находится часовня пророка Илии, справа - часовня Моисея. В часовнях над алтарями - изображения великих пророков. В самом храме, над алтарной частью и по сторонам от нее - прекрасная мозаика, изображающая таинства земной жизни и смерти Иисуса Христа. Утренняя месса в базилике начинается в 7 часов. Проводится она на латыни, звучат псалмы, идет таинство причащения. После мессы - легкий завтрак в трапезной, монахи провожают до ворот, указывают, где удобнее спуститься с горы. По соседству с францисканским монастырем расположена православная церковь: " Преображения Господня" с трехпрестольным алтарем. В центре большое изображение Преображения Иисуса триста.



Пятнадцатый и шеснадцатый Дни. Назарет.



Спуск идет по узкой грунтовой дороге в Дабурию, а оттуда - на запад, в Назарет. С утра на вершину движется поток такси с туристами, богомольцами. Но ни одного пешего паломника не встретилось. На пути к назаретскому перевалу - яркозеленые луга с обилием цветов: красных, желтых, розовых, синих, лиловых. С перевала великолепный вид на западный склон Тагора с храмами наверху. Встречаются стада овец и коз. Пастухи-бедуины на лошадях, как правило, с собаками. Смотрят на странного путника с любопытством, но дружелюбно. В ответ на приветствие - улыбаются. После перевала грунтовая дорога выходит на шоссе. На перекрестке небольшой ручей с мутноватой, известковистой водой. Можно развести маленький костер, вскипятить воду, растворить кашу, заварить чай. После кипячения известь уходит в осадок, вода становится прозрачной. В дубовых рощах есть укромные места для ночлега. Но еще рано. Спуск с горы и переход до ручья занял всего 3,5 часа. Шоссе идет по правому склону долины ручья. Ниже долина сужается, имеет V - образный поперечный профиль, а затем переходит в каньон с крутыми склонами, который резко сменяется широкой Изреельской равниной. Дорога поднимается на следующий перевал. После него начинаются окраины Верхнего Назарета - нового города, населенного евреями из России. До старого города — Нижнего Назарета еще 4-5 км. Он населен,в основном, арабами; дома его располагаются в виде амфитетра на склоне горы и спускаются к центральной рыночной площади, где сосредоточе ны главные христианские святыни, связанные с жизнью Иисуса. Здесь находится самая большая в городе базилика “Благовещения”. Рядом с ней есть церковная гостиница ("Коза Нова") и студенческое общежитие ("Дормитори"). Номер в гостинице стоит 70 шекелей, кровать в общежитии - 20 шекелей. Базилика построена над пещерой, около которой был дом Иосифа и Марии. В этом месте Деву Марию посетил Архангел Гавриил, чтобы возвестить Ей о том, что Она родит Сына Божьего. Христианские церкви в память об этом строились, разрушались и снова восстанавливались многократно. В результате археологических раскопок найдена мозаика самой ранней церкви, по строенной еще в третьем веке. На ее руинах в четвертом веке императрица Елена возвела византийскую базилику, которую разрушили мусульмане в середине седьмого века. Крестоносцы снова восстановили ее, использовав фундамент и блоки предыдущей базилики. В тринадцатом веке от этого храма, как и от всех остальных, полчища Саладина, как пишут летописцы, "не оставили камня на камне". И только в семнадцатом веке над пещерой францисканцы возвели современную базилику “Благовещения". Внутри базилики находится главный престол Св. Архангела Гаври ла. В стороне оставлена нетронутой часть древней скалы, от которой каменная лестница ведет в пещеру. Стены и пол ее частично выложены мрамором. Это горница Св. Девы Марии, где произошло Благовещение, у входа в горницу — престол из белого мрамора. Под ним на полу — мраморный круг с надписью по латыни: "Здесь слово стало плотью". Из горницы ступени ведут наверх, в другую пещеру, небольшого размера, где в нише лежит плита с каменным ложем, в котором спал младенец Иисус. У стены такой же мраморный престол с надписью: "Здесь был Он в повиновении у родителей". Слева от главного престола сохранилась замечательная мозаика, четвертого-пятого веков. Неподалеку стоит маленькая часовня Св. Иосифа, которая построена над предполагаемым местом его мастерской.

Если от базарной площади пойти на северо-запад и подняться в гору по длинной каменной лестнице, то попадешь в базилику Отрока Иисуса. Ее красная черепичная кровля видна издалека. Надо подняться на верхнюю галерею, пройти мимо школьных классов и войти в храм. Интерьер его очень красив. Над алтарем статуя Отрока Иисуса. Слева от алтаря - притвор Св. Девы Марии, справа - притвор Св. Иосифа. Есть в городе еще одна небольшая католическая церковь построенная над тем местом, где был дом, в котором Иисус после Своего Воскресения, в последний раз вкушал земную пищу с Апостолами. При выходе из Назарета, у шоссе, ведущего в сторону Каны Галилейской (Кафр Канна), сохранился колодец, куда ходила за водой Св. Дева Мария ("Фонтан Марии"). Над источником, который питает древний колодец, построена православная церковь Архангела Гавриила с колокольней. Источник находится в небольшой пещере. Вода поступает в круглую чашу и закрывается серебряной крышкой с рельефным изображением сцены Благовещения.



Семнадцатый день. Кана Галилейская (Кафр Канна).



Из Назарета до Каны Галилейской надо идти на северо-восток по шоссе, в сторону Теверии. Весь путь, включая остановки для отдыха и еды, занимает около 6 часов. В 5 км от Назарета, слева расположено селение Рейна. В нем есть католическая церковь Святого семейства. Она закрыта. Над воротами цветная мозаика изображает сцены из жизни Иисуса, Марии и Иосифа.

На окраине города, или, как называют его местные жители-арабы: вилладжа (кстати подавляющее число арабов знает английский разговорный язык), стоит небольшая католическая церковь Св. Апостола Варфоломея, который здесь родился. Она тоже закрыта. Ближе к центру, слева - греческая  православная церковь "Чудо превращения". Ее интерьер украшен иконами, горит много свечей. Богослужение ведется на греческом языке. По обеим сторонам от алтаря стоят большие каменные чаны, выдолбленные из цельного блока. В таких чанах, на деревенской свадьбе, по воле Иисуса вода превратилась в вино. Это было первое Чудо Иисуса Христа (Иоанн 2:1-9).

Рядом, справа от греческой церкви, стоит францисканская католическая церковь Св. Девы Марии. Две колокольные башни по краям купола выкрашены в красный цвет и видны издалека. Очень много автобусов с туристами из разных стран. Это, как и везде, шумная веселая публика с фото и кинокамерами. Многие из них, как видно, не ощущают благоговения, находясь в храме. Но приходят небольшие группы богомольцев и ведут себя совершенно по-другому. Вот появляются паломники - итальянцы со своим священником, они молятся и прекрасно исполняют латинские псалмы. Утренняя месса начинается в 7 часов. В это время в церкви еще нет туристов, лишь несколько монахов и монашек присутствуют на богослужении. После молитв, традиционной корзины для пожертвований, священник приглашает к причащению. А после службы удостаивает вас (поскольку паломник с рюкзаком - фигура заметная) короткой беседой и благословением.

Надо учесть, что в Кане Галилейской нет церковной гоcтиницы для пилигримов. Ночлег надо заранее приглядеть перед городком в одном из лесочков, или попроситься переночевать в частном доме. Но это необходимо сделать до темноты. Из-за несоблюдения этого правила, автор оказался в темном арабском городке в трудном положении и по чистой случайности, с Божией помощью, избежал неприятностей.



Восемнадцатый день. Путь к Теверии .
 


От Каны до Теверии 24 км. Проходишь ряд перевалов; по хорошему шоссе подниматься на них не трудно, надо лишь быть осторожным и идти по обочине, с левой стороны, навстречу транспорту. Примерно через семь километров дорогу пересекает поперечное шоссе - вправо на Табор, влево - на Цефат. За очередным перевалом на 75 км открывается Галилейское море (Тевериадское, Генисаретское, Кинеретское озеро). Справа на горе - белый городок с высокой водонапорной башней. Это верхняя Теверия с новыми жилыми кварталами.
Поскольку гостиницы в городе дорогие, ночевать приходилось на природе. Не доходя до города, справа от дороги, лежал опрокинутый ржавый автомобиль, но стенки его не продувались и внутри было теплее, чем снаружи (ночи в это время, по-прежнему холодные). Оставалось только вскипятить воду для каши, заварить чай, поужинать и залезть в спальный мешок. Кстати, ночевать в брошенных автомобилях гораздо безопаснее, чем под открытым небом, накрывшись пленкой, где тебя могут обнаружить злые люди.



Девятнадцатый день. Теверия.



Шоссе спускается вниз и выходит на центральную улицу Нижней Теверии: Дерех Хазийонт. Нижний город - типичный курортный центр. Горячие и холодные минеральные источники, водолечебницы, мягкий климат, большое количество бассейнов и теннисных кортов, парусные яхты, пляжи, чистая вода в озере, которое с библейских времен и поныне богата рыбой - все это привлекает богатых туристов.

На берегу озера есть христианские церкви. В южной части го рода, между отелями "Плаза" и "Киннерет" расположен греческий православный монастырь, основанный в четвертом веке. На протяжении последующих веков он многократно разрушался и восстанавливался. Последние постройки относятся к 1860 году. Монастырь окружен зеленой изгородью из высокого подстриженного кустарника. Внутри его стоят четыре часовни: "Св.Петра и Павла", "12 Апос толов", "Марии Магдалины" и "Св.Николая". На территории монастыря есть гостиница для христиан-пилигримов.

Рядом с набережной, вблизи отеля "Цезарь" находится францисканский монастырь и церковь Св. Апостола Петра. Перед вратами в храм, на белом мраморном пьедестале - большая бронзовая скульптура Св. Петра. Церковь построена крестоносцами в двенадцатом веке, была разрушена мусульманами, в прошлом веке реставрировалась, а в 1944 году приняла современный вид, напоминающий корпус лодки. Это было сделано в память о чуде рыбной ловли, "после которого воскресший Иисус назначил Св.Петра Первосвященником. Правда, указанные события происходили не здесь, а в районе Табхи. Стены церкви сложены из темного грубо обтесанного ба зальта. Над алтарем - большой свод и ниша. Наверху – лепное изображение Св. Апостола Петра в лодке на море Галилейском. Он держит весло обеими руками и поворачивает лодку вправо. Голова Св. Петра окружена нимбом. На парусе изображен герб: скрещенные к пья с флагами и купол с крестом. На стене, в левой части алтаря — цветная скульптура Иисуса Христа, в правой - Девы Марии с Младенцем. Сбоку, по стенам, на том же уровне - статуи двенадцати Апостолов. При монастыре Св. Апостола Петра имеется гостиница для пилигримов, которую обслуживают двое монахов-францисканцев.

Недалеко от церкви Св. Петра есть интересное здание шотландского центра, построенное в виде старинного замка. Оно видно издалека, благодаря большому шотландскому флагу и окружено прекрасным садом с маленькой протестантской часовней. Это бывшая лечебница, основанная в 1885 году шотландским протестантом, доктором Торренсом. В ней лечили всех без исключения: и христиан, и мусульман, и евреев. Лечебница существовала до 50-х го дов, а затем была переоборудована в гостиницу. Главный раввин Теверии сказал, что город благословлен тремя дарами: Морем Га лилейским, горячими источниками и доктором Торренсом. Так высоко почитается этот человек в Теверии.



Двадцатый и двадцать первый дни. Гора Хеттин(Хиттим), Магдала(Мигдал).



Из Теверии к Магдале вдоль берега идет шоссе(N 90). Сразу за городом берег становится скалистым, к дороге подступают почти вертикальные уступы черных базальтов. Затем скалистый берег сменяется равниной с апельсиновыми и грейпфрутовыми садами. Плоды растут в изобилии, множество их падает; такое впечатление, что их некому убирать. Земля вокруг деревьев усеяна желтыми и оранжевыми шарами. Не доходя 2-х км до Магдалы в саду стоял брошенный автобус. Внутри было сухо и сравнительно чисто. И здесь благополучно завершился очередной "дикий" ночлег. Через 500 -600 м, около 418-го км стоит небольшая, судя по кресту, православная часовня Св. Марии Магдалины, построенная из белого камня с красной крышей. Она закрыта. Вокруг - проволочная ограда. Пройдя еще 1 км, я начал подъем на гору Хеттин. Это оказалось ошибкой. Тропы с этой стороны нет, склон крутой, усеян камнями и колючим кустарником. А главное, около вершины — отвесный непроходимый скальный обрыв. И он огибает вершину как с востока, так и с севера. Лишь с юга и запада есть доступный путь на вершину, а начинается он от Теверии. С большим трудом добравшись до обрыва, у основания которого вырублена в скале пещ ра длиною 35 м, где бедуины укрывают скот от непогоды, я вынужден был повернуть назад и спуститься к Магдале...

С горой Хеттин (Хиттим) связаны следующие библейские факты: здесь Иисус молился всю ночь. Здесь он избрал 12 Апостолов. Здесь Он исцелил многих людей, изгонял из них бесов (Марк 3: 13-19; Лука 6: 12-16). Но о местоположении горы, где Иисус провозгласил Нагорную проповедь (Матф. 5 и 6; Лука 6: 20-49), нет единого мнения. На "Пилигримской карте Святой Земли для библейских исследований путешествий и деяний Иисуса Христа", изданной на английском язы ке в 1942 году в Иерусалиме, этой горой считается Хеттин (Хиттим), а на "Карте для пилигримов на Святую Землю", изданной на итальянском языке в 1976 году в Иерусалиме, указана другая гора - Беатитудес (Блаженства), расположенная севернее, между Табхой (Табгой) и Капернаумом.

В католическом монастыре Табхи есть проспекты для богомоль цев, в которых рассказывается о ранней христианской общине Капернаума. В частности, приводится свидетельство паломницы, госпожи Егерии о том, что на склоне горы, где Иисус провозгласил Нагорную проповедь, есть большая пещера. Спуск с горы Хеттин в этом месте еще труднее, чем подъем. В средней части склона есть крутые скальные уступы, высота их не превышает 3-4 м, но, тем не менее, преодолевать их с рюкзаком тяжело и опасно. На склоне соседнего невысокого холма расположен современный арабский городок Магдала (Мигдал). Гостиница была закрыта, приютов для паломников нет. Ночлег удалось найти с трудом в частном доме за высокую плату - 50 шекелей. Руины древней Магдалы, где родилась Св. Мария Магдалина остались в стороне (5 км от Теверии).



Двадцать второй день. Гиннозар, Табха(Табга)



Из Магдалы шоссе ведет на северо-восток, вдоль озера и пересекает широкую Генисаретскую долину. Продолжаются апельсиновые и грейпфрутовые сады с множеством упавших плодов. Справа от шоссе - большой киббуц Гиннозар. Недалеко от него палаточный городок для молодежи. Рекламные щиты предлагают ночлег в палатке; есть магазин, кафе, аптека. Это всего в 3 км от Магдалы. Если бы знать заранее, то не пришлось бы долго искать и униженно просить ночлега в частных домах Магдалы. (В путеводи телях по Израилю об этом городке, как и о других молодежных турбазах или приютах для пилигримов, ничего не говорится).

От насосной станции влево отходит дорога на г. Ливним. За станцией есть поворот направо, к озеру, но не следует никуда сворачивать, хотя есть соблазн выйти к озеру и до Табхи идти по берегу. Однако, путника здесь ожидает закрытая зона. Надо двигаться прямо по шоссе, в гору. А за перевалом спуститься в сторону озера и выйти к Табхе. На автобусной площадке перед воротами в монастырь установлен оранжевый щит с краткой исторической справкой и инструкциями. Арабское название Табха (Табга) происходит от греческого слова "хэптапегон", что означает “семь источников” (в настоящее время в этом районе сохранилось только пять). К площади подъезжают десятки автобусов с туристами со всего мира. Кого тут только не увидишь, на каких языках здесь только не говорят! Нет только, увы, русских.

За ворота ми аллея ведет к францисканской католической церкви "Первого умножения хлебов и рыб" (или, как ее называют в проспектах — "Земных благ"). От первоначальной византийской церкви, возведенной в 350 году, остался камень, который хранится под алтарем и отдельные фрагменты пола с древней мозаикой, изображающей короб с пятью хлебами и двумя рыбами - символикой ранних христиан. О первом кормлении на территории Табхи пяти тысяч мужчин, не считая женшин и детей, написано у Матфея (14: 13-22), Марка (6: 32-45), Луки (9: 10-17), Иоанна (6: 1-14). О втором кормлении на противоположном берегу озера у границы языческого Десятиградия, в районе Тел Хадара (Холма Славы) четырех тысяч людей, написано у Марка (8: 1-10). Это место отмечено мемориальным камнем.

От монастырской площади направо идет дорога, которая огибает склон горы, постепенно спускаясь к озеру. Здесь у самой кромки воды стоит бенедиктинская церковь Primas. Построена эта маленькая и очень красивая церковь в 1930 году из черных базальтовых блоков, опирающихся на древние колонны, частично стоящие прямо в воде. Эти колонны со ступенями, или, так называемые "Троны Апостолов" построены ранними христианами в четвертом ве ке. Рядом, в монастырском садике установлена черная скульптура (видимо из чугунного литья), изображающая "Исцеление слепого". Несколько древних валунов на берегу напоминают о встрече воскресшего после смерти Иисуса с Апостолами. Здесь же произошло чудо с рыбным уловом. Как известно, после неудачной ловли, Петр с другими рыбаками, по велению Иисуса вновь закинул сеть с правой стороны лодки, и "выташил сеть, полную больших рыб, числом сто пятьдесят три, и сеть не порвалась" (Иоанн 21: 1-11). А после ужина Иисус возвел Апостола Петра в сан Первосвященни ка (Иоанн 21: 12-1?).

Чтобы переночевать, надо снова вернуться в монастырь "Перв го умножения хлебов и рыб". Там есть приют для пилигримов: общежитие, типа Назаретского "дормитори", по четыре кровати в комна те. Стоимость - 17 шекелей за одну ночь. Есть душ, кухня, где можно на плите приготовить горячую еду и чай. Есть всякие специи и даже растворимый кофе. Можешь пить, сколько хочешь; но вместо постельного белья дают чехол для одеяла; зато, если холодно, можно накрыться и другим одеялом.



Двадцать третий день. Гора Беатитудес (Блаженства).



С 7 до 8 часов утра в церкви служится литургия. После нее надо позавтракать, собраться и выйти на дорогу. Между церковью "Первого умножения" и церковью Первосвященника Петра (Primas) влево от шоссе, в гору уходит тропа. Подъем легкий. По сторонам - зеленые пастбища и масса цветов. Гора называется Беатитудос (Блаженства). Отсюда прекрасный вид на озеро. На горе находится женский католический монастырь и небольшая церковь “Блаженства”, по строенная в честь Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую Он произнес или здесь, или на горе Хеттин (Хиттим). Точное место евангелисты не называют. В церкви мессы проводятся несколько раз в день на разных языках: английском, латинском, итальянском, польском, французском, немецком и испанском. Очень много туристов и богомольцев. В боковой комнате у входа монашки продают разнообразные сувениры, открытки, карты, иконы, религиозную литературу. Спускаться с горы Блаженства к Капернауму нужно по той же тропе до шоссе, затем повернуть налево и идти по нему на северо-восток вдоль берега.


Двадцать четвертый день. Капернаум.


Не доходя 500 м до Капернаума, справа от шоссе, рядом с озером расположен итальянский ресторанчик Лоу Шулдер ("Нижняя лопатка"). Столики стоят на открытом воздухе под тентами, рядом маленькая пристань, куда причаливают парусные яхты и белые про гулочные катера. Здесь можно поесть, правда цены высокие. Например, большой сэндвич с овощами и чай стоят 8 шекелей или 3 доллара.
На развалинах древнего Капернаума очень много интересного. На территории католического монастыря археологическими раскопками вскрыты стены и колонны синагоги, построенной во втором веке по приказу римского центуриона (тайного христианина) на месте первой синагоги, где Иисус читал проповеди, исцелял больных; где был у Него конфликт с фарисеями по поводу исцеления сухорукого в субботу (Матф. 12: 9-14; Марк 3: 1-6; Лука 6: 6-11). В древнем городе обнажено множество колонн с римскими капителями, обломков архитектурных украшений из мрамора с листьями и завитками, мельничных жерновов, масличных прессов, фундаментов домов, каменных ступеней и др. Раскопаны фрагменты дома Иаира, начальника синагоги, где Иисус воскресил его дочь (Матф. 9:23-26; Марк 5: 35-4-3; Лука 8: 49-56).

Обнажен также фундамент восьмиугольного храма, возведенного первыми христианами на месте дома Св. Апостола Петра, где Иисус часто останавливался и исцелял многих людей: тещу Петра (Матф. 8: 4-1?; Марк 1: 29-34), расслабленных (паралитиков) и бесноватых (Матф. 9: 2-8; Марк 2: 1-12; Лука 4:, 38-41). Над фундаментом древнего храма построена в ультрасовременном стиле католичесвая церковь "Дом Св. Апостола Петра", тоже восьмиугольная в форме низкого амфитеатра без купола, вся застекленная и очень светлая. Она опирается на мощные колонны, установленные по углам восьмиугольника. Можно и не догадаться, что это церковь; снаружи здание скорее напоминает широкий восьмиугольный павильон. Внутри церкви, вокруг алтаря полукругом расположены скамьи для прихожан. Богослужения и причащения здесь ведутся в течение всего дня, отдельно для каждой национа льной группы католиков.

Если выйти из древнего Капернаума снова на шоссе и потом по вернуть направо по гравийной дорожке, то попадешь к воротам греческого ортодоксального православного монастыря Св. Апостола Петра, на территории которого издалека видна красивая семиглавая, с красными шлемовидными куполами, церковь. Ворота в монастырь закрыты, звонить и стучать бесполезно. Есть странная закономерность в отношении правослвных монастырей Палестины: 80% из них закрыты, а если открыты, то впускают паломников крайне неохотно. Автору удалось посетить только русский монастырь и храм Св. Марии Магдалины на Елеонской горе и греческую церковь "Чудо превращения" в Кане Галилейской. Особенно обидно было остаться за воротами женского православного русского монастыря "Вознесение на Елеоне" (туда паломников просто не пускают, даже русскоязычных).

Церковного приюта в Капернауме нет. Хорошо переночевать можно в одном из старых брошенных жилых автоприцепов (трейлеров). Они стоят на берегу озера в 300 м от итальянского ресторанчика. Внутри значительно теплее, чем снаружи; есть матрацы. Нет только света, приходится рано укладываться.

Утром был такой трогательный случай: пришел старик, сторож ресторанчика (видно, с вечера заметил свет карманного фонарика). Убедившись, что тут вовсе не злоумышленник, а пожилой паломник, совершающий утреннюю молитву, он заулыбался и сказал, что принесет кофе, и вскоре действительно принес кружку кофе, а в сумке — яблоко, финики и кусок пиццы. Вот так. Будто этот человек Богом посланный.



Двадцать пятый день. Верхний Иордан



Шоссе из Капернаума к реке Иордан, по-прежнему идет вдоль берега озера, почти на восток. По пути слева расположен дорогой кемпинг. Ночлег в отдельном маленьком домике стоит 100 шекелей. Перед рекой Иордан появляются комары, т.к. в дельте Иордана на много болот и непроточных стариц (старых рукавов реки). У главного русла есть мост. Его поперечные металлические рейки сильно грохочут, когда проезжают автомашины. И слышен этот грохот издалека, вызывая тревогу: а вдруг там армейские учения и закрытая зона? Значит опять не пропустят? Но страхи, слава Богу, оказались напрасными. Возле моста многие туристские автобусы останавливаются, выскакивают туристы, набирают водички, с любопытством поглядывают на странного пожилого господина с рюкзаком, щелкают затворы фотоаппаратов. Его расспрашивают, узнав, что этот господин идет пешком, делают круглые глаза, восклицают: файн! Но никто из них на это никогда не решится. Что это? Бездуховность? Привычка к комфорту? И снова вспоминаются российские паломники и просто богоугодные люди, которые есть во всех странах; они без малейших колебаний отправились бы по Свя той земле пешком, если бы у них появилась такая возможность. Их никакие лишения не пугают, они готовы бескорыстно работать на Соловецких островах, на Валааме. А уж паломничество по Святой Земле для них -Дар Божий.

Возле моста есть спуск к реке. Течение очень быстрое, вода мутная, берег глинистый и, после дождя - скользкий. Вечером, когда поток машин прекращается, можно раздеться, омыть лицо, руки, плечи; набрать с собой в бутылочку святой водички. Но полностью войти в воду в этом месте опасно: берег крутой, дно глубокое, можно поскользнуться и затянет в глубину. Недалеко от моста, в высоком густом кустарнике можно найти место для ночлега, сделать тент из пленки, натянутой на бечевке между деревьями и укрепленной по углам, и хорошо выспаться. Жаль только, что на западном и северном побережье после Теверии нельзя купить даже хлеба, т.к. нет магазинов. Есть только сувенирные киоски. Покупать же в ресторанах питу (это круглые лепешки, очень распространенные среди арабского населения) — дорого.



Двадцать шестой_и двадцать седьмой дни. Поиски древней Бифсаиды. Обратный путь.



Руины этого библейского города, где останавливался Иисус, проповедовал, исцелил слепого (Марк 8: 22-25), найти не удалось. Можно было бы пройти по восточному берегу Галилейского мо ря и найти скалу в стране Гадаринской (у Марка и Луки - "Герасинской") где Иисус переселил бесов из одержимого в двухтысячное стадо свиней, которые затем бросились с обрыва в воду и утонули (Матф. 8:28-34; Марк $: 1-20; Лука 8: 26-39). А также подняться на гору Гамала (Тел Хадара или холм Славы), где произошло еще одно умножение хлебов и рыб, когда Иисус накормил семью хлебами и двумя рыбами четыре тысячи человек (Матф. 15: 32-38; Марк 8: 1-9). К сожалению, на современных картах эта гора не указана.

Однако, на восточный поход потребовалось бы как минимум еще 4 дня, а до вылета в Нью-Йорк оставалось три неполных дня; при шлось повернуть обратно. Отрезок пути от Иордана до выхода на шоссе № 90 (после Табхи) пришлось снова пройти пешком, т.к. рейсовые автобусы тут не ходят. Переночевать можно в том же приюте для пилигримов при монастыре в Табхе. А дальше, на любой остановке сесть на автобус № 963 или № 964 до Иерусалима. День или два остаются на отдых, сборы, покупку сувениров в Старом городе. А если останется дополнительное время, рекомендуем посетить католический монастырь и церковь Св. Анны (матери Девы Марии) в Старом городе, рядом с воротами Св. Стефана (Львиными). На территории монастыря археологическими раскопками обнажен целый квартал римского периода. Раскопана так называемая, Овечья купель (Вифезда), где мыли приносимых в жертву овец.



--- *** ---



Несколько слов в заключение. Одиночное паломничество име ет свои плюсы и минусы.
С одной стороны, величие Святой земли требует тишины, размышлений, молитв, терпения и полного смирения. В душе испытываешь желание безмолвного общения с Богом, постоянно ощущаешь на себе благодать Его. Такое чувство, будто эта земля окружена какой-то аурой, благотворно на тебя действующей. Поразительнее всего такой феномен: после тяжелого дневного перехода, холодного ночлега на земле и более чем скромного питания, утром полностью восстанавливаются силы, ты готов радостно продолжать путь, ты переполнен благодарностью Богу. Идешь и думаешь: за что выпало такое счастье на старости лет? Спутники же, а тем более группа, могут внести в паломничество мирские разговоры, суетность и, в конце-концов, паломничество превратится в обычный турпоход.
Кроме того, если случается какая-либо неприятность, то ругаешь сам себя - и никаких упреков со стороны. Наконец, если ты попал в критическое положение с ночлегом, не успел засветло найти место за городом, то почти наверняка, в дом скорее впустят одинокого путника, чем двух, трех человек, или группу.

Главный же минус - это опасность. Автору не удалось поклониться всем святыням Нового Завета. Чтобы избежать досадных ошибок и холостых ходов, при которых теряются целые дни (как например, в Ейн Кереме, у нижнего Иордана, на горе Хеттин), надо иметь на руках подробные инструкции, детальные описания и схемы походов к определенным пунктам.
В этом очерке сделана попытка дать несколько практических со ветов будущим паломникам, решившим пройти по этой благословенной земле и поклониться святым местам Иисуса Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи, Апостолов и древних пророков.

Паломник при себе должен иметь:

1) Карту Израиля, лучше всего крупномасштабную (1:100 000), планы Иерусалима и Старого города, пилигримскую карту "Святой земли для библейских исследований, путешествий и деяний Иисуса Христа";
2) Вместительный и прочный, хорошо подогнанный станковой рюкзак;
3) Легкий, но достаточно теплый спальный мешок, поролоновую подстилку, свитер, теплые носки, легкую утепленную куртку;
4) Палатку брать не рекомендуется, т.к. она заметна, а в арабских районах это опасно; лучше взять большую пленку от дождя и растягивать ее на бечевке, натянутой между двумя деревьями, а углы закреплять с помощью камней или маленьких кольев;
5) Алюминиевый котелок, емкость которого выбирается из расчета одного литра на человека. Он устанавливается на трех камнях или трех сырых колышках в 10-15 см над землей, воду в нем можно вскипятить за 8-10 минут; в миску высыпается пакет растворимого супа или геркулеса и заливается кипятком до нужной консистенции. Другая часть кипятка выливается в кружку с растворимым кофе или пакетиком чая. Каждому паломнику с собой надо иметь пластмассовую литровую бутылку с водой и несколько лепешек (питы), запас которых можно пополнять, проходя через киббуцы, селения, кемпинги. Кроме того, прекрасным "подножным кормом” служат апельсины и грейпфруты из фруктовых рощ, которых много в Самарии и Галилее; таким образом, для приготовления еды и отдыха во время дневного перехода хватает одного часа
6) Широкая накидка с капюшоном от дождя должна покрывать и рюкзак, и тело, хотя бы до колен;
7) Медикаменты, спички, нитки, иголки, солнцезащитные очки, фотоаппарат, мыло, зубную щетку, пасту, крем для ног, полотенце, бритвенный прибор;
6) Евангелие, молитвенник, блокнот для записей.
Вес рюкзака не должен превышать 18-20 кг для мужчин и 15 -17 кг для женщин.

Владимир Канторович New York, 1993

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова