Ксения Касьянова
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
К оглавлению
ГЛАВА 5
Двоящееся общество
5.1. Государство и мы
Немедленный и однозначный ответ на поставленный выше вопрос, по-видимому,
пока что невозможен. Для этого нужно предварительно разобраться
— что же мы такое представляем из себя в настоящее время: сложились
ли мы, русские, в нацию или процесс этот еще не завершился, а если
не завершился, то насколько он далек от завершения? И если тот процесс
идет, то в каком направлении? И что влияет на него — какой контекст?
Ответить на все эти вопросы трудно, потому что, как и сто лет назад
(и больше), страна наша по-прежнему «покрыта канцелярской тайной»
и мы узнаем обо всем в ней происходящем по «рукописной литературе»
да по «сочинениям об нас иностранцев». Но будем надеяться, что В.
Муравьев был прав, сказав об отношении интеллигенции к народу: «Мы
ощущаем его изнутри».
Бесспорным, по-видимому, является тот факт, что носители первоначальной
этнической культуры нашего народа локальные общины разложились окончательно,
и мы имеем некоторое большое социальное целое (охватывающее кроме
нашего собственного еще ряд этнически не похожих на нас народов),
объединенное и скрепленное государством. С этой очевидной истины
и следует начать: государство мы имеем, причем государство это —
вполне современной, общепризнанной на данный момент во всем мире
формы, устроено по западноевропейскому образцу, как и в большинстве
стран «передовых» и «развивающихся». Можно предъявлять претензии
к содержанию, вкладываемому в эту форму, но форма сама — западноевропейская.
Однако государство — это только один, весьма узкий срез общества.
Государство можно было бы назвать жесткой фиксацией некоторых основных
параметров данного общества в опреде-
68
Двоящееся общество
ленном его состоянии. Основа, на которой государство функционирует
— закон, писаное право,— составляет лишь часть коллективных представлений,
которые являются каркасом для всей социальной группы, называемой
обществом. Эта твердая и неподвижная суша окружена непрестанно движущимся
морем, в волнах которого кишат живые организмы: они рождаются, развиваются
и, умирая, откладываются на дне, давая начало новым островам.
Именно это море — общественное сознание, всегда живое и подвижное,—
осваивает новые ситуации, в которые попадает общество. Трудности
могут возникать из-за материально-технических факторов, из-за отношений
с окружающими обществами или общества с личностью (вспомним, что
Дюркгейм считал, что в нас как бы два сознания: одно — это «общество
внутри нас», другое — это наши индивидуальные состояния; вот эти
индивидуальные состояния ^' 'еством уже не являются, они
— вне его и составляют его «окружение»). Все эти трудности должны
по ходу дела преодолеваться, общество должно постоянно адаптироваться
к окружению, в том числе и его фиксированные параметры — государственные
структуры.
Для этого государство «оборудовано» приводными ремнями — различными
организациями, начиная от солидных, устойчивых и сильно формализованных
(партии, профессиональные и прочие союзы), которые и основываются
для того, чтобы влиять на политику, т. е. непосредственно на государство,
и до небольших, слабо формализованных (типа различных обществ охраны
природы, книголюбов и прочих), которые тем не менее пытаются проводить
в жизнь какие-то отдельные комплексы коллективных представлений
и, следовательно, также время от времени «вмешиваются», требуя что-то
изменить в соответствии с этими представлениями.
Такие «приводные ремни» в нашем государстве также имеются. Они
существуют и даже функционируют, но вряд ли хоть один человек, знакомый
с этими организациями, рискнет утверждать, что они что-то с чем-то
связывают. И ни один здравомыслящий человек, собираясь на профсоюзное
собрание, вовсе не ожидает, что кто-то там будет высказывать собственное
мнение, а остальные будут это мнение обсуждать и совместно вырабатывать
решение. Ежу известно, что все решения подготавливаются заранее,
что все речи пишутся и редактируются ответственными за это лицами,
что все предварительно срепетировано, а то, что происходит на самом
собрании,— спектакль, имитация деятельности. Это — совершенно пустая
форма.
69
ГЛАВА 5
Основатель нашего государства В. И. Ленин горячо доказывал, что
профсоюзы — это «приводные ремни», связывающие «партию» с «массами».
В данном случае великий вождь отождествлял партию с государством,
но гораздо интереснее, что он считал «массой», т. е. неоформленной
группой индивидуальных единиц, все, что оставалось за пределами
государства, и даже еще уже — партии. Для него не было никакого
общества, помимо государства, в котором, таким образом, и предполагалось
сосредоточенным все общественное сознание, весь динамический момент,
«мотор», порождающий энергию и идеи. Связь с массами через «приводные
ремни» с неизбежностью должна была получиться односторонняя, отсюда
профсоюзы одновременно и «школа коммунизма»: они должны учить, воспитывать,
доводить до сведения масс решения, принятые «наверху», в «центре»,
в мозге. Именно на эту функцию до сего дня и ориентированы все «приводные
ремни» нашего государства, из этого на 90% состоит их деятельность.
Но если государство — структура жестко формализованная и статичная
(а с этой его природой ничего не может поделать даже наша всесильная
ленинская партия), то все, что идет от него к обществу, неизбежно
должно превращаться в директиву, инструкцию, бумагу, в циркуляр.
А циркуляры, как известно, не обсуждаются, они суть принятые решения,
и нет ничего более бессмысленного, чем обсуждать принятые решения.
По форме же видно, что она, форма, предназначена для другого
— для обсуждения и оформления каких-то мнений и оценок, а следовательно,
для доведения их от общества к государству. Именно для этой цели
сложились указанные формы в той культуре, из которой они нами позаимствованы
в западно-европейских обществах. Почему же у нас они действуют так
нелепо? Только ли потому, что вождь и учитель так своеобразно представлял
себе социальный процесс и так неудачно ориентировал в общем-то неплохие
формы выражения общественного мнения?
Я думаю, что он не хуже нас всех «чувствовал» свой народ «изнутри»
и он, по-видимому, хорошо понимал, что тот субстрат, который может
и будет вырабатывать сознание этих «масс», не будет соответствовать
тому материалу, на котором построено государство, что коллективные
представления нашего народа не смогут уложиться в приготовленные
государственные формы. Массированная пропаганда по всем каналам
от государства к обществу и имела своей целью подавить эти коллективные
представления, изначально присущие народу, и постепенно заместить
их другими, более «передовыми» и «революционными». В этом основная
и самая истинная суть лозунга — «воспитание масс».
70
Двоящееся общество
Эта пропаганда ведется с неослабевающей силой уже не один десяток
лет. Целые поколения выросли под ее воздействием. Всеобщее среднее
образование еще более расширило поле ее деятельности, удерживая
человека в школе, а следовательно, в сфере ее действия, довольно
продолжительный срок. Все средства массовой коммуникации мобилизованы
для этой цели. Главные хранители этнического начала в народе — его
религия и фольклор — тщательно изолированы, «закупорены» в отведенных
им узких сферах как индейские племена в резервациях.
Судя по интенсивности и продолжительности этой бурной пропагандистской
деятельности, мы давно должны были уже утратить все свои этнические
особенности и адаптироваться наконец к этим заимствованным извне
формам жизни. Так ли это? Об этнических особенностях мы поговорим
ниже — с ними не все очевидно. Но что касается адаптации нас к государственным
формам, то она происходит весьма странным способом: на уровне механическом
мы осваиваем процедуры, которые необходимы нам повседневно,
что же касается самих форм, то мы их попросту не знаем. И
степень незнания в этой области у нас воистину фантастическая.
Как-то пришлось мне ехать в купе с двумя попутчиками-шоферами.
Зашел у них разговор о каком-то, если правильно вспоминается мне,
особом способе соединения двух деталей в автомобиле определенной
марки. Один доказывал, что такой способ соединения нигде больше
не встречается и не может встретиться, и доказывал почему, разбирая
дотошно всю механику взаимодействия окружающих частей. Другой говорил,
что в принципе можно такой способ применить также и в других автомобилях,
и не менее дотошно объяснял как. Когда в английском фильме или повести
мне попадается сцена разговора нескольких человек о политике, то
я почему-то всегда вспоминаю этих шоферов-попутчиков: именно так
толкуют англичане о государственных вопросах. Они в них разбираются.
Когда же два русских человека заводят такой разговор, то это скорее
напоминает препирательство крестьян вокруг трактора, которые, согласно
известному анекдоту, не могут сообразить, с какой стороны в него
запрягается лошадь.
Мы не только слабо представляем себе распределение функций между
различными учреждениями, способы их взаимодействия и соподчиненное,
мы часто отказываемся признавать даже сам принцип их деятельности:
мы очень долго стараемся «обходиться» без них, решая проблему собственными
«средствиями». Когда же это нам явно не удается, мы вламываемся
в первое попавшееся, более или менее подходящее по смыслу учреждение
и начинаем
71
ГЛАВА 5
немедленно требовать решения своего дела по возможности без всяких
бумаг, без обращения в другие инстанции, без предварительных процедур.
Если же это не удается, то возмущаемся, ругаем учреждение за бюрократизм,
волокиту и требуем, чтобы с нами обращались «по-человечески». Чем
и доказываем, что формальные отношения мы вообще исключаем в своем
сознании из сферы «человеческого».
И это не только наше отношение к этому государству, оно имеет
очень древнее происхождение. В. Вейдле в «Мыслях о русской душе»
пишет: «Пусть иногда бестолково и невпопад, но в "должностном
лице" у нас всегда склонны были искать человека, а не найдя,
впадали в отчаяние или в негодование. Глупая чеховская старуха,
сующаяся с челобитной не по адресу, путающая учреждения по неспособности
видеть что-либо, кроме живых людей,— лишь карикатурное отражение
этой склонности. Для русской литературы губернатор, околоточный,
делопроизводитель — либо исчадия ада, либо человеческие существа,
начисто изъятые из того мира, к которому они принадлежат по должности.
Толстой ненавидит суд, Салтыков администрацию, Чехов терпит лишь
тех профессионалов, которые не терпят своей профессии. Понятие городового
в уме русского интеллигента приобрело метафизический смысл, зачеркнувший
его бренное естество: февральская революция, как известно, была
"бескровной", хотя трупы городовых, сложенные, как дрова,
на невском льду, исчислялись сотнями. Наши террористы были добрые
молодые люди, готовые даже и жизнь положить за будущее счастье человечества,
но для которых представитель государства уже не был частью человечества»106.
Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто
враждебное, и на него, как на врага, не распространяются моральные
запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные
государству, можно не выполнять. С ним можно бороться разными способами,
но при этом почему-то не имеет силы самое главное для военных правило:
чтобы победить врага, надо его знать. Знать свое государство мы
не хотим. Сделав дело и выходя из учреждения, мы немедленно
забываем начисто все, что нам пришлось узнать о порядке и способах
его функционирования. И это забывание удивительно характерно.
Я знаю немало людей, которые, приезжая из командировки, каждый раз
с проклятьями приступают к заполнению финансового отчета, так как
заново обучаются всем правилам его составления, но, сдав бумаги
в бухгалтерию, немедленно опять их позабывают.
72
Двоящееся общество
Существует гипотеза, что освоение иностранного языка требует от
человека в несколько раз больше усилий, чем нужно для запоминания
слов и правил построения предложений на изучаемом языке. И причина
заключается в том, что психика человека оказывает сопротивление
этому процессу: она «гасит» приобретенные навыки и стирает знание,
«выбрасывает» все это из памяти как ненужное и враждебное, как мешающее
ей.
Наши отношения с собственным государством чем-то напоминают этот
процесс освоения чужого языка. Заложенные в наше сознание первоначальным
семейным воспитанием бессознательные культурные структуры — «социальные
архетипы» — начинают угнетаться этим чуждым .языком, основанным
на других принципах, и тогда психика восстает на это знание и выталкивает
его вон, чтобы оно не мешало нам жить. «Социальные архетипы» более
важны, так как они представляют собою матрицу наиболее часто встречающихся,
наиболее интимных и важных для нас систем отношений — систем, на
основе которых функционируют все наши неформальные группы.
Мне запомнилось высказывание в частной беседе одного венгра: «Вы
знаете, я просто преклоняюсь перед вот этой способностью русских:
встречаются совершенно незнакомые люди, посидели, поговорили, вдруг
— Давайте споем! — Давайте! — У тебя второй голос, у тебя первый,
ага, и у тебя тоже первый, тогда я буду вторым. Начали! — И понимаете?
— без всякой подготовки, без репетиций. Они могут сразу, сходу спеть
такие сложные вещи!» — «Неужели венгры не смогли бы точно так же
спеть свои народные общеизвестные песни?» — «Да. Но у нас одноголосие.
А у вас — такие партии этих, как их... подголосков, и потом — импровизация!»
— «Импровизация не представляет большой трудности, если человек
хорошо владеет стилем в целом».— «Я это умом понимаю, но впечатление
это производит потрясающее, когда вот так, сходу,— и такие сложные
вещи...»
Я понимаю этого венгра очень хорошо. Точно такое же чувство восхищения
было мною пережито однажды на троллейбусной остановке. Стоял пьяный
и держал в руках три апельсина. Недалеко стояла женщина с мальчиком
лет двенадцати. Апельсины были большие, а у мужчины не было ни портфеля,
ни сумки. Он пошевелился и уронил один, полез его доставать и уронил
другой;
73
ГЛАВА 5
сделав массу ненужных движений, он, наконец, уловил на тротуаре
их оба и осторожно распрямился, ощущая насмешливую атмосферу вокруг
себя, хотя все молчали, только смотрели на его упражнения. Тут подошла
женщина с сумкой, по-видимому, торговавшая у метро зеленью: какие-то
пучки высовывались из полиэтилена, сбоку торчал букет непроданных
ромашек. Пьяный опять уронил апельсин и отправился за ним на мостовую.
Вернулся он, прижимая все три апельсина к груди, совершенно обескураженный.
Женщина-торговка разбирала сумку и, держа в руках большой пучок
укропа с какими-то листьями и стеблями, задумалась, по-видимому,
о том, как все это лучше устроить. Женщина-мать подошла к пьяному
и, протягивая пакетик, сказала:
«Возьмите». Пьяный, по-видимому, все еще переживавший свою смешную
возню, ошеломился и сказал недоверчиво: «Зачем? Не надо...» — «Положите
апельсины,— убедительно уговаривала его женщина.— Так будет удобно.
А то вы их растеряете в троллейбусе». — «Что вы? Не надо... Спасибо...»
— сказал пьяный и взял пакетик. И сразу же женщина-торговка решила,
что ей делать:
она повернулась к матери мальчика и, сунув ей пучок укропа, сказала:
«Вот — это тебе... Бери-бери, я ведь даром даю». И чтобы рассеять
совсем уж какую-то невозможно предупредительную и сентиментальную
атмосферу, вдруг сгустившуюся на остановке, беспечно махнула рукой:
«Не везти же мне его домой. А ты посолишь что-нибудь». И отошла
далеко, и даже отвернулась в другую сторону, чтобы показать, что
она не собирается завязывать какие-то отношения, и вообще, что ей
это ни для чего не нужно.
Один непосредственный поступок — и сразу же за ним второй, как
ответ. И в первом движение души — помощь беспомощному, а во втором
— вознаградить это желание. Две женщины сделали как бы движение
с двух концов площадки, и сразу же над ней ощутилась отчетливая
схема социальных отношений, которой все, включая нас, пассивно наблюдавших
этот эпизод, были уже связаны,— и каждый точно знал, что, если последует
продолжение, он должен сделать то-то и то-то: сыграть такую
или иную роль (в зависимости от развития действия), в общем исполнить
свою «партию» в этой песне. Так при первом же толчке извне в нас
актуализируются «социальные архетипы», указывающие нам, что мы должны
защищать, поощрять, порицать, не допускать и т. д. Как правило,
мы о них не рассуждаем. Они существуют в нас на уровне поступка
и чувства. Это и есть бессознательные структуры, о которых мы говорили
выше, они то и представляют собой наш национальный (точнее было
бы сказать этнический) характер.
74
Двоящееся общество
Откуда же он в нас берется, на чем держится и как передается от
поколения к поколению,— все это вопросы сложные и очень слабо изученные
к настоящему времени.
Нам же очень важно подчеркнуть только, что эти ощущения, переживания,
образы весьма трудно переводимы в вербальную сферу, зато очень сильно
окрашены чувствами. И эти их свойства приводят к целому ряду следствий,
которые необходимо здесь затронуть.
Главное из них заключается в том, что вербальные выражения, которые
даются этим, невербальным по преимуществу переживаниям и ощущениям,
могут сильно отличаться друг от друга, что отнюдь не мешает каждому
из их носителей поступать в принципе и часто даже по форме
одинаково и одинаково чувствовать. И не только чувствовать, но и
оценивать свои и чужие поступки.
Этим, по-видимому, и объясняется знаменательный факт, когда типичный
носитель русского этнического характера истово исповедует марксизм
в качестве основы своего мировоззрения, совершенно не обращая внимания
на то, что марксизм как учение развился из совершенно иных принципов,
чем те, на которые ориентированы (как я постараюсь показать ниже)
наши «социальные архетипы». Рациональные формулировки, в которых
такой человек выражает свое мировоззрение, не волнуют никого (в
том числе и его самого), пока он правильно поступает, т. е. в поведении
реализует эталоны своей культуры, а не то, что вытекает из этих
формулировок. А когда дело доходит до противостояния, то каждый
из нас может привести десятки примеров из собственного опыта, когда
он преспокойно отбрасывает свои рассуждения, логически такие безупречные,
и поступает иррационально, руководствуясь чувством, «сердцем», и
получает от своего поступка удовлетворение. Но это, в свою очередь,
как-то не колеблет вербально сформулированного мировоззрения.
Отсюда и все социальные институты нашего общества как бы «двоятся»
— извне они задаются государством, оформляются законами и обосновываются
принятой в государстве идеологией, изнутри они «стоят» нашими этническими
моделями поведения, не имеющими к этой последней никакого отношения.
Семья создается в результате действия целого ряда «социальных архети-
75
ГЛАВА 5
пов» — способов ухаживания, существующих в данной культуре, типов
отношений между детьми и родителями, между различными родственными
группами, между родственниками и свойственниками. Здесь работают
представления об идеальной семье, идеальной супруге и т. д., но
оформляется брак в государственном учреждении — ЗАГСе. А в случае,
когда семейная жизнь не складывается и этнические культурные модели
ничего с этим поделать не могут, жена прибегает к последнему средству
— пишет жалобу в парторганизацию по месту работы мужа, т. е. пытается
использовать «государственные» средства, правда, большей частью
безуспешно.
Но такое сосуществование не вполне безвредно для той и другой
стороны. Человек все-таки существо рациональное, он склонен строить
планы своей жизни и разумно осмысливать свое поведение, и в этой
своей склонности он часто руководствуется построенными им вербальными
моделями и системами. Но реализация целей, выведенных из таких логически
хорошо увязанных и сбалансированных систем, вдруг начинает противоречить
иррациональным архетипам его поведения. И тогда либо реализация
целей .затрудняется, замедляется и делается вовсе невозможной;
либо человек осуществляет свои планы, но чувствует при этом внутреннюю
неудовлетворенность и внешнее неодобрение со стороны окружающих.
В обоих случаях он впадает в разлад с самим собой, у него возникает
внутренняя напряженность, отрицательные эмоции, ощущение беспомощности,
запутанности.
Такое постоянное столкновение друг с другом в сфере личности не
проходит бесследно и для архетипов, которые постепенно разрушаются,
не получая «поддержки» со стороны сознания, и для вербальных систем,
которые, оказываясь то и дело несостоятельными в сфере поведения,
постепенно теряют статус социальной реальности. Общество, построенное
на таком неоднородном и несбалансированном фундаменте, разрушает
само себя: семейные узы ослабевают, средства производства и продукты
труда разворовываются, мораль начинает замещаться «Моральным кодексом
строителя коммунизма», вывешенным на воротах предприятия, а социальный
контроль — слежкой, доносами друг на друга и «крутыми мерами» формального
характера, в учреждениях процветают кумовство и коррупция и так
далее. Однако такое параллельное существование двух разнонаправленных
систем и их взаимное «поедание» может продолжаться довольно долго.
76
|