Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы: Российская империя в 20 в.
К оглавлению
1.6. Бюджет Крымской епархии
Как Крымская епархия зарабатывала деньги? Об этом дают представление доходные статьи церковного бюджета.
«Кружка». Это непосредственные пожертвования прихожан и всех тех, кто молился в храме. Как и в наше время, эта статья составляла, пожалуй, самую малую часть церковного (преимущественно приходского) бюджета.
Тарелочно-кружечный сбор и добровольные пожертвования составляли не более 8% доходов.1 В цифрах: в 1959 г. — 67518 руб., в 1960 — 43301 руб., в 1961 — 39813 руб.2
Свечи и записки являлись главной «коммерческой» статьей дохода, во многих храмах и в епархии в целом доход от продажи свечей составлял более 60% бюджета. В цифрах: в 1960 г. — 254622 руб. (общий доход — 402617 руб.). В 1961 г. — 254570 руб. (общий доход — 395836 руб.).3 По сути, приобретение свечи за цену значительно более высокую, чем ее себестоимость, это та же жертва на храм. Однако львиную долю продаж составляли свечи, проданные случайным людям. Такая жертва могла быть весьма значительна, особенно в курортных городах полуострова.
«Культ записок» — одна из характерных черт современного российского православия. Нередко их чтение занимает большое время и оттесняет на периферию другие, духовно более важные моменты богослужения. В послевоенном Крыму, однако, не было «вала записок», и доходы от них сопоставимы с суммой тарелочного сбора — 8—10%.4
Венчики, крестики, иконки не приносили большого дохода, в среднем — 4—5% от бюджета епархии. Это было связано с относительно небольшим числом крещений, венчаний и отпеваний. Так, по официальным данным, в 1959 г. в Крыму крестилось 4108 человек (родилось 24828), венчалась 71 пара (зарегистрировано 15010 браков). Отпели 957 человек (умерло 7952).5 Без сомнения, реальные цифры были больше, но не настолько, чтобы существенно влиять на приходские доходы.
С 1946 по 1961 г.г. в Симферополе действовала полулегальная мастерская, в которой изготавливались нательные крестики. Крестики покупались за 8 коп. и продавались за 20 коп. Устная договоренность со смертью Луки, видимо, утратила силу, и мастерскую прикрыли.6
Требы. К ним относится совершение молебнов, крестин, отпеваний, соборование, словом, все то, что схоластическое богословие называет «частным богослужением». Эта деятельность трудно поддавалась учету и контролю, и нередко требы становились главной статьей дохода священника. Инструкция по применению законодательства о культах допускала «отправление обрядов в квартирах и домах верующих по просьбе умирающих или тяжелобольных без разрешения или уведомления органов власти». И священники этим по возможности пользовались, распространяя указания инструкции и на отпевание на дому.7
Доходы от треб, совершенных в храме, поступали в бюджет прихода. Однако сумма была крайне незначительна. В начале 60-х, когда многих священников перевели на твердый оклад, она составляла всего 11878 руб. Вывести до конца из тени этот сектор церковной экономики властям так и не удалось.
Помимо тарелочного сбора многие жертвовали деньги непосредственно Луке как человеку, пользующемуся непререкаемым авторитетом, и он распределял их по своему усмотрению. Кроме этих пожертвований епархиальное управление (в штате которого было 7—8 человек) зарабатывало тем, что вычитало в свою пользу определенный процент с отпускаемых приходам свечей и утвари. В то же время приходы переводили на нужды епархии определенные суммы. В 1960 г. — 56381 руб., в 1961 г. — 40969 руб.
Здесь мы уже подошли к расходной части бюджета. В нее входят:
1. Расходы на покупку свечей, муки для просфор, вина, ладана, венчиков, крестиков, икон.
2. Внесение обязательных платежей: страховых взносов, земельной ренты, налога со строений.
3. Содержание хора, зарплата священнику, диакону, псаломщику.
4. Покупка утвари, ремонтные работы.
5. Отчисления на нужды епархии.
6. Прочие расходы (порядка 10000 руб.), в которые входили устройство обедов для прихожан в престольные праздники, подарки именинникам, поддержка монастырей и т.п.
К этим статьям в 1960-е годы добавились «добровольно-принудительные» отчисления в Фонд мира (в 1961-м — 14190 руб.).
На что расходовало деньги епархиальное управление, кроме содержания аппарата? Лука поддерживал так называемые «затухающие» приходы в сельской местности, выплачивал единовременные пособия священнослужителям и их вдовам, помогал детям из бедных семей.
Все эти траты власть предержащие рассматривали как благотворительность, то есть запрещенную законом деятельность. И все-таки до поры до времени с ней мирились. Но с началом хрущевских гонений эта статья церковного бюджета была ликвидирована.
Примечания
1. Ф. 6991, оп. 1, № 1997, л. 16.
2. Ф. 6991, оп. 1, № 1797, л. 1, № 1997, л. 15.
3. Ф. 6991, оп. 1, № 1997, л. 16.
4. Ф. 6991, оп. 1, № 1997, л. 16.
5. Ф. 6991, оп. 1, № 1797, л. 7.
6. Ф. 6991, оп. 1, № 1997, л. 5.
7. Ф. 6991, оп. 1, № 1997, л. 6.