Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы: Российская империя в 20 в.
К оглавлению
3.6. Рост правового сознания верующих Крыма и их конфликты с советской властью на этой почве
В пятидесятые годы берет начало процесс, который привел к диссидентству — к вполне осознанному требованию верующих к советскому государству соблюдать свое собственное законодательство о религии и свою собственную Конституцию.
Именно в это время часть крымских «неформалов» в знак протеста против религиозных преследований стала отказываться ходить на выборы. Таких людей было не так уж мало. Скажем, в 1959 г. по религиозным убеждениям не принимало участие в голосовании 83 человека.1
Разговоры о преследованиях за религиозные убеждения стали касаться и правового поля. Если раньше приказ У. воспринимался как требование самой советской власти, то постепенно акценты сместились. «Пятидесятники и "чистые" баптисты проводят среди верующих и неверующих пропаганду, что в настоящее время высшие органы власти предоставили церкви полную свободу, об этом и в Конституции записано, но местные органы власти мешают, тормозят собираться верующим на молитвенные собрания», — пишет чиновник.2
«Чистые» в Саках «ссылались на брошюрку, выпущенную ленинградским обществом по распространению политических и научных знаний, под заголовком "Отношение коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви". Эта брошюрка неоднократно зачитывалась на молитвенных собраниях, особенно те места, где говорится о свободном отправлении богослужения, об организации религиозных общин без разрешения органов власти. В настоящее время эта брошюрка изъята и находится у "соседей"». Так медленно, но верно развивалась правозащитная тема.3
Иногда она всплывала в разговорах верующих с У. Так, во время посещения уполномоченным евпаторийской общины АСД пресвитер Сироткин и члены совета спрашивали у него: «1) Почему Советское правительство не разрешает адвентистам делать выходной день в субботу? Из-за того, что установлен единый выходной день, воскресенье, многие не могут работать на предприятиях и учреждениях, т.к. руководители не дают верующим выходного дня в субботу. 2) Почему Советское правительство религиозным людям, их руководителям не разрешают выступать перед массами с беседами, лекциями и докладами на религиозные темы».
«Мною дано разъяснение по выше затронутым вопросам», — отчитывается У. и добавляет: «Кроме того, пресвитера Сироткина приглашал в горисполком и персонально беседовал с ним. Тут же предупредил Сироткина, что такие настроения у него и у верующих могут привести к плохим последствиям».4
Рост правового сознания шел рука об руку с растущим интересом к западным радиопередачам.
В начале 60-х в селе Зоркино Джанкойского района собиралась группа верующих колхозников до 30 человек, слушала новости из-за бугра и, как утверждал У., «распространяла антисоветские измышления». То же самое делали верующие в селе Коммунары Красногвардейского района. В Севастополе они не только записывали религиозные программы на магнитофон, но и давали прослушать их соседям.5
Некоторые экстравагантные личности рекламировали такие передачи. В 1960 г. пятидесятник Емельянов на цветной бумаге написал краткое воззвание к согражданам с призывом слушать «Голос Америки». Указал время и волну и разнес листовки по садовым скамейкам.6
Некоторые верующие по наивности посылали отклики и пожелания в студию. Никуда за пределы железного занавеса эти письма, конечно, не уходили, авторов же брали на крючок. Даже невинная просьба прислать Библию становилась предметом серьезного разбирательства. Адвентистке из Евпатории Анохиной пришлось по этому поводу дважды давать объяснения — в КГБ и у чиновника Совета. «Я была у знакомых в Полтаве и там по радио слышала прекрасную проповедь, в конце проповеди проповедник сказал, что они из Америки могут любому человеку выслать Библию на их родном языке, указал и адрес. Я адрес записала и решила обратиться в Америку, т.к. у нас Библий нет, не издают их, а к тому же они наши друзья. Н.С. Хрущев ездил в Америку, Эйзенхауэр собирался к нам приехать», — оправдывалась она.7
Очень интересен в этой связи вопрос о самоидентификации верующего. Если для среднестатистического совка целое — это государство победившего социализма, то для верующих этих целых было много, и они лежали как в разных этнических, культурных, так и в разных духовных плоскостях.
Примечания
1. Ф. 6991, оп. 3, № 1186, л. 66.
2. Ф. 6991, оп. 3, № 1184, л. 121.
3. Ф. 6991, оп. 3, № 1186, л. 13.
4. Ф. 6991, оп. 3, № 1180, л. 124.
5. Ф. 6991, оп. 3, № 1816, л. 39.
6. Ф. 6991, оп. 3, № 1187, л. 134.
7. Ф. 6991, оп. 3, № 1187, л. 139.