К оглавлению
Номер страницы после текста на этой странице.
Ю.В.Кудрина
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СКАНДИНАВСКОГО ПАЦИФИЗМА
ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
[ДАТСКАЯ МОДЕЛЬ]
Вступление европейских стран в полосу бурного экономического развития в конце XIX в., привело к росту численности армий и милитаризации экономики.
Рост милитаризма при одновременном росте парламентаризма, при интенсивном складывании буржуазно-консервативных, буржуазно-либеральных и социал-демократических партий дал мощный импульс широкому распространению в Европе пацифистских идей и международно-правовых концепций разоружения и предотвращения войны, социально-этического неприятия военного и политического насилия и христианско-этических принципов отказа от участия в войнах. Образование в Центре Европы сильного германского государства, все увеличивающийся в начале XX в. разрыв между потенциалом великих и малых держав заставили датскую общественность по новому взглянуть на положение малых европейских государств в системе международных отношений. Становилась все более очевидной невозможность прямого военного конфликта с крупными европейскими державами. Экономические причины наряду с геополитическими соображениями также в значительной степени влияли и на формирование внешнеполитического курса и общественных настроений. Более того, буржуазия Скандинавии была жизненно заинтересована в рынках Германии и Англии, Франции и России в силу высокой конкурентоспособности экспорта, что было результатом промышленного и аграрного переворота конца XIX — начала XX в. Миротворческие концепции движений мира в Скандинавских странах к началу первой мировой войны приняли форму специфической доктрины, тесно связанной с идеей нейтралитета малых стран.
Идеи нейтралитета были общими для всех Скандинавских стран, однако национальные движения мира и тем бо-
194
лее отдельные пацифистские организации и группы, формируемые в разных социальных слоях общества, выдвинули различные методы ненасильственной борьбы против вооруженных и политических конфликтов. Идеи пацифизма становились в Скандинавских странах доминирующими.
Идеи нейтралитета и антимилитаризма имели широкое хождение в Скандинавских странах еще в 70-80-е годы XIX в., причем в основном среди либерально-демократической общественности. Одним из видных поборников нейтралитета стал датский либерал публицист Ларе Бьёрнбак (1824-1878). Антимилитаристски настроенные члены его группы, входившие в одну из крупнейших партий страны — либеральную партию Венстре, отвергали всякую мысль о реванше Дании после поражения е в Шлезвиг-Гольштинской войне 1864 г. как глубоко ошибочную. Антимилитаристские круги пацифистски настроенной интеллигенции считали несовместимыми идеи демократизма и милитаризма. Наиболее видным их представителем был член фолькетинга либерал Вигго Хёруп (1841-1907). В. Хёруп и его сторонники подчеркивали ограниченные возможности военного сопротивления такой малой страны, как Дания, агрессии извне и выступали против бессмысленных ассигнований на оборону. Они явились также первыми энергичными противниками всеобщей воинской повинности. 1883 год стал годом наиболее активных антимилитаристских выступлений против политики милитаризации страны, проводимой правительством консерватора Эструпа1.
В 1882 г. в Дании была создана пацифистская организация Союз за нейтрализацию Дании, который в 1885 г. был преобразован в Датское общество мира, печатным органом которого с 1894 г. стала газета «За мир»2.
Одним из учредителей Датского общества мира, как и других созданных в этот период общественных организаций пацифистского толка (таких, как Общество вольных городов Севера (1870), Датское женское общество (1871), в задачу которых тоже входила борьба против милитаризации страны, стал либеральный историк и пацифист Фридрих Байер (1837-1922)3.
Консенсус правительственных и общественных кругов в отношении проблемы нейтралитета привел в 1894 г. к постановлению датского ригсдага о нейтралитете, провозглашенном постоянным принципом датской политики. В соответствии с этим актом военные ассигнования ограничивались только защитой нейтралитета страны. Как видим, датские правящие кругом пытались гарантировать нейтралитет
195
Дании не только договорами с европейскими державами, но и вполне самостоятельным политическим курсом. Внешняя политика, основанная на нейтралитете, поддерживалась почти всеми партиями и миротворческой общественностью страны.
Обеспечение нейтралитета было тесно связано с вопросом обороны. С конца XIX в., а особенно накануне первой мировой войны, проблема обеспечения обороны с моря и с суши, т. е. северного побережья страны — от Англии, а южных границ — от Германии, была предметом постоянной политической дискуссии.
Вопрос обороны вызвал резкую дифференциацию взглядов в партии Венстре. В 1902 г., когда к власти пришло правительство партии Венстре, традиционный пункт программ которой сводился к сокращению военных расходов, ее лидер Е. Кристенсен выступил за увеличение военных расходов. Наряду с внешнеполитическими соображениями — ростом военной опасности — это изменение ориентации объяснялось поправением разбогатевшей сельской буржуазии, обретшей политический вес.
В 1905 г. отделившееся от партии Венстре ее антимилитаристское крыло создало партию «Радикальных Венстре»4. Во внешнеполитической части ее программы подчеркивалось, что Дания должна объявить себя нейтральным государством, а армия и флот — ограничить свою деятельность функциями пограничной и морской полиции. Одним из главных тезисов программы (наряду с вопросами социального законодательства) стало разоружение.
Несмотря на определенный консенсус в отношении политики нейтралитета, ни один из пяти правительственных кабинетов за период с 1905 по 1913 г. не мог прийти к единству по вопросу обороны. Различия во взглядах по вопросам оборонной политики и внешнеполитической ориентации наблюдались и в других политических партиях. Радикальная и социал-демократическая партии придерживались пацифистской позиции, выступая практически за полное разоружение. В их программах присутствовали и другие антимилитаристские установки, в частности применение всеобщей стачки как возможного метода предотвращения войны5.
Накануне войны в миротворческом движении значительно возросла роль религиозно-пацифистских организаций, например, созданного в 1912 г. Христианского Совета мира. Широкое распространение во всех Скандинавских странах
196
получило философское учение датского священника — просветителя Н. Грундинга (1783-1872).
Влиятельной силой в антивоенном движении становилась и социал-демократическая партия Дании (СДПД). После прихода к власти партии Венстре антивоенная политика (СДПД) приняла ярко выраженную антимилитаристскую направленность. «В этом, — справедливо заметил датский историк Л.Тогебю, — сказалось влияние политики всей европейской социал-демократии по вопросам войны и мира»7. В годы, предшествовавшие первой мировой войне, на конгрессах II Интернационала были разработаны основы революционной пролетарской тактики на случай войны8. Штутгартский (1907) и Базельский (1912) конгрессы призвали рабочий класс и социал-демократические и социалистические партии, как авангард рабочего класса, бороться против возникновения войны.
Датская, как и вся скандинавская, социал-демократия выдвинула идеи нейтралитета и разоружения, как главные для поддержания мира. Выступая в 1908 г. по вопросу разоружения датские социал-демократы заявили, что «интернациональный характер социал-демократии во всех цивилизованных странах, особенно в Германии, является залогом сохранения мира. В тот день, когда Дания разоружится и заявит о своем принципиальном и постоянном нейтралитете, социал-демократические партии Норвегии, Швеции, Германии, Франции и Англии, как и других стран, воспримут этот шаг с радостью и единодушным одобрением. Военное нападение на нейтральную и разоруженную Данию встретит во всех этих странах решительный протест и обеспечит агрессору серьезные внутренние трудности»9. С требованием решительной борьбы против милитаризма выступил и созданный в 1904 г. Союз социал-демократической молодежи во главе с Э.Кристенсеном. Одну из главных задач Союз видел в организации пропаганды среди солдат.
В начале войны Дания, как и другие Скандинавские страны, заявила о полном нейтралитете. При общей генеральной линии позиции каждой из этих стран не были одинаковыми. Дания уже в первые дни войны заминировала свои проливы. Шведский нейтралитет был более благожелательным к Германии, чем датский. Норвегия ориентировалась на Великобританию. Все три страны провели частичную мобилизацию.
Интернациональная солидарность и связи были глубоко нарушены. Перестали функционировать международные органы социалистического движения. Вместе с тем антивоен-
197
ные резолюции конгрессов II Интернационала более не отражали политической практики большинства лидеров европейской, в частности скандинавской, социал-демократии. Неэффективность II Интернационала в условиях войны стала реальным фактом.
Антивоенное рабочее движение в Дании с началом войны оказалось расколотым. Значительная часть социал-демократов, представители которых вошли в правительство, осудив войну, встали на пацифистские позиции, другая, революционная часть, примкнула к интернациональному революционному движению.
Лидеры СДПД, как и большинство руководителей рабочих партий западно-европейских стран — приверженцев доктрины «оборонительной» и «наступательной» войны, провозгласили политику «гражданского», или «классового» мира. «С началом первой мировой войны, — замечал датский историк С.Ларсен, — «международная антиимпериалистическая солидарность подверглась суровому испытанию. Немецкие социал-демократы голосовали за военные кредиты и пренебрежительно отнеслись ко всем резолюциям международного рабочего движения. Для датских социал-демократов эта позиция означала отступление от прежнего антимилитаристского курса»10.
Переход руководства СДПД на шовинистические позиции в первые дни войны выдавался за политический реализм, наилучшим образом отвечающий интересам трудящихся, а именно — необходимости сохранения нейтралитета страны. На третий день войны председатель СДПД Т.Стаунинг заявил: «Мысль о том, что путем организации всеобщей стачки удастся остановить начавшуюся войну, утопична. Если правящие круги, опираясь на силу власти, начали войну, то они с помощью власти не смогут воспрепятствовать всем мероприятиям, направленным против войны. Главная задача нынешнего момента состоит в том, чтобы сохранить наши организации». Лидеры социал-демократии высказались за создание сил безопасности и увеличение военных расходов. «Воля к миру, — по словам Т.Стаунинга, — ограничивалась тем моментом, который определялся понятием так называемой "критической ситуации"»11.
Уже в первые месяцы войны среди широких слоев населения усилились пацифистские настроения. С антивоенными лозунгами выступили Датское общество мира, Христианский союз мира и другие организации. Датские религиозные деятели и норвежские служители церкви во главе с видным деятелем шведского церковного движения Н.Седерблумом
198
обратились к правительствам Англии и Германии с призывом остановить войну. Аналогичные цели преследовало и совместное обращение руководителей скандинавских церквей «За мир и христианское единство», направленное в ноябре 1914 г. правительствам воюющих стран12.
Пацифистские настроения были сильны в молодежном антивоенном движении — среди членов Союза социал-демократической молодежи, входившего в Социалистический Интернационал молодежи, а также среди членов Синдикалистского союза. Обе организации имели глубокие корни в рабочем движении; в котором укрепилось мнение, что война является системой обмана масс. Молодые социал-демократы, как и синдикалисты, считали, что вооруженная оборона для такой маленькой страны, как Дания, не является реальной. Представители обеих молодежных организаций выступали за отмену воинской повинности, однако считали, что борьба против принудительной воинской повинности должна вестись не через парламент, а вне его. По сравнению со шведскими и норвежскими левыми, которые в 1915 г. высказались против дальнейшего голосования за военные кредиты, датские левые социалисты менее решительно выступали против милитаризма и «гражданского мира», считая отказ от воинской службы наиболее эффективным средством борьбы против милитаризации и войн и широко пропагандировали эти идеи13. К оценке причин войны лидеры пацифистского движения подходили с этических позиций.
Лидеры СДПД игнорировали те идеологические течения в международном рабочем движении, которые были представлены русскими марксистами-большевиками. Внутри Интернационала они организационно стояли рядом с немецкими социал-демократами.
В 1915 г. на базе пацифистской организации, учрежденной в 1912 г. молодыми синдикалистами, была создана Федерация последовательных антимилитаристов, в которой активное участие приняли молодые социал-демократические рабочие14. В августе 1916 г. Федерация начала издавать газету «Милитернэгтерен», главным редактором которой стал Альфред Могенсен. В программном заявлении, опубликованном в первом номере газеты, говорилось, что Федерация создана с целью «сплочения классовосознательной рабочей молодежи для борьбы с милитаризмом». Всеобщая стачка рассматривалась как наиболее действенное оружие борьбы рабочих против милитаризма и воинской повинности.
В 12 номерах «Милитернэгтерен», вплоть до ноября 1917 г., широко пропагандировались идеи отказа от воин-
199
ской службы. Пацифистскими организациями публиковались также в «Беретнинген», 12 номеров которой было отпечатано тиражом около 600 тыс. экз. Из них 35-40 тыс. экземпляров было распространено бесплатно. «Через отрицание воинской службы, — писал в газете один из активистов Федерации, — молодые социалисты пытались внедрить антимилитаристские настроения и воздействовать на рабочих, особенно на призывников, чтобы те высказали свое негативное отношение к любому милитаризму и военщине»15.
В 1915-1916 гг., в результате подъема революционного и демократического движения в Европе, стала ощутимой несостоятельность шовинизма. Лидеры рабочего движения Скандинавских стран, пережившего переворот от безусловной поддержки империалистической войны к мирному урегулированию, перешли на позиции пацифизма. Попытки объединений усилий социал-демократов различных европейских стран в целях прекращения войны и недопущения революционных выступлений предпринимались социалистами различных стран мира, в том числе Дании16. В 1914 г. с заявлением о необходимости созыва всеобщей социалистической конференции в защиту мира выступил датский социал-демократ П.Трульстра, предложивший восстановить деятельность Международного социалистического бюро (МСБ) и перенести его штаб-квартиру из Брюсселя в Амстердам. Вместе с голландским социалистом Ван Колем он посетил воюющие и нейтральные страны Европы, где вел переговоры о созыве конференции. Летом 1914 г. на социал-демократической конференции Скандинавских стран было принято решение о созыве конференции представителей социалистических партий всех стран. В октябре 1914 г. на заседании исполкома МСБ из-за отказа лидеров французской и бельгийской социалистических партий от участия в социалистической конференции было решено созвать конференцию только нейтральных стран. Социалистическим партиям воюющих стран было предложено прислать на конференцию своих наблюдателей17.
В циркуляре о созыве конференции отмечалось, что конференция будет стремиться «побудить правительства нейтральных стран к совместному обращению к правительствам воюющих стран с призывом к прекращению войны». Конференция социалистов нейтральных стран состоялась в Копенгагене 17-18 января 1915 г. В ней приняли участие представители Дании, Норвегии, Швеции, Голландии. В резолюции, принятой конференцией правительствам нейтральных стран предлагалось обратиться к правительствам воюющих стран
200
с предложением посредничества в деле заключения скорейшего мира18.
Как известно, в этот период РСДРП (б) во главе с В.И.Лениным выступала с идеей революционного пораженчества, превращения «империалистической войны в войну гражданскую». Лозунг «защиты отечества» в условиях империалистической войны большевики считали столь же ошибочным, как и вредным применительно и к нейтральной стране, и к воюющей. Эта оценка вытекала прежде всего из убеждения в невозможности преодоления империалистической войны и установлении прочного справедливого демократичного мира в рамках капитализма без социалистической революции.
Однако, несмотря на обострение классовых отношений и рост левых сил в период войны, в Дании, как и других Скандинавских странах, революционная ситуация не сложилась. Социально-политическое и общественное развитие страны в большей степени определялось теми изменениями, которые произошли во всей системе социальных отношений, во внутриполитическом развитии. В годы войны выросла промышленная и финансовая буржуазия, усилившая к тому же влияние в средних слоях, среди мелких и средних крестьян, рыбаков, торговцев и служащих. В то же время правящие круги успешно сотрудничали с получившей массовую базу социал-демократией. Результатом стало принятие в годы войны прогрессивной июньской конституции 1915 г., в которой нашли отражение изменения в политическом и общественном развитии страны. Если до войны не только левые социалисты, но и центристы выступали против «парламентского пути» к социализму, то первая мировая война, эволюция рабочего движения, усиление центристского и революционного направлений свидетельствовали, что «парламентский путь» к социализму приняли не только правые, но и центристы в рабочем движении.
Политическая ситуация в Дании, как и в других Скандинавских странах, еще в одном существенном пункте в значительной степени отличалась от политической ситуации в воюющих западно-европейских странах. Если, например, в соседней Германии правительство, выражая волю господствующих классов, при поддержке социал-демократов отправляло на войну рабочие, крестьянские и солдатские массы, то в Дании, где уже в первые дни войны стало ясно, что стране удастся сохранить нейтралитет, правительство в 1914 г. приняло закон об увольнении из армии семейных. Закон был направлен на возвращение семьям кормильцев. В феврале
201
1917 г. под давлением широких антимилитаристских выступлений правительство приняло закон о сокращении сил безопасности, об освобождении от воинской повинности по мотивам совести и замене воинской службы гражданскими работами. Закон от 13 февраля 1917 г. был первым подобным законом, принятым в странах Северной Европы19. Таким образом, в годы войны в Дании не было объективной основы для общенационального кризиса и условий для революционной ситуации. В свете этого лозунг, выдвинутый большевиками — «превращение империалистической войны в войну гражданскую» — в датских условиях не имел реальной перспективы.
Хотя Копенгагенская конференция социалистов нейтральных стран (17-18 января 1915 г.), как и другие аналогичные конференции социалистических партий — социалистическая конференция молодежи (март 1914 г.), конференция Социалистической молодежи (апрель 1915 г.), — в работе которых приняли участие датские социалисты, не оказали серьезного влияния на военно-политическую ситуацию в Европе, однако они свидетельствовали, что социалистические антивоенные силы пытались объединить усилия в борьбе за мир, за окончание мировой войны.
Так, значительно усилил антивоенную агитацию Союз социал-демократической молодежи. Датская молодежь активизировала агитацию против военных мероприятий в Дании и с пацифистских позиций выступала за мир, против «министерского социализма» лидеров СДПД. Союз социал-демократической молодежи Дании, организационно отклонившийся от СДПД, примкнул к Циммервальдскому движению20.
Социалисты, присоединившиеся к Циммервальдскому движению, придерживались линии «решительного отказа от поддержки империалистов собственной страны, развертывания против них классовой борьбы, содействия их поражению, срыву захватнических планов. Датские левые (Э.Кристенсен), как и шведские и норвежские, вошедшие в восьмерку Циммервальдской левой (Ц.Хеглунд, Т.Нерман) активно пропагандировали решения Циммервальда, в частности его социал-пацифистский манифест»21.
Поворот от империалистической войны к империалистическому миру, наметившийся в конце 1916 — начале 1917 г., когда в экономическом и финансовом отношении обе воюющие стороны стали испытывать трудности, способствовал росту в воюющих и нейтральных странах антивоенных и революционных настроений широких слоев общества,
202
в том числе и широкому распространению во всем мире идей пацифизма. 1916-1917 гг. стали наиболее активными в развитии пацифистского движения в Дании. Пацифистскими организациями, в первую очередь Федерацией последовательных антимилитаристов, регулярно проводились различного рода собрания и встречи, имевшие широкий общественный резонанс. За два года было проведено 60 таких встреч. На них обсуждались вопросы организации и проведения антивоенных мероприятий, в частности, направленных против воинской обязанности.
Одним из главных средств борьбы стали голодовки. В течение 1915-1916 гг. в голодовках, длившихся в общем более 427 дней, участвовало 18 человек. За отказ от воинской службы в этот период были подвергнуты суду 36 человек: 28 человек было приговорено к тюремному заключению сроком на 4 года. Однако эти меры не давали должного эффекта. Скорее, наоборот, они способствовали росту антивоенных выступлений. Пацифистские настроения были широко распространены и среди полупролетарских масс, среди крестьян, части рабочих22.
Значительно усилились выступления сторонников либерального пацифизма в среде скандинавского истеблишмента. С идеями нейтрального пацифизма начиная с 1915 г. в Дании, как и в Швеции, стали выступать те финансовые и промышленные круги, которые находились в тесных экономических связях с воюющими державами, в первую очередь с Германией. Это нашло выражение в их попытках выступить с посредническими предложениями о заключении мира между Германией и Россией23.
Важной особенностью этого нейтрального пацифизма было совпадение позиций движений мира с официальной политикой нейтралитета, проводимой правительством Дании, которая находила выражение в совместных действиях правительств всех Скандинавских стран. Об этом свидетельствовали документы встреч премьер-министров и министров иностранных дел этих стран, совещаний руководителей отделов финансовых, военных и морских департаментов, проводившихся регулярно на протяжении войны. Сформировавшаяся в годы войны концепция безопасности Скандинавских стран предусматривала расширение системы международного права за мирное разрешение конфликтов.
Во внутренней политике эта концепция нашла прямое отражение в принятии датским правительством Закона от 13 февраля 1917 г., в соответствии с которым были созданы специальные, хотя и не многочисленные трудовые лагеря в
203
Гриткоу и Кампеделе для лиц, отказавшихся от воинской обязанности24. В это время было произведено сокращение численности вооруженных сил, насчитывающих 23 тыс. в основном молодых людей, едва достигших 18-летнего возраста. Принятию закона предшествовали бурные парламентские дебаты, во время которых командующий армией, генерал Герц, заявил об уходе в отставку. В поддержку закона выступили представители всех политических партий. Высказывались мнения, что закон должен стать эффективным средством борьбы с антивоенной деятельностью и, в частности, с деятельностью последовательных антимилитаристов.
Действительно, после принятия закона произошел определенный спад в деятельности Федерации. Однако в 1918 г. активность приверженцев мира вновь возросла. Наибольшего накала их выступления достигли во время похорон молодого призывника Владимира Крейтцфельда, который покончил жизнь самоубийством, выбросившись за борт торпедного судна «Морской рыцарь» в Копенгагене25.
В 1916-1917 г. пацифистское движение усилилось среди молодых радикалов, с начала войны выступавших с антимилитаристских позиций. Это было время, когда предпринимались первые шаги по установлению сотрудничества между пацифистами Скандинавских стран. В феврале 1917 г. в шведском городе Гетеборге был учрежден Комитет Северной молодежи. В мае 1917 г. в Копенгагене состоялся съезд молодых пацифистов Скандинавии, представлявших либеральное направление движения. Пацифистское течение радикалов возглавлял Хермуд Ланнунг, по инициативе которого в 1918 г. был создан Объединенный Скандинавский комитет, начавший координаторскую деятельность между пацифистскими организациями всех Скандинавских стран26.
Миротворческие идеи, требования отказа от воинской повинности по мотивам совести получили поддержку женских и религиозных организаций. Усилилось межрегиональное церковное антивоенное движение Северных стран.
Священнослужители Дании были в числе устроителей состоявшейся в декабре 1917 г. в шведском городе Упсала конференции протестантских лидеров нейтральных стран Европы, которая обратилась ко всем церквям мира с призывом к объединению и к борьбе за взаимопонимание между народами, решению международных конфликтов путем посредничества и арбитража27.
В 1918 г. было учреждено 21 провинциальное отделение Федерации последовательных антимилитаристов. На апрель 1919 г. организация насчитывала 20300 активных члена и
204
1400 сторонников. К 1919 г. число членов Федерации возросло до 23 тыс. чел.28
Поворот от безусловной поддержки войны к идее заключения мира, происшедший в среде сторонников «защиты отечества», стал основой сотрудничества пацифистов различной политической ориентации.
Весной 1917 г. датские социал-демократы активно поддержали так называемую «мирную инициативу» германских социал-демократов, направленную на созыв «мирной конференции» социалистических партий в Стокгольме. В вопросе пропаганды конференции особая заслуга принадлежала председателю социал-демократической фракции в фолькетинге, редактору центрального органа СДПД «Социал-демократен» И.Боргбьергу. Для координационной работы по проведению конференции был создан Объединенный комитет трех скандинавских рабочих партий (Дании, Швеции, Норвегии)29. В выступлении перед этим Комитетом И.Боргбьерг изложил условия заключения мира. Они основывались на положениях, принятых социалистами нейтральных стран на Копенгагенской конференции 1915 г. и включали тезисы о праве наций на самоопределение, обязательного международного третейского суда и требование постепенного разоружения. Датские социал-демократы, впрочем, как и немецкие, считали необходимым возвращение захваченных Германией и ее сторонниками территорий, предоставление Польше свободы, восстановление Бельгии как независимого государства, восстановление независимости Сербии, Черногории и Румынии, получение Болгарией Македонии, а Сербией — свободного выхода к Адриатическому морю, предоставление культурно-национальной автономии познанским полякам. По мнению Боргбьерга, в вопросе об Эльзас-Лотарингии было, однако, немыслимо мирное соглашение относительно исправления Лотарингской границы30.
Идея Стокгольмской конференции была поддержана английскими и французскими социалистами, однако французское и британское правительства отказали социалистам своих стран в выдаче паспортов для поездки в Стокгольм31.
От имени Объединенного комитета трех скандинавских рабочих партий приглашение на конференцию было передано Исполнительному комитету Совета рабочих и солдатских депутатов России. Идея Стокгольмской конференции, поддержанная Петроградским Советом, не была, однако, поддержана большевиками. Апрельская партийная конференция большевиков 1917 г. назвала Стокгольмскую конфе-
205
ренцию «торгом между империалистами об обмене аннексиями», прикрытым лживыми фразами о «справедливом и демократическом мире»32. Оценивая деятельность лидеров датской социал-демократии, Всероссийская конференция РСДРП (б) в резолюции, опубликованной в газете «Правда» 26 апреля 1917 г. поставила под сомнение мандат И.Боргбьерга как члена социал-демократической партии по той причине, что лидеры датской социал-демократии сотрудничали в буржуазном правительстве и не признавали решений Циммервальдской конференции революционных социалистов.
Стокгольмская мирная конференция так и не состоялась. В России в 1917 г. побеждал курс на односторонний выход из войны путем революции, Англия и Франция продолжали вести политику продолжения войны до победного конца. Программа социалистических партий западноевропейских стран, предусматривавшая прекращение войны путем переговоров, в этих условиях была обречена на неудачу.
Антивоенное движение в Дании в годы первой мировой войны представляло собой движение социального протеста против войны. В движении приняли участие широкие, слои населения, пролетарские и полупролетарские, крестьянские и солдатские массы. Широкий размах имело церковное движение, выступавшее за объединение сил верующих в борьбе против войны. В антивоенном движении были представлены самые различные политические партии — радикалы, Венстре, консерваторы, социал-демократы.
Отличительной особенностью антивоенного движения в Дании, как и в других Скандинавских странах, было то, что в годы войны был достигнут общеполитический консенсус правительственных и общественных кругов в отношении политики нейтралитета. В ходе межрегиональных встреч глав правительств, министров иностранных дел, глав департаментов трех Северных стран в годы войны складывалась концепция безопасности этих стран, предусматривавшая расширение системы международного права, а также мирное разрешение международных конфликтов. Антивоенное движение в Дании в годы войны вышло за рамки страны и приобрело межрегиональный характер.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Lars en Sv.E. Militaemsegterproblemet i Danmark. 1914-1967. Odense, 1977; Dybdahl V. De nye klasser. — Danmarks historic Bd.l2.S.132.
206
2Lars en Sv.E. Op. cit, S.I 5; Risskov Sorensen. K. Fredssagen i Danmark 1882-1914. Odense, 1981. S. 11.
3 F.Bajer Dansk Fredsforenings historie. Kbhvn, 1904; F.Bajer Ideen til Nordens saerlig Danmarks vedrorende neutralitet, dens oprindelse og udvikling i kort overblik. Kbhvn, 1900; F.Bajer Det skandinaviske neutralitetssystem. Kbhvn, 1901; F.Bajer Livserindringer. Kbhvn, 1903.
4 Det radikale Venstre 1905-1955 Red. E.Rasmussen og R.Skov-mand. Kbhvn, 1955.
5 См.: Кудрина Ю.В. Нейтралитет или союзы? Внешняя политика Дании накануне первой мировой войны // Северная Европа: Проблемы новейшей истории. М., 1988. С. 15-33; Det radikale Venstre 1905-1955; Bang-Hansen J. Det forste social-demokratiske ministerium 1924-26: En undersogelse af baggrunden for dets dannelse og virke. Kbhvn, 1978.
6 Теандер К. Заметки о современной Дании // Современный мир. 1911. нояб. С. 259-262; Pontoppidan Thyssen A. De religiose bevaegelsers samfundskritik og den demokratiske udvikling kulturelle, politiske og religiose bevsegelser i det 19 irhundrede, Arhus, 1973. S. 26; La rsen Sv.E. Op.cit
7 Togeby L Var de sa rode? S. 172, 74.
8 См.: Международное рабочее движение. М., 1972. Т. 3, С. 501.
9 Ned med militarisme: Socialdemokratiets stilling til Forsvarsprogsmalet. Kbhvn, 1908. S. 5.
10 Togeby L. Var de sa rode? S. 172.
11 Togeby L. Var de sa rode? S. 172; Harding S. Stauning eller kaos, socialdemokratiet og krisen i trediverne. Kbhvn, 1974. S. 13.
12 См.: Северная Европа. С. 101.
13 Norlund Jb. Det knager i samfundets fuger og bind. Kbhvn, 1972. S. 86; La rsen Sv.E. Op. cit, Dansk social historie. Bd. 6. Kbhvn. 1980; C. 168; См.: Кан А.С. История Скандинавских стран. М., 1980, С. 168. Det fredssyge Danmark. Kbhvn, 1982. & 36.
14 Petersen C.H. Danske Revolutionaere, S. 339.
15 Det fredssyge Danmark. Kbyvn, 1982.
16 С предложением созвать международный социалистический конгресс для обсуждения средств, могущих остановить войну, впервые в сентябре 1914 г. выступили социалисты США. Это предложение было, однако, отвергнуто рядом европейских социал-демократических и социалистических партий, в том числе французской и английской. Международное рабочее движение: Вопросы истории и теории. М., 1978. Т. 3. С. 511.
17 Norlund Jb. Det knager i samfundets fuger og bind. Kbhvn, 1972. Bd. 2. S. 5.
18 См.: Темкин Я.Г. Большевики в борьбе за демократический мир 1914-1918. М., 1957, С. 115.
19 В Швеции аналогичный закон был принят в 1920 г., в Норвегии — 1922 г. La rsen Sv.E. Militamaegterproblemet i Danmark 1914-1967. Odense, 1977, S. 10; Det fredssyge Danmark, S. 36.
207
20 К декабрю 1915 г. из 2-х социал-демократических партий в Европе и США (в Англии, США, России, Польше существовало по две социал-демократические партии) 13 официальных партий и 8 оппозиционных групп в других партиях высказывались за присоединение к Циммервальдской конференции. Только три социалистические партии Франции, Германии и Дании выступили против присоединения к Циммервальду. В письме к Ван-дервельде Т.Стаунинг писал: «Мы, датская партия, резко и определенно отреклись от организационно вредной раскольнической работы, осуществляемой по инициативе итальянской и швейцарской партий, так называемым циммервальдским движением». В состоявшейся в апреле 1916 г. в деревушке Кинталь (Швейцария) второй конференции циммервальдцев представители датской СДПД не участвовали (Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 30, С. 193-195).
21 Wingender N. Socialdempkratisk Ungdomsforbunds tilknyting til den Internationale revolutionsere bevaegelse 1914-1919 og betydningen heraf for ungdomsforbundets politiske udvikling med saerlig henblik pa de ideologiske og organisatoriske brydninger. 1914-20. Kbhvn, 1976; Кан А.С. История Скандинавских стран. С. 168; Енсен А. Ленин и Дания. — Скандинавский сборник. XVI. Таллин, 1971.
22 J Arbejdernes Rusland: Robbersmed Niels Johnsens. Moskva-rejse til Komintern og Profintern 1921 og 1922. Dagbager og Biografi. Ved M.Thing og H.Grelle. Kbhvn, 1981, S. 14.
23 В 1915 г. была предпринята «первая миссия» датского финансиста К.Н.Андерсена к германскому императору Вильгельму II и русскому царю Николаю II. В марте 1915 г. в Берлине состоялись беседы Андерсена с рейхсканцлером Т.Бетман-Гольвегом Вильгельмом И. В марте 1915 г. и июле 1916 г. Андерсен побывал в Петрограде, где был принят русским императором (ЦГАОР ф. 601, март 1915 г. Оп. 1 д. 602).
24 Lars en L.E. Op. cit, S. 10.
25 Det fredssyge Danmark. 100 ars dansk fredsarbejde. Kbhvn, 1982. S. 35.
26 Lannung Hermod Ungdomskonferensen for folkeforbund, forsoning og fred pa Christiansborg den 20-23. august 1921, Kbhvn, 1980.
27 Arbejderkvinder i Danmark 1913-24. Grena, 1977; Karlstrom N. Kristna samforstandstravanden under varldskriget 1914-1918. Sthlm., 1947, S. 501.
28 Beretning og Regnskab for FCAA S. 8, S. 14.
29 Grass M. Freidenaktivitat und NeutralitaL Bonn; BAD. Godesberg, 1975.
30 Ibid.; Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31, С. 365.
31 Ревякин А.В. Франция и проект Стокгольмской конференции 1917. К 75-летию начала первой мировой войны — Тезисы, выступлений. М., 1989, С. 19-20.
32 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 372-375.
208 |