Идеи и движения мира
Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М., ИВИ РАН, 1998.
(290 с. Тир. 600 экз.)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
А.О.Чубарьян (Россия) 5
У ИСТОКОВ ПАЦИФИЗМА.
В.И.Уколова (Россия) 9
ДЖОРДЖ ФОКС, РАННИЕ КВАКЕРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПАЦИФИЗМА.
Т.А. Павлова (Россия) 28
АНТИВОЕННЫЕ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА.
А.В.Чудинов, К.М.Андерсон (Россия) 49
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ОБЩЕСТВ МИРА (1815-1871).
С.Купер (США) 68
ПАЦИФИЗМ: ДОЛГИЙ ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ДОКТРИНЫ (1867-1902).
В.Гросси (Швейцария) 94
ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ПАЦИФИЗМ: СО СРАВНИТЕЛЬНОЙ И «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ» ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
Т.Ёкота-Myраками (Япония) 114
НЕНАСИЛЬСТВЕННАЯ БОРЬБА ЗА МИР БЕЗ НАСИЛИЯ
(Ахимса в индийской традиции и в учении М.К. Ганди).
Р.В.Рыбаков (Россия) 122
УНИВЕРСАЛИСТСКИЙ ПАЦИФИЗМ КАН ЮВЭЯ.
К.В.Плешаков (Россия) 149
МНОГОЛИКИЙ ПАЦИФИЗМ.
Р.М.Илюхина (Россия) 162
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СКАНДИНАВСКОГО ПАЦИФИЗМА ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (датская модель)
Ю.В.Кудрина (Россия) 194
ПАЦИФИЗМ В ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
К.Холь (Германия) 209
ПРОБЛЕМЫ МИРА И ВОЙНЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ (1919-1939 гг.).
К.Роббинс (Великобритания) 237
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ АНТИВОЕННЫЕ СТРАТЕГИИ 30-х ГОДОВ В США.
Ч.Чэтфилд (США) 255
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАЦИФИЗМ в 30-е годы.
М.Вайсс (Франция) 270
РЕЗЮМЕ 285
Настоящий труд связан с важным и в значительной мере новым направлением в исторической науке — изучением теории и практики доктрины миротворчества и ненасилия. Он посвящен исследованию проблем истории пацифизма в странах Европы, Азии и Америки на протяжении многих столетий — с древности вплоть до Второй мировой войны. Впервые в отечественной исторической науке он дает обобщенную картину развития пацифизма как теории и как конкретно-исторической практики. В частности исследуются проблемы становления пацифистской идеи, ее развития на заре Нового времени, появления обществ мира в Европе в XIX веке, создания пацифистской доктрины в Европе и Азии и воплощения ее в жизнь в деятельности антивоеных обществ.
Авторский коллектив включает в себя как российских, так и зарубежных ученых (Англия, Германия, США, Франция, Швейцария, Япония), специализирующихся в области западного, восточного и российского пацифизма.
ISBN 5-201-00492-Х
ББК 63.3
без объявл.
© Коллектив авторов, 1997
© Институт всеобщей истории РАН, 1997
А.О.Чубарьян
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая читателю книга представляет собой результат труда коллектива историков, работавших над проектом по истории миротворчества и пацифизма.
Еще сравнительно недавно эта тема была почти запретна. В нашем политическом и идеологическом лексиконе пацифизм трактовался как «абстрактный» или буржуазный, как космополитическое течение, чуждое нашим представлениям об истории, о классовой борьбе и о социальных процессах.
Институт всеобщей истории РАН уже выпустил книгу о русском пацифизме — теме фактически новой и неизвестной ни нашему, ни зарубежному читателю.
В новом труде авторы пытаются дать общие представления о формировании и эволюции миротворческих идей с античности и до наших дней.
Интерес к книге обусловлен рядом факторов. Прежде всего, речь идет об исторических традициях, об их роли в нашей истории и в современной жизни. Идеи ненасилия и миротворчества зародились в глубокой древности, они составили важную часть древних философских и политических сочинений. Эта традиция возродилась к XIV—XV векам, а начиная с XVII века наполнила многочисленные проекты вечного и справедливого мира, ставшие особенно популярными в XVIII и XIX столетиях.
На международном конгрессе историков в Бухаресте известный итальянский историк Манселли говорил, обращаясь к многочисленной аудитории: «Всем известно, что мировая история наполнена множеством войн и конфликтов, но следует помнить, что в истории всегда были люди, которые думали о мире».
Эта «мирная традиция», объединявшая людей самых разных профессий и знаний, составила тот важный и неотъемлемый компонент мировой истории, который привлекает сегодня внимание многих исследователей в различных странах.
Следующий вопрос относится к самому понятию «ненасилия» и пацифизма. В мировой историографии существуют разнообразные толкования этих явлений и их включения в контекст мировой истории. В разные исторические периоды они выражались в определенных философских или просветительских идеях и трактатах, либо проявлялись в конкретных проектах, пактах и соглашениях.
5
В то же время пацифизм и в более широком плане ненасилие весьма часто рассматриваются исследователями как некая всеобщая тенденция, как постоянный компонент истории человечества.
И это сочетание конкретно-исторического и общетеоретического смысла пацифизма влияет на характер исследовательских тем и проектов по истории пацифистских идей и движений.
Широкая трактовка идей мира, ненасилия и миротворчества приводит к тому, что их исследование объединяет специалистов различных дисциплин — историков, философов, психологов, правоведов и политиков, и придают им комплексный характер.
Разумеется, историки имеют свой специфический взгляд на эти явления, что и нашло выражение в предлагаемой книге. Для нас, историков, важны, прежде всего, два аспекта этой проблемы. Это — место пацифистских идей и движений в конкретных исторических условиях той или иной эпохи и одновременно это — эволюция миротворческих идей, рассмотрение вопроса о пацифизме по вертикали, на протяжении веков.
В исследовании истории пацифизма в более узком плане наибольший интерес представляет изучение многочисленных конкретных мирных проектов, существовавших в истории на протяжении многих веков. В Европе они весьма часто прямо связывались с проектами объединения и переустройства Европы. Вспомним проекты аббата Сен Пьера и Ж.-Ж.Руссо во Франции, И.Канта — в Германии, У.Пенна в Англии и В.Малиновского — в России.
Для всех них вечный и справедливый мир был не только высшей целью и императивом, но и средством федеративного или конфедеративного переустройства европейского континента.
Вышедшие из-под пера философов и общественных деятелей, эти проекты выражали настроения сравнительно узкого слоя, как правило не связанного с властями или даже оппозиционного им.
Но в конце XIX — начале XX века начал зарождаться так называемый «официальный» пацифизм. На Гаагских конференциях на рубеже веков, в рамках Лиги Наций и на правительственном уровне отдельных стран предлагались разнообразные проекты и способы достижения мира.
Они, разумеется, были, как правило, связаны с конкретными политическими и дипломатическими целями и расче-
6
тами, но и в них часто содержались новые трактовки идей мира.
В рамках ряда международных организаций и особенно в ООН шла большая работа по кодификации и правовому оформлению правовых норм и утверждению идей мира и ненасилия. Эта работа завершилась принятием ряда важных документов, устанавливающих понятия «мира», «агрессии», «ненасилия» и т. д.
Новый этап в эволюции идей и практики пацифизма был связан с появлением и распространением ядерного оружия. Его часто так и называли — «ядерный пацифизм».
Речь шла о необходимости поставить преграду распространению или запретить ядерное оружие. На уровне общественности были широко распространены разнообразные массовые акции и движения против атомного оружия.
В 80-х годах этот общественный пацифизм соединился с официальным. Именно на уровне глав государств и правительств были приняты хорошо известные международные акты, декларации и документы, ставящие преграду на пути распространения ядерного оружия и направленные на его запрещение.
Акции и решения, направленные против ядерного оружия, составили важный неотъемлемый компонент в процессе окончания «холодной войны».
Но пацифизм 70—80-х годов имел еще одну важную особенность как в международном плане, так и внутри отдельных стран. Он входил составной частью в движение за права человека; многие диссидентские акции в разных странах проходили под лозунгами мира и ненасилия, против применения силы, в защиту принципов демократии и свободы.
Пацифизм в широком плане связан еще с одной важной особенностью исторического процесса. Речь идет о проблеме нравственности в истории и в политике. Некоторые исследователи и деятели общественности скептически воспринимают важность, а скорее возможность применения нравственных категорий в политике. Между тем, нам представляется, что проблемы морали, нравственный фактор и в истории вообще, и в политике в частности, составляют не просто возможное, но и необходимое условие политической деятельности.
Конечно, слишком часто общество сталкивается с отступлениями и с нарушениями принципов этики и морали, но ли отступления не только не отменяют, а лишь подчеркивают важность привития и утверждения в обществе принципов и норм морали и нравственности.
7
И в этом комплексе моральных императивов идеи мира и ненасилия занимают важное место.
Пацифизм и миротворчество прямо связаны и с религиозными вероучениями. На протяжении многих веков религиозные идеи мира, добра и справедливости очень часто вдохновляли пацифистов и сторонников мира. В более широком плане связь пацифизма и религии составляла существенный компонент все той же более общей проблемы морали и нравственности в истории.
Можно выразить надежду, что издание представляемой книги, подводящее итог деятельности коллектива историков, явится важным стимулом для продолжения исследований пацифизма и миротворчества в истории человечества.
8 |