Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: история России.

 

М.Н.Чернова В. Я. Румянцев

ДОМАШНИЙ РЕПЕТИТОР

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ

К оглавлению

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

РУСЬ УДЕЛЬНАЯ. XII—XIII вв.

Документ № 22

Из новгородских берестяных грамот*

Вопросы и задания к документу № 22:

1. Что такое береста? Определите причины возникновения грамот на бересте.

2. Найдите ответ на вопрос: каким образом сохранились берестяные грамоты?

3. На основании текстов определите социальную принадлежность авторов грамот.

4. На основании берестяных грамот сделайте выводы о развитии русского общества в XI-XIV вв.

(XII в.): Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься?

(XIIIв.): От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж.

(XIII в.)' Поклон от 1ригория к матери. Дай 30 гривен. Войта и сына подвергли пытке после суда о воровстве.

(XIVв.): От Жилы к Чудину. Дай (отдай) рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведется принять, ляжет на тебя.

* В XX веке при раскопках в древнем Новгороде ученые обнаружили множество берестяных грамот — основного средства общения между новгородцами того времени. В слоях XI века найдено 7 грамот, в слоях XII века их оказалось 50, в XIII веке в землю было брошено 99 грамот, в XIV веке - 164, в XV веке —74.

32

Документ № 23

Первое летописное свидетельство о Москве (из «Ипатьевской летописи» XIII-XIV вв.)

Вопросы и задания к документу № 23:

1. Можно ли считать указанную дату временем основания Москвы? Почему?

2. Почему князь Юрий выбрал для встречи князей Москву? Для ответа используйте карту атласа.

3. Используя знания по истории и данный фрагмент, составьте характеристику князя Юрия Долгорукого

В1147 году. Пошел Юрий [сын Владимира Мономаха, прозванный Долгоруким] воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу [Черниговскому князю Святославу Ольговичу] послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь [литовское племя] вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных.

И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брате, в Москов». Святослав поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной и взял с собой Владимира Святославича [князя Рязанского].

И было веселье. Юрий устроил обед силен, и сотворил честь великую им, и дал Святославу дары многие.

Документ № 24

Из материалов археологических раскопок*

Вопросы и задания к документу № 24:

1. В чем особенность данного источника? Определите его отличие от предыдущих.

* Археологические раскопки проводились в московском районе За-рядье и в Кремле в 1945—1951 гг. Был вскрыт культурный слой XI века.

33

2. Какие находки характеризуют быт, а какие занятия древних москвичей?

3. На какие международные связи Москвы указывают находки археологов?

4. Назовите признаки, по которым определяется поселение людей как город.

5. Какой вывод о времени основания Москвы как города можно сделать на основании археологических данных?

Археологические раскопки в Зарядье вскрыли в культурном слое, относящемся к XI веку:

—остатки деревянных построек;

—предметы быта: гирьки, весы, керамические сосуды, и чем ближе к территории Кремля, число предметов увеличивается;

—найдены остатки рвов и валов;

—водоотводные каналы;

—много инструментов: наковальни, молотки, клещи, гончарный круг, шило.

В самом Кремле:

—клады арабских монет IX века;

—меч дамасской стали немецкого мастера Цицелина;

—Западноевропейский денарий X—XI веков;

—предметы из Херсонеса; украшения из Киева, Любеча, свинцовая печать из Киева XI века;

—самшитовый гребень с Кавказа.

Документ № 25

Договор Новгорода с князем Ярославом'

Вопросы и задания к документу № 25:

1. Охарактеризуйте положение и права князя в Новгороде. Свои выводы обоснуйте.

2. Кто прав в этой ситуации: новгородцы или князь?

* Цитируется по книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».

34

3. Как называется такая форма управления обществом?

4. Какие сведения о жизни и занятиях новгородцев можно извлечь из приведенного документа?

Князь Ярослав!

Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править Новым городом по древнему обычаю, брать одни дары с наших областей, поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не избирать их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены новгородцами.

В Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни дворянам твоим сёл не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и в других владениях Новгорода.

В Русу можешь ты, князь, ездить осенью, не летом. Целуй же святой крест не через посредников, но сам. Мы клянемся тебе, господину князю.

Документ № 26

Из «Истории монгалов» Плано Карпини*

(сер. XIII в.)

Вопросы и задания к документу № 26:

1. Выберите из текста приемы ведения боя монголами.

2. Какие из этих приемов характерны именно для кочевых народов и почему?

3. Какие факты, приведенные в тексте, отражают Нравы и обычаи монголов?

4. Сделайте выводы о причинах побед монголов.

* Карпини Джованни Плано делъ (1182— 1252) — итальянский монах-францисканец, архиепископ Антиварийский, посланник папы римского Иннокентия IV к монгольским ханам. По результатам своего длительного путешествия написал для папы отчет, который известен в русском переводе как «История монгалов, именуемых нами татарами».

35

Глава 6

§ III. О хитростях при столкновении

I. Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках... <...>

III. Надо знать, что всякий раз как они завидят врагов, они

идут на них, и каждый бросает в своих противников три или

четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то

отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы

враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду; и

если их враги преследуют их до вышеупомянутой засады, они

окружают их и таким образом ранят и убивают. Точно так же,

если они видят, что, против них имеется большое войско, они

иногда отходят от него на один или два дня пути и тайно на

падают на другую часть земли и разграбляют ее; при этом они

убивают людей и разрушают и опустошают землю. А если они

видят, что не могут сделать и этого, то отступают назад на десять

или на двенадцать дней пути. Иногда также они пребывают в

безопасном месте, пока войско их врагов не разделится, и тогда

они приходят украдкой и опустошают всю землю. Ибо в войнах

они весьма хитры, так как сражались с другими народами уже

сорок лет и даже более.

IV. Когда же они желают приступить к сражению, то распо

лагают все войска так, как они должны сражаться. Вожди или

начальники войска не вступают в бой, но стоят вдали против

войска врагов и имеют рядом с собой на конях отроков, а также

женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и

помещают их на лошадей; это они делают для того, чтобы за

ставить думать о большем количестве воюющих. Пред лицом

36

врагов они посылают отряд пленных и других народов, которые находятся между ними; может быть, с ними идут и какие-нибудь татары. Другие отряды более храбрых людей они посылают далеко справа и слева, чтобы их не видали их противники, и таким образом окружают противников и замыкают в середину; и таким путем они начинают сражаться со всех сторон. И, хотя их иногда мало, противники их, которые окружены, воображают, что их много. А в особенности бывает это тогда, когда они видят тех, которые находятся при вожде или начальнике войска, отроков, женщин, лошадей и изображения людей, как сказано выше, которых они считают за воителей, и вследствие этого приходят в страх и замешательство. А если случайно противники удачно сражаются, то татары устраивают им дорогу для бегства, и как только те начнут бежать и отделяться друг от друга, они их преследуют и тогда, во время бегства, убивают больше, чем могут умертвить на войне.

Документ № 27 Из «Никоновской летописи» (XVI-XVII вв.): о разорении Рязани Батыем

Вопросы и задания к документу № 27:

1. Объясните, почему татары пришли на Русь зимой?

2. Что означало для князя и дружины требование десятины «доспехами и конями»?

3. Каково отношение летописца к Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу? Разделяете ли вы его мнение? Свой ответ аргументируйте.

4. Чем вы объясните жестокость действий татар?

5. О чем свидетельствуют события на реке Сити?

6. Чем вы можете объяснить военные успехи завоевателей?

В год 1237. В ту зиму пришли из восточных стран лесом на Рязанскую землю безбожные татары с царем Батыем. Оттуда они

37

отправили своих послов — женщину-чародейку и двух мужей с нею — к князьям рязанским, прося у них десятины во всем: в князьях, и в людях, и в конях, и в доспехах. Не допустив послрв в город, рязанские князья Юрий Игоревич и его брат Олег ответили: «Когда нас не будет, то все ваше будет».

Рязанские князья послали ко князю Юрию Владимирскому с просьбою, чтобы он прислал помощь или сам пришел. Князь же Юрий не пошел, не послушал просьбы рязанских князей, но хотел сам дать бой татарам.

И пришли окаянные иноплеменники под стольный град Рязань, обступили град 6 декабря и огородили его острогом. Рязанские князья затворились в городе с людьми, бились крепко и изнемогли. Татары взяли город Рязань в тот же месяц, 21, весь сожгли, убили князя Юрия Игоревича, его княгиню, перебили других князей, а мужчин, женщин, детей, похватав, одних рассекали мечами, других убивали стрелами и бросали в огонь, а некоторых, схватив, связывали, вырезывали грудь и вынимали желчь.

Татары предали огню много святых церквей, пожгли монастыри и села и забрали их имущество.

Документ № 28

Из «Ипатьевской летописи»:

о взятии Киева Батыем

Вопросы и задания к документу № 28:

1. Кратко изложите смысл рассказа. Какие художественные средства использует летописец, изображая силу врага?

2. Найдите в летописном рассказе примеры стойкости защитников Киева. Чем вы это можете объяснить?

3. Определите причины поражения киевлян.

В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой силой. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя бы-

38

ло голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его.

Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.

Документ № 29

Из «Симеоновской летописи»:

о Невской битве

"7

Вопросы и задания к документу № 29:

1. Выберите в тексте факты, говорящие о героизме русских воинов; об итогах битвы.

2. Определите причины победы новгородской дружины.

3. Сформулируйте значение Невской битвы для судеб русского народа.

[Правитель Швеции Биргер] услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и его пригороды и славянских людей обратить в неволю. И сказал он: «Иду и покорю всю землю Александрову». Король собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов, и норвежцев, и сумь, емь, и наполнили корабли множеством своих полков и двинулись с великой силой, обуреваемые воинственным духом, и пришел в реку Неву

39

и стал на устье Ижоры, желая в безумии своем захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую. Тогда пришла весть, что шведы идут на Ладогу, а король в то же время прислал с гордостью послов к великому князю Александру Ярославичу в Новгород со словами: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже нахожусь здесь и покорю землю твою»...

И пошел Александр на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско. Отец же его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына Александра, некогда было послать весть к отцу, потому что враги уже приближались. И многие новгородцы не успели собраться в войско, потому что великий князь Александр поспешил пойти против врагов.

И пришел на них в воскресенье 15 июля [1240], и была сеча великая со шведами. Избили множество шведов, и самому королю нанес Александр рану на лице острым своим мечом. [В некоторых редакциях летописи — копьем].

Гаврило Алексин наехал на корабль и, увидев королевича, быстро помчался и въехал по сходням до самого корабля, а шведы вбежали перед ним на корабль, но, снова обернувшись, сбросили его вместе с конем со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напавши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка их, и тут были убиты воевода шведов Спиридон и епископ их.

Миша напал пешим с дружиною своею и погубил три корабля шведов. Савва, напав на великий златоверхий шатер, подсек его столб, шатер упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, возрадовались. Ратмир, бился пешим, был окружен многими шведами, пал от многих ран и скончался.

Уцелевшие же (из шведов) побежали посрамленными, а трупами своих убитых великих воевод наполнили три корабля и вместе с ними потонули в море, а для остальных выкопали ямы и побросали в них бесчисленное количество трупов, а многие другие были ранены и побежали той же ночью.

Новгородцев же пало 20 мужей вместе с ладожанами.

40

Документ № 30

Из «Симеоновской летописи»:

о Ледовом побоище

Вопросы и задания к документу № 30:

1. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события.

2. Сформулируйте причины победы русских воинов.

3. Почему тактика рыцарей, приносившая им успех в войнах в Европе, не привела их к победе на Чудском озере?

4. В чем значение победы Александра Невского?

И пошел с братом своим Андреем и с новгородцами и с суз-дальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык».

Уже город Псков был взят и тиуны немецкие посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и, захватив немцев и чудь и наместников немецких, в оковах заточил в Новгороде, а город Псков освободил от плена, а землю немецкую повоевал и пожег и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в плен». Когда немцы приблизились, стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась. Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой Троицы, пошел в землю немецкую, желая отомстить за кровь христианскую... Услышав об этом, магистр пошел против них [полков Александра] со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области, вместе с королевской помощью; и сошлись на озере, именуемом Чудским. Великий князь Александр возвратился назад.

Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех И других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них

41

сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля [1242 года].

Документ № 31

Из «Сказания о Мамаевом побоище»:

о Куликовской битве

Вопросы и задания к документу № 31:

1. Найдите в сказании образные черты. Как вы думаете, с какой целью автор использовал этот прием для описания исторического события?

2. Как надо понимать выражение «старец Пересвет»?

3. С какой целью князь Дмитрий Иванович обменялся доспехами с Бренком?

4. На основании фрагмента «Сказания» сделайте выводы о причинах победы русских воинов на Куликовом поле. В чем значение этой победы?

Уже близко сходятся сильные полки, выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество перед всеми. Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен* высота

* Сажень — русская мера длины. Известны маховая = 1,76 м; косая = 2,48м.

42

его, а трех сажен ширина его. Увидев его, старец Александр Пересвет, который был в полку Владимира Всеволодовича, выехал из полка. Бросился он на печенега, говоря: «Игумен Сергий, помогай мне молитвою». Печенег же устремился против него. И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались.

Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, на месте под названием Березуй, и тут соединились. Князь же великий начал советоваться с братом своим и g новонареченною братьею, с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?» И сказали ему Ольгердовичи: «Если хочешь крепкого войска, то вели переправиться через Дон, и да не будет ни у кого ни единого помышления об отступлении. А о великой силе татар не думай, потому что не в силе Бог, а в правде».

Укрепив полки, он снова пришел под свое черное знамя, и сошел с коня, и сел на иного коня, и снял с себя царскую одежду, и надел другую. Своего же коня дает Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду возложил на него, потому что он любил Бренка чрезвычайно, и то черное знамя велел своему оруженосцу возить над ним. Под тем знаменем Бренк и убит был за великого князя.

И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и от великой тесноты под конскими ногами умирали, потому что нельзя было вместиться на том поле Куликовом: место то между Доном и Мечею было тесным. И третий, и четвертый, и пятый, и шестой час крепко. Неослабно бьются христиане с погаными татарами.

Когда же настал седьмой час дня, божьим попущением, наших ради грехов, начали поганые одолевать. Многие сыны русские погибли. Самого великого князя тяжело ранили и сбили с коня. Многажды подсекали знамена великого князя, но не истребили их божьей милостью, еще больше они укрепились.

Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!» Единомысленные же

43

друзья выехали из дубравы зеленой на великую силу татарскую и начали поганых татар немилостиво убивать. И обратились поганые в бегство и побежали. Сыны же русские гнались и убивали их.

Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечистивых. Христианские тела в землю закопали, а нечестивых тела бросили зверям и птицам на расхищение. Погибло у нас всей дружины двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова