Сумма теологии
(отрывки)
Представляется, что милосердие — самая большая из добродетелей.
Действительно:
1. Прежде всего к добродетели относится, казалось бы, поклонение
Богу. Но в Писании милосердию отдается предпочтение перед поклонением. "Милости
хочу, а не жертвы" Поэтому милосердие — это наибольшая из добродетелей.
2. Объясняя слова Святого Павла "Благочестие полезно всем", Глоссарий
говорит: "Вся христианская доктрина заключается в милосердии и благочестии". Итак,
христианская доктрина включает в себя все добродетели. Таким образом в милосердии
заключается сумма всех добродетелей.
3. "Добродетель — это то, что делает хорошим того, кто ее имеет".
Поэтому это тем большая добродетель, чем больше она делает человека похожим на
Бога. Но это как раз и делает милосердие: Писание говорит о Боге, что "его милосердие
превышает все его дела". Господь утверждает в Евангелии: "Будьте милосердны, как
милосерден Отец Ваш". Поэтому милосердие — наибольшая из добродетелей.
НАПРОТИВ: Апостол, сказав колоссянам:
"Итак облекитесь, как избранные Божии, в милосердие", добавляет
"Более же всего облекитесь в любовь". Значит, милосердие не является наибольшей
из добродетелей.
ОТВЕТ: Добродетель может быть наибольшей двумя способами: прежде
всего сама по себе, затем — по отношению к тому, кто ею обладает. Так, само по
себе милосердие, безусловно, находится на первом месте. Действительно, милосердие
должно давать другим; и, что самое важное, облегчать их страдания: это же особая
задача того, кто выше. Вот почему мы говорим, что Богу свойственно милосердие:
и в этом особенно проявляется его всемогущество.
Но для того, кто им обладает, милосердие не является наибольшей
из добродетелей, если он не превосходит всех, не имея никого выше себя, а имея
всех под собою. Действительно, для того, кто имеет над собой кого—то другого,
лучше установить связь со своим начальником, чем жаловаться на недостатки своих
подчиненных. Поэтому в человеке, который имеет над собой Бога, любовь, которая
соединяет с Богом, выше милосердия, которая прощает недостатки ближнего. Но среди
всех добродетелей по отношению к ближнему первой является милосердие и ее действие
является превосходным: помогать другому в его бедах само по себе является актом,
достойным того, кто выше и лучше.
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
1. Мы не поклоняемся Богу через внешние жертвы и приношения для
Его пользы, а для пользы нашей и наших ближних: Ему в действительности не нужны
наши жертвы, но Он хочет. Чтобы они были предложены ему в знак нашей преданности
и ради ближнего. Поэтому милосердие, с которым оказывается помощь другому в его
бедах, есть более угодная ему жертва, которая скорее приносит добро ближнему,
по словам Святого Павла: "Не забывайте делать добро и делиться (вашим добром с
другими); потому что такая жертва угодна Богу".
2. Вся христианская религия состоит в милосердии — во внешней
сфере. Но чувство любви, которое соединяет нас с Богом, превосходит любовь и милосердие
по отношению к ближнему.
3. С помощью любви мы становимся подобны Богу, соединяясь с Ним
через это чувство. Поэтому она выше, чем милосердие, которое делает нас подобными
Богу только через наши действия.
|