ФОМА АКВИНАТ
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Пер. Т.Бородай. Долгопрудный: Вестком, 2000. 462 с.
Жильсона монография о томизме, в т.ч. биографический
очерк и список трудов. - Жильсон,
1960.
Фома Аквинат 1226-1274 гг. - о нем Мень;
Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут. М.: АСТ, Астрель, 2005. 77 с.
Честертон.
Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1966. 212 с.
о нем
Бердяев, 1916; Маритен,
1930; Жильсон, 1960. справка РХГИ; Суини; Реале; Бюркле; Ср. неотомизм.
О шарообразности земли - анализ учения Лупандиным, 1997;
Jordan Mark D. Rewritten Theology. Aquinas after His Readers. Oxford: Blackwell Publishing, 2003. Pp. 224.
Фома Аквинский. Сумма против язычников: В 2-х кн. / Пер. с лат. – М.: Институт
св. Фомы Аквинского, 2004.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Т. 3: Вопросы 75-119. / Пер. с лат.,
ред. и прим. С.И.Еремеева. - Киев: Эльга; Ника-Центр, 2005, 576 с.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 2 / Пер. с лат. - М.: Изд. С.А. Савина, 2007. - 650 с. Во втором томе издания представлены заключительные вопросы (65-119)
Theology of Thomas Aquinas. Edited by Rik Van Nieuwenhove and Joseph Wawrykow. Notre Dame (IN), University of Notre Dame Press, 2010, pb, 496 pp.
Кротов.
Сумма теологии, отдельные фрагменты:
Вопрос 2. Есть
ли Бог?
Вопрос 14. О божественном
познании.
Вопрос 15. Об
идеях.
Часть
1. Вопрос 76. Статья 4: Есть ли в человеке другая форма
помимо мыслительной души?
Вопрос 114, о нападении
демонов, разделенный на пять глав
Часть III.
Вопрос 42. Статья 4 . Должен ли был Христос передавать свое
учение посредством письма?
Рассуждение о
милосердии.
О смешении элементов.
О единстве интеллекта против аверроистов. Глава 1.
Дискуссионные вопросы об истине, ч. 2. Вопрос
1, глава 4.
О камне философском.
Переводы С.Аверинцевым небольших отрывков из
кн. Ю.Боргаша Фома Аквинский стр. 143-175.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФОМА АКВИНАТ (Thomas Aquinas), иером. (ок.1225-74), итал. католич.
богослов, крупнейший представитель схоластич. философии.
Род. близ Аквино (Неаполитанское королевство) в семье графа Ландольфа,
родственника короля Фридриха Барбароссы. Детство провел в родовом
замке и в соседнем м-ре бенедиктинцев, где получил начальное образование.
Продолжил учебу в Неаполитанском ун-те и там вопреки желанию семьи,
прочившей его в настоятели м-ря, вступил в нищенствующий орден Доминика
(1244). Пытаясь поколебать его решение, братья насильственно поместили
его в замок, но год спустя вынуждены были его отпустить, т.к. его
намерения остались неизменны. В 1245-52 молодой монах, посвятивший
свою деятельность философии и богословию, слушал лекции Альберта
Великого, одного из первых христ. аристотеликов, в Париже и Кельне.
В 1252 началась преподавательская деятельность Ф.А. в Париже. Он
вел курс Свящ.Писания и участвовал в богосл. диспутах. В 1259 Ф.А.
снова в Италии, где работает над толкованием Евангелия, читает лекции
по канонике, готовит для папы материалы по соединению с Правосл.
Церковью. Параллельно занимается философией, пишет комментарии к
Аристотелю и метафизич. трактаты. В 1269 в Париже ему пришлось вступить
в полемику с противниками аристотелизма и его толкованиями, неприемлемыми
для христианства. В 1265 Ф.А. начал работу над гл. произведением
своей жизни "Итог богословия" ("Summa Theologia"), в к-ром стремился
изложить универсальную систему христ. веры и *этики. Ф.А. продолжал
трудиться над ним до 1272. В этом году его посетило мистич. озарение.
"Больше я ничего не могу сделать, — сказал он, — мне открылись такие
вещи, что теперь все написанное мною кажется мне соломой и я могу
лишь ждать конца своей жизни". Ф.А. скончался в цистерцианском м-ре
на пути в Лион, куда он был призван папой на собор. Человек глубочайшего
смирения, он всегда жил в бедности, отказывался от всех почетных
церк. должностей. Католич. Церковь канонизировала его в 1323 и причислила
к учителям Церкви. Учение Ф.А. (томизм) долгое время считалось наиболее
авторитетным в католич. богословии.
Как отмечал один из современников Ф.А., он "разработал новый, четкий
метод научного анализа и синтеза и приводил новые аргументации в
своих доказательствах". Гл. заслугой Ф.А. перед общехрист. мыслью
было преодоление им одностороннего спиритуализма, восходящего к
традиции Платона. Опираясь на Аристотеля, он настаивал на реальности
созданного Богом мира, на правах разума, многоступенчатости процесса
познания. От отверг как *фидеизм крайних платоников, так и концепцию
"двойной истины", защищаемую мусульманским философом Ибн-Рушдом
и парижским монахом Сигером. Отмечая качественное отличие веры от
знания, Ф.А. подчеркивал, что они тесно соприкасаются. Если есть
истины, к-рые мы познаем только из *Откровения, то все прочее возможно
познавать силами разума. Гносеология Ф.А. иерархична, она начинается
с эмпирич. знания и переходит к отвлеченному постижению. Вершиной
иерархии является мистич. созерцание, к-рое уже превосходит область
разума. Эти этапы познания соответствуют иерархич. структуре всего
существующего. Творение не призрак и не иллюзия; оно вполне реально,
но не является самодовлеющим. Подлинное Бытие принадлежит только
источнику бытия — Богу. Этот взгляд позволил Ф.А. создать стройную
систему, в к-рой находило свое место и эмпирическое, и логическое,
и мистическое знание.
Ф.А. был не только философом и богословом, но и экзегетом. Самой
ранней его экзегетич. работой считаются комментарии на Ис, над к-рыми
он начал работать в 40-х гг., а продолжил в конце жизни. Его университетские
лекции по посланиям ап.Павла были записаны студентами в 60-70-х
гг. Тогда же им были созданы комментарии на Иов, Иер, Плач. В 60-70-е
гг. он написал объяснения к Мф и Ин. На закате жизни Ф.А. составил
толкования на Псалтирь и Песнь Песней (не сохранились). Как комментатор
Ф.А. был менее оригинален, чем как богослов и философ. Его пояснения
к Библии являются гл. обр. пересказом святоотеч. толкований. Он
также составил антологию из экзегетич. трудов св.отцов ("Золотая
катена", 60-е гг.), к-рая свидетельствует о его глубоком знании
не только западных, но и восточных отцов Церкви. В соответствии
со своей гносеологией и онтологией Ф.А. настаивал на многоступенчатом
характере процесса экзегезы. Подобно тому, как реальность имеет
неск. слоев, так и у Писания есть неск. смысловых измерений. Бог,
вдохновитель Библии, выражает истину и через слова, и через события
и вещи (описанные словами). "Первое значение, посредством к-рого
слова обозначают дела и вещи, принадлежит к первому смыслу, историческому,
или буквальному. То значение, к-рое имеют дела и вещи, обозначенные
словами, называются духовным смыслом, к-рый базируется на буквальном
и предполагает его" ("Summa Theologia", 1,1,10). Духовный смысл,
в свою очередь, имеет аллегорич., нравств. и мистич. аспекты. Аллегории
связывают между собой два Завета, нравственный смысл относится к
поведению человека, мистический смысл открывает человеку мир "вечной
Славы". Ф.А. подчеркивал, что историч., букв. смысл не исключает
иносказаний. Эту мысль он иллюстрировал ссылкой на *антропоморфизмы
в Библии, в к-рых буквальным смыслом "будет не сам образ, а то,
что обозначается образом". В своих трудах, связанных с Библией,
Ф.А. исследовал множество актуальных вопросов космологии, *антропологии,
этики, социальной жизни, используя труды Аристотеля для раскрытия
различных сторон христ. учения. В частн., трактуя проблему творения,
Ф.А. вводит понятие "вторичных причин", т.е. закономерностей, к-рые
Бог установил в природе. Ссылаясь на мнение Аристотеля, что только
добродетельный правитель может принести благо обществу, Ф.А. разъясняет
смысл *монархии идеи в Библии. Власть царя не абсолютна: она действительна
лишь до тех пор, пока он соблюдает законы.
u Opera Omnia, v.1-25, Parmae, 1852-73; англ. пер. "Cуммы" издан
в серии "Великие книги Западного мира", 1952; нем. пер. вышел в
1934-38, франц. — в 1952; существуют также пер. трудов Ф. на мн.
европ. яз. и переводные антологии избр. текстов. Перечень соч. Ф.
приведен в кн.: G i l s o n E., The Christian philosophy of
St.Thomas Aquinas, N.Y., 1956, p.381-437; в рус. пер.: Фома Аквинский,
в кн.: Антология мировой философии, М., 1969, т.1, ч.2 (пер. *Аверинцева).
l Б о р г о ш Ю., Фома Аквинский, пер. с польск., М., 19752;
Б р о н з о в А.А., Аристотель и Ф.А., СПб., 1884; К и ч а
н о в а И.М., Философия Фомы Аквинского, ВФ, 1958, ? 3; С
о к о л о в В.В., Средневековая философия, М., 1979; ФЭ, т.5;
ФЭС; ЭСБЕ, т.41a; C h e n u M.D., St.Thomas d’Aquin et la
th№ologie, Р., 1959; C h e s t e r t o n G.K., St.Thomas Aquinas,
Garden City (N.Y.), 1956; G i l s o n E., Le Thomisme, P.,
1965; L u b a c H. de, Ex№g–se m№di№vale, v.1-4, P., 1959-64;
M a r i t a i n J., Le Docteur Ang№lique, P., 1930 (англ.
пер.: The Angelic Doctor, Toronto, 1931); P i e p e r J.,
Uber Thomas von Aquin, Munch., 1949; Thomas von Aquin. Sein Leben,
sein Werk und sein Zeit in der neusten Forschung, 1987; проч. библиогр.
см. в ук. соч. и в LTK, Bd.10; NCE, v.14.
|