О СМЕШЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ
1. Многие сомневаются относительно способа существования элементов
в смешанном теле (соединении).
2. Некоторые полагают, что субстанциальные формы элементов сохраняются,
тогда как активные и пассивные качества элементов, изменяясь, некоторым
образом переходят в промежуточное состояние1 ; ибо если бы формы
не продолжали существовать, то, по-видимому, имело бы место уничтожение
элементов, а не их смешение (соединение).
3. Напротив, если бы субстанциальная форма смешанного тела была
по отношению к материи актом, которому не предпосланы формы простых
тел, тогда простые тела утратили бы природу элементов; ибо элемент
есть то, из чего нечто составлено прежде всего, что присутствует
в нем и является по своему виду неделимым2 ; ведь если удалить субстанциальные
формы [элементов], смешанное тело не будет образовано из простых
тел таким образом, чтобы они сохранялись в нем.
Но невозможно, [чтобы формы элементов сохранялись при наличии субстанциальной
формы смешанного тела]. Ведь одна и та же материя не может усвоить
формы различных элементов, и если субстанциальные формы элементов
сохраняются в смешанном теле, то они должны быть в разных частях
материи. Но материя не может иметь разные части, если в материи
не примысливается количество; ведь если устранить количество, субстанция
остается неделимой, как это ясно показано в первой книге "Физики"3
.
Физическое тело составлено из материи, которая является носителем
количества, и субстанциальной формы, присоединяющейся к ней. Поэтому
различные части материи, которые являются носителями форм [различных]
элементов, по существу представляют собой несколько тел. Однако
невозможно, чтобы [в смешанном теле] одновременно присутствовали
многие тела. Тогда в каждой части смеси не будут находиться все
четыре элемента, и следовательно, будет не истинная смесь, а только
кажущаяся, как в случае, когда тела, не воспринимаемые ввиду своей
малости, собраны вместе4 .
4. Далее, всякая субстанциальная форма предполагает особое предрасположение
(dispositio) в материи, без которого она не может существовать;
поэтому изменение предшествует возникновению и уничтожению. Но предрасположение,
требуемое формой огня, и то, которое требуется формой воды, не могут
находиться в одной и той же материи, поскольку именно в отношении
таких предрасположений огонь и вода противоположны. Действительно,
противоположности не могут присутствовать в одном и том же. Поэтому
невозможно, чтобы в одной и той же части смешанного тела были субстанциальные
формы огня и воды. Если же возникло смешанное тело, а субстанциальные
формы элементов при этом сохраняются, то значит, это не истинная
смесь (vera mixtio - соединение), а только кажущаяся, как если бы
части, неразличимые вследствие своей малости, были помещены вблизи
друг друга.
5. Некоторые люди, желая избежать обоих аргументов, впадают в большие
затруднения.
6. Ведь чтобы отличить смешение элементов от их уничтожения, они
говорят, что субстанциальные формы элементов действительно как-то
сохраняются в смеси (соединении). Но чтобы не быть вынужденными
допустить, что это - кажущаяся смесь (mixtio ad sensum), а именно
истинная (mixtio secundum veritatem), они утверждают, что формы
элементов не сохраняются в соединении в своей целости, но переходят
в некоторое промежуточное [состояние]; ведь они говорят, что формы
элементов допускают большую и меньшую степень и относятся одна к
другой как противоположности. А так как это явно противоречит общепринятому
мнению и словам Философа, который говорит в "Категориях"5 , что
субстанция не имеет противоположного и что она не допускает большей
и меньшей степени, то эти люди заходят еще дальше и говорят, что
формы элементов наименее совершенны изо всего, как ближайшие к первоматерии;
следовательно, формы элементов находятся посередине между субстанциальной
и акцидентальной формами. Таким образом, коль скоро они близки к
природе акцидентальных форм, они могут допускать большую и меньшую
степень6 .
7. Однако это положение невероятно по многим причинам.
8. Во-первых, поскольку это вообще невозможно - быть чем-то средним
между субстанцией и акциденцией, ибо тогда было бы среднее между
утверждением и отрицанием. Ведь природа акциденции в том, что она
находится в субъекте, а природа субстанции в том, что она не находится
в субъекте. Субстанциальные же формы суть в материи, а не в субъекте:
ведь субъект есть нечто индивидуальное (hoc aliquid). Субстанциальная
форма есть то, что создает нечто индивидуальное, а не предполагает
его.
9. Подобным образом, нелепо говорить, что существует нечто промежуточное
между вещами, не принадлежащими к одному и тому же роду; ведь промежуточное
и противолежащие края, [для которых оно является промежуточным],
должны принадлежать к одному и тому же роду, как доказывается в
десятой книге "Метафизики"7 . Поэтому не может быть среднего между
субстанцией и акциденцией.
10. Далее, для субстанциальных форм элементов невозможно допускать
большую и меньшую степень. Ведь всякая форма, которая допускает
большую и меньшую степень, акцидентально делима, поскольку субъект
может участвовать в ней в большей или меньшей степени. В отношении
того, что делимо существенно (per se) или акцидентально, бывает
непрерывное движение, как это явствует из шестой книги "Физики".
Например, в отношении количества и места, которые существенным образом
(per se) делимы, бывает перемещение, а также рост и убыль; а в отношении
качеств, наподобие теплого или белого, допускающих большую и меньшую
степень, - [качественное] изменение. Таким образом, если формы элементов
допускают большую и меньшую степень, возникновение и уничтожение
элементов будет непрерывным движением. Но это невозможно. Ведь непрерывное
движение существует только для трех родов, а именно количества,
качества и места, как доказано в пятой книге "Физики"8 .
11. Далее, всякое различие в субстанциальной форме приводит к изменению
вида. Однако в том, что допускает большую и меньшую степень, то,
что больше, отличается от того, что меньше, и в известном смысле
противоположно ему, как в случае более и менее белого. Тогда, если
бы форма огня допускала большую и меньшую степень, созданное в случае
большей степени и созданное в случае меньшей степени отличалось
бы по виду, и это была бы не одна и та же форма, но разные. Об этом
и Философ говорит в восьмой книге "Метафизики", а именно, что как
в числах вид изменяется благодаря прибавлению или вычитанию9 , так
же обстоит дело и с субстанциями.
12. Надлежит, следовательно, найти другое объяснение, посредством
которого может быть удостоверено, что смесь является истинной и
что при этом элементы не разрушаются полностью, но некоторым образом
сохраняются в смешанном теле.
13. Будем считать, что активные и пассивные качества элементов
противоположны друг другу и допускают большую и меньшую степень.
Из этих противоположных качеств, допускающих большую и меньшую степень,
может быть образовано промежуточное качество, которое причастно
природе каждого из крайних; таковы, например, серое, лежащее между
белым и черным, и теплое, лежащее между горячим и холодным. Таким
образом, когда совершенства элементарных качеств ослабевают, из
них образуется некоторого рода промежуточное качество, характеристическое
качество смешанного тела, которое различно в разных соединениях
согласно различным пропорциям составляющих; это-то качество и есть
особое предрасположение к форме смешанного тела (соединения), тогда
как элементарное качество - предрасположение к форме простого тела
(элемента). Поэтому, подобно тому как крайности находятся в промежуточном,
которое участвует в природе обеих, так и качества элементов находятся
в качестве, характеристическом для смеси. Качество простого тела
отлично от самой субстанциальной формы, но действует благодаря способности
(in virtute) субстанциальной формы, - иначе только тепло нагревало
бы. Однако субстанциальная форма своим действием не переводится
в актуальное состояние: ведь ничто не действует так, чтобы его действие
выходило за пределы определенного его видом.
14. Вот таким образом способности (virtutes) субстанциальных форм
простых тел сохраняются в телах смешанных. Поэтому формы элементов
присутствуют в соединениях не актуально, но виртуально; это именно
и говорит Философ в первой книге "О возникновении и уничтожении":
"Элементы не сохраняются актуально в смеси (соединении), как тело
или белый цвет, но и не уничтожаются ни один из них, ни они оба;
ибо сохраняется их способность (virtus)"10 .
Примечания
1 Подобного рода концепции придерживался Авиценна, который в своем
комментарии на "Физику" (глава 10 книги 1) Аристотеля (лат. пер.
под названием Sufficientia), а также в комментарии на его трактат
"О возникновении и уничтожении" (кн. 1) доказывал, что субстанциальные
или сущностные формы соединяющихся элементов сохраняются в смеси
неизменными, и только качества элементов изменяются и ослабляются.
Противоположные качества сочетаются в complexio, или промежуточном
качестве. ["Complexio - это качество, которое получается в результате
взаимодействия и взаимного претерпевания четырех противоположных
первичных качеств, присущих элементам. Перемешаны мельчайшие частицы
этих элементов, так что каждый находится в наитеснейшей связи с
другими. Их противоположные способности либо подавляют [противника],
либо подавляются, пока не будет достигнуто качество, однородное
для всего целого; это и есть суммарное качество (complexio)" (Canon,
I, 1, 3, 1; цит. по: A Source Book in Medieval Science, ed. by E.Grant.
Cambrigde, 1974. P. 717). Приведем для сравнения русский перевод
этого отрывка: "Натура есть качество, возникающее от взаимодействия
противоположных качеств, когда они останавливаются у некоего предела.
Эти качества существуют в малых частицах элементов для того, чтобы
наибольшее количество каждого элемента вошла в соприкосновение с
наибольшим количеством другого. Когда они воздействуют своими силами
друг на друга, из совокупности их возникает качество, сходное с
ними всеми, т.е. натура" (Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной
науки. Книга I. Ташкент, 1954. С. 11)]. Новые суммарные или промежуточные
качества не производят новой субстанциальной формы в новообразованном
соединении. Они подготавливают материю смешанного тела к получению
новой субстанциальной формы, которая сообщается непосредственно
"подателем форм" (dator formarum) - Деятельным Умом (Интеллектом).
Эта новая субстанциальная форма просто добавляется к четырем субстанциальным
формам элементов, которые уже имеются в смеси. Свойства или акциденции
смешанного тела в конце концов определяются этой новой субстанциальной
формой.
2 Ср. Аристотель. Метафизика, V, 3; 1014 а 26-27; "Элементом называется
первооснова вещи, из которой она слагается и которая по виду неделима
на другие виды" (Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 148).
3 Аристотель. Физика, I, 2; 185 b 2-4. "Если сущее будет и сущностью
[субстанцией], и количеством, сущих будет два, а не одно; если же
оно будет только сущностью [субстанцией], то оно не может быть бесконечным
и вообще не будет иметь величины, иначе оно окажется каким-то количеством"
(Аристотель. Указ. соч. Т. 3. М., 1981. С. 63).
4 В данном случае каждый элемент - а смесь составляют четыре элемента
- будет полностью сохранять свою самотождественность и представлять
собой совершенно обособленную от других трех элементов часть смеси.
Таким образом, смесь будет состоять из четырех элементов, никоим
образом не соединившихся друг с другом. Значит, это не есть истинная
смесь или соединение.
5 Аристотель. Категории, 5; 3b 24: "Сущностям свойственно и то,
что им ничего не противоположно" (Аристотель. Указ. соч. Т. 2. М.,
1978. С. 59); 3b 34; "Сущность ... не допускает большей и меньшей
степени" (Там же. С. 60).
6 Аргумент, кратко изложенный в данном параграфе, был выдвинут
Аверроэсом (De caelo, III, comm. 67). По его мнению, интенсивность
и качеств (акциденций), и субстанциальных форм составных элементов
снижается в соединении. А ослабленные формы смешиваются и составляют
новую "форму смешанного тела" (forma mixti). Чтобы это не входило
в противоречие с аристотелевской концепцией неизменности субстанциальных
или сущностных форм, Аверроэс утверждал, что формы элементов не
являются в действительности субстанциальными формами, а занимают
среднее положение между субстанцией и акциденцией и потому могут
испытывать усиление (интенсификацию) и ослабление.
7 Аристотель. Метафизика, 10, 7; 1057 a 20: "Все промежуточное
принадлежит к тому же самому роду, что и то, промежуточное чего
оно есть" (Аристотель. Указ. соч. Т. 1. М., 1975. С. 266).
8 Аристотель. Физика, V, 1; 225 b 9: "Необходимо должны существовать
три [типа] движения: [движение] качества, количества и в отношении
места" (Аристотель. Указ. соч. Т. 3. М., 1981. С. 163).
9 Обосновывая, почему "определение есть некоторого рода число",
Аристотель, в частности, говорит: "И так же как если от числа отнять
или к нему прибавить что-то из того, из чего оно состоит, оно уже
не будет тем же числом, хотя бы была отнята или прибавлена даже
самая малая величина, точно так же определение и суть бытия вещи
не будут теми же самыми, если что-нибудь будет отнято или прибавлено"
(Аристотель. Метафизика, VIII, 3; 1043 b 35-1044 a 2; Аристотель.
Указ. соч. Т. 1. М., 1975. С. 228).
10 Аристотель. О возникновении и уничтожении, I, 10, 327 b 24-31:
"Смешиваемые вещи не остаются в действительности так, как тело и
белый цвет, но и не уничтожаются ни одна их них, ни обе, потому
что сохраняется их сила [действовать]" (Аристотель. Указ. соч. Т.
3. М., 1981. С. 414).
|