Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

"Путь": орган русской религиозной мысли под редакцией Н.А.Бердяева.

Страницы первого издания журнала указаны в прямых скобках,
номер страницы предшествует тексту на ней.

 

№33

Апрель 1932 г. С. 44-51.
 

Николай Арсеньев

Об общении с Англиканской церковью

 

Вернуться к предыдущему материалу

Перед нами ставятся два, хотя и связанные между собою, но тем не менее самостоятельные вопроса:

первый о признании законности англиканской иерархии и

второй, более обширный, об intercommunion (т.е. общении в таинствах), которое является выражением не только взаимного уважения и взаимных симпатий, но и духовного единения.

Первый вопрос сам по себе более теоретический и при этом на него не может быть дано окончательно-исчерпывающего ответа в этой теоретической его постановке: ибо полнота благодатной жизни таинств дается лишь в единении с Церковью, сохранившей полноту апостольского наследия; вне общения с Нею благодатная жизнь таинств, там, где она даже безусловно есть, где мы должны ее признать, является ущербленною, неполною; в соединении с Церковью - хранительницей полноты чистого предания она получает свою полноту.

Таким образом, второй вопрос есть и более важный и более обширный и более решающий, и в сторону его благоприятного разрешения мы должны направить наши усилия. И вместе с тем он предполагает до известной степени положительное решение первого: ибо лишь при признании действительности (хотя бы и ущербленной и требующей своего восполнения в полноте Церкви) англиканской иерархии можно говорить о подготовке нашего "intercommunion’а", т.е. общения в таинствах, с англиканской Церковью, т.е. о подготовке нашего духовного объединения с нею в одно духовное тело при всем имеющем быть сохраненным различии в чине, ритуале, церковном управлении и при всем сохранении церковно-административной самостоятельности и религиозно-культурной индивидуальности обеих сторон. Таким образом, вторая проблема по важности своей господствует над первой и ей сначала мы посвятим свое внимание. /*) Доклад, составленный в марте 1931 года./ [45] 


Что требуется, какие условия должны мы поставить для осуществления такого intercommunion’а, если бы оказалось, что на первый вопрос - о действительности (хотя бы и ущербленной - вне всей полноты Церкви) англиканской иерархии мы должны ответить утвердительно?

В англиканском вероучении, как оно выражено в "39 артикулах веры", имеется ряд догматических уклонений или, по крайней мере, неясностей сравнительно с Православным вероучением, недопустимых с православной точки зрения и требующих поэтому изменения и выяснения. В частности, особенно важным является с этой точки зрения неясность англиканского учения о таинстве вообще и о священстве в частности. Со стороны православных иерархов и богословов неоднократно даже высказывался взгляд, что препятствием к признанию действительность англиканского рукоположения (не говоря уже о большем сближении с Англиканской Церковью и об intercommunion) является именно неясность или противоречие англиканского учения о характере священства как таинства, о значении таинства Евхаристии и вообще англиканского учения о таинствах... С этой точки зрения весьма интересными являются некоторые результаты Ламбетской Конференции 1930-го года. В смешанной англикано-православной комиссии этой Конференции этот вопрос о том, как следует понимать англиканское учение о таинстве священства и о таинстве Евхаристии, был весьма определенно поставлен православной делегацией под председательством Александрийского Патриарха Мелетия и получил обстоятельный ответ от Англиканских Епископов, членов этой комиссии (числом 14), которые следующим образом постарались удовлетворить сомнения, возникающие с православной стороны. В "резюме прений" этой комиссии (имевших место 15-18 июля) читаем:

№№8. Было удостоверено (it was stated) Английскими Епископами, что в Англиканской Церкви Священство, посвященное в сан, ординация - Ordination есть не только назначение человека на определенную должность, но, что в ординации специальная харизма*) преподается посвященному лицу (to the person ordained), соответствующая степени священства (proper to the Order), и что природа этого специального дара указана в словах чина посвящения (in the words of Ordination), и что в этом смысле Священство (Ordination), есть "mysterion" (таинство)".

В ответ на это "православная делегация заявила, что она удовлетворена касательно сохранения апостольского преемства в Англиканской Церкви, поскольку Англиканские Епископы уже /*) Дар благодати./ [46] 


признали Священство за таинство ("mysterion") и объявили, что учение Англиканской Церкви авторитетным образом выражено в "Книге общих молитв" (Book of Common Prayer) и что смысл "39 артикулов" должен быть истолкован в согласии с "Книгой общих молитв" (№№10). Далее (№№11) "было заявлено (it was stated) Англиканскими Епископами, что в Таинстве Евхаристии "Тело и Кровь Христовы истинно и в действительности принимаются и вкушаются (are verily and indeed taken and eaten) верными на вечере Господней" и что "Тело Христово дается, принимается и вкушается только некиим небесным и духовным способом" ("is given, taken and eaten in the supper only after an heavenly and spiritual manner;), и что после причастия, остающиеся Освященные Дары, рассматриваются сакраментально (таинственно) как Тело и Кровь Христовы (the consecrated elements remaining are regarded sacrementally as the Body and Blood of Christ); далее, что Англиканская Церковь преподает учение об евхаристической жертве, как сие обяснено в "Ответе Архиепископов Кэнтэрберийского и Йоркского Папе Льву XIII относительно англиканского рукоположения"; и также, что при принесении Евхаристической Жертвы Англиканская Церковь молится, чтобы "чрез заслуги и смерть Сына Твоего Иисуса Христа, и через веру в кровь Его, мы и вся Церковь Твоя получили отпущение наших грехов и все другие благодатные плоды страдания Его", относя это ко всему обществу верных, живых и умерших". На это заявление православная делегация в свою очередь заявила, "что объяснение англиканского учения сделанное таким образом по отношению к евхаристической жертве, согласуется с православным учением, если только объяснение будет высказано со всей ясностью" ("was agreable to the Orthodox Doctrine, if an explanation were to be set out with all clearness". №№12).

Резолюция, вынесенная всей Ламбетской Конференцией (в которой участвовало 307 Англиканских Епископов) по поводу вышеприведенного резюме, гласит: "Так как Ламбетская Конференция не была созвана в качестве Собора, чтобы вынести какое-либо постановление, имеющее целью определение вероучения, то она поэтому не может высказаться официальным образом относительно предметов, о которых говорится в "Резюме" тех бесед, которые происходили между Патриархом Александрийским и другими православными делегатами, с одной стороны и Епископами Англиканской церкви, с другой, но она констатирует, что она принимает, содержащее в нем заявление Англиканских Епископов как достаточное изложение учения и практики Английской Церкви и Церквей, находящихся в общении с ней, относительно сих предметов" ("but re- [47] 


cords its acceptance of the statements of the Anglican Bishops contained therein a sufficient account of the teaching and practice of the Church of England and of the Churches in communion with it, in relation to those subjects").

По поводу этого весьма знаменательного резюме и не менее знаменательного суждения всей Ламбетской Конференции о той части его, которая является изложением англиканского учения о таинствах со стороны Англиканских Епископов, участвовавших в комиссии, Священный Синод Александрийской Церкви вынес, по заслушании письменного и устного доклада Патриарха Александрийского Мелетия (бывшего главою православной делегации в Ламбете) следующую весьма значительную резолюцию: "Поелику Ламбетская Конференция приняла заявления, сделанные Англиканскими Епископами, как точное изложение учения и практики Англиканской Церкви и находящихся с ней в общении Церквей, то Синод признает эти заявления за весьма значительный (симптоматический) шаг в сторону елинения Церквей".

Несмотря на всю важность и симптоматичность означенных заявлений Ламбетской Конференции, мы можем в них приветствовать пока лишь первый шаг на пути к "intercommunion" и должны их оттого признать недостаточными для полного intercommunion, что Ламбетская Конференция, как она сама заявляет, не есть Собор или "Синод", собранный для выяснения и определения догматических вопросов*), и не имеет к тому же обязательной силы для англиканского исповедания, а обладает лишь нравственным авторитетом. Догматические объяснения, могущие удовлетворить Православную Церковь, должны быть приняты более правомочными органами отдельных англиканских Церквей, и такими, мне казалось бы, следовало бы рассматривать "верхние", т.е. Епископские, "палаты" (Upper Houses) обоих конвокаций Английской церкви (Church of England) и соответствующие Епископские Синоды прочих Англиканских Церквей. В связи с этим условия для intercommunion с православной стороны должны быть, по моему, формулированы следующим образом:

1) Догматические разъяснения, желательные для Православной Церкви, должны быть сделаны Соборами Епископов (Upper Houses) обоих конвокаций Английской Церкви и соответствующими им Синодами Епископов прочих Англиканских Поместных Церквей, официально, от имени каждой Поместной Церкви.

2) Этими епископскими Синодами Англиканских Церквей /*) The Conference not having been summoned as a Synod to issue any statement professing to define doctrine".../ [48] 


должно быть повторено заявление англиканских членов англикано-православной комиссии Ламбетской Конференции, что священство есть таинство, "mysterion" (хотя бы в более "широком" смысле).

3) Должно быть сделано торжественное заявление о толковании "39 артикулов" религии в духе неразделенной Церкви.

4) Должно быть произведено изменения текста некоторых "артикулов", особенно артикула 25-го о таинствах, далее 5-го артикула (об исхождении Св. Духа и от Сына), артикулов 28-го и 29-го (о Таинстве Евхаристии), и, наконец, артикулов 17-го, 19-го, 22-го, 23-го и 31-го, где изменения могут сводиться более к устранению неясных и смутительных для нас выражений, которые легко и даже естественно толковать в духе противном Православному учению.

5) Должно быть повторено и развито заявление о Таинстве Евхаристии, сделанное на Ламбетской Конференции, и устранены противоречия и неясности, встречающиеся по отношению к Таинству Евхаристии в официальных текстах Англиканской Церкви. В частности, должна быть выпущена из Prayer book’а "The Black Rubrick" ("Черная Рубрика", которая должна была уже быть выпущена в редакции Prayer book’а 1927 г. и опять была принята в редакции 1928-го года), как оскорбительная для православного чувства.

6) Должно быть выпущено "Filioque"; из Никейского символа.

7) Переговоры Англиканской Церкви с протестантами (The Free Churches), которые Православная Церковь весьма приветствует, могут, после осуществления полного и действительного intercommunion между Православной и Англиканской Церковью, вестись, конечно, и дальше, но к окончательному и решающему положительному заключению могут они быть приведены уже лишь с санкции и соучастия Православной Церкви.

8) Желательно получение полной уверенности, что в вопросах веры, нравственности, литургики и церковной дисциплины высшим органом, напрвляющим церковную жизнь, значительнейший из Англиканских Церквей - именно Церкви Англии (Church of England), является Собор Епископов, а не какое-либо светское учреждение.

На этих условиях возможно, по моему, полное единение в таинствах, т.е. полный и действительный intercommunion между Православной и Англиканской Церковью, к осуществлению которого мы должны стремиться всеми силами.

II. Почему при указании того что требуется для полного и действительного intercommunion’а, мы ограничиваемся лишь пе- [49] 


речисленными выше условиями, а не упомянули еще перепосвящения или условного повторного посвящения Англиканской Иерархии?

- Потому что, по внимательному изучению исторических фактов и самого чина англиканского рукоположения, приходится придти к несомненному выводу: 1) о ненарушенности внешней цепи апостольского преемства в англиканском рукоположении (действительность посвящения Архиеп. Паркера стоит вне сомнений) и

2) достаточности чина англиканского рукоположения, носящего определенно выраженные черты таинственного священнодействия с призыванием Духа Святого и благодати Его на посвящаемых и с возложением на них рук.

Сомнения по поводу так наз. "формы" (словесной стороны чина, слов посвящения), высказанные в булле Льва XIII "Apostolicae curae" (1896), отвергнувшей, как известно, действительность Англиканской Иерархии, не находит себе посему достаточной почвы, более того - опровергается самим англиканским чином, так и историческим обзором христианских чинопоследований таинства священства, признаваемых той же Римской Церковью за достаточные.

3) Сомнения относительно "намерения", высказанные в булле Льва XIII-го, находятся в противоречии с господствующей в католической практике точкой зрения, о которой говорит и сам Папа Лев XIII в этой булле, судит о намерениях по самому чину. Если суждение о самом чине благоприятно то и суждение о намерении "делать то, что делает Церковь", должно быть внесено на основании благоприятного отзыва об этом чине.

4) Моральную поддержку точки зрения, признающей действительность англиканского чина рукоположения, дает упомянутое выше заявление англиканских Епископов - членов смешанной англикано-православной комиссии Ламбетской Конференции 1930 года, - получившее подтверждение со стороны Ламбетской Конференции (на которой была представлена вся Англиканская Церковь в лице 307 епископов), о том, что священство должно рассматриваться как "mysterion", т.е. таинство.

В связи с изложенными выше аргументами, Констатинопольская Патриархия вынесла в 1922 году свое благоприятное решение относительно признания действительности Англиканской Иерархии, его примеру последовали Патриархия Иерусалимская и Архиепископство Кипрское, а осенью 1930-го года, под влиянием уже приведенных нами разъяснительных заявлений Ламбетской Конференции, и Александрийская Церковь.

Уже в 1925 году официальным письмом Архиепископа [50] 


Утрехтского на имя Архиепископа Кентерберийского вся Старо-Католическая Церковь (имевшая еще в 1894 г. в лице ряда своих видных богословов*) сомнение, в связи с вопросом о намерении при совершении англиканского рукоположения и о достаточности чина Эдуарда VI признала законность и действительность Англиканской Иерархии**).

Из православных богословов прот. А. Мальцев (в 90-х годах), проф. Б. Керенский ("К вопросу о подлинности англиканского рукоположения" 1987), прот. А. Рождественский (1901 г., Кутаис), проф. Афинского Университета Месоларос (1904 г.) высказывались против признания Англиканской Иерархии. Зато, особенно детально изучивший вопрос проф. В. А. Соколов Моск. Дух. Академии ("Иерархия Англиканской Епископской Церкви", 1897), проф. И. П. Соколов ("О действительности Англиканской Иерархии", "Христианское Чтение", 1902), проф. А. Булгаков ("О законности и действительности Англиканской Иерархии с точки зрения Православной Церкви", 1906), проф. Андрустос Афинского Университета ("The validity of English Ordination" 1909; по гречески книга вышла уже в 1913 г.), весьма строго-консервативно настроенный, и Архиепископ Хризостом Афинский (статьи на греческом яз. в начале 1931 г. под заглавием "The validity of Anglican Ordination") склоняются к благоприятному разрешению вопроса, особенно /*) Но не всех! Срв. сильную критику результата работ официальной комиссии (составленной из четырех богословов) Голландской Старокатолической Церкви, комиссии, высказавшей это сомнение, со стороны немецкого Старо-Католического Епископа Dr. Reinkens’a и крупнейшего тогдашнего богословского авторитета старокатоличества ученика Dцllinger’a - проф. Friedrich’a в "Revue internationale de theologie", 1895, стр. 1 след.

**) Привожу текст этого послания:

REVERENDISSIMO DOMINO ARCHIEPISCOPO CANTUARIENSI SALUTEM IN DOMINO. Felices nos habemus qui gratum tibi nuntiare valemas:

Ecclesia vetero-catholica Ultrajectina usque adhuc haesitabat de validate Ordinum Anglicorum. De facto consecrationis Perkeri non dubitabat sed de virtute ritualis Eduard VI, anxia an illud rituale fidem catholicam satis redderet. Post longam inquistionem seriamque deliberationem, clero nostro consulto, consilium cepimus quod Tibi hisce litteris notum facimus.

Credimus ecclesiam Anglicanam regimen episcopale antiquae ecclesiae semper tenere voluisse atque rituale Eduardi VI consecramus successionem apostolicam in ecclesia Anglicana non defecisse.

Magnam gratiam Tibi deprecans salutat Te in Domino Franciscus Kenninck, Archiepiscopus Ultrajectensis.

Datum Ultrajecti die II mensis Junii Anno Domini MDCCCCXXV./ [51] 


исходя из принципа церковной "икономии". Особенно же благоприятное мнение было высказано проф. П. Комненосом в его докладе Синоду Константинопольской Церкви (вышло брошюрой в 1921 г.), докладе - повлиявшем на признание Константинопольской Церковью действительности англиканского рукоположения. (Но еще в 1904 г. Синод Русской Церкви постановил перерукополагать англиканских клириков, присоединяющихся к Православной Церкви).

Заканчиваю повторением исходной своей мысли: даже и обладающая апостольским рукоположением и действительностью англиканская иерархия пребывает в некоем ущерблении в отделении своем от Церкви, хранящей полноту апостольского наследия. Через осуществление своего intercommunion’a с Православной Церковью (предварительные условия его существования указаны были выше) она вышла бы из состояния неполноты и ущербленности. Это было бы великим актом огромного значения и высокой благодетельности и радостности для всего христианского мира.

Николай Арсеньев [52] 



Перейти к следующему материалу
 

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова