По изданию:"Мысль" 1990 (с издания YMCA PRESS, Paris, 1969).
М.: Мысль, 1990.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава I. О сущности исторического. Значение предания.
. .
Глава П. О сущности исторического. Метафизическое
и историческое.
Глава III. О небесной истории. Бог и человек.
Глава IV. О небесной истории. Время и вечность.
Глава V. Судьба еврейства.
Глава VI. Христианство и история.
Глава VII. Ренессанс и гуманизм.
Глава VIII. Конец Ренессанса и кризис гуманизма.
Вхождение машины.
Глава IX. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение
человеческого образа.
Глава X. Учение о прогрессе и конец истории.
Приложение. Воля к жизни и воля к культуре.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами философии
истории. На построениях философии истории формировалось наше национальное сознание.
Не случайно в центре наших духовных интересов стояли споры славянофилов и западников
о России и Европе, о Востоке и Западе. Еще Чаадаевым и славянофилами была задана
русской мысли тема по философии истории, ибо загадка России и ее исторической
судьбы была загадкой философии истории. Построение религиозной философии истории
есть, по-видимому, призвание русской философской мысли. Самобытная русская мысль
обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалиптически. В этом
— отличие ее от мысли Запада. Но это и придает ей прежде всего характер религиозной
философии истории. Я всегда особенно интересовался проблемами философии истории.
Мировая война и революция обострили этот интерес и направили мои занятия преимущественно
в эту сторону. У меня созрел план книги по основным проблемам религиозной философии
истории, который был положен в основание лекций, прочитанных в Москве в Вольной
Академии Духовной Культуры в течение зимы 1919- 1920 гг. Записи этих лекций положены
были в основание этой книги. Прилагаю к книге написанную в 1922 г. статью "Воля
к жизни и воля к культуре", которая очень существенна для моей концепции
философии истории.
|