ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ
English
Творчество и объективация
Cодержание
Предисловие
ЧАСТЬ I
ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ И ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ
- Метафизическое истолкование и критика Канта. Два
мира: явление и вещь в себе, природа и свобода. Кант, Платон, германская мистика,
германская идеалистическая метафизика после Канта.
- Диалектика германского идеализма от Канта через
Гегеля до Ницше.
- Проблема свободы во французской философии XIX
века. Темы русской философской и религиозной мысли.
- Эмоционально-страстный характер познания. Экзистенциальная
метафизика как символика духовного опыта.
- Истина выгодная, истина гибельная и истина спасающая.
- Субъект и объект. Субъект как существующий. Тайна
объективации. Генезис мира явлений.
- Экзистенциальный опыт. Первичная интуиция и социальный
характер познания. Понятие как ограничение и защита. Ориентировка в окружающей
бесконечности.
- Иллюзии сознания Трансцендентальная иллюзия (Schein)
у Канта. Дуализм и революция сознания. Два мира. «Иной мир».
ЧАСТЬ II
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
- Бытие как объективация. Бытие и сущее, существующее,
существование. Бытие и небытие. Бытие как познание. Бытие и ценность. Бытие
и дух.
- Примат свободы над бытием. Детерминизм бытия
и свобода. Бытие и первичная страсть. Бытие как застывшая свобода и застывшая
страсть. Бытие как природа и бытие как история.
- Реальность индивидуального и реальность «общего».
Спор об универсалиях. Общее и универсальное. Общее как объективация.
- Коллективные реальности и индивидуальные реальности.
Род, индивидуум, личность.
- Ошибки германского идеализма. Персонализм.
ЧАСТЬ III
БЫТИЕ И ТВОРЧЕСТВО. ТАЙНА НОВИЗНЫ
- Ущемленность бытия злом. Несостоятельность монизма
и философии всеединства.
- Слабость рациональных объяснений происхождения
зла. Критика традиционных учений о Промысле Божием в мире. Личность и мировая
гармония.
- Нет объективного мира как целого. Таинственность
свободы.
- Появление новизны в бытии. Новизна и время. Новизна
и эволюция. Прогресс.
- Новизна и история. Необходимость, рок и свобода.
- Новизна и причинная связь. Творческая новизна
опрокидывает объективное бытие.
- Бытие и продолжение миротворения. Воображение, вдохновение,
экстаз. Подавленность и подъем Преодоление застывшего бытия.
- Восхождение и нисхождение в творчестве. Творческий
акт и творческий продукт. Объективация и воплощение.
- Субъективное и объективное творчество. «Классическое»
и «романтическое» в творчестве.
ЧАСТЬ IV
ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ И ЭСХАТОЛОГИЯ
- Мир как история. Эоны. Мессианизм и история. Время
космическое, время историческое и время экзистенциальное. Профетизм и время.
- Общество как природа и общество как дух. Дух
опрокидывает основы общества, казавшиеся вечными. Прорыв свободы и любви.
Коммунистический и анархический идеал.
- Дух, природа и техника. Культура и цивилизация.
Власть дурных и злых идей
- Конец объектного бытия. Обретение свободы и личного
существования в конкретной универсальности. Снятие противоположения субъекта
и объекта. Гносеологическое и метафизическое истолкование эсхатологии.
- Эсхатология личная и эсхатология универсально-историческая.
Предсуществование душ и многопланное перевоплощение. Освобождение от зла.
[164]
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я давно уже хотел написать книгу, которая была бы выражением моей целостной
метафизики. Я употребляю слово «метафизика», но этому не нужно придавать традиционно
академического смысла. Речь идет скорее о метафизике в духе Достоевского, Киркегардта,
Ницше, Паскаля, Я. Бёме, Бл. Августина и им подобным, т. е., как говорят теперь,
об экзистенциальной метафизике. Но я предпочитаю другое выражение — это эсхатологическая
метафизика Я хочу рассматривать все вопросы в эсхатологическом свете, в свете
конца. Я говорю — целостная метафизика, хотя моя манера мыслить скорее отрывочно-афористическая.
Но целостность этой мысли внутренняя, она присутствует в каждой части Моя мысль
очень централизована. Меня всегда плохо понимали. Не только у враждебных мне,
но и у сочувствующих постоянно возникало много недоразумений. И я сам, конечно,
был в этом виноват, я мало делал для понимания моего «миросозерцания», я его
провозглашал, но не развивал систематически. Моё философское мышление не наукообразное,
не рационально-логическое, а интуитивно-жизненное, в основании его лежит духовный
опыт, оно движется страстью к свободе. Я мыслю не дискурсивно, не столько прихожу
к истине, сколько исхожу от истины. Из философов наукообразных по форме я более
всего обязан Канту и в этой книге я начинаю с Канта. Но Канту я даю не совсем
обычное метафизическое истолкование. В своей метафизической проблематике я также
многим обязан Я. Бёме и Достоевскому Из древних мне ближе всех Гераклит. Я бы
определил свою книгу как опыт гносеологического и метафизического истолкования
конца мира, конца истории, т. е. как эсхатологическую гносеологию и метафизику.
До сих пор, насколько мне известно, такого истолкования не было сделано. Эсхатология
оставалась частью догматической теологии и притом не самой главной. Но это совсем
не значит, что я собираюсь проповедовать близкий конец мира.
Я могу назвать свою книгу «несвоевременным размышлением». Она очень связана
с духовным опытом, вызванным катастрофами нашей эпохи. Но мысли её противятся
мыслям, господствующим в наше время, и обращены к иным векам. Я очень мало подхожу
к эпохе господства масс, количеств, техники, к господству политики над жизнью
духа. Писал я книгу в страшное время. Она короче, чем я хотел бы. Многое в ней
недостаточно развито и раскрыто. Я боялся, что катастрофические события помешают
мне её кончить. Я не обращен к средне-нормальному, социально организованному
и организующему сознанию. Для меня это и было бы объективизацией. Я сознаю себя
мыслителем, принадлежащим к аристократически-радикальному типу. Ко мне можно
бы применить определение, сделанное в отношении к Ницше, — аристок-
[164]
[165]
ратический радикализм. Я хотел мыслить, познавать, оценивать по существу, ни
с чем не считаясь и ни к чему не приспособляясь. Но к гордыне и изоляции культурной
элиты я всегда относился отрицательно. Я не имел в виду указывать пути для организации
человеческих масс. Есть много охотников для этого и без меня. Гораздо менее
охотников постигать смысл происходящего с миром и человеком Я хотел бы принадлежать
к их числу Моя мысль, совсем не отвлеченная, обращена прежде всего к революции
сознания, т. е. к освобождению от власти объективизации. Только радикальное
изменение установки сознания может привести к жизненным изменениям Ложные установки
сознания есть источник рабства человека.
В основе метафизических размышлений этой книги лежит острое чувство царящего
в мире зла и горькой участи человека в мире Моя мысль отражает восстание личности
человеческой против призрачной и давящей объективной «мировой гармонии» и объективного
социального порядка, против всех освящений объективного миропорядка. Это есть
борьба духа против необходимости. Но ошибочно было бы причислять меня к пессимистам
и исключительным отрицателям. Я принадлежу к верующим философам, но вера моя
особенная. Впрочем, я думаю, что самое сложное и проблематическое на большой
глубине должно совпасть с самым простым и ясным.
Париж — Кламар.
Декабрь 1941 года.
[165]
Далее
|