[435]Карамз 4 124 Прим. 154 Изд 6 [303], Русск. Достопам. 1. 104 [362], Евген.
Слов. духов пис 1. 333 Изд 2 [270], Розенкамп. о Кормчей кн 53—55 [371],
Строев. в Опис. рукоп. гр. Толстова и Царского [297] [404], Восток.
в Опис. рукоп. Рум. муз. [246]
[436]Розенкам. о Корм кн., в прим. с 192, 216 [371], Восток. Опис. Рум. муз.
281 [246], Прибавл. к Тв. св. от. 1 425-427 [249], Пр. Филарет Обз. русск.
дух. литер. 56-57 [417], Шевыр. Ист. русск. слов. 3. 33 [421].
[437]Восток. On. Рум. муз. 281—282 [246]; Приб. к Тв. св. отц. 1. 424 [249];
Обз. русск. дух. литер. 58[417].
[438]
Все Слово с предисловием к нему г. Розова напечатано в Чт. Москов. истор. общ.
1847, № 8. Отд. 4 [305].
[439]
См. нашу статью: «Св. Кирилл, еп. Туровский» — Извест. II Отд. Ак. наук. 5. 261—262
[322], а также нашу «Истор. Русск. Церк.». 3. 147 [318]; Шевыр. Ист. русск.
слов. 3. 34. Прим. 52 [421]. Оба. русск. дух. литер. 56—57 [417]. Снес.: Соловьев.
Истор. России. 4. 350 [395].
[444]
Поучение напечатано в Приб. к Тв. св. отц. 1 428—432 [249].
[445]
Латинский перевод и Правила и речи, с некоторыми, впрочем, сокращениями, Кульчинский
напечатал в своей книге Specimen Ecclesiae Ruthenicae. Rom., 1733, или точнее
— в Appendix к этой книге. С. 57—74 [446]. Замечание издателя о Правиле и речи
см. в Предисл. к Аппендиксу. N. IV [446].
[446]Розенкампф о Кормч. Прим. С. 191-192 [371]; Восток. Опис. Рум. муз.
302 [246].
[447]Строев. Опис. рукоп. Царского. 181 [404]; Восток. Опис. Рум. муз.
280, 322 [246] и др.
[448]Архиепископ — стоит в списке, напечат. в Акт. Истор. 1. С 160 [228] и в
списке, которым пользовался Кульчинский, переведший и напечатавший это место так
«Ego emm, licet peccator, vester tamen Archiepiscopus, omnia dixi vobis [Ибо я,
хотя грешник, но ваш архиепископ, все сказал вам (лат )]» [446]
[449]
Этот Кирилл представляется действующим и в Ростове и во Владимире (П. собр. р.
лет. 1 201—204 [351])
[450]
П. собр. р. лет. 3 63, 5 199 [351], Ник. лет. 3 58 [374], Истор. росс. иерарх.
Изд. 2 1 333 [234].
[451]
Никон. лет. 3. 90 [374]. Снес.: П. собр. р. лет. 1. 228; 3. 65; 5. 201; 7.180
[351].
[453]
По свидетельству Епифания, описавшего житие святого Стефана Пермского († 1396), некоторые современники его, «скудни
сущее умом», говорили «Почто сотворени суть книги Пермьския или что ради составлена
бысть азбука пермьския грамоты? И прежде бо сего издавна в Перми не было граматы
Ныне же во скончания лета, в последняя дни, на исход числа седмыя тысячи
точью за 120 лет до скончания веку, грамота замышляти? Аще ли и се требе есть»
(сборн. моей библ. № 68 Л 244).
[457]
Обе эти статьи находятся в одних и тех же сборниках — Рум. муз. (Опис. С. 227
[173, 246]), Царского (Опис. С 86, 88,141,142, 381 [404]) и моей библиотеки —
№ 72 Л. 303 об и 333 [147]. См также Рукоп. гр. Уварова Т. 2, Вып. 1, С. 109-120
[373].
[458]
Опис. Рум. муз. 227 [173, 246], Царск. 141-142 [404]. Некоторые соображения о
происхождении этих Слов см. в нашей «Истор. Русск. Церк. » 173, 3, 146-147. Прим.
249 [318]. Первое Слово — «О небесных силах и чего ради создан бысть человек»
— разделено еще на два особые Слова, из которых одно надписывается «Слово ев Кирилла
о небесных силах», а другое — «Слово. св. отца Кирилла о первозданнем» (напечатн.
в Православн. собесед. 1859, 1, С. 252—258 [360]). В «Обзоре русск. дух. литературы»
оба эти Слова, равно как и Слово о мытарствах, приписаны Кириллу, епископу Ростовскому
(С 54 [417]), а Слово на Собор архистратига Михаила, в которое все они внесены
или из которого все заимствованы целиком, приписано митрополиту Кириллу II.
[459]
Первое Слово по двум спискам XIV или нач. XV в. (Опис. Рум. муз. 234, 507 [174,193,
246]) напечатано в Историч. чтен. II Отд. Ак. наук 1854-1855. С. 224-231 [398].
Последнее — помещено в Златой Цепи, относимой к XIV в., откуда и напечатано в
Приб. к Тв. св. отц. 1. 428 [249].
[460]
О списках Мерила см. у г. Калачева о Кормчей. Прим. 56 (в Чтен. Москов.
ист. общ. 1857. № 3. Отд. 1 [299]).
[463]Калачев. о Кормчей, прим. 65 [299]; Шевырев. Истор. русск. слов.
3. С. 163 [421].
[464]
См. Слово 2-е в Приб. к Тв. св. отц. 1.105 [414].
[465]
В Никоновой летописи (3. 52 [374]) приводится еще грамота митрополита Кирилла
II, которую он посылал к новгородцам для примирения их с в. кн. Ярославом Ярославичем.
Но нельзя поручиться, чтобы это была подлинная грамота митрополита, а не одно
извлечение из нее: самый слог — не Кириллова времени.
[466]
Списки этого Слова находятся а) в сборн. Новг. Соф. библ. № 524 [16']. Л. 107,
под заглавием: «Григория, архиепископа Российского, Слово в неделю цветную»
и б) в библ. Толстов. Отд. 1. № 256 [109]: «Слово в неделю цветную Григория, архиепископа
Российского», причем в скобках замечено: Цамвлака.
[467]
В сборн. Новгор. Соф. библ. № 524 [16е]. Л. 208 оно озаглавлено: «На
часех в свитый Великий Четверток — Слово Григория, мниха и пресвитера, игумена
обители Пантократоровы, на предание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
и о Июде, и на иже опреснокы приносящих таинствомь, и о сребролюбии». А вверху
этого Слова тою же рукою по страницам помечено: «Григор. Самблака в Велик.
Четверг...» В начале же сборника, в общем оглавлении статей, тою же рукою написано:
«Слово Григория Российски о опресноцех». В сборн. Толстов. библ. Отд. 1. № 256
[109], Слово это озаглавлено: «Григория, игумена Пантократоровой обители,
на предание Господа и Бога и Спаса нашего...» и проч.
[468]
См. святого Иоанна Златоустого «Бесед, о предательстве Иуды, о Пасхе, о
приобщении Тайн и о забвении обид, говор, в святый и Великий Четверток»,— напеч.
по-русски в Хр. чтении. 1824. 14. 3-29 [291].
[469]
В сборн. Новг. Соф. библ. № 524 [16]. Л. 246 и в сборн. импер. Публ. библ.
Отд. 1, in f., № 250 [118], Слово это надписано: «В свитый Великий Пяток Григория,
мниха и пресвитера, игумена обители Пантократоровы, о еже: Узрите живот
ваш, висящь пред очима вашима, и на еретикы, и о еже: Жено, се Сыч Твой,
я к ученику: Се Мати Твоя,— в распятие Господа и Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа». Но в новгор. сборнике и над этим Словом по страницам помещено:
«Григория Самвлака», а в общем оглавлении статей: «Слово Григория Российская.
[470]
а) Библ. Толстов. Отд. 1. № 306 [110]: «Григория, игумена обители Пантократоровы,
Слово на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; б) библ. Толстов.
Отд. 2. № 205 [95]: «Григория Российски на Преображение Господа».
[471]
См. Слово его на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, в Хр. чтении.
1842. 2. 166 [289].
[472]
а) Новгор. Соф. библ., Макар. Чети-Мин. за сентябрь [1] под 14 числом: «Григория,
архиепископа Российского, Слово на Воздвижение Честнаго Креста...»; б)
Румянц. муз. № 437 [202] — «Григория, архиепископа Российского, слово на
Воздвижение Честнаго Креста».
[473]
Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за сентябрь [1] под 8 числом: «Григория,
мниха и презвитера, Слово на всечестное Рождество Пресв. Владычицы
нашея Богородицы».
[474]
а) Библ. Толстое. Отд. 1. № 106 [111] — «Григория, епископа Российски,
на Вознесение Господа...» б) Румянц. муз. № 437 [202] — «Григория, епископа
Российски, на славное Вознесение...»
[475]
а) Библ. Толст. Отд. 2. № 205 [95] — «Григория Российски Слово на Успение
Божия Матери...» б) Румянц. муз. [202] — «Григория, архиепископа Российского,
Слово на всечестное Преставление преславныя Владычицы и Богородицы».
[476]
а) Публич. библ. Отд. 1, in f., № 242 [112] — «Слово святого Григория, мниха,
npeсвumepa и игумена обители Пантократоровы, св. пророку Илии Боговидцу»;
б) Публ. библ. Отд. 1, in f., № 261 [112] — «Григория, мниха, и пресвитера,
и игумена Пантократоровы обители, св. пророку и Боговидцу Илии». Есть это
Слово под таким же названием: в) в библ. Толст. Отд. 1. № 306 [110]; г) в Рум.
муз. № 437 [202]; д) в сборн. моей библ. № 2. Л. 176 об. [110] и е) в сборн. моей
библ. № 39. Л. 219 [156].
[477]
а) Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за июнь [1] — «Григория, мниха и презвитера,
Слово на рождество Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. № 437 [202] — с
таким же заглавием; в) библ. Толст. Отд. 2. № 205 [95] — «Слово архиепископа
Российски Григория на рождество Предтечи...»
[478]
а) Библ. Толст. Отд. 2. № 205 [95] — «Григория, архиепископа Российски,
на усекновение главы честнаго и славнаго пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна»;
б) Рум. муз. № 437 [202] — с таким же заглавием.
[479]Златоустаго Бесед. на усекновение главы Крестителя. В Хр. чт. 1837. 3.136—149
[290].
[480]
Библ. Толст. Отд. 2. № 205 [95] — «Григория, архиепископа Российского.
Слово похвально св. и верховным апостолом Петру и Павлу»; б) Рум. муз. №
437 [202] — «Григория, мниха и презвитера, Слово...»
[481]
Сборн. Новг. библ. в лист. № 528. Л. 226 [16]. Снес. оглавл. Макар. Чети-Минеи
за июль, в Чтен. Моск. истор. общ. Год III. № 4. Отд. 4. С. 66 [271].
[482]
Новг. Соф. библ., Чета-Мин. Макар, за октябрь под 26 числом. Л. 417 [1] — «Григория,
архиепископа Российского, Слово похвальное святому и славному великомученику
и мироточцу Димитирию».
[484]
См. Беседу его на св. четыредесять мученик, в Твор. св. отц. 8. 294 [244].
[485]
В Слове об отцах, в посте просиявших, Самвлак говорит: «Мы, понеже тех (отцов)
память наста и понеже прежде малых лний вам о иноческом беседующе житии,
обещахомся и о сих пробеседовати, ныне да исполним».
[486]
Слова о иноческом житии и митрополиту Киприану известны только по списку Москов.
Синодал. библ. № 384 [60], а Слова об усопших и патриарху Евфимию — только по
списку библиот. Толстов. Отд. 2. № 205 [95].
[487]
Словом «О пяти днех» названо оно в списке Моск. Синод, библ. № 384 [60] и названо
потому, как объяснено там же, что «сие Слово чтется до пяти дней Рождества Христова».
А в рукописной Чети-Минее Моск. Дух. Акад. оно обозначено так: «Слово о Божественных
Тайнах, яко достоить причащающемуся испытовати себе, и о еже непамятазлобствовати»
.
[488]Златоуст. Слово в похвалу Филогонию, in Орр. Т. 1. Р. 492. Ed. Montfaucon.
Paris, 1718 [441].
[489]
Библ. Толст. Отд. 2. № 402 [118] — «Слово в субботу сыропустную, похвала преподобным
и богоносным отцем, иже в посте просиявшим, списано преподобным отцем Григорием,
игуменом обители Пантократоровы».
[490]
Упоминается в Опис. рукописей Царского. № 135. С. 71 [222, 404].
[491]
Нам известна эта статья по Новгород. Макариевской Чети-Минее за июнь. Л. 16—18
[I].
[493]
Список печатных изданий подготовлен Т. В. Нечаевой.
[494]
Список составлен игуменом Андроником (Трубачевым).
[495]
Список составлен игуменом Андроником (Трубачевым). Курсивом в списке выделены
имена подвижников благочестия. Об источниках, использованных автором, см. Предисловие
к списку «Святая Русь» (кн. 2 наст. изд. М., 1995. С. 650-651). В списке «Святая
Русь» кн. 2 наст. изд. (М., 1995) на с. 650-662 пропущены имена: св. блж. кн.
теребовольский Василий († 1124, 25 августа); св. блгв. княжич черниговский
Димитрий, мученик († 31 мая 1223, 26 октября); свт. Иоасаф, еп. Владимира
Волынского († после 1229 г., 19 ноября).
[496]
Список составлен Д. А. Баловневым и А. В. Назаренко.
[497]
Перенос официально утвержден Константинопольским патриархом в 1354 г. с сохранением
титула «митрополит Киевский и всея Руси».
[498]
В перечне епископий, подвластных митр. Киевскому и всея Руси, написанном митр.
Исидором (не позднее 1458 г.), упоминаются также Подольская и Самборская епархии,
одна из которых, вероятно, совпадает с Галицкой (см. воспроизведение этого перечня
на с. 348 наст. изд.).— Ред.
[499]
Список составлен Д. А. Баловневым и А. В. Назаренко на основе исследований: Строев
П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877;
Теодорович Н. И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской
иерархии. Почаев, 1893 с поправками и добавлениями. В квадратные скобки заключены
имена архиереев, надежно не засвидетельствованные источниками.
[500]
Список составлен диак. Александром Самойловым на основе справочников: Зверинский
В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных
монастырях в Российской империи. СПб., 1890—1897. 3 т.; Строев П. М. Списки
иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877 [репринт: Koln—Wien,
1990], со значительными поправками и добавлениями.
[502]
Ранее Костромского Авраамиева Покровского монастыря.— Ред.
[503]
По мнению митр. Макария, под этим монастырем можно понимать Спасскую церковь близ
Благовещенского монастыря, или Сергиевскую церковь на Петушках, или Дерновскую
Спасскую пустынь.— Ред.
[504]
Таблица составлена Д. А. Баловневым и А. В. Назаренко. В таблице также приведены
события всеобщей истории, имеющие прямое отношение к истории Русской Церкви и
Русского государства (выделены курсивом).— Ред.
[505]
Северо-западные белорусские земли в бассейне Верхнего Немана с городами Гродно,
Новогрудок и ДР.— Ред.
[506]
Митр. Макарий в «Истории Русской Церкви» называет этот Собор Владимирским.— Ред.