29 день
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова
изгнания. Прощеное воскресенье.
Проповедь Меня; рассказ свящ. Сергий Соколова, 1916.
Впечатления Пластова, 1935.
Увы мне, страстная моя душе,
Како не познала еси прелести,
Како не ощутила еси льщения и зависти вражия,
Но помрачилася еси умом
И преступила еси заповедь Создателя Твоего.
Зачала: 112 и Мф. 17.
Друг - человек, у которого не за что просить прощения. Для многих православных
это человек, только у которого они и просят прощения в Прощёное воскресенье.
Прощение дело вроде нехитрое, но его можно провернуть лишь при определенных
условиях. Так и детей иметь – кому ума недоставало, но после лет эдак восьмидесяти
все-таки одного ума оказывается недостаточно. Прощать можно лишь, когда
ты свободен, или, на худой конец, в той сфере, где ты свободен настолько,
чтобы за что-то отвечать и, соответственно, призывать другого к ответственности.
Люди несвободные не могут простить, как подсолнухи не могут простить тех,
кто щелкает их семечки или делает из них масло. Пошумят, пошумят, да и
увянут – побоятся лишиться уверенности в завтрашнем дне. Люди часто так
же несвободны, как цветы несвободны перейти с места на место. И всё-таки
подсолнухи могут позавидовать людям, потому что человек всегда может встрепенуться
и начать бороться за свободу, которая делает существо скулящее существом
прощающим – то есть, человеком. И не всегда можно победить в борьбе за
свободу, но всегда можно простить - не для смирения перед угнетателем,
а для отказа угнетать других своим унынием.
Для прощения мало извиниться, надо измениться. По крайней мере, единожды
солгавши, не разговаривать так, словно ты никогда не лгал, и разговаривать
так, словно ты солгал, даже, если ты никогда вообще не лгал - просто из
снисхождения к собеседнику.
*
Подготовка
- Великий пост, - объясняет жена прихожанке по телефону, - сразу после Прощёного воскресенья. К нему тоже надо подготовиться заранее...
- Выбрать, кого обидеть, - подсказываю я.
*
Ненавижу Прощёное воскресенье за пределами храма (общины). Публичные испрашивания прощения, сколь угодно искренние и резонные, - это как публичный секс. Гаже только, когда тебе пишет человек, укравший у тебя кошелёк: "Прощаю, что Вы испытываете ко мне негативные чувства и даже кричали "Держи вора". А такое бывает, и даже ох как часто... Боюсь, что и в церквах большинство испрашиваний прощение - такого сорта.
Свящ. Яков Кротов, 2011.
|