Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Аркадий Александрович Пластов

Ср. Евангелие в живописи

19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же.

Его церковные акварели впервые опубликованы в "Русском искусстве", 2004, №4. Хранятся в семье (статья Татьяны Пластовой).

Из семьи иконописцев села Прислониха Симбирской губ. Жена Наталья фон Вик, дочь земского начальника. Обвенчались в 1925 - акварель изображает именно это венчание. Паникадило зажгли после обмена кольцами. В Москве Пластов до смерти по субботам ходил в храм.

Так в письме жене 18 марта 1935 описывал Прощеное воскресенье:

"В воскресенье зашел около полшестого на Дмитровку. пели что-то, потом батя сказал проповедь, а потом говорит: "Ну, братие, будем сейчас прощаться по христианскому обычаю, а в это время споем Пасхальный канон". И запели, правда, нестройно, "Воскресения день...", а потом взялс яза это дело хор и на два клироса с одного на другой запорхал канон Светлого Христова Воскресения. С начала до "светися, светися Новый Иерусалиме" включительно. Я стоял и чуть не плакал. Ты поймешь, какое было невыразимое от этого на душе чувство печали и рдаости. Больше, конечно, печали, т.к. этот неторопливый перекат, бесконечную ласковость, ангельское веселье, весеннюю голубизну и светозарность этих стихир просто нельзя было даже с усилием воспринять как что-то реальное, осязаемое, что вот взял бы и унес с обой. Все казалось сном, неявью; ежеминутно и ежесекундно просыпался в ужасающую рядом с этим действительность, и опять, и опять, увлекаемый нежным порханьем и благоханьем, не знал, что лучше - продолжать это слушать, не отрываясь, или скорее, скорее умереть и ничего-ничего не чувствовать. В конце концов воспоминания и ассоциации стали душить невыносимо, и я, когда последняя стихира с певучим шелестом замерла в воздухе, вздохнул свободнее. Запели потом что-то длинное, печальное и торжественное. Люди молча нагибались, кланяясь друг другу, и так же молчаливо целовались, - и все это тихо, медленно, степенно и печально невыразимо" (Пластова Т. Аркадий Пластов: православные истоки творчества // Русское искусств. - 2004 г. - №4. - С. 129).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова