Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
К оглавлению
ПРЕПОДОБНЫЙ ПЕТР ДАМАСКИН
Предисловие к русскому переводу*
В предисловии к творению святого Петра Дамаскина,
изданному в 1782 году в Венеции на греческом языке вместе с
другими писаниями святых отцов и составившему большую книгу
in folio, названную
Φιλοκαλία
τω̃ν
ιερω̃ν
νηπτικω̃ν,
с которой сделан настоящий перевод, жизнь преподобного
писателя отнесена к VIII веку, и сам он называется
священномучеником и епископом Дамасским.
* Преподобный Петр Дамаскин. Творения. К.,
1902.
В греческом же
Синаксарнике1,
изданном в прошедшем столетии известным своими учеными
трудами Святогорцем
Никодимом2,
последний говорит, что было два священномученика Петра
Дамасских. Первый, упоминаемый в приведенном нами
предисловии
Φιλοκαλία,
и другой, скончавшийся от меча. Некоторые, продолжает
Никодим, приписывают сочинение книги о духовной жизни
первому, а другие противоречат этому на основании того, что
писатель ее упоминает о Симеоне Метафрасте, жившем в Х
столетии, и полагают, что книгу о духовной жизни сочинил
второй, священномученик Петр, живший позднее. Преосвященный
Филарет Черниговский в своем "Историческом учении об Отцах
Церкви" говорит также, что Петр Дамасский, сочинитель книги
о духовной жизни, жил позднее VIII
века3.
На основании всех сведений, имеющихся о святом Петре
Дамаскине, писателе предлагаемой ныне в русском переводе
книги, можно с достоверностью сказать, что он был инок,
удостоенный священного сана, и впоследствии мученик. Время,
в какое он жил, неизвестно достоверно, но достоверно то,
что память его, по греческому Синаксарнику и древнему
славянскому месяцеслову, упоминаемому преосвященным
Филаретом, почитается 9 февраля.
В подобном сочинении, конечно, важно не время жизни
писателя и не иерархическая степень, которую он занимал, а
нравственная польза, доставляемая его творением. В этом
великом достоинстве нельзя отказать книге святого Петра.
Предлагаемая теперь благочестивому вниманию читателей
первая часть ее составляет одно непрерывное сказание или
"напоминание душе своей", как говорит сам святой в начале
ее. Вероятно, потому она и не имеет особенного перечисления
глав (как вторая часть); между отделами, надписания которых
сделаны, может быть, впоследствии, существует тесная связь,
и вся книга образует одно целое. Только прочитав всю ее со
вниманием, можно составить себе должное понятие о глубокой
духовной мудрости и практической пользе, которыми
преисполнено это "напоминание святого Петра". В нем виден
писатель, не заимствовавший только слова у других, как он
говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по
собственному опыту, ясно познавший истины внутренней жизни,
уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и
внешнюю деятельность христианина-подвижника; виден
ратоборец, выходивший из них неуловимым, и потому неложно
указывающий путь другим, желающим подвизаться.
При переводе имелось в виду: держаться как можно ближе
греческого подлинника, не оставляя без внимания и
славянский перевод, сделанный, впрочем, ранее, нежели книга
святого Петра Дамаскина была напечатана на греческом
языке4.
Наиболее замечательные различия выставлены в подстрочных
примечаниях. Местами оказалось нужным жертвовать чистотою
слога точности перевода и терминологии, усвоенной
постоянными читателями творений святых отцов, подвижников,
обращающими прочитанное в самое дело.
Повторяя это предисловие, написанное нами в 1874 году,
считаем нужным прибавить, что в него вкралась неточность.
На странице 4, после различных мнений о времени жизни
писателя Петра Дамаскина сказано, что "время, в какое он
жил, неизвестно достоверно". В ответ на это в "Братском
Слове" за 1876 год, книга 3, стр. 196, было упомянуто и
удостоверено тремя греческими рукописями, что писатель Петр
Дамаскин жил в XII веке. С этим соглашаемся и нимало сему
не противоречим.
Ювеналий, Архиепископ Литовский и Виленский
25 августа 1901 г.Вильна
Предисловие
Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил
в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя
сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так
нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему
принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но
получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового
Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других
подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что,
поучаясь в законе Господни день и нощь и напоеваемый
отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно
слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным
при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое
время, дает плод свой, а это не так, но во всякое
время непрестанно, пребывая неоскудевающим и всегда
цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для
зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния,
питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них
бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие
плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но
еще бóльшие и величайшие при смерти получением венца
мученического. (За обличение злославной ереси манихеев и
арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему
язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где
святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался.)
Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды
приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и
неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и
преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою
благодатью им трудолюбиво сочиненную, общее и
душеспасительное восхваление всех добродетелей,
сокровищницу вéдений, собрание духовных дарований,
высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний,
тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической
жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и,
чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного
трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою
(Добротолюбием), много содействующее исполнению принятого
нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу
святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо
круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое
с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным
показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь
духовных плодов, собрание Божественного лика
священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в
неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и
любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой
стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и
сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братий наших
великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по
обычаю и большее благодеяние.
Если же кто желает получить два крыла духовного голубя,
которых Давид искал, но не нашел, тот пусть трудолюбиво
прочитывает эту книгу. Чудесно найдет он в ней одно крыло
деяний, все посеребренное, и другое ведений, все
златовидное; возвышаясь, с помощью обоих, от всего земного,
возлетит он к небесной высоте и, как добрая голубица,
поселившись в горних местах, упокоится в небесном блаженстве.