Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ДОЛГИЙ ПУТЬ РОССИЙСКОГО ПАЦИФИЗМА

Долгий путь российского пацифизма: Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно- политической мысли России. М.: ИВИ РАН, 1997.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................. 5

Введение (П. Брок, Канада)........................................................... 7

Глава I. Истоки. 9

— Идеи мира в русском летописании XI-XIII веков (Я. Н. Щапов, Россия)......................................................... 11

— Идеи мира в русской агиографической литературе (Н. П. Малахова, Россия).................................................... 23

— Идеал мира в литургической практике Русской Православной церкви (А. П. Ягодовский, Россия)............. 42

Глава II. Эволюция идей мира в XVII-XIX вв. 55

— Думы о мире в русском фольклоре и в общественной мысли XVII-XVIII вв. (Л. Н. Пушкарев, Россия)................ 57

— Идея мира в русской общественной мысли XIX века (Е. Л. Рудницкая, Россия)................................................... 72

— Развитие идеи ненасилия: "непротивление" у Льва Толстого (П. Ч. Бори, Италия)................................. 88

— Апостол ненасилия (К. Н. Ломунов, Россия)............................ 97

Глава III. Противники войны по мотивам совести в Российской Империи 113

— Русские сектанты-пацифисты и военная служба 1874-1914 гг. (П. Брок, Канада).......................................... 115

— История пацифистского движения в секте духоборцев (XVIII-XX вв.) (С. А. Иникова, Россия)............................... 122

— Канадские духоборы как миротворцы (К. Тарасов, Канада).... 137

Отказ от военной службы по мотивам совести в меннонитских общинах царской России (Л. Клиппенштейн, Канада)............................................... 150

— Адвентисты Седьмого Дня и отказ от участия в военных действиях в Российской Империи (Д. Хайнц, Австрия).......................................................172

Глава IV. Международные аспекты российского миротворчества на рубеже XIX и XX веков 177

— Российский пацифизм и западное миротворчество в начале XX в. (становление и деятельность российских обществ мира) (Р. М. Илюхина, Д. А.Сдвижков, Россия).. 179

 

371

 

— И. Блох и Я. Новиков — российские миротворцы на рубеже столетий (П. ван ден Данген, Великобритания)............... 202

— В плену у фурии войны (Антимилитаристский протест художника В. В. Верещагина) (О. А. Шалимов, Россия)...... 215

— Гаагская конференция мира 1899 г. и идеи пацифизма (В. М. Хайцман, Россия)...................................................... 225

Глава V. Противники войны по мотивам совести в Первую мировую войну и в первые годы Советской власти 241

— Антивоенное воззвание толстовцев (публикация Р. М. Илюхиной, Россия)............................... 243

— "Всеобщий примиритель" (тема войны, насилия и революции в жизни и творчестве М. Волошина) (Т. А. Павлова, Россия)....................................... 245

— Пацифисты-протестанты в Советской России между двумя мировыми войнами (У. Саватски, США).......................... 262

— От квакерского служения к квакерскому присутствию: квакеры в Советской России, 1917-1927 (Д. МакФадден, США).................................... 285

— Объединенный Совет религиозных общин и групп как одно из проявлений русского религиозного пацифизма (Е. И. Гетель, Россия)...................................... 301

Глава VI. Независимые миротворческие идеи и группы в период "холодной войны"

— Пацифизм "шестидесятников"

 

319

 

([Алесь Адамович], Белоруссия)..:................................... 321

— Московская группа "Доверие" (Т. И. Телюкова, Россия)....... 326

— Независимые миротворческие движения в период тоталитаризма и их роль в окончании "холодной войны" (Р. М. Илюхина, Т. А. Павлова, Россия)............................. 336

Заключение. Ненасильственная альтернатива в России и пацифизм............................................................ 347

Summary........................................................... 351

 

372

 

CONTENTS

 

Preface........................................................................................... 5

Introduction (Peter Brock, Canada)............................................... 7

Chapter 1. Sources.

— Peace ideas in Russian Chronicles of XI-XIII centuries (Y. Shchapov, Russia)........................................................... 11

— Peace ideas in Russian hagiography (N. Malakhova, Russia)..... 23

— Peace ideas in Russian Orthodox Liturgical practice (A. Yagodovsky, Russia)....................................................... 42

Chapter 2. Evolution of peace ideas in XVII-XIX centuries

— Meditations on peace in Russian folklore and in social thought of XVII-XVIII centuries (L. Pushkaryov, Russia)................. 57

— Peace ideas in Russian social thought of XIX century (E. Rudnitskaya, Russia)...................................................... 72

— Idea of non-violence in progress: "non-resistance" of Leo Tolstoy (P. C. Bori, Italy)............................................ 88

— The Apostle of non-violence (K. Lomunov, Russia)..................... 97

Chapter 3. Conscientious objection in the Russian Empire

— Some Russian pacifist sectarians and military service, 1874-1914 (P. Brock, Canada)...............................................115

— History of pacifist movement in Doukhobor sect, XVIII-XX с. (S. Inikova, Russia)..............................................................122

— Canadian Doukhobors as peacemakers (K. Tarasoff, Canada)... 137

— Conscientious objection in the Mennonite Communities of Tsarist Russia (L. Klippenstein)............................................ 150

— Seventh-day Adventists and Noncombatancy in the Russian Empire (D.Heinz, Austria)....................................................172

Chapter 4. International aspects of Russian peacemaking at the turn of the Century

— Russian pacifism and Western peace-making at early XX century (beginnings and activity of Russian peace societies) (R. Ilukhina, D. Sdvizhkov, Russia)...................................... 179

— I. Bliokh and Y. Novikov — Russian peacemakers at the turn of the Century (P. van den Dungen, Great Britain)............202

— Captured by the Fury of War (Antimilitary protest by the painter V. Vereshchagin (O. Shalimov, Russia)..................... 215

 

373

 

— The Hague Peace conference of 1899 and ideas of pacifism (V. Khaytsman, Russia)........................................................ 225

Chapter 5. Conscientious objectors during wartime and in the first years of the Soviet state

— Antimilitary appeal by Tolstoyans (publication by R. Ilukhina, Russia)..... 243

— "General peace-maker" (war, violence and revolution in the life and works of M. Voloshin) (T. Pavlova, Russia)............................................................. 245

— Pacifist protestants in Soviet Russia between the wars (W. Sawatsky, USA)............................................................ 262

— From Quaker Service to Quaker presence: Quakers in Soviet Russia, 1917-1927 (D. McFadden, USA).................. 285

— United Council of Religious Communities and Groups as one of manifestations of Russian religious pacifism (E. Goetel, Russia).................... 301

Chapter 6. Independent peace ideas and groups during the "cold war"

— Pacifism of "shestidesyatniki" ([A.Adamovich], Belorussia)......321

— "Trust" group in Moscow (T. Telukova, Russia)...................... 326

— Totalitarianism and free thinking: the role of independent peace and pacifist ideas in the USSR in the ending of the "cold war" (R. Ilukhina and T. Pavlova, Russia)......... 336

Conclusion. Nonviolent alternative in Russia and pacifism. 347

Summary.................351

 

374

 

Долгий путь

российского

пацифизма

 

Утверждено к печати

Институтом всеобщей истории РАН

 

 

ББК 63(3)

 

Ответственный редактор:

доктор исторических наук Т. А. ПАВЛОВА

 

Редакционная коллегия:

П. Брок (Канада), Р. М. Илюхина (Россия),

Л. Клиппенштейн (Канада), А. О. Чубарьян (Россия)

 

Ответственный секретарь: О. А. Шалимов (Россия)

 

Editorial Board:

Т. Pavlova (Editor-in-Chief),

P. Brock (Canada),

R. Ilukhina (Russia),

L. Klippenstein (Canada),

A. Chubaryan (Russia)

 

Academic Secretary: O. Shalimov (Russia)

 

ACKNOWLEDGEMENTS

 

The Editorial Board and the Authors of this collective work express their deep gratitude to its inspirer Professor Peter Brock (University of Toronto, Canada), who generously gave to it not only a lot of work, but also his moral and financial support. We thank also the Mennonite Church of Canada, Professor David McFadden (USA) and Professor Daniel Heinz (Austria) who kindly gave us financial support. And last but not least we express mostly cordial gratitude to the Directory Board of the Institute of World History whose benevolent attitude, moral and material support made the publishing of history of Russian Pacifism possible.

 

ISBN 5-201-00483-0

 

© Коллектив авторов, 1997

© Институт всеобщей истории РАН, 1997

©Анна Черных, оформление, 1997

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящий труд, созданный международным коллективом исследователей, принадлежит к новому направлению в исторической науке — так называемым "peace studies", изучению теории и практики мирной доктрины. Уникальной его особенностью является попытка показать историю российской мирной идеи в ее международном и внутреннем аспектах, охватив при этом практически все этапы развития отечественной истории, от древнейшего периода до наших дней.

В первых главах показано, что идеал мира существовал в народном сознании еще с домонгольского периода; он прослеживается на материале фольклора, летописей, житийных преданий и литургической практики русской православной церкви; исследуются идеи мира в общественной мысли XVII-XIX вв. Большое внимание уделено апостолу ненасилия Л. Н. Толстому, оказавшему существенное влияние на развитие идей пацифизма во всем мире. Специальная глава посвящена сектантскому пацифизму и отказу от военной службы в Российской империи. Рассматриваются международные аспекты деятельности российских пацифистов на рубеже XIX и XX вв., в частности становление российских обществ мира, Гаагская конференция 1899 г., а также деятельность выдающихся пацифистов-международников И. Блиоха и Я. Новикова. На не известных до сих пор архивных материалах основаны исследования деятельности Объединенного Совета религиозных обществ и групп (ОСРОГ), а также признанных поборников мирной доктрины — квакеров в годы гражданской войны и становления советского режима. Особо высвечена такая крупная, хотя и мало известная на Западе фигура, как художник, поэт и мыслитель Максимилиан Волошин, личным примером показавший живучесть и действенность мирной доктрины в страшные годы войны и террора. Последняя глава вскрывает историю подпольных диссидентских движений мира в период "холодной войны". Уделено внимание пацифизму "шестидесятников", деятельности Московской группы "Доверие" и показана роль независимых миротворческих движений в окончании "холодной войны".

 

5

 

Среди авторов коллективного труда — и маститые профессора, известные во всем мире, и совсем молодые, еще не "остепенившиеся" исследователи. Кроме сотрудников Российской Академии Наук, свой вклад сделали и писатели, и журналисты, и церковнослужители — из США, Канады, Великобритании, Италии, России.

Редколлегия и авторы настоящего коллективного труда выражают глубокую благодарность его вдохновителю профессору Питеру Броку (Университет Торонто, Канада), оказавшему ему не только большую моральную, но и финансовую поддержку. Мы благодарим также за финансовую поддержку Меннонитскую Церковь Канады, профессора Дэвида МакФаддена (США) и профессора Даниеля Хайнца (Австрия). Наконец, мы выражаем самую сердечную признательность Дирекции Института Всеобщей Истории РАН, благожелательное отношение, поддержка и материальная помощь которой сделала возможным выход истории Российского пацифизма в свет.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследования, собранные в этом томе, рассматривают теорию и практику мирной доктрины, существовавшей и развивавшейся в России со времен средних веков и до наших дней. Поскольку книга эта открывает собою новую область исторического знания, естественно, что ряд тем в ней ожидают дальнейшего исследования. История мирной доктрины как подраздел исторической науки медленно, но неуклонно завоевывает признание в послевоенную эпоху. В России же она появилась только после падения коммунистического режима, и появление ее обязано самоотверженным усилиям небольшой группы историков, философов и политологов. Без них создание этой книги не было бы возможным. Здесь к ним присоединились ученые из Западной Европы и Северной Америки, которых их предыдущие исследования привели к изучению того или иного аспекта истории мирной доктрины в России.

Многообразие мирных теорий и миротворческой деятельности, рассматриваемое авторами, имеет широкий диапазон. Они охватывают не только безусловный пацифизм Льва Толстого и его последователей, а также религиозных сект, таких как менониты — германского происхождения — и местных духоборов. Они включают также защитников мирной доктрины менее абсолютного характера: деятелей Русской Православной церкви, поборников Просвещения и мыслителей XIX века, "патриотических пацифистов" (выражение Сэнди Купер), таких как Иван Блиох и Яков Новиков, и бесстрашных антимилитаристов эпохи "холодной войны". Эти мужчины и женщины, которые часто вели свою работу в таких враждебных обстоятельствах, которые редко испытывали защитники мира в Западной Европе или Северной Америке, каждый сделал свой вклад в построение российской мирной традиции, какой бы хрупкой и подверженной по временам насильственным срывам эта традиция ни была. Лев Толстой, конечно, остается главнейшей фигурой, которую следует высветить на долгом пути российского миротворчества. Но исследования показывают, что в действительности на этом пути существовали многие другие, чьи мысли о мире и чья деятельность в защиту мира заслуживают того, чтобы их лучше знали — как внутри, так и вне России.

 

7

 

Эти исследования, публикация которых стала возможной благодаря поддержке Института Всеобщей истории Российской Академии Наук, означают только начало. Я с нетерпением ожидаю от историков мирной доктрины дальнейших межнациональных усилий с тем, чтобы пролить свет на наследие российских идей мира и мирной активности. Только тогда возможно будет провести существенные параллели и различия между российским наследием мира и мирными традициями в других странах.

 

Питер Брок

Почётный профессор истории

Университет Торонто

 

8


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова