ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати
томах.
ТОМ ТРЕТИЙ КНИГА ВТОРАЯ
См. краткое оглавление со ссылками.
1. БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула.
2. БЕСЕДА когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: "Стала царица одесную Тебя" (Псал.44:10).
3. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии.
4. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь.
5. СЛОВО о принятии Севериана.
6. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским.
7. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку.
8. БЕСЕДА по возвращении из изгнания.
9. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку.
10. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки.
11. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки.
12. БЕСЕДА о жене хананейской.
13. СЛОВО о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может.
14. СЛОВО к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, о непостижимом, и против иудеев.
ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ
1. К Иннокентию, епископу Римскому. Первое письмо к Иннокентию было написано после праздника Пасхи, перед вторым изгнанием святителя. В нем рассказывается о всем, что произошло в Константинополе со времени прибытия Феофила. Святитель был низложен Халкидонским собором, затем опять восстановлен на свою кафедру; потом опять подвергся преследованию, был обвинен и изгнан из церкви. Воины вторглись в саму церковь и в крестильню, чем и заканчивается письмо.
2. К Иннокентию, епископу Римскому. Святитель, будучи уже три года в изгнании, написал второе письмо, в котором он обращается не только к папе, но и нескольким епископам, находящимся в Риме или в окрестностях этого города. Он благодарит их за их любовь по отношению к нему и за ревность, с которой они старались утишить столь страшное обрушившееся на него бедствие.
Возлюбленному брату Иоанну Иннокентий Письмо Иннокентия к св. Иоанну Златоусту сохранено Созаменом. Иннокентий старается утешить святителя. Письмо его дышит почтением и самой нежной любовью. Он говорит о терпении в бедствии и о венце, предназначенном для тех, которые самоотверженно переносят страдания. Письмо это представляет собой ответ на письмо святителя, доставленное Иннокентию диаконом Кириаком.
Иннокентий епископ пресвитерам, диаконам и всему клиру и народу церкви Константинопольской, подчиненным епископу Иоанну, возлюбленным братьям радоваться
Письмо Иннокентия к духовенству константинопольскому представляет собою ответ на послание того же духовенства, которое доставлено было папе священником Германом и диаконом Кассианом. Иннокентий оплакивает в нем бедствия восточной церкви. Для исцеления стольких зол нужно созвать собор, и он выражает живейшее желание, чтобы стихли все эти смятения.
Сакра, или августейшее послание Гонория Августа к государю востока Аркадию Это послание императора Гонория к императору востока Аркадию относится к делу св. Иоанна Златоуста. Император сначала говорит в нем об изображении императрицы Евдоксии, которое было пущено по провинциям в честь императрицы. Сначала воздвигнута была статуя Евдоксии перед церковью св. Софии. По этому случаю даны были разные игры постыдные зрелища, способные отвращать народ от дел благочестия. Св. Иоанн Златоуст в своей беседе восстал против этого соблазна и навлек на себя гнев императрицы. Гонорий в своем письме негодует на все то, что произошло в Константинополе, а затем и на несправедливость низложения святителя. Он напоминает о жертвеннике, орошенном человеческой кровью, о священниках, отсылаемых в изгнание, и об Иоанне Константинопольском, изгнанном из своей церкви.
3. Епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу Это письмо было написано, как полагают, в Кукузе в 404 году. Св. Иоанн Златоуст обращался к ним еще и с другим письмом, которое помещено ниже.
4. Письма к Олимпиаде
Госпоже моей достопочтеннейшей и боголюбезнейшей, диаконисе Олимпиаде, епископ Иоанн о Господе радоваться Семнадцать писем, адресованных к Олимпиаде, представляют собой самые длинные, самые прекрасные и полезные из всех писем святителя, говорит Фотий. Олимпиада была дочь князя Анисия. Ее отец отдал ее замуж за префекта Небридия (вероятно, в 384 году). Св. Григорий Назианзин, приглашенный на брак, извинился, что не может на нем присутствовать, и обратился к молодой супруге с похвальным словом. Олимпиада была замужем только один год и восемь месяцев. Овдовев в столь юном возрасте, она решила остаться вдовой и ничто не могло поколебать этого ее решения. Напрасно император Феодосий прибегал к просьбам и угрозам, чтобы заставить выйти ее замуж за своего родственника испанца Елпидия. Ее отказ разгневал императора, который прежде чем отправиться в поход против Максима, приказал префекту города секвестровать все ее имения, пока она не достигнет тридцатилетнего возраста. Олимпиада отнеслась к этому возмутительному действию с таким мужеством, что казалась даже счастливее при виде ограбления своего имущества. Между тем Феодосий, поняв, что ничем нельзя было побороть этого противодействия, велели возвратить ей имения. С этого времени дом ее сделался открытым для епископов, монахов, священников и других духовных лиц, приходивших в Константинополь. Епископ Нектарий сделала ее диаконисой, и в этом достоинстве она и закончила свою жизнь. Письма к Олимпиаде с достаточностью свидетельствуют о том, как он была любезна святителю Златоусту. После изгнания святителя ее влачили по судам, обвиняли вместе с другими приверженцами святителя в поджоге храма св. Софии. Несмотря на основательность ее ответов, ее приговорили к большому штрафу; затем она оставила Константинополь, чтобы удалиться в Кизик, где и отошла в лучшую жизнь. Св. Григорий Назианзин, Палладий, Созомен, Аммиан и другие биографы сообщают многочисленные подробности об этой добродетельной женщине.
Письмо 1. 1. Утешение в скорби. Нужно бояться только греха. 2. Бедствия приготовляют нам великую награду, почему Бог и попускает на нас страдания. - Пример трех отроков в пещи вавилонской. - 3-4. Во все времена Господь попускал соблазн и гонения, чтобы лучше проявить Свое могущество и Свою мудрость. - 5. Заключение: Олимпиада должна изгнать из своей души скорбь, которую причиняют ей настоящие смятения.
К ней же письмо 2. 1. Опасно предаваться унынию. - 2. Пример: ап. Павел, отлучив коринфского грешника, потом примирил его с церковью, чтобы не дать ему впасть в отчаяние. - 3. Душу Олимпиады должна занимать мысль о муках ада или, скорее, о небесном счастье. - 4. Пусть она почерпает утешение в воспоминании своих добрых дел и в надежде на вечную награду. - 5-6. Возвышенная похвала трезвенности, терпению, скромности и другим добродетелям Олимпиады. - 7. Похвала девственности. - 8-10. Вставочное рассуждение об Иове и его бедствиях. Возвращение к предмету. - 11-13. Утешение Олимпиады, скорбевшей об отсутствии святителя.
К ней же письмо 3. Печаль есть самое ужасное из всех бедствий. - Она ужаснее самой смерти. - Доказательство этой мысли на нескольких примерах. - Страдания более служат основой для заслуг, чем даже добрые дела. Размышления о страданиях Иова, ап. Павла и Иосифа.
К ней же письмо 4. Святитель извещает Олимпиаду, что несмотря на суровость зимы, он находится в добром здоровье. - Совет Олимпиаде не пренебрегать ничем для своего излечения. - Польза от страданий, причиняемых болезнью. - Примера Иова, Лазаря, Тимофея. Увещание ей изгнать из своей души удручающую ее скорбь.
К ней же письмо 5. Святитель хвалит Олимпиаду за ее терпение. - Увещание ей не терять мужества. - Праведные могущественны и счастливы даже среди гонений. - Злые немощны и несчастливы даже во время своих успехов. - Доказательством этого могут служить Авель и Каин. 619-621
К ней же письмо 6. Похвала мужеству Олимпиады. - Ее мужество возрастает вместе с гонением. - Мысль о стольких заслугах должна наполнить ее радостью и блаженством.
К ней же письмо 7. Злой человек не может избегнуть суда своей совести. - Пример Иуды, брата Иосифа. - Пример Иуды Искариота. - Добродетель заслуживает вечного блаженства и получает награду даже еще здесь. - Вот чем должна утешаться Олимпиада среди претерпеваемых ею гонений.
К ней же письмо 8. Святитель указывает Олимпиаде несколько побуждений к ее утешению. - Повсюду знающие ее выражали сочувствие ее страданиям. - Пусть она помышляет о наградах, ожидающих в будущей жизни. - Жаловаться и скорбеть могут только злые люди.
К ней же письмо 9. Страдания нужно переносить с терпением.
К ней же письмо 10. Святитель упрекает Олимпиаду за то, что она пишет к нему недостаточно часто.
К ней же письмо 11. Спокойствие святителя среди своих страданий. - Он просит Олимпиаду писать к нему чаще.
К ней же письмо 12. Святитель извещает о своем прибытии в Кесарию. Он поправился здоровьем и хвалится теми необычайными заботами, которыми он окружен от своих друзей и почитателей.
К ней же письмо 13. Святитель рассказывает Олимпиаде все, что он потерпел до прибытия в Кукуз. - Затем он говорит о сочувствии, которое он встречает в этой местности, и о тех попечениях, которыми он постоянно окружен там.
К ней же письмо 14. В нем рассказывается о том, что случилось со святителем в Кесарии.
К ней же письмо 15. Святитель увещевает Олимпиаду не страшиться гонений и извещает ее, что он еще не совсем выздоровел.
К ней же письмо 16. Рассуждение о том, что Бог посылает благочестивым людям и радости и страдания.
К ней же письмо 17. Святитель хвалит Олимпиаду за ее мужество и самоотречение.
5. Письма к разным лицам
Письма к разным лицам 5-99.
Письма к разным лицам 100-225.
Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста.
Слово на Святую Пасху.
Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.
На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово первое.
На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово второе.
На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово третье.
На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово четвертое.
На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово пятое.
На Пятидесятницу. Слово первое.
На святую Пятидесятницу. Слово второе.
На святую Пятидесятницу. Слово третье.
Беседа о Святом Духе.
В день памяти мучеников; также о том, что Христос называется Пастырем и Агнцем; и о завесе, и о жертве умилостивления.
На поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста.
Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест,что Крестом Христос спас нас и что нам надлежит хвалиться им; также о добродетели, о том, как (Христос) желает нашего спасения, и о милостыне.
|