Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Евфимий Зигабен

Толкование
Евангелия от Иоанна

К оглавлению

ГЛАВА    XXI

Стих 1. Посем явися паки Иисус ученикам (Своим, востав от мертвых), на мори Тивериадстем[1126] После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде, но являлся им только по временам. Выражение явися и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз, но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим. Упомянутое здесь море находилось в Галилеи, куда ученики пошли, опять ободрившись духом.

Стих 1… Явися же сице...[1127] так, как евангелист далее говорит.

Стихи 2-3. Бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже (бе) от Каны Галилейския, и сыны Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою...[1128] Так как Спаситель теперь не постоянно находился с учениками, а другой Утешитель еще не пришел и проповедь им еще не была совершенно поручена, то они, не имея чего делать, обратились к прежнему своему занятию и занимались рыбной ловлей, но не с корыстной целью, как прежде.

Стих 3... Изыдоша (же) и вседоша абие в корабль...,[1129] который принадлежал Петру или сыновьям Зеведеевым, или же кому-либо из знакомых.

Стих 3… и в ту нощь не яша ничесоже[1130] Это случилось по устроению Божию, — как об этом дальше еще будет сказано. Вероятно, говорит Златоуст, что и остальные ученики следовали за теми по сухому пути в качестве зрителей, чтобы занять досужное время, и вместе с ними провели ночь.

Стих 4. Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть.[1131] Может быть, вид Его нетленного тела показался в большем блеске, чем прежде, или же Он не был узнан учениками по особой на то воле Божией.

Стих 5. Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате?..[1132] Детьми (παιδια) назвал учеников, воспользовавшись обыкновенным названием работников, и назвал так потому, что они теперь находились в цвете лет и были полны сил для предстоящих им трудов. Говорит Иисус Христос с ними так, как будто хочет купить у них что-нибудь.

Стихи 5-6. Отвещаша Ему: ни. Он же рече им: вверзите мрежу одесную страну корабля и обрящете...[1133] Ученики еще не знали, что это Иисус Христос, хотя должны бы были узнать: каким образом обыкновенный человек мог бы знать, что, закинув сеть по правую сторону лодки, они поймают? Определенно указал Иисус Христос закинуть сеть именно с правой стороны для того, чтобы ловля не показалась случайной.

Стих 6... Ввергоша же...[1134] (Тотчас же ученики повиновались, или потому, что предполагали, что говорящий с ними знает по каким-либо приметам, что в этом именно месте плывет какая-то рыба, или же потому, что сами, может быть, увидели, что она уже бросалась там).

Стих 6... И ктому не можаху привлещи ея от множества рыб.[1135] В отсутствии Спасителя ученики ничего не поймали, а в Его присутствии они захватили сетью множество рыб, чтобы мы знали, что без Него мы не делаем ничего полезного, а с Ним — весьма много. Поэтому должно и нам, повинуясь заповедям Спасителя, трудиться и помнить о правой стороне, потому что эта сторона похвальна (Найди в пятой главе Евангелия от Луки то место, где говорится: такожде же Иакова и Иоанна сына Зеведеова, яже беста обещника Симонови (Лк. 5, 10)[1136] и т.д., и прочитай толкование этого места. Там же найдешь и таинственное изъяснение, которое идет и к данным словам).

Стих 7. Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть...,[1137] заключив так из удачной ловли и из того, что как будто по повелению Его собралось в одном месте такое множество рыбы.

Стих 7... Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море.[1138] Иоанн был проницательнее вследствие величия чистоты, а Петр — пламеннее вследствие жара любви. Поэтому Иоанн узнает Иисуса Христа прежде Петра, но Петр приходит к Нему прежде Иоанна. Лишь только Петр услышал, что это — Господь, тотчас бросил все, что у него было в руках, и не дожидаясь, пока судно приблизится к берегу, бросился в море, чтобы скорее придти к Нему. Епендитом называлась льняная одежда без рукавов, покрывающая тело до колен. Она обыкновенно употреблялась рыбаками ради удобства и приличия. Петр был наг, т.е. не имел на себе никакой другой одежды, а только один епендит и то не подпоясанный; быть же совершенно нагим было уже совсем неприлично. Теперь он, подпоясавшись, выразил свое почтение к Иисусу Христу.

Стих 8. А друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб.[1139] Приплыли таща веревки, при помощи которых тянулась сеть.

Стих 9. Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб...,[1140] рыбу, лежащую на угольях, а хлеб — отдельно. Все это Иисус Христос создал из ничего, чтобы показать ученикам Свое могущество и, представляя им возможность подкрепить свои силы после трудов, высказать Свою любвеобильную заботу о них.

Стих 10. (И) глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне.[1141] Говорит так, потому что знал, что ученики поймали. И прежде Иисус Христос сказал: вверзите мрежу одесную страну коробля, и обрящете, тоже потому, что знал, что они поймают. Впрочем, Господь повелел сделать это и для того, чтобы самое дело не показалось каким-либо призраком и чтобы ученики еще более удивились, когда увидят, что рыбы поймано весьма много, рыба весьма большая и, однако, сеть не порвалась.

Стих 11. Влез (же) Симон Петр... Вошел в судно, как более искусный в рыбной ловле, но за ним, конечно, последовали и другие.

Стих 11... извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три..[1142] Некоторые изъясняют это так, что сто рыб означали тех, которые должны быть уловлены в христианство из язычников, а пятьдесят рыб — тех, которые должны быть уловлены из иудеев, так как из язычников имело уверовать во Христа больше, чем из иудеев. А три рыбы указывали на Пресвятую Троицу, в Которую эти люди должны уверовать.

Стих 11... И толико сущым, не проторжеся мрежа...,[1143] не потому, что она была крепка, но потому, что Господь так устроил.

Стих 12. Глагола им Иисус: приидите, обедуйте..., так как уже наступало обеденное время и пора была отдохнуть после трудов (Вероятно, немного пойманной рыбы было испечено для голодных учеников, а остальная часть ее была роздана бедным).

Стих 12... Ни един же смеяше от ученик истязати Его, Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть.[1144] Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, ученики хотели бы спросить, но не смели, зная из вышеизложенных чудесных обстоятельств, что это Господь.

Стих 13. Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде. Теперь Иисус Христос уже не взирает на небо и не делает ничего другого, что Он делал прежде при подобных случаях, как человек, показывая ученикам, что и все, находящееся пред их глазами, Он Сам устроил с особой премудрой целью.

Стих 14. Се уже третие явися Иисус учеником Своим востав от мертвых...[1145] В первый раз Иисус Христос явился вечером в тот же день, в который воскрес (Ин. 20, 19), во второй раз — через восемь дней после того (Ин. 20, 26), а в третий раз теперь. Очевидно, что после этого ученики пошли на гору, куда повелел им идти Иисус, именно после того, как они опять получили наставление от Господа (Мф. 28, 16). Являлся Иисус Христос и женам, которые были как бы ученицами Его, и двум тем, о которых упоминается у евангелиста Марка (16, 12), и Петру, и Клеопе с его спутником (Лк. 24, 18), — но всем вместе ученикам Он явился теперь уже в третий раз (Теперь Он не жил уже вместе с ними постоянно. Но здесь евангелист не упомянул, вкушал ли пищу и Сам Иисус Христос; на это указывает, как мне кажется, евангелист Лука в книге Деяний Апостольских в том месте, где говорит Петр: с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых (Деян. 10,41)).

Стих 15. Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя.[1146] Спрашивает Иисус Христос об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, — скажем после.

Стих 15... Глагола ему: паси агнцы Моя. Агнцами Своими Иисус Христос называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами. Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.

Стихи 16-17. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола Ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.[1147] Трижды спрашивая об одном и том же и трижды одно и то же повелевая, Иисус Христос хочет показать, что Он весьма высоко ставит предстоятельство среди учеников и считает его важнее всякого другого служения. Но Петр, смутившись троекратным вопросом и предположив, что ему только кажется, что он любит Иисуса Христа, а на самом деле не любит, подобно тому как и прежде ему казалось, что он никогда не отречется от Иисуса Христа, а, однако, отрекся, — Петр, смущенный этим, опечалился и испугался. Прежнее испытание сделало теперь его более умеренным и благоразумным. Теперь он выставляет свидетелем Самого Иисуса Христа, как знающего все прежде, чем оно исполнится, — и говорит: Ты вся веси и настоящее, и будущее, как Бог, — Ты знаешь, что я люблю Тебя теперь всей душой. Больше ничего Петр не говорит теперь, так как не может знать будущего и так как немного прежде, высказав противоречие, он уже изобличен был в том, что напрасно он так сильно уверен в себе. Агнцами и овцами названы ученики по своему незлобию и готовности быть принесенными в жертву, — сначала — агнцами, как менее совершенные, а затем — овцами, как более совершенные. Итак, Иисус Христос возвращает Петру право пасти верующих, так как он прежде горькими слезами смыл пятно отречения, а теперь вместо троекратного отречения произнес троекратное исповедание и, таким образом, прежде делом, а теперь словом исправил падение, бывшее на словах. Затем Иисус Христос приточно предсказывает Петру и род смерти его, именно что и он умрет на кресте, показывая этим, что все то, что Он сказал Петру, сказал не потому, что не знал того, о чем спрашивал, и не потому, что не верил ему...

Стих 18. Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси...[1148] Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел.

Стих 18. Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.[1149] А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного (Еф. 4, 13), находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил Бог к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, — как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было.

Стих 19. Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога...[1150] Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, — для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика.

Стих 19... И сия рек, глагола ему: иди по Мне. Этим Иисус Христос опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству... или: иди по Мне, т.е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною смерть на кресте.

Стих 20. Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща[1151] идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.

Стих 20... Иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя?[1152] Это было во время Тайной Вечери. Евангелист упоминает о возлежании на Тайной Вечери и вопросе, чтобы показать, насколько Петр сделался смелым, раскаявшись в своем отречении. Во время Тайной Вечери он не осмелился спросить Господа и воспользовался для этого помощью возлюбленного ученика, а теперь он смело спрашивает о самом возлюбленном ученике.

Стих 21. Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что?[1153] А он не последует за Тобою? Не пойдет по одному с нами пути смерти? Не одинаковой с нами смерти подвергнется? Петр понял, какое значение имели слова: иди по Мне и, сильно любя Иоанна, хотел, чтобы и он сподобился такой же смерти; но так как Иоанн не осмелился спросить Спасителя, то спрашивает сам Петр и таким образом отплачивает Иоанну за прежнюю услугу. Что же Иисус Христос? Не обращая внимания на частную взаимную их любовь и научая не допытываться больше того, что нужно знать, Иисус Христос показывает, что им предопределена неодинаковая участь (Когда Петр услышал (толкуют некоторые), что он умрет за Иисуса Христа, то сказал: а что же Иоанн? Разве и он умрет? Иисус Христос, конечно, не отрицал этого, потому что всякий, кто родился, тот и умрет, а только сказал: если бы Я пожелал, чтобы Иоанн оставался до самой кончины мира и тогда свидетельствовал обо Мне, что тебе до того? На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе. А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще. Ложно, значит, не то, что Иоанн не умер, а ложно предположение, что он бессмертен. Другие же утверждают, что Иоанн умер, и выражение: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду — понимают в таком смысле, что Иоанн должен остаться в Иудее до тех пор, пока Иисус Христос придет против иудеев, чтобы поразить их руками римлян, — и что, поэтому, Петру должно было расстаться с Иоанном, чтобы проповедовать в разных местах для большей пользы. Итак, мы привели здесь все мнения, чтобы интересующиеся этим предметом могли знать все. Кроме того, те, которые говорят, что Иоанн умер, передают это таким образом: выкопали, говорят, яму и обложили кругом камнями; затем опустили его туда и закрыли. Спустя несколько дней осмотрели эту яму и не нашли его; но так как все-таки его положили туда, то и говорят, что он умер).

Стих 22. Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе[1154] Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?

Стих 22... Ты по Мне гряди...[1155] Ты думай о своей смерти, не доискиваясь того, какая смерть ожидает Иоанна.

Стих 23. Изыде же слово се в братию...[1156] Какое же это слово?

Стих 23... Яко ученик той не умрет... Вероятно, и другие слышали то, что было сказано Петру. Пронеслось между братьями слово это, т.е. что Иоанн не умрет, — хотя они заблуждались и не поняли цели этих слов. Затем евангелист исправляет такую ложную молву.

Стих 23... И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе?[1157] А эти слова вовсе не означают того, что Иоанн не умрет, но имеют совершенно другую цель, как выше было сказано. Какое же остается основание у тех, которые продолжают утверждать, что Иоанн не умер, когда сам же он ясно говорит, что предполагающие это заблуждаются.

Стих 24. Сей есть ученик свидетелствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетелство его.[1158] Я сам, как очевидец, знаю, что свидетельство это истинно. Очевидно, что и другие знали это. Итак, Иоанн, вполне уверенный в истине того, о чем он свидетельствовал, как бы так говорит: я знаю, что некоторым это может показаться подозрительным потому именно, что об этом нет упоминания у других евангелистов.

Стих 25. Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус...[1159] То же самое евангелист и прежде сказал о чудесах Иисуса Христа.

Стих 25... Яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг. Аминь.[1160] (Не вместил бы этих книг мир и по другой причине, именно не вследствие множества написанных книг, а вследствие величия того, что в них написано). Это речь гиперболическая, указывающая на великое множество дел, совершенных Господом. Гиперболой очень часто пользуются и писатели и ораторы, когда хотят изобразить величие какого-либо предмета. Сам евангелист, прибавив слово мню, ослабил несколько гиперболу и усилил веру в то, что могло бы показаться невероятным, показывая, что он сказал так по причине великого множества дел, совершенных Господом. Весьма много и других дел совершил Иисус Христос, как всемогущий, потому что для Него легче было делать, чем для нас говорить; но евангелисты записали только более полезное и более необходимое для веры и благочестия, в том предположении, что неверующий записанному не поверил бы, если бы и больше было записано, а для принимающего с верой все записанное не будет никакой необходимости в большем. О, если бы и нам оказаться совершенными слугами Всесовершенной Троицы и окончить свою жизнь доброй кончиной во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

_____________________

[1126] После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском.

[1127] Явился же так:

[1128] были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою.

[1129] Пошли и тотчас вошли в лодку,

[1130] и не поймали в ту ночь ничего.

[1131] А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

[1132] Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?

[1133] Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.

[1134] Они закинули,

[1135] и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

[1136] Также и Иакова и Иоанна, сына Заведеевых, бывших товарищами Симону.

[1137] Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь.

[1138] Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море.

[1139] А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою.

[1140] Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

[1141] Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

[1142] и вытащили на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три;

[1143] и при таком множестве не прорвалась сеть.

[1144] Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь.

[1145] Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

[1146] Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

[1147] Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

[1148] Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел;

[1149] а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

[1150] Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога.

[1151] Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус

[1152] и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?»

[1153] Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

[1154] Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

[1155] ты иди за Мною.

[1156] И пронеслось это слово между братиями...

[1157] Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»

[1158] Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

[1159] Многое и другое сотворил Иисус.

[1160] но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова