Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Джон Йодер

ОН ПРИШЕЛ С ПРОПОВЕДЬЮ МИРА

Перевод Элины Деменковой, любезно прислан Я.Кротову, 2010. См. миротворчество.

На английском: Yoder, John. He Came Preaching Peace. 1985. В Описи А, № 40073.

Путь мира в воюющем мире, 1968. - Я назвал вас друзьями, 1983. - Мудрость и сила, 1971. - Что особенного вы делаете по сравнению с другими?, 1976 - Голос крови брата твоего, 1976. - Слава в скинии, 1974. - Слава в скинии, 1983. - Город на вершине горы, 1982. - Разрушенная стена, 1982. - Дар примирения, 1982. - Ваша надежда слишком слаба, 1970. - Обратись.

Предисловие автора

И, придя, Он благовествовал мир вам, которые были далеко, и мир тем, которые были близко.
Еф 2:17

Данный библейский текст вовсе не о том, что Иисус проповедник в обычном смысле этого слова. Здесь не говорится о Его словесном пастырстве. Скорее Библия сообщает, что Его жизнь и смерть олицетворяют собой послание –  все Его бытие возвестило о новом порядке вещей, имя которому «мир».

И мы без дерзости и смущения предпринимаем попытку рассуждения об этом воплощенном воззвании своими словами. Так верить – наш долг, и если вспомнить историю, она только поддтверждает его истинность.

Слова Библии о «тех, кто близко» напоминают, что большая часть общения, которое происходит в группе людей, приверженных какой-либо идее, не является попыткой информировать или убедить в чем-либо людей вне группы, оно направлено на углубление понимания предмета для тех, кто уже разделяет идею. Главы данной книги изначально были устным обращением одного верующего к другим. Иисус принес своему народу только то, что ему уже принадлежало, апостол Павел провозгласил Израиль открытым для язычников, и это было посланием, с которым только иудей мог обратиться к иудеям. Поэтому эти размышления можно назвать передачей информации о «церкви мира» внутри группы.    

Действительно, апостол был пастырем больше для «тех, кто близко». Для тех, кто уже участвовал в наследии веры, и для которых его обращение было самым необходимым.

Последующие страницы не призваны убедить иноверцев (и не являются толкованием и проповедью Евангелия язычникам). Они адресованы тем, кто уже участвует в христианском движении мира, будучи попыткой сделать их убежденность более ясной. Ни в коей мере этот материал не является катехизисом. Он проходит в праздничном настроении по основным темам Священного писания, при этом автор не пользуется стандартными формулами и вопросниками, чтобы обеспечить полноту охвата темы.

Общность данных исследований основана на широте тем и направлений. Они различны по стилю и типу изучаемого текста, а  также по способам изложения. Ссылки на национальное и институциональное миротворчество намеренно непрямые, хотя всегда прозрачны. Несколько интерпретируемых текстов говорят о народе Божием, который существует в центре мира, но не отождествляется с ним, ответственен за мир, но не руководит им. Намеренно тексты в большей степени посвящены месту народа Божия в истории мира при Боге, а не индивидуальной духовности – хотя при ближайшем рассмотрении это различие становится все более тонким.

Главы данной книги можно назвать проповедями. Они адресованы верующим и предполагают готовность читателя или слушателя внимать наставлениям. Однако, z не готовил и не читал их в контексте пасторской службы. Им не достает иллюстративности и риторики, которая обычно присутствует в проповедях.

Жанр «библейской лекции» имеет долгую, хотя во многом забытую, но заслуживающую уважения историю евангелического опыта. Присущий жанру объем, простой и откровенный стиль изложения, прямое внимание к тексту основаны на том значениии, которое Библия имела для образования в пуританской церкви, движении Реформации и общинах американских поселенцев.

Библейская лекция заняла определенное место в церковной жизни переселенцев Америки времен фронтира (границы продвижения поселенцев в США). Она стала моделью образовательного процесса, который предполагал широкую грамотность и высокую степень ответственного участия в церковной жизни. Библейский лектор мог появиться в местной церкви где-нибудь на Среднем Западе в период с 1850 по 1930 с твердой уверенностью, что найдет там увлеченных и серьезных слушателей, которые будут ежевечерне приходить на собрания в течение недели или двух. Они будут внимательно следить за текстом по своим потрепанным Библиям. Принимая любой уровень эрудиции лектора, с готовностью получая специальную информацию по языку и археологии древнего Ближнего Востока, они считали обязательным для каждого христианина  критичное отношение к услышанному, когда нужно «самому смотреть в текст, чтобы убедиться, истинно ли то, что им говорят» (как иудеи в Верии, Деян 17:11)   

Несколько поколений меннонитов, Братьев, Друзьей, Церкви Слова Христова (церкви мира американского фронтира) дорогостоящим и критичным способом отстаивали этот специальный взгляд на библейское образование, независимое от специализирующегося на нем духовенства, проявляя при этом уважение к фундаментальным знаниям. Веком позже участие в инициативе Нового призыва к миру стало считаться привилегией, поскольку там воспроизводится наследие библейского возрождения времен фронтира, скромное, рискованное, но уверенное возвращение к Писанию. 

Первое чтение лекций, собранных в этой книге, во времени растянуто для целого поколения слушателей. Некоторые из них, с вариациями, читались не однажды. Были предприняты незначительные попытки освободить тексты от оригинального контекста, чтобы читатель мог применять их к окружающей жизни.

Видение мира Христа как темы для воззвания противоречит вечному стремлению некоторых течений христианства разграничить божественное и человеческое откровение, духовное и социальное евангелие, дух и тело, внутреннее и внешнее примирение.

Эта полная дуализма тема редко обсуждается в книге эксплицитно, но постоянно находится в фокусе косвенно и в качестве предположений. И дело не в том, что богослов обязан поддерживать интеллектуальный баланс, уравнивая на весах обе стороны диалектики. Скорее, личность Христа вызывает эту дихотомию и позволяет своим последователям делать то же самое.

Прежде всего, Христос с Его проповедью мира, откуда и появилось название книги. Его слава и уязвимость опровергают эту дихотомию. Его славе и силе посвящается и вверяется мое скромное подношение.

Джон Г. Йодер
Элкхарт, Индиана

26 марта 1984 года   

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова