Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Иван Карабинов


Климентъ, епископъ Римскій и «Климентова литургія».

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Текст литургии.

Оп.: Православная Богословская Энциклопедія. Томъ одиннадцатый. Клавда — Книги апокрифическія Новаго Завѣта. / Составленъ подъ ред. Н. Н. Глубоковскаго, Д-ра богословія, ординарнаго профессора С.-Петербургской Духовной Академіи. Изданіе преемниковъ † профессора А. П. Лопухина. — СПб.: Бесплатное приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1910 г. — Стлб. 98-100.

Климентова литургія. — Такъ называется литургія, изложенная въ 5-15 главахъ VIII-ой книги «Апостольскихъ Постановленій». Свое названіе она получила отъ заглавія этого сборника: Διαταγαὶ τῶν ἀγίων Ἀποστόλων διὰ Κλήμεντος τοῦ ῥωμαίων ἐπισκόπου τε καὶ πολίτου. Хотя наука еще въ XVII в. отвергла принадлежность этого сборника св. Клименту Римскому, но наименованіе данной литургіи — «Климентова» — употребляется и доселѣ ради его краткости.

По своей схемѣ Климентова литургія стоитъ еще близко къ тому порядку литургіи, какъ его изобразилъ въ своей большой апологіи Іустинъ мученикъ. Онъ указываетъ тамъ слѣдующіе элементы современной ему литургіи: чтеніе слова Божія — Ветхаго и Новаго завѣтовъ, проповѣдь, общая молитва, принесеніе и освященіе даровъ и, наконецъ, — причащеніе. Тотъ же порядокъ находимъ и въ Климентовой литургіи — съ тою только разницей, что въ ней предъ ектеніей и молитвой вѣрныхъ поставлены еще ектеніи и молитвы оглашенныхъ, одержимыхъ, готовящихся къ просвѣщенію и кающихся. Замѣчательна по своему обширному объему евхаристическая молитва данной литургіи: въ ней вкратцѣ излагается почти вся исторія домостроительства.

Что такое Климентова литургія, это — вопросъ нерѣшенный еще и доселѣ. Рѣшеніе его стоитъ въ связи съ вопросомъ о происхожденіи сборника «Апостольскихъ Постановленій». Новѣйшія изслѣдованія выяснили, что онъ составленъ въ Сиріи, — по мнѣнію А. Гарнака, между 340-360 гг. (предпочтительно 340-346), по мнѣнію же покойнаго Ф. Функа въ концѣ IV-го или даже въ началѣ V-го вѣка. Составитель его въ первыхъ шести книгахъ интерполировалъ памятникъ III-го в., такъ наз., «Didascalia», въ 1-32 главахъ VII-ой кн. — «Διδαχὴ τῶν δώδεκα Ἀποστόλων». Но относительно VIII книги мнѣнія ученыхъ расходятся. Существуетъ рядъ памятниковъ, родственныхъ этой книгѣ. Самый близкій изъ нихъ, это — «Constitutiones per Hippolytum» — болѣе краткая редакція VIII-ой кн.; въ ней, между прочимъ, литургіи совсѣмъ нѣтъ. Самый же отдаленный, это — «Canones Hippolyti» (араб. и еѳіопск.). Здѣсь много новаго сравнительно съ «Постановленіями», — литургіи тоже нѣтъ, и только послѣ изложенія епископской хиротоніи замѣчается, что новорукоположенный епископъ совершаетъ евхаристію, — и приведены возгласы, предваряющіе евхаристическую молитву. Средину между этими двумя послѣдними памятниками занимаютъ такъ наз. «Египетскія Церковныя Постановленія»: въ еѳіопской ихъ редакціи, кромѣ вышеуказанныхъ возгласовъ, даны также и главныя литургійныя молитвы, но отличныя отъ Климентовой литургіи.

По мнѣнію однихъ ученыхъ (Г. Ахелисъ и др.), древнѣйшій памятникъ — «Canones Hippolyti», а по мнѣнію другихъ (Ф. Функъ) онъ — самый позднѣйшій и образовался чрезъ постепенное сокращеніе и видоизмѣненіе VIII-ой кн. «Постановленій». Отсюда вытекаютъ и два разные взгляда на Климентову литургію. Ученые, держащіеся перваго взгляда, полагаютъ, что она — произведеніе составителя «Постановленій» (Brightman, напр., думаетъ, что она составлена по рубрикамъ антіохійской литургіи, тексты ектеній — прямо антіохійскіе, ибо они, какъ это издавна уже отмѣчалось, сходны съ текстами и изложеніемъ антіохійскихъ ектеній, приводимыхъ въ его твореніяхъ Іоанномъ Златоустомъ, — схема анафоры — сирійская, молитвы — въ значительной степени — собственное сочиненіе составителя). Слѣдующіе же второму мнѣнію полагаютъ, что составитель «Постановленій» интерполировалъ уже готовую литургію, употреблявшуюся въ антіохійскомъ церковномъ округѣ и что Климентова литургія составлена не въ одно какое-либо время: въ ней есть новые элементы, IV-го вѣка, но есть и части, идущія еще отъ II-го вѣка. Второй взглядъ правильнѣе. Составитель «Постановленій» во II-ой кн. сборника даетъ еще и собственное изложеніе литургіи: порядокъ ея сильно отличается отъ Климентовой литургіи.

Литература. Текстъ литургіи см. въ изданіяхъ «Апостольскихъ Постановленій». F. Turriani (1563), Cotelier’а (1672), Clericus’а (1724), Gallandi (Bibloteca vet. patr. III, 1767, Migne’а (gr. I), W. Ueltzen’а (1853), de-Lagarde’а (1862) и въ новѣйшемъ F. X. Funk’а (t. 1, 1905). Отдѣльныя изданія Климентовой литургіи — Chr. Bunsen, Hippolytus II, Lpzg. 1853; Daniel, Codex liturgiens IV, Lips. 1853, Hammond, Liturgies Eastern and Western, Oxford 1878, и переработка этого изданія у Brightman (тоже заглавіе), vol. I, Oxford 1896. Русскіе переводы: — «Постановленій» — Казань 1864, отсюда переводъ Климентовой литургіи перепечатанъ у Ѳ. Смирнова [еп. Христофора], Богослуженіе Христіанское со времени Апостоловъ до четвертаго вѣка, Кіевъ 1876 (оттиски изъ «Тр. Кіевск. Дух. Академіи» 1874-1876 г.), другой переводъ — въ «Собр. древн. литург. восточн. и западныхъ», вып. I, Спб. 1874 г. Выдержки изъ Климентовой литургіи см. у И. Вѣтринскаго, Памятники древн. христ. Церкви, т. III, 5, Спб. 1844. Взгляды и мнѣнія указаны у Brightman’а въ введеніи. См. также F. Probst. Liturgie d. drei erst. Cliristlich. Jahrhundert, Tübingen 1870, и его же, Liturgie d. viert. Jahrhunderts und der. Reform, Münster 1893. P. Drews, Studien zur Geschichte d. Gottesdienstes u. d. gottesdienstlich en Leben, II u. III — Untersuchung. über d. sog. Clementinische Liturgie im 8 B. d. apostol. Konstitutionen Die Clementinische Liturgie im Rom, Tübingen 1906. (Ср. «Theologieche Revue» 1908, 8, Sp. 182-184; «Theologische Literaturzeitung» 1908, 11, Sp. 333-335.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова