Cофья Куломзина
НАША ЦЕРКОВЬ
И НАШИ ДЕТИ
К оглавлению
Пособие для подготовки школьной программы
Прилагаемая ниже схема не
является программой преподавания Закона Божия. Это скорее попытка продумать содержание
занятий по Закону Божию с детьми на различных этапах их умственного и душевного
развития. Мне кажется, что использовать материал, всегда составлявший главное
содержание православного религиозного обучения, — повествования из Ветхого и Нового
Завета, объяснение богослужения, вероучения, истории Церкви, житий святых, — следует
не в историческом или логическом разделении проходимого материала, а в таком порядке
и в таком методическом изложении, чтобы этот материал являлся духовной пищей на
разных ступенях духовного, душевного и умственного развития ребенка.
Для определения этапов умственного и душевного развития
ребенка я пользовалась книгой английского педагога-психолога Рональда Гольдмана
"Готовность к религии". Гольдман связывает эти этапы с десятью основными "темами"
жизненного опыта и мышления детей:
1) семья;
2) представление о своей личности;
3) отношение к окружающей среде;
4) понятие о Церкви;
5) понятие об окружающем мире;
6) понятие о Боге;
7) молитва;
8) понимание символизма:
9) нравственные понятия;
10) историческое сознание.
Дети
младшего возраста (5, 6 и 7 лет) |
Этапы развития мышления |
Религиозно-педагогический материал,
усваиваемый на этом уровне развития |
1. Семья |
Семья играет центральную роль
в сознании ребенка, хотя жизненный опыт начинает расширяться при посещении дошкольных
занятий. Младенческая уверенность во "всемогуществе" родителей, в том, что "папа
и мама все могут", постепенно уменьшается. |
Детям близки рассказы из Священного
Писания о значении семьи. Например, в рассказе о Ное следует обращать внимание
детей не на мировую катастрофу — наказание за грехи, — а на то, как Бог спас единственную
семью, оставшуюся "доброй", и сохранил по семье от каждого вида животных. Рассказ
о спасении младенца Моисея. Из Нового Завета — Рождество Христово, Сретение. Рождение
Иоанна Крестителя, Рождество Божией Матери, Введение во храм. |
2. Представление о своей личности |
Дети очень эгоцентричны и мало
способны понять точку зрения другого. Им понятна конкретная причинная связь в
рассказе, но их понимание ограничено еще недоступными им историческими и географическими
понятиями. Сосредоточенность внимания ограничена несколькими минутами. Большая
потребность двигаться и неспособность быть неподвижными. Очень хорошая память
—запоминаются даже непонятные короткие слова, особенно связанные с движением и
мелодией. |
Для душевного развития детей
весьма полезны простые рассказы, вызывающие чувство жалости, сочувствия и доброго
отношения к другим людям и животным. Например, из Ветхого Завета рассказы о том,
как Авраам помогал племяннику Лоту, о том, как Валаам научился правде от своей
ослицы. Из Нового Завета — рассказ о мальчике, принесшем Христу свои рыбки и хлеб
для насыщения толпы, или о милосердном самарянине. |
3. Отношение к окружающей среде |
Помимо своей семьи ребенок соприкасается
с миром дошкольных занятий и первого класса школы. Дети начинают усваивать понятие
"общего" труда. |
Дружелюбная атмосфера совместной
игры и труда на уроках Закона Божия так же необходима для душевного развития детей,
как и то, что в это время рассказывается. Дети могут хорошо воспринимать рассказы
из Ветхого и Нового Завета о совместных усилиях. Например, о постройке скинии,
а из Нового Завета о входе Господнем в Иерусалим и роли детей в этом событии,
о Тайной Вечери как об установлении Таинства причащения, то есть самого близкого
общения Христа с учениками. |
4. Понятие о Церкви |
Это понятие ограничено исключительно
впечатлениями в здании храма. |
Детям важно познакомиться с храмом
и церковной утварью, а также всеми предметами, находящимися в храме, с облачением
духовенства и познакомиться главным образом при помощи всех своих пяти чувств.
Это "чувственное" восприятие храма вполне законно и не будет забыто на последующих
стадиях развития. |
5. Понятие об окружающем
мире |
В детских представлениях о мире
не разграничены области фантазии и реального. Окружающие их предметы нередко наделяются
человеческими свойствами. Они часто задают вопросы об окружающем мире, ноудовлетворяются
самыми простыми ответами. |
Дети охотно принимают, что окружающий
мир сотворен Богом, если им это говорят взрослые. Полезно воспитывать в них способность
чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить их с жизнью природы.
Ветхозаветный рассказ о сотворении мира следует передавать детям в такой форме,
чтобы они чувствовали, как Бог вложил в сотворенный Им мир и в человека возможность
расти и развиваться. |
6. Понятие о Боге |
Понятие маленьких детей о Боге
определяется главным образом мыслью о Нем как о Творце всего окружающего, управляющего
им. Понятие об Иисусе Христе сводится к тому, что Он был очень добрый, любил людей
и помогал им и что злые люди убили Его. |
Рассказы из Ветхого Завета о
Боге Творце и Боге Промыслителе доступны детям, если не связывать их с историческими
и географическими или слишком сложными богословскими понятиями. Из Ветхого Завета
доступны краткие повествования о явлении Бога Моисею, о даровании 10 заповедей,
без рассмотрения самих заповедей. Рассказы о явлениях Святой Троицы из Ветхого
и Нового Завета как рассказы, дающие материал для более глубокого понимания в
будущем. Рассказы о чудесах Иисуса Христа как о проявлении Его любви к людям,
а не "волшебстве". |
7. Молитва |
С одной стороны, дети воспринимают
ежедневную молитву и посещение храма как обязанность, установленную родителями,
а с другой — они охотно верят, что по молитве можно получить от Бога все, что
хочешь. |
В маленьких детях следует укреплять
сознание, что молитва — это обращение к Богу, и не только с просьбой, но и с благодарностью,
и что не всегда то, чего нам хочется, совпадает с тем, что хочет Бог, например
рассказ о пророке Ионе. Дети легко запоминают короткие молитвы, и знание их помогает
им ощущать, что они принимают участие в богослужении. Для домашней молитвы хорошо
детям самим вспоминать, о чем они хотят помолиться или за что они хотят поблагодарить
Бога. Молитва детей проста, и не следует требовать от них особого благоговения
или чрезмерного внимания. |
8. Понимание символизма |
Маленькие дети легко воспринимают
символику предметов: "палка — это ружье, стул — это самолет". Но символический
смысл рассказов и повествований им недоступен и часто ими искажается. |
Дети легко воспринимают символику
предметов в храме: свечи — это наши молитвы, дым от ладана — наша хвала Богу,
крест на храме — знак, что храм принадлежит Богу, хлеб и вино — символы пищи и
питья, которые нам нужны, чтобы жить, масло и святая вода — средства для исцеления.
С этой простой символикой следует знакомить не вдаваясь в более глубокие объяснения. |
9. Нравственные понятия |
Зло отождествляется с нанесенным
материальным ущербом, чем-нибудь сломанным, испорченным, а также с неудовольствием
родителей и строгостью наказания. Ребенок остро ощущает то, что ему кажется несправедливостью
по отношению к нему, но не замечает, когда он причиняет боль или огорчение другим.
Добро отождествляется с одобрением и похвалой других. |
Следует, насколько это возможно,
углублять понимание детьми "до6ра" и "зла". Например, рассказы о грехопадении
ангелов, о грехе первых людей, о Каине и Авеле, а из Нового Завета — притча о
блудном сыне, о милосердном царе и злом рабе. Если они просто рассказаны, не вдаваясь
в богословие, символику или особые нравственные рассуждения, то производят на
детей большое впечатление, уча верному отношению ко злу и к добру. |
10. Историческое сознание |
Такое сознание у маленьких детей
ограничено понятиями "давным-давно", "на днях", "вечера", "завтра". Хронология
исторических событий не имеет для них никакого значения. |
Преподавать систематически в
эти годы Священную Историю — бессмысленно. Даже разделение на Ветхий и Новый Завет
становится доступным только к самому концу этого возраста. Повествования из Священного
Писания должны рассказываться каждое само по себе, ради того впечатления, которое
оно может произвести на душу ребенка. |
Дети
среднего возраста (8, 9 и 10 лет) |
Этапы развития мышления |
Религиозно-педагогический материал,
усваиваемый на этом уровне развития |
1. Семья |
|
Потребность в семейной поддержке
все еще сильна, хотя родители уже не являются единственным авторитетом. Дети склонны
замечать их недостатки, но без особого осуждения, В отношениях с братьями и сестрами
— неизбежные конфликты и ревность и в то же время — лояльность к семье в целом. |
Полезны рассказы из
Священного Писания, иллюстрирующие роль семьи в сохранении Божьего благословения
народу; примеры из жизни русских святых: отношения с родителями преп. Сергия Радонежского
и преп. Серафима Саровского с матерью. Пробуждается интерес детей к бабушкам и
дедушкам, хранителям семейных традиций. |
2. Представление о своей личности |
|
Детское мышление способно теперь
делать общие выводы из конкретных случаев, но не готово еще к абстрактной мысли.
Понимание связи между причиной и следствием явления способствует развитию примитивного
рационализма. Большая чувствительность к личным отношениям с друзьями и желание
иметь личного друга. |
Знакомя детей со Священной
Историей, стоит обратить их внимание на причинно-следственную связь событий: например,
из Ветхого Завета — история Иосифа, история Моисея и исход евреев из Египта, поведение
трех отроков в вавилонском плену и др. Из Нового Завета — притча о блудном сыне,
включая отношения старшего сына. |
3. Отношение к окружающей среде |
|
Школа все больше захватывает
жизнь ребенка. Школьная дисциплина более требовательна, чем в младшем возрасте,
Конфликты в школе возникают и разрешаются без участия родителей. Мнения и поведение
товарищей может сильно отличаться от мнений и поведения, принятых в семье. Ребенку
все чаще приходится решать самому, что хорошо и что плохо. |
Все острее ставится
вопрос:
"Что хорошо и что плохо?" "Как это можно узнать?" и важно,
чтобы предлагаемый материал был им в этом отношении полезен. Это рассказы из Священного
Писания, особенно из Нового Завета, описывающие момент выбора: умерщвление Иоанна
Крестителя, случай с богатым юношей, отречение Петра и другие. Из Ветхого Завета
дети способны усвоить тему выбора в рассказе об Исаве, который предпочел похлебку
своему первородству. |
4. Понятие о Церкви |
|
Церковь отождествляется с церковными
богослужениями. Дети в этом возрасте часто тяготятся посещением богослужений из-за
долгого бездействия и непонимания смысла богослужения. |
Необходимо помочь детям
преодолевать утомительность богослужений, знакомя их с планом службы, с общим
смыслом того, что они видят во время службы. Главной же помощью является привлечение
детей к деятельному участию в богослужении: прислуживание, пение в хоре, забота
о подсвечниках, подача записок и т.д. |
5. Понятие об окружающем
мире |
|
Ребенок начинает более сознательно
ощущать существование в мире зла, жестокости, несправедливости, и это иногда колеблет
его детскую веру, он начинает сомневаться в силе добра. Он увлекается получаемыми
в школе сведениями по естествознанию, по истории развития нашего мира, и часто
не знает, как увязать это со своими детскими представлениями о Боге как Творце
и Промыслителе |
Очень важно, чтобы
в этом возрасте христианский воспитатель помог ребенку примирить в своем мировоззрении
"науку" и "религию" в доступной и простой форме. Следует объяснить, что сфера
религиозного знания — это понимание события, а сфера науки — это изучение того,
как произошло событие. Можно объяснить, что Бог создал человека свободным, а не
роботом, и поэтому возможны злые действия. Можно на примере страданий и смерти
Иисуса Христа показать искупительную, целительную силу страдания. |
6. Понятие о Боге |
|
Детское представление
о Боге начинает отходить от образа, созданного реалистическим воображением раннего
детства. Их мысли о Боге часто довольно примитивны и рационалистичны. Они без
труда признают существование Бога как Творца и Владыки мира, но им трудно почувствовать
присутствие Бога в своей личной жизни, почувствовать свое личное отношение к Богу.
В повествованиях о чудесах их обычно интересует внешняя сторона —
как именно было совершено чудо |
Задача христианского
воспитания в этом возрасте — помочь детям ощутить близость Бога в их собственной,
личной жизни. Они способны воспринимать более сознательно притчи и повествования
Нового Завета, которые дают им почувствовать близость Бога: Нагорную проповедь,
Христос и дети, укрощение бури, исцеления, притча о сеятеле и многие другие.
|
7. Молитва |
|
Отношение к молитве колеблется
между соблюдением правила, предписанного взрослыми, и верой в магическую силу
молитвы для исполнения желаний. Более сознательные дети начинают понимать, что
не о всех своих желаниях можно просить Бога, Хотя большинство православных детей
в этом возрасте причащаются и исповедуются, они еще мало понимают смысл таинств. |
Основная задача христианского
воспитателя — углубить понимание смысла молитвы как обращения к Богу. Необходимо
внимательно, со множеством примеров из жизни и прислушиваясь к вопросам детей,
разобрать прошения молитвы Господней — "0тче наш". Необходимо с помощью таких
притч, как притчи о мытаре и фарисее и о блудном сыне, углубить детское понимание
покаянной молитвы. Необходимо объяснить смысл Таинств, которые они уже знают,
— крещения, причастия и исповеди. |
8. Понимание символизма |
|
Дети этого возраста способны
понимать символический смысл притч, если речь идет о доступных им переживаниях.
Могут они понять и то, что рассказ о ком-то другом может иметь отношение к ним
самим. |
Детям доступно объяснение
символики в тех таинствах, к которым они приступают. Доступно и объяснение символического
смысла притч. |
9. Нравственные понятия |
|
Дети этого возраста хорошо знакомы
с правилами поведения как в домашней жизни, так и в школьной, и признают их обязательность.
Понятие о справедливости довольно примитивное и даже жестокое. Они всё еще эгоцентричны,
но в них просыпается способность признавать себя виноватым, испытывать чувство
раскаяния, сочувствие к другому. Зло все еще оценивается главным образом как материальный
ущерб, а значение проступка определяется степенью порицания или наказания. |
Дети легко усваивают,
что есть законы и правила поведения, данные нам Богом. Интересуют их и правила
поведения в храме, своего рода "церковного этикета". Это детское понимание "законности"
следует углубить, чтобы они усвоили основной закон любви к Богу и к людям как
основу нравственной жизни, не просто излагая это на словах, а прибегая к возможно
большему числу примеров. |
10. Историческое сознание |
|
У детей этого возраста гораздо
лучше развито чувство последовательности событий и чувство времени. Большую роль
играет желание знать: "Правда ли это так было?" В детях просыпается интерес к
давно прошедшему времени, главным образом к внешним подробностям. |
Детям доступно общее
понятие о смысле истории — сотворение мира, грехопадение людей, ожидание Спасителя,
Рождество Иисуса Христа, представление о конце мира — но весьма поверхностно.
Зато интересуют их различные археологические подробности, связанные с рассказами
из Священного Писания. |
Дети
старшего возраста (11, 12 и 13 лет) |
Этапы развития мышления |
Религиозно-педагогический материал,
усваиваемый на этом уровне развития |
1. Семья |
|
Усиливается критическое отношение
к родителям, предшествующее "бунту" подростков, но все еще сохраняется почти фанатическая
лояльность по отношению к семейным привычкам и мнениям. Дети все еще нуждаются
в нравственной поддержке семьи. |
Детям этого возраста
весьма полезно знакомиться с рассказами из Ветхого и Нового Завета и житий святых,
в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, конфликт Иосифа
с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др., причем важно разобраться
в мотивах обеих сторон. Полезен бывает рассказ о двенадцатилетнем отроке Иисусе
в храме, в котором повествуется о видимом Его непослушании Матери и Иосифу. |
2. Представление о своей личности |
|
Сознание самого себя
как личности усиливается. Дети глубже ощущают радость, успех, неудачи, разочарования.
Различных знаний и сведений у них накопилось много, но мышление все еще довольно
поверхностное, и это часто приводит их к легкомысленному рационализму и отрицанию
того, во что они верили в более раннем детстве, к
насмешливому отношению ко многому. Они способны усваивать логические объяснения
и выводы, если они достаточно конкретны. |
В этом возрасте можно
познакомить детей с более глубоким смыслом тех событий Священной Истории, которые
они до сих пор знали, как, например, рассказы о догмате Святой Троицы, о смысле
искупления, о царстве Божием, о жизни после смерти. Необходимо постараться углубить
христианское понимание их отношений с другими — дружбы, ответственности (притча
о талантах), сочувствия, послушания. Разбор Нагорной проповеди с примерами из
современной жизни может принести большую пользу. |
3. Отношение к окружающей среде |
|
Влияние школьной среды
весьма сильно, но намечается процесс "отбора". "своя
компания", мнение которой особенно авторитетно. Девочки начинают интересоваться
мальчиками, но мальчики предпочитают общество мальчиков. Живой интерес к поведению
молодежи старшего возраста и стремление подражать им. |
В этот период особенно
усиливается раздробленность сознания детей между областью веры и жизни. Воспитатель
призван пробуждать в них чувство христианской ответственности в отношениях с окружающей
средой, сверстниками и взрослыми. Следует сделать акцент на значении выбора —
на необходимости самому делать выбор. С этой точки зрения следует по-новому рассмотреть
давно известные притчи, как, например, притчу о милосердном самарянине. Хорошо
предоставить детям возможность привести аналогичные примеры из современной жизни. |
4. Понятие о Церкви |
|
Хотя дети этого возраста несколько
глубже понимают смысл богослужения, отношение к Церкви остается довольно поверхностным,
Посещение храма кажется скучной обязанностью, которая исполняется охотно, только
если они принимают какое-нибудь участие в службе — прислуживают, поют и т.д. Большое
значение приобретают друзья-сверстники в храме. Дети яснее сознают противоречия
между христианским церковным мировоззрением и взглядами, царящими в окружающем
обществе, и стараются обрести удовлетворительные ответы. Теперь в их внутреннем
мире воцаряется разделенность, двойственность: то, что мы говорим, думаем и верим
в храме, — одно, а то, что мы думаем и делаем в "настоящей жизни", — другое. |
В этом возрасте следует
помочь детям продумать смысл христианской жизни. Для более глубокого понимания
следует поразмышлять над смыслом Таинств. Что значит в моей ежедневной жизни,
причащение Святых Тайн? Что значит покаяние? В чем смысл крещения? Недостаточно
знать обряд, важно понимать значение Таинства в собственной жизни. Важно, чтобы
сосуществовали различные формы общения детей: поездки, паломничества, посещения
других приходов.
|
5. Понятие об окружающем
мире |
|
Детям этого возраста
трудно примирить христианское понимание мироздания, веру в Бога-Творца и благой
Божий промысел с тем, что они узнают о жизни из окружающего их мира. Собственные
наивные, несколько сказочные представления их больше не удовлетворяют. Если получаемое
ими религиозное воспитание не поможет им освоить "единство мировоззрения", они
останутся под влиянием принятой в нашем мире двойственности,
а это ведет к критическому отношению к религии, так часто проявляющемуся в следующем
периоде. |
Основная задача этого
периода показать детям, что объективное, критическое мышление совместимо с верой,
не противоречит ей. Детям необходимо преподать теперь понятия о христианском вероучении,
дать ответы на следующие вопросы: Как мы узнаем о Боге? Что такое Священное Писание?
Как оно создавалось? Что такое Священное Предание? Что такое Церковь? В чем состоит
свобода человека? Как мыслит человек? |
6. Понятие о Боге |
|
В этом возрасте детское чистое,
наивное представление о Боге постепенно и не без труда заменяется более сознательной
и одухотворенной верой. Иногда, отбрасывая ранние представления о Боге и чудесном,
дети отказываются и от самой веры в Бога, Иисуса Христа им теперь легче представлять
себе как историческое лицо, но чувство присутствия Христа в их собственной жизни
слабо, так же как и сознание своего собственного отношения к Нему. Они могут следить
за ходом отвлеченной мысли, и простые богословские объяснения им понятны и интересны. |
Дети готовы воспринимать
основные истины богословия и вероучения: понятия о Боге, Святой Троице, видимом
и невидимом мире, добре и зле, проявлении воли Божией и промысла Божия. Для этого
следует использовать рассказы из Священного Писания как примеры и иллюстрации.
|
7. Молитва |
|
К этому возрасту обычно привычка
молиться вместе с родителями отмирает, а часто отмирает и вообще привычка молиться
утром и вечером. До известной степени сохраняется детское отношение к молитве
как к средству получить что-нибудь очень желаемое. С другой стороны, дети глубже
понимают трудности жизни и могут сознательно молиться о помощи Божией, о том,
чтобы стать лучше самим, о прощении. |
Говорить о личной молитве
на уроках — трудно, но теперь можно более глубоко объяснять смысл богослужебных
молитв, их отношение к нашей ежедневной жизни. Лучшее понимание богослужебных
молитв облегчает детям часто утомительное посещение богослужений. |
8. Понимание символизма |
|
Дети вполне способны понимать
смысл богослужебных символов и символических повествований, что может пробуждать
их интерес и ставить разумные вопросы. |
Объяснить обряд и внешний
порядок Таинств теперь недостаточно. Занимаясь с детьми, необходимо не только
объяснять смысл обряда, но и делать это так, чтобы объяснение имело отношение
к их собственной, сегодняшней жизни в современных условиях. |
9. Нравственные понятия |
|
Нравственная оценка поступков
все еще в значительной степени определяется одобрением или неодобрением окружающей
среды — товарищей, семьи, родителей, но в детях постепенно пробуждается сознание
и понимание любви как основы нравственной жизни. Закон товарищества очень силен,
но иногда просыпается личное чувство нравственной ответственности, могущее идти
вразрез с мнением товарищей. Дети начинают испытывать чувство нравственного неудовлетворения
собой и своими поступками. Чувство "нравственного вкуса" в значительной степени
находится под влиянием программ телевидения и радио, журналов и примера старших
подростков. Чувство ответственности несколько сильнее. |
Основная задача религиозного
воспитания — развивать в детях более глубокое понимание отношений с людьми (родителями,
товарищами, взрослыми и младшими детьми) как проявления христианской веры. Следует
внушать детям, что грех — не просто нарушение правила, а разрушение отношений
с другими людьми и с Богом. Можно рассмотреть конфликты между людьми из Священного
Писания: например, отношение сыновей к Ною, когда он опьянел, разделение людей
при постройке Вавилонской башни, а из Нового Завета — разбор отречения Апостола
Петра и его покаяние, предательства Иуды и его отчаяние. Много примеров можно
почерпнуть и в произведениях русской литературы. |
10. Историческое сознание |
|
Дети этого возраста интересуются
прошлым, историей, старинными предметами, охотно собирают коллекции, сувениры,
посещают музеи, охотно читают исторические романы, смотрят программы на исторические
темы. |
Знания о христианской
вере, Священном Писании, Церкви можно преподносить теперь в их исторической связи
и перспективе. Тем не менее, необходимо обращать внимание детей на значение, которое
сообщаемые сведения имеют теперь и для них лично. Знание о вере не должно быть
музейным. |
Подростковый
возраст (14, 15 и 16 лет) |
|
Этапы развития
мышления |
Религиозно-педагогический
материал, усваиваемый на этом уровне развития |
1. Семья |
|
Сильное желание быть независимым,
решать все самому, ведет к восстанию против родителей и вообще против авторитета
взрослых. Подростки хотят уничтожить ограничения детства и в то же время часто
теряются при встрече с новыми явлениями. И все же семья им нужна как убежище,
откуда можно уходить в самостоятельную жизнь, но куда можно вернуться в случае
беды. |
Желание подростков
стать поскорее самостоятельными предоставляет возможность -предложить им взглянуть
новыми глазами на веру, на проблемы нравственности и отношений с людьми. Какую
бы они хотели иметь семью в будущем? Как они хотели бы воспитывать своих детей
и т.д.? |
2. Представление о своей личности |
|
Интеллектуальное развитие достигает
почти полной зрелости. Дети способны к формальному логическому мышлению. Физиологический
рост, изменение внешности, резкая разница во внешней взрослости подростков того
же возраста, вызывают большую неуверенность в себе, прикрываемую хвастливостью.
Половое созревание и новое отношение к лицам другого пола связано с повышенной
эмоциональностью. Возникает конфликт между жаждой самостоятельности и потребностью
в поддержке и защите, когда трудности слишком велики. Но они способны постигать
незнакомое им ранее чувство альтруизма и любви. |
Задача воспитателя
помочь подросткам проверить свои религиозные убеждения и верования в свете нового
и более критического мышления. Пожалуй, самым главным остается умение научить
их ставить вопросы — о том, во что они верят м не верят и почему, что самое важное
для них в жизни, как они понимают дружбу, любовь и т. д. |
3. Отношение к окружающей среде |
|
Появляется желание получить какой-то
статус, значение, признание. Потребность в увеличении доверяемой им ответственности
и озлобление за то, что взрослые им не всегда доверяют. Потребность быть <как
все" во всех областях поведения, одежды и т.д. Молодежная культурам и неодобрение
старшего поколения часто доходит до враждебности. Авторитетные заявления взрослых
неубедительны и вызывают раздражение. |
В этом возрасте можно
начать готовить подростков к христианскому пониманию роли и ответственности человека
в окружающем обществе. Для этого весьма полезно изучение истории Церкви, жизни
ранних христиан и того, какие возникали проблемы в жизни церковного общества,
отношений Церкви и государства и т.д. Много материала можно найти в Деяниях Апостолов
и в Посланиях. |
4. Понятие о Церкви |
|
Участие в церковной жизни становится
более трудным и приобретает большее значение. Подростки склонны искать в храме
защиты и утешения, но реагируют на церковные правила как на подавление свободы.
Если они сохранили привычку приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает
большое влияние на их духовный рост. |
Участие в церковной
жизни помогает подросткам пережить этот период не отходя от Церкви: участие в
хоре, в приходской работе, прислуживание в храме. Самое важное для них — влияние
хорошего и мудрого духовника, но полезна всякая искренняя дружба с любящим молодежь
верующим взрослым. Изучение истории Церкви по темам помогает подросткам лучше
понять значение Церкви. |
5. Понятие об окружающем
мире |
|
У подростков часто появляется
неподдельный скептицизм, и многие в этот период отходят от веры. Они не находят
разрешения конфликта между наукой и религией. Школьное преподавание истории отрицательно
относится к роли Церкви, а нетерпимость подростков к лицемерию и неискренности
заставляет сомневаться в полезности веры знакомых людей. |
Очень важно, чтобы
молодежь услышала от церковных людей компетентное и объективное изложение "законов
науки" и "научного мышления". Подростки легко подмечают слабые места в аргументации
недостаточно образованных защитников веры. Там, где это позволяют условия, молодежь
легко привлекать к сбору средств и к участию в помощи нуждающимся — старикам,
бедным и т. д. |
6. Понятие о Боге |
|
О Боге подростки склонны думать
в более абстрактных терминах, но некоторые из них еще сохраняют детское мировоззрение.
Многие перестают думать о религии, еще не отказавшись от нее. В большинстве случаев
интерес к собственной жизни, к отношению со сверстниками гораздо сильнее, чем
интерес к религии, и они не видят связи одного с другим. |
Личную веру и проблемы
познания Бога трудно сделать предметом обсуждения в группе молодежи. Проповедей
они слушать не любят. Довольно приемлемой формой занятий является ознакомление
с интересной биографией, в которой поднимаются спорные вопросы, и обсуждение ее.
Главная цель всех занятий — помочь подросткам разобраться в том, что они действительно
сами думают, во что они верят и что это для них значит. |
7. Молитва |
|
Личная молитва, за обязательным
ежедневным исполнением которой следят родители, забывается, но молитвы добровольные
могут быть искренними и глубокими. |
Беседы о молитве с
использованием таких книг, как "Записки" отца Александра Ельчанинова и других
современных православных богословов, могут принести большую пользу, если участие
в группе добровольно. |
8. Понимание символизма |
|
Религиозная символика в богослужении,
текстах и вероучении понимается без труда. Воспринимаемый подростками символизм
может благотворно дополнять свойственный этому возрасту рационализм, |
Подросткам доступно
обсуждение более трудных мест Ветхого Завета и более трудных новозаветных притч
о Страшном суде и конце мира. Важно чтобы подростки поняли разницу между "символическим"
и "фантастическим". |
9. Нравственные понятия |
|
Нравственные понятия, вызывавшие
одобрение или неодобрение взрослых, теряют цену. Мерки правильного и неправильного,
принятые в современном обществе, общепринятая "половая свобода" очень далеки от
христианского учения. То, что определялось "приличиями" или "запугиванием", не
производит на подростков впечатления. |
Самая главная задача
всякого воспитателя, работающего с молодежью, помочь найти верные и приемлемые
для них критерии нравственности. Современная цивилизация ставит под вопрос почти
все нравственные убеждения старших поколений — иногда с некоторым основанием.
Христианская нравственность не должна быть "призывом к старому". Подросткам необходимо
по крайней мере знать, как христианская вера освещает наше понимание личной жизни
человека. |
10. Историческое сознание |
|
Появляется интерес к развитию
личности в историческом времени: что думали и чувствовали люди в другие времена?
Как влияет на человека жизнь в то или другое историческое время? Что принесет
нам будущее развитие человечества? Сознание и обсуждение таких и аналогичных вопросов
вполне доступно подросткам. |
Подросткам очень важно
передать понятие, что и христианство и Церковь живут, что жизнь эта не статична.
Поэтому очень полезно всякое изучение исторического процесса в жизни Церкви. Такие
темы, как история старообрядчества в Русской Церкви, разделение Церквей, историческое
изучение Библии и т. д. могут углубить их понимание христиа0нства и Церкви. |
|