Георгий Курбатов
Ранневизантийский город:
Антиохия в IV веке
Оп.: Ленинград, 1962 г. К оглавлению
Заключение
Византийский город формировался в эпоху разложения рабовладельческих
отношений, упадка рабовладельческого города. Рассмотренный в настоящей работе
материал Антиохии IV в. показывает, что уже в IV в. в процессе развития городов
восточных провинций складывались некоторые характерные экономические, политические
и культурные особенности, определившие специфический облик византийского города.
Изучение развития аграрных, товарно-денежных отношений в округе Антиохии показывает,
что разложение рабовладельческих отношений приводило здесь главным образом к упадку
мелких городских центров, утрачивавших свое значение, в пользу крупных, сохранявших
свое торгово-ремесленное значение. Немалую роль в сохранении развитой экономики
византийского города играла и та, все более явственно проявлявшаяся в течение
IV в. особенность, в силу которой в Сирии, как, по-видимому, и в других областях
восточных провинций, развитие крупной независимой от городов земельной собственности
не приводило к разрыву экономических связей между крупным владением и городом,
между деревней и городом.
Материал Антиохии также показывает, что в крупных центрах Восточной
империи в IV в. происходил активный процесс разложения рабовладельческих
отношений. Но в Византии IV в. он не сопровождался экономическим упадком
самого города, а происходил как внутренний процесс перестройки его экономики.
Город постепенно утрачивал свой прежний характер античного рабовладельческого
полиса. Это нашло выражение прежде всего в упадке городской земельной собственности,
сокращении подвластной городам сельской округи. Связанная с городом земельная
собственность к концу IV в. перестает быть основой экономики города. Уже в IV
в. города, сохраняющие свое экономическое значение, все более четко конституируются
как торгово-ремесленные и административные центры. Основу бюджетов городов к концу
IV в. составляют уже не поступления от земельной собственности городов, муниципального
землевладения, а отчисления от общегосударственных податей, поборы (descriptio)
с ремесленников и торговцев, жителей города.
Разложение рабовладельческой экономики города привело к упадку
роли рабского труда в городском производстве, ремесле и торговле. Основной фигурой
в ремесленном производстве города к концу IV в. все более явственно ставится мелкий
ремесленник. А мелкое ремесленное производство было той формой, которая составляла
реальный базис нарождавшегося феодального города. Теория господства крупного ремесленного
производства в византийском городе IV—VI вв. едва ли может быть признана достаточно
убедительной. Данные такого крупнейшего торгово-ремесленного центра, как Антиохия,
не дают оснований для вывода о значительном развитии крупного ремесленного производства
в IV—VI вв. Не только рабская мастерская уходила в прошлое. Сфера применения рабского
труда в городе в IV в. все более ограничивается сферой обслуживания.
В это же время окончательно, по-видимому, определяется и тот
небольшой круг производств, где рабский труд находил известное распространение
в византийском городе не только IV, но и многих последующих столетий.
Параллельно с изменениями в экономике рабовладельческого города
изменялся и социальный состав его населения. Широкий слой мелких и средних рабовладельцев,
связанный своими интересами с античным полисным строем, муниципальной организацией
в IV в., быстро разлагался. Подавляющее большинство плебейского населения города
теперь составляли мелкие ремесленники и торговцы, не связанные с рабовладением.
Среднее муниципальное землевладение интенсивно поглощалось крупным, независимым
от города. Основные прослойки рабовладельцев, составлявшие опору рабовладельческого
города, приходили в упадок и разлагались. Ведущую роль в экономической жизни города
в IV в. начинают играть независимые от античной полисной организации местные крупные
земельные собственники, торгово-ростовщическая верхушка городов. Из этой местной
знати складывается в начале V в. та мощная прослойка служилой знати, которая,
с одной стороны, заполняла провинциальный чиновный аппарат и была опорой единства
империи, а с другой — играла ведущую роль в муниципальной жизни города.
Изменения в социальных отношениях в городе, социальной структуре
его населения не могли не привести к перестройке форм муниципального самоуправления.
IV век — время интенсивного распада старых форм античного полисного строя, упадка
власти курии. В течение IV в. многие из важнейших функций рабовладельческой полисной
организации, составлявшие важную основу ее существования, отмирают, другие меняют
свой характер, утрачивают свои заостренно рабовладельческие черты. В то же время
уже в IV в. зарождаются и развиваются новые элементы муниципального самоуправления,
отражающие его эволюцию в феодальном направлении.
Распад античного рабовладельческого полиса и зарождение элементов
феодального города в рамках разлагавшегося рабовладельческого общества происходил
в обстановке острой классовой и политической борьбы в городе. По мере разложения
рабовладельческих отношений, обеднения основной массы рядовых граждан города роль
мелкого торгово-ремесленного населения в социальной борьбе в городе возрастала.
Борьба массы мелких городских ремесленников, не являвшихся
рабовладельцами, трудовых низов города так же, как и свободного крестьянства византийской
деревни, против эксплуатации их рабовладельческим государством и городскими рабовладельцами
в период разложения рабовладельческого строя, борьба их за сохранение своего положения
мелких производителей — не рабовладельцев, но собственников орудий труда, какими
являлись и ремесленники средневековья, носила прогрессивный характер, подрывала
устои рабовладельческих отношений и способствовала развитию новых отношений, характерных
для феодального города. Рушилось известное политическое единство демоса вокруг
курии, сплачивавшей ранее Массу имущего населения города вокруг единых общеполисных
интересов. В политической жизни эти процессы, в основном оформившиеся в течение
IV в., привели в первой половине V в. к образованию политических партий цирка,
борьба которых стала одной из характерных черт социально-политической жизни Византии.
Разложение рабовладельческого города не могло не найти своего
проявления и во всех важнейших сферах политической идеологии, религиозной и культурной
жизни городского населения. Изменения в политической идеологии городского населения
в IV в., по данным Антиохии, свидетельствуют о глубоком упадке традиций античной
полисной идеологии, падении полисного патриотизма. Он нашел свое выражение не
только в необычайном ослаблении гражданских чувств по отношению к своему городу.
Большинству граждан в IV в. уже действительно было не за что любить свою гражданскую
общину. Падение гражданского патриотизма нашло свое выражение и в религиозной
жизни города. Быстрая победа христианства над язычеством в городе в IV в. была
также обусловлена распадом полисной идеологии, падением интереса городского населения
к языческим культам, являвшимся одним из важнейших средств идейного сплочения
городского населения вокруг местных божеств, полисных интересов и традиций. Христианство
подрывало идеологические основы рабовладельческого полиса. Все это не могло не
сказаться и на всех сферах духовной жизни города. Несомненно, в тесной связи с
упадком полисного патриотизма стоит падение интереса к античной литературе, театру,
классическому образованию, которое столь явственно прослеживается в Антиохии IV
в.
Весь рассмотренный материал Антиохии показывает, что рабовладельческий
город в IV в. находился в состоянии глубокой внутренней перестройки, все более
утрачивал свой рабовладельческий характер.
|