от времён апостольских до IX века
Оп.: Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века):
Исторические очерки — М.: Печатня Снегиревой, 1905. —VI, 494 с. — (Собр. церковно-исторических
соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 10).
По переизданию: СПб.: Алетейа, 1997.
Фототипическое воспроизведение.
Исторические очерки
А.П. Лебедева,
Профессора Московского Университета
ДУХОВЕНСТВО ДРЕВНЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ
ЦЕРКВИ
(от времён апостольских до IX века)
СОДЕРЖАНИЕ
А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845—1908): ЕГО ЖИЗНЬ И
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ
(История организации духовных должностей)
Предварительные замечания
I. Харизматические учителя первенствующей
церкви I и II веков. Отношение вопроса об этих учителях к вопросу о иерархических
должностях. Изучение состава и характера этих учителей: общая характеристика апостолов,
пророков и дидаскалов, I и II век. — Сведения об «апостолах», требования от них,
их назначение (миссионерство), упадок этого «апостольства» к концу II века. —
«Пророки», их отличие от «апостолов», их назначение (церковное назидание), отношение
церковных общин к ним, требования от пророков со стороны образа жизни, чему и
как учили они? Причины исчезновения «пророков». — «Дидаскалы», сходство и отличие
их от пророков, их назначение, исчезновение их в III веке. Резюме по вопросу
II. Взаимоотношение епископа и диакона
в древности. Первоначальное сродство епископата и диаконата, доказываемое
историей, одинаковостью требований со стороны нравственных качеств, их функциями.
Изменение в положении того и другого института. Епископ делается наследником чести
и преимуществ харизматических пророков, выгоды этого наследства. Невыгоды диаконата
ввиду этой перемены. Последующая история диаконата до начала IV века
III. Пресвитеры во времена глубокой
древности. Разница между епископатом и пресвитериатом на основании новозаветных
свидетельств. (Разбор некоторых других мнений). Вопрос о происхождении пресвитерского
института. Свидетельства из творений мужей апостольских, точнее уясняющие церковное
положение пресвитериата и взаимные отношения Должностей епископской и пресвитерской.
Еще более определенные и обстоятельные сведения о тех же вопросах на основании
памятников церковной литературы конца II и начала Ш веков: анализ известий из
Canones Ecclesiactici и правил Ипполита. Обилие любопытных и новых сведений, в
особенности в этом последнем источнике. Важное изменение в положении пресвитеров
около середины III века
IV. Нижние чины клира в древности.
«Чтецы», их происхождение; их история: высокое положение чтецов и изменение его
к худшему (чтецы до и после зачисления их в клир). Иподиаконы, аколуфы, экзорцисты
и остиарии, происхождение их и сведения об их должностях
ОТДЕЛ ВТОРОЙ
(О властях)
I. Духовенство и народ и их взаимные
отношения во II и III веках. Большое значение мирян в управлении делами
церкви в I и II веках. Взаимные отношения клира и мирян в первой половине III
века: мысли авторитетных писателей этого времени о пользе и важности участия мирян
в делах церкви; исторические примеры, свидетельствующие о фактическом применении
этих мыслей (например, избрание духовенства народом); кризис в положении вопроса
около середины III в.; мысли церковных писателей в ином роде, и сообразно этому:
устранение мирян от церковной проповеди, а клира от мирских житейских занятий
II. Духовенство и народ и их взаимные
отношения в IV— VIII веках. Дальнейшее стремление клира выделить себя
из ряда мирян. В чем выражается это стремление? Стремление церкви наложить безбрачие
на духовенство, как особое для последнего отличие от мирян; история вопроса о
браке и безбрачии духовенства в древней церкви (начиная от П в.). Разница в решении
его, в IV и дальнейшие века, на Востоке и на Западе: последовательность в решении
его в последнем случае и проявление компромисса в первом. — Отстранение мирян
от права выбирать пастырей церкви; сведения о том, как и когда это произошло?
Два слова о других явлениях с вышеуказанной тенденцией
III. Епископия и епископское управление.
Характеристика епископского управления церковью, в особенности во II и Ш вв. Большое
число епископий. Взаимные отношения епископа, прочего духовенства и народа, привлекательный
вид древнеепископской общины и отсутствие всякого формализма. Происхождение городских
и сельских приходов. — Хорепископы, краткая история этого института
IV. Митрополическая система церковного
управления и ее происхождение. Происхождение этого института: церковные
условия, содействовавшие возникновению митрополитов, как-то: ход распространения
христианства, появление системы соборов, процветание христианства в известных
городах. В чем состояла власть митрополитов? Можно ли находить следы существования
этого института в век апостольский и в век мужей апостольских? Чем доказать, что
институт явился не ранее конца II века, и отчего зависело это? Исторические указания
на митрополический институт конца II и III вв. Значение политической важности
городов и политического деления империи в образовании митрополического института;
в какой мере следует допускать указанное значение? Замечания о двух формах митрополического
устройства в истории III и начала IV веков
V. Происхождение и характеристика
древнейших соборов. Время появления соборной формы управления; влияние
митрополичьего устройства на происхождение этой формы. Имели ли влияние на происхождение
ее коллегиальные учреждения тогдашней Греции? Разбор новой теории о происхождении
соборов по подражанию и отчасти по противодействию такой же деятельности на языческой
(религиозной) почве (в примечаниях). Где впервые явились соборы — на Востоке или
Западе? Простейший вид соборов; случайные и периодические соборы; большие соборы.
Характеристические черты соборов, свидетельствующие о нравственном величии института:
многочисленность членов их и ревность пастырей в обнаружении соборной деятельности;
свобода рассуждении на них; значение, придаваемое на них прениям; значение соборных
протоколов; гуманное отношение соборов к лицам, подлежащим их суду. Благие результаты
соборной деятельности
VI. Патриаршая система церковного
управления и ее происхождение. Патриаршества, как проявление высшей церковной
централизации. Шестое правило Никейского собора; что дает оно для уяснения вопроса
о патриаршествах Римском, Александрийском и Антиохийском? Исторические указания
на то, что каждая из этих кафедр уже до Никейского собора пользовалась высоким
иерархическим авторитетом в ряду прочих. Какие еще кафедры разумеются в 6-м правиле?
Замечания о кафедрах Эфесской, Кесарийской и Ираклийской. — Возникновение патриархата
Константинопольского на развалинах этих последних кафедр; иерархическое положение
Византия До перенесения в него столицы; права чести Константинопольской кафедры
по 3-му пр. II Всел. собора; фактическое расширение власти этой кафедры между
II и IV Всел. соборами; συνοδος ένδημυυσα
и ее значение, эдикты Феодосия Младшего; враги возрастающего значения Константинопольской
кафедры. Ее возвышение на IV Всел. Соб. (28-е пр.), отголоски вышеуказанной вражды.
— Происхождение патриаршества Иерусалимского: история возвышения этой кафедры
от I по IV Всел. собор; притязания Иерусалимских иерархов, успех и неуспех этих
притязаний; решение вопроса на IV Всел. соборе
VII. Историческое развитие иерархического
римского приматства. «Всегда и неизменно выше других патриархов был епископ
Римский», доказательства этого из I, II и III веков, в особенности из последнего.
«С IV в. значение римского епископа все больше и больше возрастает, и к середине
V века папы возвышаются настолько, что им почти нечего было больше желать»; возрастание
папского самомнения в IV и V веках. Восточная церковь со своей стороны делает
в это время очень многое, чтобы утвердить римского епископа в мысли, что он действительно
высший среди прочих епископ. Так сказать, несостоявшийся египетско-александрийский
папа. Отношение константинопольского патриарха к римскому первосвященнику
О Вселенских Соборах, как высшей
форме церковного управления. Понятие о Вселенском Соборе; происхождение
этой формы: влияние патриаршего устройства на развитие этой последней. Возможен
ли теперь Вселенский Собор? Функции, принадлежавшие Вселенским Соборам: «круг
их деятельности так широк, как только можно представить себе
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ
(Бытовая сторона духовенства)
I. Способы получения образования духовенством
и интеллектуальное состояние его во II и III веках. Нерасположение церкви
к учреждению школ, причины этого явления. Трудное положение инициаторов школьного
дела. Перечисление школ, служивших образованию духовенства. Подробности о школе
александрийской: евангелист Марк был ли ее основателем, благоприятные условия,
содействовавшие процветанию христиан. Науки в Александрии, замечания о том, что
такое была школа Александрийская. Учителя в ней, сведения о предметах преподавания,
метод преподавания. Значение ее в деле развития образованности среди пастырей
церкви. — Рассмотрение вопроса: как высоко было образование пастырей церкви II
и III веков
II. Способы получения образования
духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века. Очень
ограниченные требования законов по отношению образованности духовенства, мысли
замечательнейших отцов церкви о необходимости многостороннего образования пастырей
церкви, индифферентное отношение церкви к школам. — Школы на Востоке: Александрийская,
Антиохийская, Эдесско-Нисибинская, школы при монастырях. Школы на Западе: ревность
отдельных епископов о просвещении клира — т. н. Августиновы школы, школы при монастырях:
лучшие из них — Кассиодора. Результат — риторские школы: указание на пастырей
церкви, получивших в них образование, большое внимание просвещеннейших святителей
к ним; сведения об этих школах, предметы и метод преподавания в них, — быт учеников
и учителей (риторов); отзывы об этих школах великих пастырей церкви, следы влияния
риторских школ в церковной литературе. — Интеллектуальное состояние восточного
и западного духовенства в IV, V и в последующих веках (примеры и свидетельства);
— причины невысокого положения образованности в среде духовенства и причины общего
упадка ее в этом же сословии во второй половине изучаемого периода
III. Нравственное состояние духовенства
во II и III веках. Идеал пастыря церкви по ее сознанию. Некоторые примеры
доблестных пастырей. Переворот к худшему, около середины III в. (по свидетельству
св. Киприана, Оригена и Евсевия). Частный, но знаменательный пример нравственной
испорченности в лице Павла Самосатского, епископа Антиохийского. Анализ окружного
послания, извещавшего о суде и осуждении Павла Самосатского (мирские отличия,
или светская помпа, злоупотребления мировым епископским судом, virgines subintroductae:
что это за явление, его последовательная история, значение вопроса о virg. subintrod.
в нравственной жизни духовенства древней церкви). Деморализация антиохийского
клира III в.
IV. Нравственное состояние духовенства
от IV века до IX. Идеал пастырского служения на Востоке и Западе. Восточный
идеал, начертанный Златоустом и Григорием Богословом, его возвышенность, многосторонность,
привлекательность; западный идеал, его черты, свойства его — внешность, мелочность
и излишняя аскетичность. — Общие свидетельства о нравственном состоянии духовенства
времени расцвета в жизни церкви. Подробное изображение нравственного состояния
восточного духовенства в IV веке Григорием Богословом и другими писателями; подробное
изображение того же состояния западного духовенства в IV веке Иеронимом и другими
латинскими писателями. Характеристика нравственного состояния духовенства в V
веке, в особенности константинопольского, малоазийского, египетского и сирийского;
— пример нравственного состояния духовенства того же века в одной захолустной
церкви (по письмам Исидора Пелусиота). Общий вывод о нравственном состоянии духовных
лиц, живших или одиночками, или совместно (в конвиктах). — Причины невысокого
нравственного состояния духовенства: пастырство перестает быть призванием, а начинает
быть средством к жизни, — суждения Златоуста о причинах нравственного упадка духовенства
и разбор их, — невнимательный выбор лиц на служение церкви, и проч.; мнение о
неблагоприятном влиянии латинских школ на воспитание нравственного характера восточного
духовенства, замечания по поводу этого мнения. — Краткое описание нравственного
состояния духовенства от VI по VIII век, на Западе (свидетельства Григория Великого
и некоторых западных соборов), а также и на Востоке (свидетельства соборов и Феофановой
летописи, суровый отзыв одного писателя середины VIII века)
V. Материальное состояние духовенства
во II и III веках. Сначала духовенство жило на свои средства или же питалось
от занятий. Впоследствии (во II и III веках) обеспечение духовенства возлагается
на обязанность паствы. Как это произошло? Влияние в этом случае обычаев, существовавших
в языческих римских (похоронных) коллегиях. Откуда брались средства для содержания
духовенства и в чем они состояли? «Доля доходов духовенства была одной из долей,
назначавшихся из церковных стяжаний на удовлетворение убогих или нищих»; что это
значит и каким образом духовенство очутилось на одной линии с убогими и нищими?
Безусловно отрицательное отношение этой эпохи к назначению жалованья духовенству
VI. Материальное состояние духовенства
от IV до IX века. Изменения в материальном положении духовенства. Увеличение
церковных средств (право церквей получать наследство, происхождение этого права,
неодинаковое пользование им на Востоке и Западе). На что и как тратились эти средства.
Злоупотребления епископов в распоряжении церковным имуществом, появление епархиального
эконома. В сравнении с эпохой II и III веков, «доля духовенства, получаемая из
церковных средств, начала возрастать на счет доли бедных или благотворительной
доли». — Десятина. — Плата за требы. — Особые источники архиерейских доходов.
— Материальная помощь от казны. — Немалочисленные примеры пастырей как высшего,
так и низшего чина, которые считали долгом прокармливать самих себя. — Степень
обеспеченности духовенства древней церкви. Разные злоупотребления в изыскании
средств к жизни со стороны духовенства, преимущественно высшего (главным образом
симония); чем обусловливалось это явление? Шеститысячное число епископов в V веке.
— Духовенство древнего времени и православное духовенство нашего времени
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Вселенские миссионеры II века
и их преемники
II. Происхождение актов Вселенских
Соборов
|