ПРИМЕЧАНИЯ (Часть 1)
1.[A. Bergson. Leg deus sources
de la morale et de la religion. Paris 1932.]^
2.Митр. Филарет. Слова и речи,
т. IV. М., 1882, с. 148.^
3.См. статью М. H.-Ch. Puech.
Ou en est ie probleme du gnosticisme? Revue
de l'Universite de Bruxelles, 1934, NN 2,
3.^
4.M.-J. Congar, O. P. Chretiens
desunis, Principes d'un «oecumenisme» catholique.
Ed. du Cerf, 1937, p. 15.^
5.Акты Константинопольского Синода
за август-сентябрь 1872 г. у Mansi. Coil.
concit, t. 45, col. 417-546. См, также статью
М. Zyzykine. L'Eglise orthodoxe et la nation.
Irenikon, 1936, p. 265-277.^
6.Так, Московский Патриархат
имеет епархии в Северной Америке и Токио,
[Это соответствовало положению дел в 40-х
годах, когда писалась данная работа. В настоящее
время Московский Патриархат имеет епархии
в Южной Америке и Западной Европе.- Ред.]
Территории Патриархатов Константинопольского,
Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского
зависят в политическом отношении от нескольких
правительств.^
7. Наименование «Вселенские Соборы»,
данное на Востоке семи первым всеобщим Соборам,
соответствует реальности чисто исторического
порядка: это были Соборы «вселенской» территории
Византийской империи, в которую входил, по
крайней мере теоретически, весь христианский
мир. В более поздние эпохи Православная Церковь
созывала такие же Соборы, которые, хотя и
не именовались «вселенскими», не были ни менее
многолюдными, ни менее значительными.^
8.О восточном монашестве можно
найти полезные сведения в небольшой книжке
N. F. Robinson. Monasticism in the orthodox
Churches. London, 1916. Об Афоне см. F. W.
Hasluck. Athos and its monasteries. London,
1924, и F. S pund a. Der heilige Berg Athos.
Leipzig. Insel-Verlag, 1928. О монашеской
жизни в России см. работы; 1. Smolitsch. Studien
zum Klosterwessen Russlands. Kyrios, 1937,
N 2, pp. 95-112; 1939, N 1. pp. 29- 38; в
особенности же того же автора Das altrussische
Monchtum (II-16 Jhr.). Gestalter und Gestalten.
Wurzburg, 1940, в Das ostliche Christentam,
XI.^
9. См. на эту тему: E. Benz.
Heilige Narrheit. Kyrios, 1938, N I-2, pp.
I-55; M-me Behr-Sigel. Les «fous pour ie Christ»
et la «saintete laique» dans l'ancienne Russie.
Irenikon, XV, 1939, pp. 554-565; Gamayoun.
Etudes sur la spiritualite populaire russe:
I, Leg «fous pour ie Christ». Russie et chretiente,
1938-39, I, pp. 57-77.^
10.I. Smolitsch. Leben und Lehre
der Starzen. Vienne, 1936.^
11.M.-J. Congar. Цит. соч., с.
47.^
12.К. Barth. L'Eglise et les
eglises. OEcumenica, III, N 2, juillet 1936.^
13.«Схолии» или комментарии к
«Corpus Dionysiacum» приписываемые св. Максиму,
в значительной степени принадлежат Иоанну
Скифопольскому (ок. 530-540 гг.), примечания
которого были слиты византийскими переписчиками
с примечаниями св. Максима Исповедника. Текст
«Схолий» представляет сплетение, в котором
почти невозможно выделить часть, принадлежащую
св. Максиму. См. по этому вопросу исследования
С. Епифановича: Материалы по изучению жизни
и творчества святого Максима Исповедника.
Киев, 1917, и статью P. von Balthasar. Das
Scholienwerk des Johannes von Scythopolis,
Scholastik, XV (1940), SS. 16-38.^
14.Кох считает «Ареопагитики»
подделкой, относящейся к концу V века. Н.
Koch. Pseudo-Dionisius Areopagita in seinen
Beziehungen zum Neoplatonismus und Misterienwesen.
Forsch. z. christl. Litter, a. Dogmengeschichte,
t. 86, Bd. 1. Hefle 1, 2. Meinz, 1900. Эту
же дату принимает и Bardenhewer в «Patrologie»
[Автор пользуется франц. пер.: «Les Peres
de l'Eglise». Paris, 1905.] P. J, Stigimayr
старается отождествить «псевдоДионисия» с
Севером Антиохийским, монофизитом VI в.: «Der
sogennante Dionysius Areopagita und Severus
von Antiochien». Scholastik, III (1928). Критикуя
это мнение, R. Devreesse относит составление
дионисиевских творений к более раннему времени-до
440 года: «Denys l'Areopagite et Severe d'Anlioche».
Archives d'histoire doctrinale et litteralre
du moyen age, IV, 1930. М, H.-Ch. Puech настаивает
на отнесении «Ареопагитик» к концу V в.: «Liberatus
de Carthage et la date de l'apparition des
ecrits dionysiens». Annaaire de l'Ecole des
Hautes Etudes, section des sciences religieuses,
1930-1931. Преосвящ. Афинагор считает Дионисия
«псевдо-Ареопагита» учеником св. Климента
Александрийского и отождествляет его с Дионисием
Великим, епископом Александрийским (середины
III в.); наконец, P. Ceslas Рера в своей статье
Denys ie Mystique et la Qeomacia.
Revue des sciences philosophiqaes et theologiqaes,
XXV, 1936, находит в дионисиевских писаниях
влияние каппадокийской школы и пытается приписать
их неизвестному ученику св. Василия Великого.^
15.PG, t. 3, col. 1065.^
16.Quaestiones disputatae, qu.
VII, a. 5.^
17.Трактат «О мистическом богословии»
опубликован у Migne, PG, t. 3, col. 997-1048.
Французский перевод (очень неточный), сделанный
монсиньором Darcoy, Paris, 1.845, переиздан
в 1938 г. Мы цитируем Дионисия в новом переводе
М. de Gandillac; O'Euvres completes du pseudo-Denys
l'Areopagite, в «Bibliotheque philosophique»,
Aubier, 1943.^
18.PG, t. 3, col. 1000.^
19.Там же, col. 1000-1001.
20.Там же, col. 1048 В.^
21. Enn. VI, IX, 3. Collection
Guillaume Bude, VI ", p. 174-175. Мы цитируем
Плотина в переводе М. Emile Brehier.^
22. Там же, р. 175.^
23. Там же. Курсив наш.^
24.Enn. VI, IX, 4, р. 176.^
25.Enn. VI, IX, 10, р. 186.^
26.PG, t. 3, col. 1048 A.^
27.Там же, col. 981 A.^
28.PG, t. III, col. 125 А. [Здесь
цитата приведена по русск. пер.: Ориген. Творения,
вып. 1. Казань, 1899, с. 17.]^
29.PG, t. 29, col. 521-524; 577-580;
648; PG, t. 32, col. 869 AC: ср. Григорий
Нисский. Против Евномия, X: PG, t. 45, col.
828.^
30.PG, t. 44, col. 377 В. (Мы
цитируем по франц. пер. Danielou, р. 112.);
PG, t. 45, col. 604 BD; там же, col. 944 С.^
31.PG, t. 44, col. 1028 D.^
32. PG, t. 36, col. 29-32. [Здесь
цитата дана по Русск. пер.; Творения св. Григория
Богослова, архиеп. Константинопольского, ч.
III. М„ 1889, с. 15.]^
33.PG, t. 9, col. 109 А. [Русск.
пор. Н. Корсунского, Ярославль 1892, с. 580.]^
34.Там же, col. 124 В-125 А.^
35.Там же, col. 116-124.^
36.PG, t. 44, col. 297-430.^
37. CM. статью M. H.-Ch. Puech.
La tenebre mystique chez ie pseudo-Denys l'Areopagite
et dans la tradition patristique. Etudes Carmelitaines,
octobre, 1938, p. 33-53.^
38.PG, t. 44, col. 755-1120.^
39.PG, t. 36, col. 29AB. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 14.]^
40.Там же, col. 320 ВС. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 198.] Ср. Слово
45, на Святую Пасху, § 4: Там же, col. 628
D-629 A. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с.
125.]^
41. Там же, col. 317 ВС; 625-628
А (Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 196-197.]^
42.PG, t. 94, col. 800 АВ.
[Русск. пер.: Полное собрание творвний св. Иоанна Дамаскина,
т. 1, СПб., 1913, с. 162.
43.PG, t. 150, col. 937 A.^
44.PG, t. 150, col. 1176 В.^
45.PG, t. 36, col. 188 С. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 119.] ^
46.PG, t. 37, col. 748. [Русск.
пер.: Творения, ч. IV с. 208.]^
47.PG, t. 3, col. 1069 В.^
48.Там же, col. 1072 В.^
49.PG, t. 45, col. 939-941.^
50.PG, t. 3, col. 140-145.^
51.PG, t. 36, col. 28 АС. [Русск.
пор.: Творения, ч. III с. 12-13.1 ^
52.PG, t. 35, col. 945 С.^
53.PG, t. 3, col. 997.^
54.PG, t. 37, col. 984-985. [Русск.
пор.: Творения, ч. IV, с. 234.]^
55.Там же, col. 1165-1166.^
56.Св. Афанасий Великий. На ариан,сл.
1, 18: PG, t. 26, col. 49; св. Иоанн Дамаскин.
Точное изложение православной веры, 1, 8:
PG, t. 94, col. 812-813.^
57.PG, t. 36, col. 417 ВС. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 266.]^
58.PG, t. 35, col. 1160 CD. [Русск.
пер.: Творения ч. II, с. 180.]^
59.PG, t. 35, col. 1161 С. [Русск.
пер.: Творения, ч. II, с. 182.]^
60.PG, t. 36, col. 628 С. [Русск.
пер.: Творения, ч. IV, с. 126.]^
61.PG, t. 32, col. 149 В. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 244.]^
62.Enn, IV, 4, 28 (col Guil.
Bude, IV, p. 131, 1, 55). Речь идет о страстях
души, имеющих одну и ту же природу.^
63.Категории, V (изд. Берлинской
академии, 1, 2, 11-19) ^
64.PG, t. 94, col. 605, 612.
[Русск. пер.: Полное собрание творений, т.
1, с. 87, 89.]^
65.PG, t. 83, col. 33 АВ.^
66.PG, t. 36, col. 345 CD. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 213]^
67.Там же, col. 144 А. [Русск.
пер., с. 213.]^
68.PG, t. 94, col. 828-829. [Русск.
пер.: Полное собрание творений, т. I, с. 173-174.]^
69.Там же, col. 829. [Русск.
пер., с. 173-174.]^
70.Там же, col. 828 С. [Русск.
пер., с. 173.]^
71.Там же, col. 821-824. [Русск.
пер., с. 172.]^
72. Там же, col. 828 D. [Русск.
пер., с. 173.]^
73.Там же, col. 820 А, 824 А.
[Русск. пер., 172.]^
74.PG, t. 36, col. 141 В. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 89.] ^
75.PG, t. 35, col. 1077 С. [Русск.
пер.: Творения, ч. II, с. 141.]^
76.Выражение принадлежит Дионисию.
PG, t. 3, col. 645 В. ^
77.Summa theologica, Ia, q. 29,
a 4.^
78.PG, t. 36, col. 320 ВС. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 198.]^
79.Etudes de theologie positive
sur La Sainte Trinite, 1, 433. ^
80.PG, t. 25, col. 505 А. [Русск.
пер.: Творения св. Афанасия Великого, ч. 1,
Серг. Лавра, 1902, с. 461.]^
81.PG, t. 26, col. 468В. [Русск.
пер.: Творения, ч. II, с. 455,] ^
82.PG, t. 35, col. 1073. [Русск.
пер.: Творения, ч. II, с. 137.] ^
83.PG, t. 36, col. 148 D-149
А. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 94.]^
84.Там же, col. 476 В. [Русск.
пер.: Творения, ч. IV, с. 30.] »^
85.PG, t. 94, col. 821 С - 824
В, 829 В. [Русск. пер.: Полное собр. творений,
т. 1, с. 171, 172, 174.]^
86.PG, t. 4, col. 221 A.^
87.PG, t. 32, col. 329 С- 332
А. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с. 89.]^
88.PG, t. 94, col. 832 АВ. [Русск.
пер.: Поли. собр. творений, т. I, с. 175.]^
89.Отец, Сергий Булгаков понимает
Бога как «трииностаспую Личность», Которая
открывает Себя в «усии» - Премудрости. См.
его «Агнец Божий», гл. 1, §§2, 3.^
90.PG, t. 36, col. 419 В. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 261.]^
91.Там же, col. 417 В. [Русск.
пер., с. 260.] ^
92.PG, t. 90, col. 1125 A.^
93.«По-видимому, в наше время
догмат о единство Божием как бы поглотил догмат
Троичности, е котором осталось только воспоминание»
(Th. de Regnon, Etudes de theol, positive
sur la Sainte Trinitс. Serie I, p. 365.^
94.Нужно, однако, заметить, дабы
не впасть в чрезмерные обобщения, что, например,
мистика цистерцианцев остается по духу тринитарной.
Это в особенности справедливо по отношению
к Гийому де Сен-Тьерри, чье учение находится
под сильным влиянием греческих отцов. Развиваясь
в духе восточного богословия, мысль Гийома
стремилась к смягчению Filicqne.^
95.См. главу, посвященную Троичности,
в его кн. «Столп и утверждение истины». М.,
1914.^
96.PG, t. 34, col. 816 В. [Рувск.
пер.: Духовные беседы. Сергиев Посад, 1904,
с. 312.]^
97.Там же, col. 784 С. [Русс.
пер., с. 286.]^
98.Gilson. La theologie mystique
de saint Bernard, p. 143-144.^
99.PG, t. 150, col. 932 D.^
100.Св. Григорий Палама. Главы
физические, богословские, нравственные и практические:
PG, t. 150, col. 1169.^
101.Там же, col. 941 С.^
102.Там же, col. 937 D.^
103.«Икономия» (греч.) означает
домостроительство, или управление домом, распорядок,
распределение.^
104.PG t. 6, col. 908 В.^
105.PG t. 32, col. 869 АВ. [Русск.
пер.: Творения, ч. VI, с. 150.] Ср. Против
Евномия, II, 32: PG, t. 29, col. 648.^
106.PG t. 3, col. 640.^
107.Там же, col. 649-652.^
108.PG, t. 130, col. 132 A.^
109.PG, t. 94, col. 800 ВС. [Полн.
собр. творении, т. 1, с. 162.]^
110.Там же, col. 860 В. [Русск.
пер., с. 185.]^
111.PG, t. 150, col. 1220 D.^
112.Там же col. 1189 В.^
113.S. Marci Eugenici Ephes.
Capita syllogistica., в кн. W. Gasa. Die Mystik
dea N. Cabasilas. Greiswald, 1849, append.
II, s. 217.^
114.Слова и речи, т. II, с. 36-37.^
115.PG, t. 150, col. 929 ВС.^
116.Там же, col, 949 АС. Св.
Григорий Палама, без сомнения, имеет в виду
место из св. Григория Нисского «Об устроении
человека», гл. XI: PG, t. 44, col. 153-156.^
117.Нет ничего безнадежнее упрощенного
понятия Божественной простоты. Книга о. Себастиана
Гишардена «Проблема Божественной простоты
на Востоке и на Западе в XIV- XV веках. Григорий
Палама, Дунс Скот, Георгий Схоларий», вышедшая
в Лионе в 1933 году, является разительным
примером подобной богословской нечуткости
к основным тайнам веры.^
118.Это место приводится М. Jugie
в статье «Palamas», «Diet. de theol. cathol.»,
XI, col. 1759 s.^
119.Св. Григорий Палама. Главы
физические...: PG. t. 150, col. 1209 С - 1212
A.^
120.Св. Григорий Палама. Феофан.
PG, t 150, col. 929 A. "^
121.PG, t. 91, col. 1261-1264.^
122.Постановления Собора 1341
г., Synopsis Nili. Mansi, Coil. concil., t.
25, col. 1149.^
123.PG, t. 75, col. 1056 A.<^
124.PG, t. 35, col. 1164 A.^
125.PG, t. 45, col. 1317 А. [Русск.
пер.: Творения, ч. VII, с. 39.]^
126.PG, t. 36, col. 129 А. [Русск.
пер.; Творения, ч. III, с. 180.]^
127.PG, t. 7, col. 989 С. [Русск.
пер.: Сочинения св. Иринея, епископа Лионского.
СПб., 1900, с. 331.]^
128.PG, t. 29, col. 605 В. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 73.]^
129.PG, t. 94, col. 856В.
[Русск. пер.: Полн. собр. творений, т. 1, с. 184.]
130.Там же, col. 1337 В. [Русск.
пер., с. 400.]^
131.Там же, col. 1340 АВ.^
132.Слова и речи, т. 1, с. 90.^
133.Слово на Введение во храм
Пресвятой Богородицы. Афины, 1861, с. 176-177.^
134.PG, t. 91, col. 1308 В.^
135.Там же, col. 640 ВС.^
136.Цит. по кн.: прот. Г. Флоровский.
Пути русского богословия. Париж, 1937, с.
180.^
137.PG, t. 94, col. 853 С.^
138.Там же, col. 813 А.^
139.PG, t 44, col. 69 A.^
140.PG, t. 94, col. 1240-1241.^
141.Там же, col. 865 A.^
142.Там же, col. 837 A.^
143.[В русском переводе это выражено
словами «соединенная с хотением мысль».- Прим.
пер.]^
144.PG, t. 3, col. 817, 824.^
145.PG, t. 44, col. 441 В. Ср.
Большое огласительное слово гл. 6: PG, 145,
col. 25 С.^
146.Именно так представлено образование
системы Иоанна Скота Эригены у А. Бриллиантова
в его капитальном труде «Влияние восточного
богословия на западное в произведениях Иоанна
Скота Эригены». СПб., 1898.^
147.PG, t. 3, col. 817, 824.^
148.Там же, col. 168.^
149.PG, t. 91, col. 1260 С.^
150.Cм. главные тексты св. Максима
Исповедника об онтологии бытия тварного у
Hans Urs von Вalthasar. Kosmische Liturgiс.
Freiburg im Breisgau, 1941.^
151.PG, t. 91, col. 1152 G-1156
В, 1160 A.^
152.Св. Григорий Великий (Двоеслов).
Собеседования. кн. II, гл. 35: PG, t. 66,
col. 198-200.^
153.PG, t. 26, col. 632 ВС [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 64.]^
154.PG, t. 7, col. 975 В.^
155.PG, t. 32, col. 136 АВ. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 234.)^
156.PG, t. 29, col. 16 С. [Русск.
пер.; Творения, ч. 1, с. 12.]^
157.PG, t. 91, col. 1164 ВС.^
158.PG, t. 29, col. 13. [Русск.
пер.: Творения, ч. 1, с. 5.] ^
159.PG, t. 46, col. 124 С [Русск.
пер.: Творения, ч. IV, с. 296.]^
160.PG, t. 44, col. 104 ВС; t.
46, col. 28 A.^
161.PG, t. 46, col. 76-77
162.Cм. Г. Флоровский, цит. соч.,
с. 178.^
163." Св, Кирилл Иерусалимский.
Слова огласительные, XV, 24; PG, t. 33, col.
904; св. Кирилл Александрийский. Orat. pasch.,
XII, 2: PG, t. 77, col. 673; св. Иоанн Златоуст.
Против аномеев, II, 3: PG, t. 48, col. 714.^
164.Слова Исаака Сирина. Cм.
A. I. Wensinck. Mistic treatises bi Isaak
of Nineveh, translated from Bedjan's syriac
text. Verhandelingen der koninklijke Akademie
van Wetenschappen te Amsterdam. Afdeeling
letterkunde Nieuwereeks, XXIU, 1. Amsterdam,
1923, с. 8.^
165.PG, t. 29, col. 49-52,
[Русск. пер.: Творения, ч. 1, с, 35.]
166.PG, t. 44, col. 72-73.^
167.A. I. Wensinck. Цит. соч.,
с. 127.^
168.Св. Максим Исповедник. Цит.
по кн.: Л. Карсавин. Святые отцы и учители
Церкви. Париж, 1926, с. 238. Мы но могли найти
этого текста в творениях св. Максима. Однако
та жо самая мысль выражается им во многих
местах, напр., в De аmаbiguis: PG, t. 91,
col. 1305 АВ. ^
169.PG, t. 91, col. 1305. ""^
170.PG, t. 44, col. 181-185.^
171.PG, t. 91, col. 1308.^
172. A. I. Wensinck. Цит, соч.,
с. 341.^
173.Цит. по: Г. Флоровский, цит.
соч., с. 179.^