ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
ПРИЗЫВ ЦАРЯ ЗЕМНОГО,
помогающий созерцанию жизни Царя небесного
Обычная подготовительная молитва.
Первое вступление: Воображение места. Здесь необходимо
мысленным взором увидеть те синагоги, города и селения, через которые, проповедуя,
проходил Иисус Христос.
Второе вступление: Просить Господа о благодати, которой
взыскую. Здесь просить Его благодати, чтобы мне не быть глухим к Его призывам,
но скорым и усердным в исполнении Его пресвятой воли.
92
Первый пункт: Представить себе некоего земного царя, избранного
самим Богом, которого должны почитать и слушаться все христианские князья и народы.
93
Второй пункт: Представить себя слушающим, как этот царь
обращается ко всем своим, говоря: Воля моя [такова] - покорить неверных всей земли;
и тот, кто захочет идти со мною, должен довольствоваться той же едой, тем же питием
и той же одеждой, что и я. Подобно мне, он должен трудиться и бодрствовать ночью,
и во всем ином быть в труде со мною, чтобы потом быть со мною участником победы.
94
Третий пункт: Подумай, что должны ответить верные подданные
столь щедрому и благому царю? И, наоборот, тот, кто отвергнет призыв такого царя,
заслужит всеобщего презрения и в глазах всех людей окажется трусливым воином.
95
Вторая часть этого Упражнения состоит в применении вышеприведенного
примера царя земного к Господу нашему Иисусу Христу, согласно следующим трем пунктам.
Первый пункт: Если воззвание царя земного к своим подданным
достойно внимания и исполнения, то насколько более достойным внимания должны мы
видеть Господа нашего Иисуса Христа, Царя вечного, призывающего весь свет и каждого
человека, говоря [сие]: Воля Моя - покорить весь мир и всех врагов Моих, и так
войти во славу Отца Моего; и поэтому тот, кто возжелает следовать за Мною, должен
со Мною трудиться, дабы участвуя в трудах [Моих], стать Моим соучастником во славе.
96
Второй пункт: Размыслить о том, что все имеющие здравое
суждение и ум, всецело предложат себя [для соучастия] в труде.
97
Третий пункт: Те, кто более преданы [Христу] Царю и хотят
отличиться во всяком служении Ему, вечному Царю и Господину вселенной, не только
всецело предадут себя на [всяческий] труд, но, выступая против своей чувственности
и плотской любви к себе и миру, принесут жертву более драгоценную и возвышенную,
воскликнув [в ответ]:
98
О вечный Господь всего сущего, вот я совершаю мое приношение
при Твоей благодатной помощи, перед лицом Твоей бесконечной Благости, свидетельствуя
в присутствии преславной Матери Твоей и сонма всех святых небесного чиноначалия
(curiae). Я хочу и желаю, и это мое обдуманное решение, лишь бы оно еще более
прославило Тебя и с еще большей полнотой послужило Тебе, - уподобиться Тебе в
перенесении всех обид, оскорблений и всякой нищеты, в духе и в действительности,
если только угодно будет Твоему Святейшему Величию меня избрать и приобщить к
такому образу жизни.
99
Это Упражнение нужно совершить дважды, утром, восстав от сна,
и за час до обеда или ужина.
100
Во второй и последующих Неделях весьма полезно читать [отрывки]
из "Подражания Христу", или из Евангелия, или из "Житий святых".
101
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
ПЕРВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ -
Воплощения; содержит в себе после подготовительной молитвы
три вступления, три пункта и одну беседу
Обычная подготовительная молитва.
102
Первое вступление: Вспомнить содержание того, что должны
созерцать; в данном случае представить себе, как три Божественных Лица взирали
на мир, переполненный людьми, и как, видя, что все идут в ад, решили в своей вечности,
чтобы второе Лицо вочеловечилось для спасения человеческого рода, И так, когда
настала полнота времен, послан был Гавриил Архангел к Деве Марии (смотри
ниже среди тайн жизни Иисуса Христа).
103
Второе вступление: Представление места. Здесь необходимо
вообразить все огромное пространство мира, где обитают столь многочисленные и
разнообразные народы. Затем взор должен обратиться к определенной части мира -
к малому дому и светелке Владычицы нашей - в городке Назарете в стране Галилейской.
104
Третье вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь
нужно просить о глубоком познании вочеловечившегося ради тебя Господа, дабы больше
возлюбить Его и совершеннее следовать за Ним.
105
Отметим, что подготовительную молитву и три вступления нужно
совершать в течение этой и следующей Недели, изменяя только форму вступлений соответственно
содержанию.
106
Первый пункт: По отдельности рассмотри разных людей. Вначале
тех, кто обитают на всей поверхности земли, столь различающихся между собой как
своими одеждами, так и своим обликом - одни белые, другие черные; одни в мире,
другие в войнах; одни плачущие, другие смеющиеся; одни здоровые, другие больные;
одни рождающиеся, другие умирающие и так далее.
107
Во-вторых, следует представить себе и подумать о том,
как три Божественные Ипостаси взирают с престола своего Величия на земное пространство
и на все народы, пребывающие в глубоком ослеплении, и видят, как люди умирают
и идут во ад.
108
В-третьих, следует воззреть на Пресвятую Деву и ангела,
который ее приветствует. И предаться размышлению, дабы извлечь пользу из этого
зрелища.
Второй пункт: Вслушаться в слова. Слушать, что говорят
между собою люди - как клянутся и богохульствуют и так далее. Также послушать,
что говорят Лица Пресвятой Троицы: "совершим искупление рода человеческого"; наконец,
[услышать], что говорят ангел и Пресвятая Дева.
После чего предаться размышлению, дабы извлечь пользу из [произнесенных
ими] слов.
Третий пункт: Наблюдать за действиями. Размышлять о том,
что делают люди на земле; как враждуют, убивают, идут во ад и так далее. И о том,
что делают Божии Лица: Они совершают всесвятое Воплощение и так далее. И о том,
что делают ангел и Пресвятая Дева: как ангел исполняет обязанность посланного,
а Пресвятая Дева в смирении благодарит Величие Божие.
После чего предаться размышлению, дабы извлечь пользу из каждого
такого действия.
109
Беседа. В конце следует предаться размышлению о том, что
ты должен сказать трем Лицам Пресвятой Троицы, или же воплощенному Предвечному
Слову, или же Матери Его, Госпоже нашей; и просить согласно тем чувствам, которые
обретешь в себе, чтобы ты мог следовать за воплотившимся Господом и подражать
Ему. Прочесть Отче наш.
110
ВТОРОЕ СОЗЕРЦАНИЕ -
Рождества Господа нашего
Обычная подготовительная молитва.
111
Первое вступление: История. Благочестивое размышление
о том, как на девятом месяце беременности Пресвятая Дева покинула Назарет и в
сопровождении святого Иосифа и служанки, погоняющей быка, совершила путь на ослице.
Как они направляются в Вифлеем, дабы участвовать в выплате дани, наложенной кесарем
на всю страну (см. 364).
112
Второе вступление: Представление места. Здесь следует
обозреть путь от Назарета до Вифлеема, представляя себе его длину, ширину, ровен
ли он был или шел по горам и долинам. Точно так же [следует] обозреть место или
[точнее] пещеру Рождества, обширная ли она была или маленькая, низкая или высокая,
и как была устроена?
113
Третье вступление - такое же, как и в предыдущем созерцании.
114
Первый пункт: Мысленно увидеть [присутствующих] - Святую
Деву, Иосифа, служанку и Младенца Иисуса по Его рождении, представляя себя негодным
и убогим слугою; созерцать их, приглядываться к ним и с почтением и елико возможным
благоговением служа им в их нуждах, как если бы я действительно там присутствовал,
будучи как бы последним нищим и недостойным рабом. И затем предаться размышлению,
дабы извлечь [из всего этого] пользу.
115
Второй пункт: Внимательно слушать все, что они говорят,
а затем предаться внутреннему размышлению, дабы извлечь [из всего этого] пользу.
116
Третий пункт: Внимательно наблюдать за тем, что они делают,
то есть как совершают путь, терпят лишения, трудятся, как в крайней нищете рождается
Господь, чтобы затем после толиких трудов, испытав голод и жажду, зной и холод,
оскорбления и заушения, умереть на кресте, и все это - ради меня. Затем предаться
внутреннему размышлению, дабы получить духовную пользу.
117
Закончить беседой, как в предыдущем созерцании, и прибавить Отче
наш.
118
ТРЕТЬЕ СОЗЕРЦАНИЕ
будет повторением первого и второго Упражнения
После подготовительной молитвы и трех вступлений нужно
повторить первое и второе Упражнения, обращая внимание на отдельные важнейшие
части, во время которых было какое-либо просветление, утешение или оставленность.
Закончить беседой же и прочесть Отче наш.
119
В этом и во всех следующих повторениях следует сохранять тот
же самый порядок, что и в повторениях первой Недели, изменяя содержание и сохраняя
форму.
120
ЧЕТВЕРТОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
будет повторением первого и второго таким образом, как
было в предыдущем повторении
121
ПЯТОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
будет приложением пяти чувств к первому и второму созерцанию
После подготовительной молитвы и трех вступлений полезно
устремить пять своих чувств к предметам первого и второго созерцания следующим
образом:
122
Первый пункт: Мысленно всматриваться в лица, обдумывая
и созерцая частности и обстоятельства, в которых они находятся, и постараться
извлечь пользу из этого созерцания.
123
Второй пункт: Слушать то, что говорят или что могли бы
сказать эти лица, и, обращаясь мыслью внутрь себя, вынести из этого какой-либо
[духовный] плод.
124
Третий пункт: Вкушать и обонять [внутренним обонянием
и вкусом] бесконечную благость и сладость божественности души, ее добродетелей
и всего прочего, соответственно личности, о которой размышляем. Внутренне рассмотри
все это и извлеки [из этого духовную] пользу.
125
Четвертый пункт: Дотрагиваться мысленным прикосновением,
например обнимать и лобызать те места, на которых эти лица пребывали, всегда стараясь
получить от этого какой-либо духовный плод.
126
Беседа. Закончить беседой, как в первом или втором созерцании,
и прочесть Отче наш.
127
[ПРИМЕЧАНИЯ]
Во-первых: Нужно заметить для всей этой Недели и для следующих,
что мы должны читать только о тех тайнах, о которых должны непосредственно размышлять
в этот день и в данный час, чтобы размышление об одной тайне не мешало размышлению
о другой.
128
Во-вторых: Первое размышление о Воплощении совершается
в полночь; второе - рано утром; третье - во время литургии; четвертое - во время
вечерни; пятое - перед ужином. Каждое из этих пяти Упражнений должно продолжаться
в течение одного часа. В дальнейшем надо сохранять такой же порядок.
129
В-третьих: Нужно заметить, что если упражняющийся в преклонных
летах, или слабый, или, если сильный, но несколько ослаблен после первой Недели,
то лучше, чтобы во вторую Неделю, по крайней мере от времени до времени, он не
вставал в полночь, но первое размышление совершал на рассвете, второе - во время
литургии, третье - перед обедом; одно из повторений этих трех [Упражнений] - ближе
к вечерне; наконец, приложение чувств - перед ужином.
130
В-четвертых: Во второй Неделе из десяти добавлений, о
которых говорилось на первой Неделе, нужно изменить - второе, шестое, седьмое
и отчасти десятое.
Второе - так: сразу по пробуждении подумать о созерцании,
которое должен совершить, возбуждая в себе желание познать воплощенное вечное
Слово [Божие], дабы лучше Ему служить и следовать.
Шестое - так: вспомнить тайны жизни Иисуса Христа, начиная
от Его воплощения, до того пункта или тайны, о которых должно размышлять в настоящий
момент.
Седьмое - так: упражняющийся может пользоваться светом
или темнотой, ясной или плохой погодой в зависимости от того, что ему лучше подходит.
Десятое - так: упражняющийся должен вести себя сообразно
с тайнами, о которых размышляет; ибо некоторые требуют покаяния, а другие нет.
Таким образом с великой тщательностью должны быть исполнены все десять добавлений.
131
В-пятых: При всех Упражнениях, кроме совершаемых в полночь
и на рассвете, нужно делать что-либо соответствующее второму добавлению, а именно
- перед началом Упражнения обозри все, что ты должен совершить, куда пойдешь и
перед кем предстанешь; и вкратце разбери все Упражнение, которое будешь делать;
затем, исполнив третье добавление, начни Упражнение.
132
ВТОРОЙ ДЕНЬ
Для первого созерцания нужно взять Сретение (см. ниже,
в тайнах жизни Иисуса Христа) (см. 268);
для второго - бегство в Египет, как бы в изгнание (см. 269);
и относительно этих двух созерцаний сделать два их повторения и приложение пяти
чувств к ним таким же способом, как [указано] для предшествующего дня.
133
Примечание. Временами, даже если упражняющийся силен и
хорошо себя чувствует (dispositus), полезно ему сделать изменения, уменьшая число
Упражнений, от этого второго дня до четвертого включительно, дабы лучше обрел
то, чего желает. И так можно совершить только одно созерцание ранним утром, другое
во время - литургии; во время вечерни - повторение их, а перед ужином - приложение
чувств.
134
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
Первое созерцание того, как Младенец Иисус в Назарете был
послушен своим родителям (см. 271);
второе - как они нашли Его в Иерусалимском храме (см. 272)
Вновь соверши два повторения и приложение пяти чувств.
135
ВСТУПЛЕНИЕ
к рассуждению о разных образах жизни
[Мы только что] рассмотрели пример Христа [в двух разных образах
жизни], в первом, которое есть исполнение заповедей, когда Он повиновался родителям;
во втором, которое есть достижение евангельского совершенства, когда Он покинул
своего нареченного Отца и родную Мать, чтобы отдаться единственно служению своему
предвечному Отцу.
Теперь же начнем размышлять о Его жизни и усиленно просить и
молиться, дабы познать в каком состоянии или при каком образе жизни желает нас
иметь в служении себе Величие Божие.
В следующем за этим Упражнении, в приготовлении к такому [самоиспытанию],
мы увидим как намерения Иисуса Христа, так и цели врага человеческого рода, и
познаем, каким образом мы достигнем совершенства на том жизненном пути, который
Бог, наш Господь, предложит нам.
136
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ
Размышление о двух знаменах, одно - Иисуса Христа, величайшего
Вождя и Господа нашего; другое - Люцифера, смертельного врага человеческого рода
Обычная подготовительная молитва.
137
Первое вступление: История. Здесь Господь наш Иисус Христос
призывает и хочет всех собрать под свое знамя, а Люцифер - под свое.
138
Второе вступление: Представление места. Здесь нужно увидеть
огромную поляну в окрестностях Иерусалима, где находится величайший Вождь всех
праведных, Господь наш Иисус Христос; и другое поле в окрестности Вавилона, где
Люцифер предводительствует врагам [Христа].
139
Третье вступление: Испросить желаемое здесь, [во-первых],
познания козней предводителя зла и помощи, дабы от них уберечься; [во-вторых],
познания истинной жизни, которая нам представлена величайшим и истинным Вождем,
и благодати следовать ему.
[ПЕРВАЯ ЧАСТЬ]
140
Первый пункт: Представить себе на этом огромном вавилонском
поле начальника всех врагов страшного, отвратительного вида, как бы сидящего на
престоле из пламени и дыма.
141
Второй пункт: Проследить, как созывает он бесчисленных
бесов, как их разделяет, одних для одного города, других для другого, и так во
всем мире, не минуя ни одной страны, ни одного места, ни одного человека.
142
Третий пункт: Вслушаться в приказание, которое он им отдает;
как приказывает набрасывать на людей сети и оковы: вначале они должны искушать
их видом богатств, ибо это наиболее частый случай, чтобы тем легче дошли до пустой
мирской чести [почета] и таким образом впали в великую гордость. Итак, на первой
ступени должны быть богатства, на второй почет, на третьей гордость; и по этим
трем ступеням сатана приводит ко всем остальным порокам.
[ВТОРАЯ ЧАСТЬ]
143
Подобно этому, но с другой стороны - увидеть величайшего,
истинного Вождя - Господа нашего Иисуса Христа.
144
Первый пункт: Увидеть, как прекрасный и благостный Христос,
Господь наш, стоит на огромном ровном поле в окрестностях Иерусалима.
145
Второй пункт: Увидеть, как Господь вселенной избирает
многих людей, апостолов, учеников и так далее и посылает их по всему миру сеять
Его святое учение среди людей всех возрастов и всех состояний.
146
Третий пункт: Слушать приказания, какие Господь дает всем
своим друзьям и слугам, посылаемым на это дело; как их наставляет, чтобы они старались
помогать всем людям, прежде всего побуждая их к полной нищете в духе, а если бы
то было угодно Божественному Величию, то и к нищете действительной; затем к желанию
бесславия и поношения; так как от этих двух вещей происходит смирение.
И здесь также будут три ступени: первая - нищета против богатства;
вторая - бесславие или поношение против мирского почета; третья - смирение против
гордости. По этим трем ступеням люди приходят ко всем прочим добродетелям.
147
Беседа - с Пречистою Матерью, чтобы Она испросила для
меня у Сына своего и Господа благодать быть принятым под его знамя; сначала в
высшей нищете духа. А если будет угодно Его Божественному Величию меня избрать
и принять, то в нищете действительной; а также в перенесении оскорблений и презрения,
чтобы лучше Ему в этом подражать; только бы я мог переносить их без чьего бы то
ни было греха и без чего-либо неугодного Божественному Величию. Затем прочесть
Богородице Дево.
Во второй беседе - просить Сына Божия о том же, дабы вымолил
мне это у Бога Отца. После чего прочесть [молитву] Душа Христова.
Наконец, просить о том же Отца [Небесного], чтобы благоволил
мне это даровать. Прочесть Отче наш.
148
[Примечание] Это размышление совершается первый раз в
полночь, а потом ранним утром; его повторяют два раза - во время литургии и вечерни,
неизменно заканчивая тремя вышеприведенными беседами. Следующее Упражнение - "Трех
Мужей" - совершается за час до вечерней трапезы.
149
В ТОТ ЖЕ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ
совершается размышление о Трех Мужах, дабы избрать наилучшего
Обычная подготовительная молитва.
150
Первое вступление: Повествование. Здесь будет сказано
о трех мужах; каждый из них хотя и приобрел по 10 000 дукатов, но
нечистым путем, не так, как надлежало бы сделать это ради любви Божией. Все они
желают спастись и обрести мир в Боге, сбросив с себя тяжесть и помеху, которые
производит привязанность к приобретенной вещи [богатству], и прийти к Богу.
151
Второе вступление: Представление места. Увидеть себя в
присутствии Господа Бога и всех Его святых, для того чтобы возжелать и познать
то, что наиболее угодно Его Божественной благости.
152
Третье вступление: Просить о том, чего желаешь. Здесь
нужно испрашивать благодати для избрания того, что более всего послужит славе
Божественного Величия и спасению твоей души.
153
Первый муж желал бы освободиться от привязанности к приобретенной
вещи, чтобы в мире обрести Бога и обеспечить себе спасение, но до самой смерти
не прилагает к этому каких-либо усилий.
154
Второй муж желает освободиться от той же привязанности,
но только таким образом, чтобы приобретенное осталось при нем, то есть хочет,
чтобы Бог даровал то, чего хочет сам человек; а значит, не решается оставить эту
приобретенную вещь, дабы идти к Богу, хотя это и было бы для него наилучшим.
155
Третий муж желает освободиться от привязанности, но его
желание столь велико, что он стал вполне безразличным к приобретенному, но хочет
его желать или не желать согласно тому, что Господь Бог вложит [в его сердце],
и это будет считать лучшим и наиболее соответствующим служению и славе Божественному
Величию. В ожидании этого он хочет в своем сердце от всего отречься, силясь не
желать ни этой, ни какой-либо иной вещи, но [обладать ею] лишь постольку, поскольку
к этому его побудит служение Господу Богу; то есть чтобы единственно желание лучшего
служения Господу Богу склоняло его к удержанию или оставлению этой вещи.
156
Закончить теми же тремя беседами, которые были [указаны]
после предыдущего размышления о Двух Знаменах.
157
Нужно заметить, что если мы ощущаем отвращение или чувство, противоположное
стремлению к действительной нищете, и если мы не безразличны к нищете или богатству,
то искоренению такой неупорядоченной привязанности может весьма помочь просьба
об этом в беседе (даже против естественного стремления), просьба о том, чтобы
Господь Бог избрал нас для истинной бедности, и даже желать этого и просить и
молить Его об этом, но только если это будет для служения Ему и во славу Его благости.
158
ПЯТЫЙ ДЕНЬ
Созерцание того, как Господь вышел из Назарета к Иордану
и как Предтеча крестил Его. (Смотри ниже среди тайн жизни Иисуса Христа. 273.)
159
Это созерцание должно быть совершено первый раз в полночь, второй
раз - рано утром; кроме того, надо сделать два повторения: во время литургии и
во время вечерни; и перед ужином совершить приложение пяти чувств. Каждому из
этих пяти Упражнений предшествует обычная подготовительная молитва и три вступления,
как изложено выше при созерцании Воплощения и Рождества; окончить тремя беседами,
как в размышлении о Трех Мужах, или согласно примечанию в конце того же размышления.
160
Частичное испытание совести, после обеда и после ужина, надлежит
делать в отношении уклонений и небрежности в Упражнениях и в прибавлениях; и так
поступать в настоящий день и в последующие дни.
161
ШЕСТОЙ ДЕНЬ
Созерцание Христа в пустыне за Иорданом. (При этом форму
следует сохранить такую же, как в пятый день)
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ
Как святой Андрей и другие апостолы последовали за Христом.
(См. 275)
ВОСЬМОЙ ДЕНЬ
О Нагорной проповеди, [в которой Христос поучал] о восьми
заповедях блаженства. (См. 278)
ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ
Как Господь явился Своим ученикам, идя по морским волнам.
(См. 280)
ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ
Как Господь учил во храме. (См. 288)
ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ
О воскрешении Лазаря. (См. 285)
ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ
О входе Господа в Иерусалим в Вербное воскресение. (См.
287)
[ПРИМЕЧАНИЯ]
162
Первое примечание. Созерцания этой второй Недели, сообразно
времени, какое каждый желает этому посвятить, или продвижению вперед, можно или
расширить, или сократить. Тот, кто желает расширить, может взять также [тайны]:
посещение Пресвятой Девой Елизаветы, поклонение пастухов, обрезание Господне,
поклонение волхвов и иные... Тот, кто желает сократить, может пропустить некоторые
из вышепоименованных, так как, помещая их, мы предлагаем как бы введение к размышлениям
о тайнах жизни Христа, дабы позднее можно было бы совершеннее их созерцать.
163
Второе примечание. Выбор призвания должно начать с созерцания
того, как Господь удалился из Назарета в Иордан, то есть с пятого дня; как совершать
выбор призвания, будет изложено ниже.
164
Третье примечание. Начиная выбор призвания, чтобы лучше
принять и лучше приспособить сердце к истинному Христову учению, очень полезно
рассмотреть следующие три степени смирения, останавливаясь на них от времени до
времени в течение целого дня и совершая [три] беседы, как будет указано ниже.
165
[ТРИ СТЕПЕНИ СМИРЕНИЯ]
Первая степень смирения, необходимая для вечного спасения,
состоит в том, чтобы я так унизил себя, [как только могу], и настолько смирился
бы [до такой степени], что во всем был бы послушен нашему Господу Богу. Так что
хотя бы мне предложили стать господином всего созданного [в мире] или если бы
угрожали лишить жизни, то никогда не вошел бы в рассуждение нарушить какое-либо
приказание Божие или человеческое и тем самым совершить смертный грех.
166
Вторая степень смирения совершеннее первой и состоит в
следующем: я настолько смирился, что уже не желаю стремиться к богатству более,
чем к бедности, к почету более, чем к презрению, к долгой жизни более, чем к короткой,
- лишь бы все это одинаково служило славе Божией и спасению моей души. И, кроме
того, мне даже [мысль] не придет в голову совершить какой-либо даже самый малый,
простительный, грех ради возможности приобрести весь мир или спасти свою жизнь.
167
Третья степень смирения - совершеннейшая - содержит первую
и вторую, и в том, где одинаковы будут [ожидаться] хвала и слава Божественного
Величия, для большего подражания Христу, Господу нашему, и уподобления [Ему] в
моих поступках, хочу и избираю бедность со Христом бедным, нежели богатство, унижения
со Христом униженным, нежели почет, и более пожелаю быть сочтенным ненужным и
безумным ради Христа, Который до меня был принят за такового, нежели считаться
мудрым и разумным в сем мире.
168
Примечание. Тому, кто хочет приобрести этот третий род
смирения, очень полезно совершить три беседы, показанные выше, в размышлении о
Трех Мужах, испрашивая того, чтобы Господь наш благоволил избрать его для
этого третьего и высшего смирения, дабы лучше следовать и полнее служить Ему,
лишь бы одинаковая или большая от этого происходила слава Его Божественному Величию.
169а
ВСТУПЛЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРИЗВАНИЯ
В каждом хорошем выборе с моей стороны око моего намерения должно
быть чисто, взирая единственно на цель, для которой я создан, то есть для прославления
Господа, Бога нашего, и спасения моей души. Поэтому если что-либо избираю, то
только для того должен избрать, дабы оно способствовало [достижению] цели, ради
которой я создан; не подчиняя или приравнивая цели к средствам, но [подчиняя]
средства целям. Так, например, многие прежде избирают женитьбу, а затем служение
Богу в женатом состоянии, - когда собственно служение Богу есть цель. Иные желают
сперва иметь бенефиции, а потом уже с ними служить Богу.
169б
Такие [лица] не прямо идут к Богу, но желают, чтобы Бог шел к
[ним] и сообразовывался с их беспорядочными привязанностями; и таким образом из
цели делают средство, а из средства цель, ставя на втором месте то, что должно
было поставить на первом. Ибо, во-первых, мы должны пробудить в себе желание служить
Богу, что является целью, а уже, во-вторых, [стремится] к приобретению церковных
бенефиций или вступлению в брак, если это более нам соответствует; ибо все это
есть средство для достижения цели.
Итак, на мое решение избрать или отбросить то или иное средство
должно влиять лишь служение Господу, нашему Богу, Его прославление и вечное спасение
моей души.
170
ДЛЯ ОСВЕДОМЛЕНИЯ
[о том], что может быть предметом избрания, для чего предлагается
рассуждение, содержащее четыре пункта и одно примечание
Первый пункт: Необходимо, чтобы предмет нашего избрания
был или [нам] безразличен, или хорош сам по себе и был согласован со святой Матерью
[нашей] иерархической Церковью; и не был бы дурным или противным Церкви.
171
Второй пункт: Некоторые [вещи] подлежат не отменяемому
выбору; таковыми являются священство, брак, и тому подобное; иные же подлежат
изменяемому выбору, как, например, принять бенефицию или отказаться от нее, пользоваться
временными благами или их отвергнуть.
172
Третий пункт: В неизменном выборе, раз [навсегда] сделанном,
нечего уже больше выбирать, так как [предмет] делается от нас неотъемлемым - священство,
брак и тому подобное. Нужно только заметить, что если кто не сделал надлежащего
выбора, то есть [совершил выбор] без должного размышления и с беспорядочными влечениями,
тот пусть сожалеет об этой ошибке, кается и ведет добрую жизнь в этом им избранном
состоянии, хотя [подобный] выбор и не был призванием Божьим, будучи [сделанным]
не чистосердечно и с беспорядочным влечением. И поэтому многие заблуждаются, почитая
подобный [плохой] выбор за Божие призвание; тогда как всякое призвание Божие всегда
чисто, ясно и без примеси плотской или какой-либо иной беспорядочной привязанности.
173
Четвертый пункт: Если кто в вещах, подлежащих изменению,
сделал выбор разумно и надлежащим образом, не идя за плотью и миром, тот не имеет
причины избирать вновь, но пусть старается, насколько возможно, стать совершенным
в этом избрании.
174
Примечание. Но если такой, подлежащий изменению, выбор
не был сделан искренне и без неупорядоченного влечения, то следует сделать новый
выбор надлежащим образом, если хотим принести отличные и весьма угодные Господу,
Богу нашему, плоды.
175
О ТРЕХ ВРЕМЕНАХ,
когда можно сделать здравый и хороший выбор
Первое время, когда Господь Бог так касается воли и так
направляет ее, что верующая душа, не сомневаясь и не будучи в состоянии сомневаться,
идет туда, куда ей указывает Бог, как это сделали апостол Павел и апостол Матфей,
когда последовали за Христом.
176
Второе время, когда душа получает много света и познания
через опыт утешений и оставленности и через духовный опыт распознавания различных
духов.
177
Третье время, спокойное, когда человек, учитывая прежде
всего то, ради чего он рожден, то есть прославление Господа Бога нашего и спасение
своей души, и, желая этой цели достигнуть, избирает как средство некий образ жизни
или данное призвание, из допускаемых Церковью, дабы оно ему помогло в деле служения
Господу Богу и спасения души. Я сказал: время спокойствия, когда душу не тревожат
разные духи и она пользуется своими природными силами свободно и спокойно.
178
Если выбор не произошел ни в первое, ни во второе время, то для
третьего времени предлагаются два способа сделать выбор.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ
для совершения здравого и хорошего выбора, содержащий шесть
пунктов
Первый пункт: Поставь пред очами то, что хочешь избрать,
например должность или доходное место, которое можно принять или не принять, или
что-либо иное, подлежащее изменяемому выбору.
179
Второй пункт: Необходимо иметь в виду цель, ради которой
я создан, а именно - прославление Господа, Бога нашего, и спасение моей души;
и одновременно я должен обрести бесстрастие, освободиться от всякой неупорядоченной
привязанности, так что не буду склонен или привязан более к приятию предполагаемой
вещи, чем к ее оставлению, или к оставлению ее более, чем к приятию; но обрету
себя как бы стоящим неподвижно в равновесии, дабы последовать за тем, что почту
лучшим во славу и хвалу Господа, Бога нашего, и во спасение моей души.
180
Третий пункт: Просить Господа Бога, чтобы благоволил подвигнуть
мою волю и вложить мне в сердце то, что я должен сделать с этим предполагаемым
делом для большей славы и хвалы Господа, и чтобы я хорошо и верно постиг умом
и совершил избрание согласно с пресвятой Его волей и благоволением.
181
Четвертый пункт: Внимательно рассматривать умом, сколько
бы я имел от этого пользы и помощи, исключительно во славу Господа, Бога нашего,
и во спасение моей души, если бы избрал предполагаемую должность или бенефицию;
и, с другой стороны, рассмотреть неудобства и опасности, могущие из-за этого возникнуть.
Точно так же исследовать с тем же вниманием и другую сторону, то есть сколько
было бы пользы и удобства от отвержения данной вещи и сколько неудобства и опасности
от этого неприятия.
182
Пятый пункт: После того как ты так обдумаешь и рассмотришь
со всех сторон предполагаемое, отметь, в какую сторону более склоняется разум;
и так, согласно свету разума, а не по влечению чувств, нужно сделать выбор данной
вещи.
183
Шестой пункт: Совершив этот выбор или приняв решение,
подвизающийся должен вполне отдаться молитве перед лицом Господа Бога и представить
Ему произведенный выбор, чтобы Величие Божие благоволило его принять и утвердить,
[в том случае] если он [выбор] приведет к лучшему служению Ему и наибольшему Его
прославлению.
184
ВТОРОЙ СПОСОБ
для совершения здравого и хорошего выбора содержит четыре
правила и одно примечание
Первое правило: Любовь, которая нами руководит и побуждает
нас к избранию данной вещи, должна идти свыше, от любви Божией; так, чтобы избирающий
прежде всего сам чувствовал, что та большая или меньшая любовь, какую он испытывает
к тому, что избирает, есть любовь, исходящая единственно от Творца и Господа.
185
Второе правило: Представь себе некоего человека, которого
ты никогда не видел и не знал, и, желая ему полного совершенства, подумай, что
бы ты посоветовал ему сделать и выбрать для вящей славы Господа нашего Бога и
для большего усовершенствования его души; отнеся к самому себе [эти советы], поступи
так, как посоветовал бы другому.
186
Третье правило: Представить себя в момент смерти, и тот
образ и степень избрания, которые хотел бы иметь тогда, сделай нормой своего теперешнего
избрания и, сообразуясь с этим, прими свое решение.
187
Четвертое правило: Внимательно рассмотри и оцени то состояние,
в каком окажешься в Судный день. Подумай о том, каким бы ты тогда желал иметь
нынешнее избрание, какое правило в то время пожелал бы увидеть исполненным и осуществленным
ныне, дабы в Судный день вкусить счастье и полную радость.
188
[Примечание.] Воспользовавшись упомянутыми правилами,
данными мне для спасения и вечного спокойствия, совершу мой выбор и предоставлю
его Господу Богу, как о том сказано в Шестом пункте первого способа избрания.
189а
ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ
и изменения своей жизни и положения
Нужно заметить, что людям, которые состоят в церковных должностях
или браке (находятся ли они в изобилии земных благ или нет), когда нет способности
или сильной воли совершить выбор в вещах изменяемых, весьма полезно будет предложить,
вместо избрания, некие правила, которые помогли бы их личному исправлению и [изменили
бы] их жизненное положение. А именно: человек должен подчинить свое тварное существо,
свою жизнь и свое состояние прославлению и восхвалению Господа нашего Бога и спасению
своей души.
189б
А затем рассмотреть (в Духовных Упражнениях и в способах избрания)
[всю жизнь]: какой он должен иметь дом, сколько иметь слуг, как должен ими распоряжаться
и как ими руководить, как учить словом и примером; подобно этому [рассудить] о
своем денежном состоянии, какую часть он может выделять на свой дом и прислугу,
сколько на бедных и на иные добрые дела, и во всем этом не искать и не желать
ничего иного, как большей чести и славы Господа, Бога нашего.
И пусть каждый поймет, что он преуспеет в духовных вещах постольку,
поскольку освободится от любви к самому себе, от своей воли и от своих выгод.