Зоя Масленикова
К оглавлению
Номер страницы после текста на ней.
[на стр. 258 фото: [О. Александр.] Фото С. Руковой]
Глава одиннадцатая
Завершение пути
На улице Центральной
Большую часть приходской работы пришлось перенести за церковную
ограду в дом, который снимала его прихожанка
После службы там дожидались отца, обменивались новостями и книгами,
подкрепляли силы чаем после причащения.
Наконец появлялся батюшка, бодрый и веселый, будто его рабочий
день едва начался, будто настоятель ему не досаждал только
что раздраженными придирками. Он брал кого-нибудь за руку и
уводил за перегородку, где у него был свой уголок.
Паства смолкала и усаживалась за чтение. За низкими окнами утопали
в снегу, цвели или роняли плоды в траву яблони, за забором
виднелись деревенские избы, гул машин, проезжавших по старому Ярославскому
шоссе, заглушал невнятные голоса отца и его собеседника за не достигавшей
потолка перегородкой. Там шли долгие беседы и исповеди, развязывались
узлы чьих-то судеб.
В этом доме совершались оглашения и крестины, за общим столом во
главе с батюшкой велись беседы на самые разные темы, он отвечал
на тьму тьмущую всяких вопросов, показывал пастве свои слайд-фильмы.
Принимал он тут не только прихожан, но и посетителей, приезжавших
из Москвы, со всей страны, из-за рубежа. Беседы с ним домогались
люди разных кругов и национальностей, в том числе и весьма известные.
Очень весело и торжественно отмечались церковные праздники. Здесь
разговлялись после Светлой Заутрени. Стол был завален куличами и
разноцветными яйцами, яркими бумажными цветами, среди всего этого
изобилия горели красные пасхальные свечи.
Конечно, такая необычная жизнь в этом доме не могла не привлечь
внимания жителей деревни. Многих не устраивал
/259\
этот ученый священник-еврей, и поползли слухи, будто тут собирается
подпольное подрывное общество антисоветчиков. Стали писать доносы
всяким властям. За домом началась слежка. Забеспокоились хозяева,
и в 1983 году пришлось от этого дома отказаться.
Правда, «катакомбница» Мария Витальевна Тепнина сняла дом на той
же улице, но она была очень осторожна, и там бывало гораздо меньше
народу.
А летом в Новой Деревне и в близлежащих Заветах Ильича снимали
дачи прихожане с детьми, и батюшкина деятельность рассредотачивалась.
Допросы в КГБ
Но над головой о. Александра собирались тучи. Как-то в приходе появилась милая,
приятная пара: В. Н.
и его жена Т. Способные и деятельные, они активно включились в приходскую
жизнь, стали помогать батюшке в разных делах, ездили к нему домой. Но В. Н.,
желая самоутвердиться, отошел от батюшки, сам перешел в католицизм и увлек
за собой с десяток неустойчивых ребят из паствы о. Александра. Потом во время
зарубежной поездки тайно рукоположился в католического священника и, вернувшись,
стал совершать мессы у себя дома.
Скоро
об этом узнала госбезопасность, и В. Н. арестовали. Он тут же «раскололся».
Еще недавно он был доверенным лицом о. Александра, знал приходские тайны и кто
чем занимался. Ведь почти вся деятельность в приходе была по тем временам
нелегальной и потому опасной. Размножали на машинке, а случалось, и на ксероксе,
книги о. Александра и другую религиозную литературу. Существовали запрещенные
властями молитвенные «общения», где не только молились, но изучали Священное Писание.
Велись занятия и с детьми прихожан. Батюшка крестил без регистрации, поскольку
многие желавшие принять крещение на риск предъявления паспорта пойти не могли.
В те времена за совершение таинств вне церкви угрожали всякие неприятности. Книги
о. Александра издавались за рубежом. Как-то ведь они передавались туда?
Оттуда поступали журналы «Вестник РХСД», «Символ», «Логос», книги,
изданные в «Имка-Пресс», да и не только
/260\
русская, но и иностранная духовная литература, часть которой в приходе
переводили и распространяли.
И вот В. Н. выложил в КГБ все, что знал. С декабря
1983 года о. Александра стали таскать на допросы, а В. Н. скоро
выпустили.
А тут натворил дел еще один прихожанин — С. Пренебрегая
прямыми запретами о. Александра, он стал огромными партиями получать от зарубежных
баптистов Библии и другую религиозную литературу, а также множительную аппаратуру,
не заботясь при этом об элементарной осторожности. О. Александр сказал,
что при таком непослушании не может больше нести за него ответственность и изгнал
его из прихода.
Вскоре С. арестовали, и о. Александра стали вызывать на допросы
уже по этому делу. Потом С. судили и дали срок. В лагере
он раскаялся и принес свое покаяние по телевидению. О. Александра
он не упоминал, но тем не менее, выйдя на свободу с идеей соединения
Церкви и коммунизма, написал ему такое письмо, которое было ничем
не лучше доноса. Письмо, естественно, оказалось немедленно в руках
КГБ, и тут же пошла новая серия допросов.
Молоденький И. Т. имел неосторожность послать по почте
о. Александру письмо о тех миссионерских делах, в которых он
участвовал. Письмо было перехвачено, и снова зачастили вызовы на
допросы.
Друзья батюшки давно знали, что КГБ охотился за тремя священниками:
о. Глебом Якуниным, о. Дмитрием Дудко и о. Александром Менем. Первые
двое уже находились в заключении, оставался третий, дело шло к развязке.
И вот весной 1985 года в двух номерах газеты «Труд» появилась
огромная статья против батюшки под названием «Крест на совести».
Его обвиняли в тайных связях с американской православной Церковью.
Это был последний удар, за которым неминуемо должен был последовать
арест и процесс.
Совет по делам религий и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
потребовали о. Александра к ответу. Пришлось писать объяснительную
записку. Записка эта стоила огромных нравственных мучений о. Александру,
но митрополиту Ювеналию так понравилась, что он расположился к о.
Александру и стал с тех пор ему покровительствовать. Да и ветер
подул в другую сторону: вступала в действие перестройка.
/261\
Новая эпоха
Владыка Ювеналий перевел на другой приход ревностного служителя
властей предержащих новодеревенского настоятеля о. С. и назначил
на его место, но опять-таки настоятелем, о. И., переведенного в
Новую Деревню с другого конца Московской области.
С ним стало полегче. Больше всего новый настоятель любил покой.
И именно поэтому старые порядки сохранялись. Но в крохотный кабинетик,
построенный о. С. для о. Александра на месте бывшего туалета, стали
все же просачиваться по одному страждущие и жаждущие духовного просвещения…
Лишь в декабре 1989 г впервые после Алабино о. Александр был
назначен настоятелем того же Сретенского храма в Новой Деревне,
а о. И. перевели на другой приход.
В апреле 1988 г. началась для о. Александра новая эпоха. Государство
переменило отношение к Церкви, и о. Александр стал читать
лекции в московских клубах. Народ валил на них валом. Журналисты
осаждали прицерковный домик с предложениями выступать на радио и телевидении
и с просьбами писать для газет и журналов. Чуть не каждое воскресенье
приезжали гости из-за границы: эмигранты, корреспонденты, церковные
деятели. Киношники просили сниматься или писать сценарии для религиозных
фильмов, по крайней мере, их консультировать.
Число лекций доходило до тридцати в месяц. И это при напряженнейшей
приходской работе! А приход, и так огромный, стремительно рос
с ростом известности о. Александра. Усложняла жизнь дальность расстояний,
отсутствие машины. Правда, те очень немногие прихожане, у кого была
своя машина, старались возить его на лекции, но не всегда это
было возможно.
А батюшка ни от чего не отказывался, страшно уставал и не имел
никакой передышки.
[на стр. 263 фото: Д. К. им. Серафимовича. Вечер
памяти о. Сергия Булгакова 9 апреля 1989 г. Фото С. Бессмертного.]
[на стр. 264-5 фото: [Дорога в лесу.]]
Он старался использовать открывшиеся в связи с перестройкой возможности.
Задумал создать духовно-просветительское общество «Культурное Возрождение»,
и оно тут же, не дожидаясь официальной регистрации, стало функционировать.
/262\
В разных клубах под эмблемой общества — возрождающимся из пепла
Фениксом — устраивались лекции, беседы, доклады. Впервые в стране
прошли вечера памяти русских религиозных мыслителей XX века: Бердяева, Флоренского, Булгакова, Карсавина, Федотова,
Мережковского. Душой всех этих начинаний и главным их действующим
лицом был о. Александр.
Он задумал издавать журнал «Мир Библии», в качестве его главного
редактора разработал план журнала и подготовил к печати три
первых номера.
Велись переговоры об издании его собственных трудов.
В последние годы он стал ездить за рубеж. Сначала в Польшу и Чехословакию,
потом в Германию. Осенью 1989 года провел отпуск в Италии,
он и там зарабатывал на жизнь лекциями.
В мае 1990 года побывал в ФРГ, участвуя в симпозиумах — сначала
в организованном католиками, потом — протестантами. И даже рискнул
без визы съездить в Брюссель, в то самое издательство «Жизнь с Богом»,
где два десятка лет выходили его труды и многие другие предлагавшиеся
им книги. Вернувшись, скоро уехал в отпуск, опять в Италию,
куда осенью перебралась на жительство с мужем и сыном его дочь Елена.
Из отпуска вернулся совсем не отдохнувшим и снова включился в этот
режим хронической перегрузки и спешки. Его популярностью безжалостно
пользовалась самая разная публика: администраторы клубов, журналисты,
киношники, телевизионщики, издатели. Он подписывал, не глядя, кабальные
договоры, давал согласие на огромные циклы лекций, на роль ректора
и лектора «Православного Университета», на участие в документальном
фильме о Бердяеве, на беседы о Библии на радио и так без конца.
Издательские дела совсем запутались, в них вмешивались посторонние
личности, пользуясь тем, что он уже не помнил, что кому обещал,
что и где подписал. Он явно становился добычей небескорыстных людей,
а перегрузка и спешка только этому способствовали.
Последние дни
Весь этот ажиотаж и страсти вокруг его фигуры могли разрешиться
только какой-нибудь бедой. Он остро это ощущал сам. Когда близкие
старались остановить лавину непосильной
/266\
деятельности, о. Александр отвечал: «У меня совсем мало времени
осталось. Надо спешить. Я должен успеть еще что-то сделать.
Нет, нет, это не со здоровьем связано. Но это так. Уж вы мне поверьте».
1-го сентября 1990 года исполнилось 30 лет со дня его
рукоположения во священника. Присутствовавшие в храме его поздравили,
хор спел «Многая лета». Когда подходили ко кресту, дарили ему цветы,
а одна молоденькая хористка преподнесла ему его портрет своей работы.
Батюшка почему-то сказал: «Вы мне это на гроб положите».
2-го сентября после службы состоялось в новодеревенском клубе открытие
воскресной школы. Собрались дети лет 10—12 с родителями. О. Александр
обратился к будущим ученикам с такими словами: «Дорогие дети,
вы знаете, что вы все умрете». Взрослые вздрогнули. И все свое
выступление батюшка посвятил теме смерти и пути к вечной жизни.
После открытия воскресной школы о. Александр поехал в Дом культуры
Московского завода автоматических линий. Там он провел «вечер»,
посвященный героине французского Сопротивления, поэтессе и русской
монахине, матери Марии (Кузьминой-Караваевой). Потом состоялось
собрание, «Культурного Возрождения». Батюшку избрали президентом
общества.
В эти же дни стоял он с кем-то на шоссе и ловил такси. — «Как долго
такси нет», — посетовал его спутник. — «Мне не такси, мне катафалк
нужен», — сказал батюшка.
Все дни его последней недели были, как всегда, забиты лекциями
и встречами.
6-го сентября он крестил детей в отделении гематологии Республиканской
детской больницы, над которой шефствовали его прихожане. Можно представить себе
атмосферу в этом отделении: обреченные дети, окаменевшие в безысходном горе, бесконечно
одинокие в своем страдании приезжие матери, которые так и живут при детях
в больнице.
О. Александр говорил с ними о вечной жизни, о том, что ждет
нас после смерти. Он сумел произвести какой-то переворот в этих
отчаявшихся душах, внести в их жизнь свет и надежду.
А жить ему самому оставалось два с половиной дня, и он откуда-то
об этом сроке знал!
В церковном хоре пела Вера Хохлова, вдова давнего его приятеля
о. Сергия. Она хотела причаститься 9-го сентября,
/267\
но сказала батюшке, что боится не успеть к исповеди, потому что
живет за городом и ехать ей по двум железным дорогам. А батюшка
ей говорит: «Вы девятого не приезжайте. Незачем вам в воскресенье
приезжать, ничего здесь не будет. Через день здесь большое торжество
будет, народу будет очень много, вот тогда и приезжайте».
Вера подумала, что он имеет в виду свои именины, день Александра
Невского, но они приходятся на 12-е сентября. А указание батюшку
было другим: не через два дня, а через день велел он ей приехать.
8-го сентября вечером он прочел потрясающе содержательную глубокую
лекцию о христианстве в Московском Доме техники на Волхонке.
А 9-го сентября рано утром… Это было воскресенье, он вышел из своего
семхозского дома, направляясь на службу в новодеревенский храм.
У дорожки к станции кто-то нанес ему сзади удар топором по голове.
Он прошел еще метров двести. Потом повернул к дому и, не дотянувшись
до звонка на калитке, опустился на колени. Истекая кровью,
он звал жену, хрипел, стонал. Жена вышла, посмотрела на него, не
узнала и ушла в дом. Потом она вызвала скорую помощь и милицию.
Когда они приехали, о. Александр был уже мертв.
Чья рука поднялась? По чьему наущению?
Упокой, Господи, душу убиенного священномученика праведного протоирея
Александра. Господи, прости Россию, вечно пожирающую своих лучших
детей.
/268\
[на стр. 269 фото: [Могила о. Александра.]]
|