Оглавление
Зоя Масленикова — известный скульптор, писатель
и поэт, на протяжении 23-х лет была духовной дочерью о. Александра Меня,
сподвижницей, другом и редактором всех его книг, издававшихся при его жизни только
за рубежом и принесших ему мировую известность.
Эта книга была задумана Зоей Маслениковой
и Александром Менем в 1979 году. На основе устных рассказов,
самосвидетельств о. Александра и архивных документов написана
первая часть, которая называется «Страницы жизни». В основе второй
части «Мой духовник» — дневниковые записи и воспоминания автора,
а также письма к ней Александра Меня.
В книге использованы рисунки Александра Меня из
архива З. А. Маслениковой, а также стихи З. А. Маслениковой.
© Зоя Афанасьевна Масленикова, 1995
Художественный редактор Г. Бутенко
Художественное оформление Л. Рабичев, Ф. Рабичев
Художественная пересъемка С. Бессмертный
Технический редактор Е. Тихонов
Корректор Н. Сидоркина
Техническая группа: Ю. Лопатин, О. Генерозова, К. Бутенко
На первом форзаце — храм Сретения
На втором форзаце — божница на месте гибели Александра Меня
Фотографии С. Бессмертного
© Издательство «Присцельс», 1995
© Издательство «Русслит», 1995
Подписано к печати 10 07 95 г Формат
60 х 90 1/16
Усл п. л. 17 Тираж 5000 экз. Заказ
№ 248
Издательство «Присцельс», 109240, г Москва,
Интернациональная ул., 11, кор. 1. Издательство «Русслит», 121248,
г Москва, Кутузовский пр., 1
Отпечатано в ТОО «Немчиновская типография»,
Московская обл., пос. Немчииовка, ул. Агрохимиков, 6
/4\
Содержание
Предисловие
7
Об этой книге
10
Часть I Страницы жизни
13
Истоки (предки). - Мень в детстве: 1936.
- 1937. - Его тетка Вера Василевская.
- Мень о Катакомбной церкви. - Дошкольное
детство. - Школьные годы. -
Мень А. Воспоминания о туберкулезном санатории.
1946 год.
Благоприятное впечатление от московского
костела. -
Пушно-меховой институт. - Жизнь
в Иркутске. -
Часть II Мой духовник
271
Приложения
555
Начальные главы романа
557
Напутствие
583
/5\
Предисловие
Последнее время можно слышать крайние суждения о советском периоде
Русской Православной Церкви. Говорят, что ее история закончилась
Поместным собором 1917—1918 годов, а затем она стала одним
из придатков ЧК-НКВД-КГБ и самостоятельной роли не играла.
Такие мнения высказывают церковные и нецерковные люди не только
за рубежом, но и у нас в стране. У них есть солидные аргументы,
и широко известны объективные факты, подтверждающие подобные взгляды.
Но эти умопостроения рушатся, как карточный домик, если вспомнить
о многих деятелях РПЦ, духовенстве и мирянах, которые и творили
ее подлинную историю. На протяжении семидесятилетнего угнетения
Церкви они, вопреки всему, сохраняли и приумножали полноту духовного
богатства учения Христова. Речь идет не только о новомучениках,
но и о тех, кто в жестких рамках тоталитарной системы трудился
на церковной ниве.
Одним из таких людей был покойный протоиерей отец Александр Мень.
О нем в последнее время много пишут и говорят, больше, чем при его
жизни. У него сейчас много почитателей, духовных детей и учеников,
но немало и врагов. Вокруг его имени и его книг возникают споры
и порою распространяются невероятные, нелепые слухи.
Кем же был на самом деле отец Александр? Каковы его роль и значение
в жизни современной Русской Православной Церкви?
Накануне трагедии, которая в двадцатые годы постигла Церковь, Поместный
собор 1917—1918 годов пришел к выводу, что необходимо
реформировать церковную жизнь во всех ее областях. Было принято
много постановлений о внешней и внутренней жизни церкви. Намечалось
возрождение прихода как церковной семьи с тем, чтобы отношения пастыря
и прихожан носили личный характер в соответствии с практикой
древней Церкви. Высказывались пожелания об установлении братских
отношений с католиками и протестантами. Предполагалось проводить
с ними такие богословские диалоги, которые способствовали бы укреплению
мира и любви между христианами.
После Собора Церковь тут же попала в тиски атеистической власти,
и начались гонения, но до жесточайшего террора, развязанного
в 1922 году, у нее оставалось еше три-четыре года, когда ей удалось
частично реализовать многие решения Собора. Укрепилась приходская
жизнь, значительно повысилась роль мирян в управлении Цер-
/7\
ковью. Под предводительством и с благословения известных иерархов,
в том числе святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси,
впервые проводились диалоги с представителями иных христианских
конфессий. Они не преследовали полемических целей, задачей их было
признать друг в друге братьев и сестер во Христе.
Вскоре все это было сведено на нет, и для Церкви наступила долгая,
казалось бы, беспросветная ночь.
Нужно было обладать большим личным мужеством, чтобы в этих условиях
проводить в жизнь то, что было намечено Собором. Одним из таких
мужественных сынов Русской Православной Церкви и был отец Александр
Мень. Вся его деятельность стала воплощением идей Собора. В тяжелых
условиях тоталитарного атеистического режима он работал для будущего
Церкви. Своими проповедями и книгами, всей своей жизнью, до конца
отданной служению Богу, он открывал верующим путь к истинной
жизни во Христе в современных условиях. Делал он это в противовес
тем, кто тщательно скрывал от людей Истину и хотел превратить Церковь
в некий музей обрядоведения.
Его проповеди проникали в душу всем, начиная с простых деревенских
старушек и кончая интеллектуальной элитой. Он обладал даром доходчиво
излагать самые высокие истины христианства и глубоко трогать сердца.
Его слово изменяло направление мыслей и всю жизнь тысяч людей и
поворачивало их ко Христу.
Отец Александр был выдающимся богословом нашего времени, глубоким
религиозным мыслителем. Он не получил официального признания,
его почти не печатали в нашей церковной прессе. Но его трудами пользовались
и пользуются в семинариях и духовных академиях.
Кое-что в его взглядах не совпадает со школьным богословием, однако
в этом нет ничего страшного. Мы просто отвыкли от плюрализма мнений,
существовавшего с апостольских времен и составляющего богатство
и глубину святоотеческого наследия. Плюрализм этот и есть то
необходимое разномыслие, которое, по словам апостола Павла, должно
обнаружить искуснейших (I Кор. 11, 19).
В своем соболезновании семье, духовным чадам и прихожанам отца
Александра по случаю его кончины Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II подчеркнул «талант отца Александра как проповедника
Слова Божия и воссоздателя подлинно общинной приходской жизни».
Эта книга, написанная личным другом и духовною дочерью покойного
протоиерея, воссоздает образ великого пастыря, богослова, подвижника
и верного сына Русской Православной Церкви.
Игумен Мартирий (Багин)
/8\
[на стр. 9 фото]
Об этой книге
Трудно переоценить роль о. Александра Меня в религиозном пробуждении
российской интеллигенции после семидесятилетнего обморочного беспамятства.
Его подвижнический труд сеятеля Слова Божия на выжженной атеизмом,
бесплодной, казалось, земле, его трагическая одинокая фигура и мученическая
гибель по дороге в храм от топора убийцы будут, несомненно,
привлекать внимание не одного поколения мыслящих читателей.
Автору выпало счастье общаться с о. Александром на протяжении без
малого двадцати трех лет.
В 1979—1980 гг. о. Александр Мень рассказывал мне о своем
прошлом. Мало-помалу выяснялось, как он сложился в качестве
мыслителя, священника, характера.
Рассказывал урывками: в электричках, по дороге от своего новодеревенского
храма до станции, в вагоне скорого поезда Феодосия — Москва… По
всему видно было, что он впервые так подробно и последовательно
говорит о своем детстве, юности, первых годах служения в Церкви
и эти воспоминания доставляют ему удовольствие.
Когда возникла идея из записей этих рассказов сделать книгу, он
сразу согласился. Для глав о детстве дал рукописные воспоминания
своей матери «Мой путь» и тетки — «Катакомбы XX века». Вот
почему их свидетельства по воле о. Александра обильно цитируются
в первой главе.
Иногда в текст вклиниваются разные документы или мои собственные
свидетельства о событиях, очевидцем которых мне довелось быть.
Кроме того, я дружила с матерью о. Александра и многое слышала
от нее.
Случалось, на вопрос, который затрагивал особо важную для него
тему, о. Александр отвечал: «Это я сам вам напишу». И действительно,
писал. Тексты, написанные о. Александром мы печатаем их курсивом.
Он вообще серьезно относился к этой работе, дарил разные архивные
документы: свои детские тетради, рисунки, рукописный альбом В. Я. Василевской
с посвященными ему стихами, фотографии и многое другое.
Повествование о своей жизни о. Александр довел примерно до 1967 года.
В этом году мы познакомились, и далее жизнь его протекала
у меня на глазах. Поэтому первая, биографическая часть книги завершается
лишь кратким упоминанием о главных событиях последнего новодеревенского
периода служения о. Александра. Через год после знакомства я стала
вести дневник, потому
/10\
что испытывала потребность фиксировать события моей религиозной
жизни. Она началась и протекала под его могучим воздействием,
и, естественно, в дневниках есть множество записей о моем замечательном
духовнике и наших не всегда простых отношениях.
По указанию батюшки на основе этих обширных дневников составлена
книга о моем духовном пути «Дух дышит, где хочет», для которой о.
Александр написал предисловие. Эта книга будет издана как третья
книга серии «Судьбы скрещенья».
На той же основе написана и вторая часть этой книги. Но это не
всегда буквальный дневниковый текст: иногда он сокращен или для
краткости просто пересказан, иногда в него вводятся необходимые
уточнения или пояснения. И вообще при жизни автора невозможно, мне
кажется, публиковать дневник без изъятий. Но смысл и содержание
записей остались неизменными.
Изредка текст как бы повисает в воздухе, когда оригинал касается
жизни моих соприхожан, не уполномачивавших меня, разумеется,
говорить о них в печати.
Но пусть в этой книге останутся белые пятна. Внутренней жизни каждого
человека приличествует тайна.
Кое-какие события по разным причинам, в том числе по тогдашним
требованиям конспирации, не записывались в дневник, но сохранились
в памяти. Эти поздние вставки напечатаны более мелким шрифтом.
У меня сохранилось около ста шестидесяти писем о. Александра, и
часть их включена в эту книгу.
Автор приносит читателю извинения в том, что в книге, построенной
на документальных свидетельствах разных людей, он иногда не сумел
избежать повторений, а также в том, что, рассказывая о великом пастыре,
ему пришлось говорить и о собственной незначительной персоне, иначе
трудно было бы рассказать о наставническом труде его духовника.
В конце концов не в этом дело: важно сберечь для современников
и потомства любые большие и малые события жизни этого религиозного
гения и святого подвижника, в том числе и те, что попадали в поле
зрения автора на протяжении более двух десятилетий.
3. Масленикова
/11\
|