НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ
Оп.: Истина и жизнь, №1, 1999. С. 29.
Мне довелось помогать отцу Александру Меню в
его работе над рукописями в качестве редактора. До нашего знакомства он уже выпустил
— за рубежом, конечно, — три книги: «Сын Человеческий», «Истоки религии» и «Небо
на земле».
А замысел серии книг, посвящённых истории Церкви, родился у него ещё до этого.
Серия должна была называться «Лики святых». Отец Александр хотел показать историю
христианской Церкви в лицах. Но он вовсе не намеревался переписывать заново жития,
биографии выдающихся личностей, прославленных Церковью. По его мысли, человеческая
история даёт нам множество примеров того, к чему приводит жизнь без Бога. А в
тех, кого мы почитаем как святых, проявляется как раз обратное: безграничные возможности,
которые раскрывает в человеке жизнь во Христе — дары исцеления, чудотворения,
пророчества, мистического созерцания. Историю Церкви он видел как действие Христа
в мире и в людях.
Но, обдумывая предстоящую серию, отец Александр понял, что история христианства
не может быть понята, если у читателей нет представления о том, что происходило
задолго до воплощения Христа, и — погрузился в глубину веков: начал работать над
шеститомником «В поисках Пути, Истины и Жизни». Он считал, что книга «Сын Человеческий»
должна стоять особняком и не должна быть завершающей частью шеститомника, поскольку
вся история религии виделась ему как поиски Истины, явленной во Христе, а христианство
стало итогом этих поисков, ответом Бога человечеству, и ответом исчерпывающим.
То, что мы называем мировыми религиями, отцу Александру представлялось единым
потоком, в котором разные народы на разных ступенях своего духовного возрастания
по-своему постигали Божественное Откровение. Это было ключом к его замыслу, который
ему в полной мере удалось воплотить в шеститомнике.
Закончив работу над ним, отец Александр вернулся к «Ликам святых». Ему хотелось
найти ключ и к этой серии, столь же определённую и оригинальную идею. Мы не раз
беседовали об этом, отец Александр собирал материалы, перечитал массу источников.
Писать первый том серии - книгу об апостолах - он начал в 1980 г. и через некоторое
время вручил мне машинопись первых одиннадцати глав - на редактуру. Ему важно
было услышать мнение читателя, чтобы двигаться дальше. Но работать над рукописью
он сам же и не давал: слишком загружена я была редактурой других книг, переводами
материалов, необходимых ему для работы. Вскоре он спросил меня при встрече: «Ну
как?» - а я, увы, не готова была ответить. Когда он в очередной раз задал мне
тот же вопрос, я сказала ему такое, о чём до сих пор сожалею: что главы эти написаны
свежо, ярко, что возникает чувство, будто отец Александр сам был свидетелем тех
событий, но вот объединяющая идея серии, тот самый ключ к ней, как мне показалось,
пока не найдены. К моему удивлению, отец Александр как-то весело взглянул на меня,
махнул рукой и сказал: «Ну и ладно! Значит, и не надо мне этого писать».
Признаюсь: тогда я даже не дочитала рукопись до конца - помогать ему изо дня в
день и поспевать за ним при его скоростях было непросто. А отец Александр углубился
в другую работу -над «Библиологическим словарём», который, как он понимал, не
будет напечатан. «Пишу для того парня», — говорил отец Александр, думая о ком-то,
кому его словарь поможет в библейских исследованиях. Ему самому приходилось переворачивать
буквально горы источников, и он не раз сожалел, что не было такого словаря — а
как бы он облегчил ему работу!
Так что к замыслу «Лики святых» он просто физически не мог вернуться, тем более,
что в последние два с половиной года его жизни открылась возможность широкой проповеди,
которую он спешил использовать. Я же думала, что всё ещё впереди, что он непременно
придумает, как выстроить эту серию, и замысел «заиграет», и всё получится. А времени
у него уже не было, t |