Зоя Масленикова
Об отце Александре Мене
Ее книга о Мене.
Её о книге Меня "Лики святых" (неоконченной), 1999.
Интервью "Радио Свобода", 2006.
Родилась 2 октября 1923 г. Умерла 9 февраля 2008 года. Моя крестная мать. Беседы именно с ней, не с о. Александром Менем (с которым я до крещения почти не общался) были для меня и миссионерством, и уроками христианства.
Из газеты "Община. XXI век".
№2, 2000 г.
http://charity.newmail.ru/xxivek/002/2cont2.html
Интервью З. А. Маслениковой
Зоя Афанасьевна Масленикова – писатель, автор
книг «Портрет Бориса Пастернака», «Жизнь отца Александра Меня»,
«Дух дышит, где хочет. (Духовные дневники)», «Коленопреклоненные
размышления», книги стихов «Мастерская», многих журнальных публикаций,
скульптор и поэт. На протяжении 23-х лет она была духовной дочерью
о. Александра Меня, сподвижницей и другом, редактором всех его
книг, издававшихся при его жизни только за рубежом и принесших
ему мировую известность.
С З. А. Маслениковой встретился наш корреспондент Андрей Налетов.
Корреспондент: Зоя Афанасьевна, отец Александр
всей своей церковной деятельностью утверждал мысль, что прихожане
не должны быть просто «гостями» в храмах, что от них самих зависит
очень многое. Мне думается, на этом принципе основаны новые формы
приходской работы отца Александра. Как сам о. Александр Мень выстраивал
жизнь своего прихода и в чем состояли эти новые формы?
Зоя Масленикова: Нет, он не совсем так ставил вопрос.
Он говорил, что нет такой «мамы»-церкви, которая все знает, вытирает
носы и слезы своим детям, ставит в угол, дарит шоколадки за хорошее
поведение, нет такой «мамы»-церкви. Церковь, говорил отец Александр,
– это Христос и мы, то, что мы туда вносим. Церковь – организм
богочеловеческий – это место пересечения двух планов: нашего,
земного и – Небесного, Божественного. Поэтому очень многое зависит
от того, что мы несем туда. Отец Александр хотел видеть своих
прихожан активными созидателями Тела Христова; есть такое определение,
что церковь – это Тело Христово.
В те времена, когда отец Александр служил в храмах,
ни о какой работе с прихожанами кроме исповеди во время богослужения
и исполнения церковных треб официально речи не могло быть. Все,
что он делал, все его общение с верующими было несанкционировано.
Ему приходилось встречаться с ними в лучшие времена в домике при
церкви, в худшие времена это запрещалось, тогда он встречался
со своими прихожанами на квартирах, разговаривал с ними по пути
от церкви к дому, в электричке (поскольку он жил далеко от своего
храма), по дороге в Москву и так далее. И получалось так, что
прихожане как бы висли на отце Александре, связи были радиальные
– все устремлялись к нему. И он всегда следил за тем, чтобы собой,
своим ярким могучим образом не заслонять Христа, а быть только
проводником к Нему. Но в этих условиях, когда каждый хотел поговорить
с отцом Александром и часто нужно было ждать по пять-шесть часов
после службы своей очереди, чтобы с ним побеседовать – он никому
не отказывал – надо было придумать новую форму общения, чтобы
те прихожане, которые ходили в церковь уже несколько лет, могли
помогать тем, кто приходил впервые, начинающим. Отец Александр
мог, конечно, поговорить с каждым, но совсем не обязательно было
ему самому объяснять основы церковной жизни. И тогда возникла
идея – произошло это в 1979 году – организовать маленькие домашние
церкви. Идея состояла в том, что обычно раз в неделю небольшая
группа людей (отец Александр считал идеальным число от 7 до 12)
собирались у кого-то дома и вместе читали Евангелие, вместе молились,
вместе проходили катехизацию, то есть познавали основы веры. Через
какое-то время выявилось несколько талантливых катехизаторов,
которые занимались подготовкой как к крещению, так и к воцерковлению
тех, кто был крещен в детстве, но пока не пришел к церкви. Собираясь
вместе, мы учились быть христианами.
Христианство – это не идеология, а образ жизни, это особые
цели. Освоение этого образа жизни, настройка на эти цели часто происходит медленно
и трудно. Обычные житейские цели, которые ставит перед собой человек, конечно,
остаются, но отходят с первого места на второе, на третье, а центром становится
Христос. То есть речь шла о создании некой духовной семьи, главой которой был
бы невидимо Христос. Он собирал нас для того, чтобы мы учились выполнять Его волю
в жизни, узнавать Его учение и учились помогать друг другу в жизни, потому что
в церковь можно ходить годами, участвовать в литургии, но в человеческом плане
оставаться одиноким, не знать никого из тех, с кем рядом молишься в одном храме.
Итак, в 1979 году были созданы первые группы общения. В те времена
это были дела запрещенные, поэтому мы не могли, например, договариваться по телефону
о встречах, не могли большой группой заходить в дом или, когда все кончится, выходить
вместе. Отец Александр рекомендовал использовать любые предлоги, чтобы собраться
– дни рождения, именины, советские праздники. Нужно было постоянно менять места,
чтобы соседи не доложили куда следует. Конспирация была строгая- каждый знал,
куда спрятать Евангелие, если внезапно нагрянут.
В последние два года жизни отца Александра церковь
была раскрепощена и он получил возможность выступать перед широкой
аудиторией, на телевидении и в печати. При своей жизни он задумал
Православный Университет, назначил дату его открытия, но состоялось
открытие Православного университета – теперь он носит имя Александра
Меня – 30 сентября, через три недели после его гибели. По инициативе
отца Александра наш приход стал шефствовать над Детской республиканской
клинической больницей. Там нет больных москвичей, дети приезжают
со всей страны, и многие не выживают, в основном им продлевается
жизнь на несколько лет. С ними приезжают их мамы, которые никого
в Москве не знают и, одинокие, они сидят над тяжело больным ребенком
годами в состоянии отчаяния и горя. Наш приход одновременно шефствовал
и над детьми, и над мамами. Научились дружить и разговаривать
с ними, рассказывать о Боге, приносили игрушки, играли с детьми,
рисовали, устраивали выставки и детские спектакли. Часто эта дружба
заканчивалась желанием детей и мам креститься. Батюшка приходил
туда, исповедовал и причащал, окормлял их.
Корр.: Как продолжаются сегодня традиции приходской
работы отца Александра Меня?
З.М.: Почти все духовные дети отца Александра стали
прихожанами храма свв. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке.
Настоятель его отец Александр Борисов с первого класса школы попал
в дом Александра Меня, поскольку учился в школе с его младшим
братом. Он получил образование биолога, стал генетиком, кандидатом
наук и успешно продвигался в науке, но больше всего хотел исполнить
волю Бога и в какой-то момент ушел из науки, стал диаконом, потом
– священником. Трудно перечислить все виды приходской работы,
которыми занимаются прихожане этого храма в продолжение начатого
отцом Александром Менем. Здесь кормят регулярно бомжей, разносят
обеды больным одиноким старикам. Есть группа, которая занимается
беженцами, одевает их и кормит. Существуют разные формы учебной
работы для обретения духовных знаний. Работает детская Воскресная
школа. Церковь стала живой, это уже не та церковь, какой ее хотела
видеть советская власть – этакий музей для иностранцев, не больше
того. Церковь стала деятельной. При этом храме много людей творчески
одаренных. И продолжают работу домашние общения, их уже много,
несколько десятков, и это одна из главных форм той работы, которую
начал отец Александр. Церковь стала местом живой жизни, работы
и учебы. В целом Русская Православная Церковь не сумела полностью
воспользоваться огромными возможностями, которые открылись с перестройкой
после 70-летнего угнетения. Нашему народу очень нужна духовная
жизнь, нужны духовные цели, духовные установки. И вот это ощущал
отец Александр с самого начала. Он как-то рассказывал мне, что
приснился ему кошмарный сон. Сказал: «Редко мне снятся сны, а
это такой ужасный сон!»
– «В чем там дело было, батюшка?» – спросила я.
– «Мне приснилось, – сказал он, – что сняли все
запоры, и церковь совершенно свободна».
– «Почему же это ужасно, это прекрасно!»
– «Нет, – спокойно ответил отец Александр, – это
ужасно, потому что церковь не готова».
И вот нам надо наверстывать упущенное с большим
рвением и учиться быть прежде всего открытыми к людям ищущим,
может быть еще не нашедшим Бога, уметь приходить к ним, говорить
с ними, быть привлекательными для людей в качестве христиан, чтобы
никто не мог сказать: а, вот это христиане, нет, таким я не хочу
быть, такие люди мне не нравятся. То есть чувствовать ответственность
за свое христианство не столько словами, сколько осуществлением
своего христианского призвания в жизни. Этому учил нас отец Александр
Мень.
|