О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангельская притча о безумном богаче кажется нам странной и сначала
непонятной: казалось бы, что плохого в том, что человек, у которого был богатый
урожай, построил себе еще один амбар, куда можно сложить зерно. Не бросать же
его на улице, чтобы зерно гнило под дождем и никому не досталось. Наверное, не
в том была ошибка богача, что он построил амбары и там положил все собранные мешки
с урожаем. А в том, что он почувствовал себя уверенным в завтрашнем дне, потому
что у него есть запас. Ведь он сказал себе: «Ну, ешь, пей, веселись, все теперь
будет благополучно». А Господь сказал ему: «Безумный! В эту же ночь душа твоя
будет у тебя отнята». Человек думает одно, а ему начертано другое.
И опять не в этом смысл притчи. Каждый человек может внезапно
умереть, но это не значит, что надо бросать все дела. Когда человек сажает дерево,
разве может он быть уверенным, что доживет и увидит, как оно поднимется и даст
плоды? Но все-таки мы сажаем, все-таки мы трудимся. Значит, главная ошибка этого
человека, его грех, в том, что он успокоился, уверился и сказал себе: «Ешь, пей,
веселись». Он не подумал, что труд человека — это то, что надо отдавать другим,
прежде всего трудиться для других. В тот день, когда он закончил свое строительство,
даже в мыслях у него не было сделать что-то для людей. Он решил, что богатство
ему дано для того, чтобы есть, пить и веселиться.
И для каждого из нас в этом есть урок. Мы должны понять, что только
тогда у нас будет нормальная жизнь, нормальное состояние души, нормальный ход
всего нашего жизненного пути, когда мы будем стараться отдавать свой труд людям.
Ведь так и Господь устроил, что все в мире связано узами взаимного труда. На вас
на всех надета одежда — кто-то для вас ее делал, на чем-то вы приехали — кто-то
вас привез, и вы, делая свое дело, кому-то отдаете свои силы, время и способности.
Вот так же и у нас в храме: кто-то когда-то потрудился, возвел здание, привезли
сюда бревна в трудные 20-е годы и поставили этот храм. Кто-то его расписывал,
кто-то убирает, хор поет, вы вносите свою лепту — мы все вместе трудимся всегда
и для храма, и для дома, и для окружающих нас людей.
Таким образом, жизнь и труд человеческий — это отдача, и если
мы об этом забываем, то мы забываем о главном призвании человека в жизни. А если
забываем, то значит — спим, и можем проспать так всю жизнь, даже если она будет
долгой. Вот тот человек незадачливый умер на другой день после того, как закончил
свое строительство. А иной может прожить долго, но все равно спать, спать духовно,
не думать о жизни, не думать о своем долге, не вспоминать о Господе, не жить перед
лицом Его, а просто есть, пить и веселиться. Так бездумно может пройти целый день,
а то и неделя, а то и полжизни. Оглянешься — и уже ничего нет.
И сегодня Церковь устами апостола нас призывает: «Восстань, спящий,
и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос». Значит, мы все призваны пробудиться
в вере, пробудиться в уповании на Господа и в труде ради Него в жизни. «Восстань,
спящий», — говорит Господь, и мне хотелось бы, чтобы эти слова были услышаны каждым
из вас, до каждого из вас дошли и постучались в вашу душу, в дверь вашего сердца.
Проснись, спящий, если ты спишь! И мы спросим: «Господи, как проснуться, как от
мертвого сна воскреснуть?» И апостол отвечает: «И воскресит тебя Христос». Не
своей силой мы оживем, а именно Его силой. «Воскресит тебя Христос». Вот дорогие
слова, драгоценные слова, к каждому обращенные: перестанем жить так, как мы живем,
— бездумно, вяло, уныло, сонно, надо чтобы закончилась духовная спячка наша. «Встань»,
— говорит нам апостол, и Господь нам говорит: «Встань, спящий, и воскресни из
мертвых, и воскресит тебя Христос». Аминь.