АЛЕКСАНДР МЕНЬ
ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ
Об авторе
Из цикла "В поисках Пути, Истины
и Жизни".
К оглавлению тома.
о. Александр Мень. История религии. т. 5
Глава четырнадцатая
И НА РАЗВАЛИНАХ ЖИВЕТ НАДЕЖДА
Иудея—Египет, 587-580 гг.
Надежда, я сказал, есть ожиданье грядущей славы;
ценность прежних дел и благодать—его обоснованье.
Данте, Рай, XXV
Жестоко расправившись с Иерусалимом, Навуходоносор, однако, не желал окончательной
гибели Иудеи: она была нужна ему как провинция, служащая заслоном против
Египта. Поэтому он оставил на месте часть сельского населения и во главе
области утвердил наместником иудея Гедалию, который поселился в Мицпе с
дочерями Седекии и халдейскими военными, оставленными в качестве советников.
Гедалия принадлежал к партии мира и реформ; его отец Ахикам был другом
Иеремии, а дед Шафан принимал деятельное участие в преобразованиях Иосии.
Сам Гедалия, если судить по его печати, найденной в развалинах Лахиша,
занимал еще при Седекии пост «начальника дворца» (1).
Навуходоносор был хорошо осведомлен о внутренних распрях в Иерусалиме,
знал он и о деятельности Иеремии, который предсказывал победу его оружию.
Поэтому вавилонский царь дал Набусардану строгую инструкцию относительно
пророка: «Возьми его, обрати на него внимание, не делай ему ничего худого
и поступи с ним так, как он скажет». Когда дворец был обречен огню, халдейские
начальники нашли Иеремию в караульном помещении и освободили его.
Однако потом Иеремию, вероятно, задержал один из солдат и направил его
в Раму, где был сборный пункт пленных. Там Иеремия мог видеть толпы соотечественников,
изнуренных голодом, ослабевших от страха, плачущих или тупо равнодушных.
Они сбились кучками, жались друг к другу - жители каждого города старались
держаться вместе. Кто побогаче - позаботились о своем имуществе. Оно было
нагружено на ослов, верблюдов и мулов; халдеи разрешали брать с собой все.
Поэтому лагерь был похож на причудливый базар или становище кочевников.
Одна за другой выстраивались партии переселенцев, и конвой уводил их. Они
бросали последний взгляд на родные холмы и били себя в грудь, проходя мимо
гробницы праматери Рахили. Казалось, она оплакивала своих сынов, которым
не суждено больше вернуться. «Вопль в Раме слышится, плач и рыдание: Рахиль
плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер 31, 15).
Левиты и священники шли, гремя цепями, которые были надеты на всех представителей
высших сословий. Они пели псалмы и повторяли молитвы:
Вспомни, Господи, что с нами стало, взгляни на нас и узри
наше поругание:
Наследие наше перешло к чужим, и дома наши к иноплеменникам,
Стали мы сиротами без отцов, а матери наши как вдовы ...
Угасла радость в сердце нашем, хороводы наши обернулись сетованием,
Упал венец с головы нашей, горе нам, что мы согрешили!
(Плач 5, 1-3, 15-16)
Бедствие пробудило религиозную совесть: люди каялись в своих грехах, давали
обеты Богу, сокрушались о том, что слушали голоса ложных пророков, нарушали
уставы Торы. А колонны все уходили одна за другой на север...
Случайно Набусардан заметил среди пленных Иеремию. Он немедленно велел
освободить пророка от цепей и предложил ему ехать с ним в халдейскую столицу.
«Я буду заботиться о тебе,— сказал он,—а если не хочешь идти со мною в
Вавилон— оставайся: вот вся земля перед тобою». Но тут же он сам решил,
что лучше всего будет, если Иеремия останется при Гедалии и поможет наместнику
восстановить страну.
Иеремия принял это предложение и пошел в Мицпу, резиденцию Гедалии.
Наместник, вероятно, с радостью встретил пророка: у него было мало сторонников
и помощников, а трудностей— много. Халдейские войска покидали Иудею, страна
нуждалась в мире и порядке, Эдом же на юге пытался воспользоваться разрухой
в Иудее, чтобы захватить как можно больше земель. Защищаться от эдомитян
было нелегко. Войско Седекии разбрелось по стране: одни группы превратились
в настоящих разбойников, другие, объединившись в отряды, намеревались вести
бессмысленную партизанскую войну. Среди них стала популярна крылатая фраза:
«Авраам был один в этой земле, и нас немного, но мы будем ею владеть».
Князь Измаил и его воины опасались переправляться обратно через Иордан
и жили во владениях амонитского царя Баалиша.
Эти бездомные люди были подавлены и озлоблены. У большинства из них
родные либо погибли, либо были угнаны в плен. В их головах решительно не
умещалось, как это могло случиться, что Ягве допустил гибель храма и Иерусалима.
Они склонны были теперь во всем винить Гедалию и его друзей, которых считали
изменниками, продавшими родину халдеям. Никакие разумные доводы не могли
убедить этих отчаявшихся солдат, что катастрофа произошла именно потому,
что власти не следовали советам Иеремии, Гедалии и всей партии мира.
Одно время казалось, что увещания посланцев из Мицпы возымели действие.
Князь Измаил, военачальник Иоханан и другие вожди рассеянных отрядов явились
к наместнику и приняли его предложение начать мирную жизнь. Гедалия уговаривал
их скорее приступить к сбору урожая, так как наступал сентябрь, а рабочих
рук не хватало.
Иоханан, пользовавшийся наибольшим авторитетом среди воинов, одним из
первых подал пример. Он искренне поддержал Гедалию и стал помогать ему.
Когда же до него дошло, что против наместника составлен заговор, он тотчас
же предупредил его. Нити заговора тянулись через князя Измаила к амонитскому
царю Баалишу, который предпочитал, чтобы разруха и анархия в Иудее продолжались
как можно дольше.
Добродушный Гедалия не внял предостережениям, а враги его тем временем
готовили удар. Однажды в конце сентября наместник устроил пир, на который
были приглашены иудейские и вавилонские военачальники. Измаил счел этот
момент подходящим. Во время пира он напал на Гедалию и убил его, а воины
Измаила перебили всех халдеев.
На другой день жертвой князя стали богомольцы, пришедшие с севера, чтобы
оплакивать развалины. Он пощадил только тех, кто обещал снабдить его продовольствием.
Совершив это новое бессмысленное убийство, Измаил решил идти до конца и
поднять новый мятеж против Вавилона. С этой целью он поспешил к своему
союзнику, амонитскому царю. Вместе с собой он увел многих людей из Мицпы,
в частности и царских дочерей. Будучи сам из рода Давидова, он, может быть,
надеялся браком с ними утвердить свои права на престол. Но у самого Иордана
Измаил был настигнут отрядом Иоханана, который отбил у него людей. Сам
князь едва успел скрыться за рекой. Больше о нем никто не слышал.
Что делал Иеремия весь этот месяц неясно. Мы снова находим его и Баруха
уже в отряде, возглавляемом Иохананом. Отряд собрался в Вифлееме, чтобы
обсудить, как поступить дальше. В свое время Гедалия от лица Навуходоносора
обещал амнистию всем оставшимся иудейским воинам. Но теперь, когда совершилось
предательское убийство наместника, следовало ждать появления карательных
отрядов. Иоханан предложил идти просить убежища у фараона Хофры. Все хотели
знать мнение пророка.
Иеремия долго колебался. Он, несомненно, понимал, что от его ответа
зависит судьба, а может быть, и жизнь этих несчастных. Только через десять
дней, когда он ясно осознал, в чем воля Божия, он объявил ее людям: они
не должны бояться мести Навуходоносора, Бог защитит их, если они останутся
в Иудее и будут мирно трудиться. Если же они уйдут в Египет, там их ожидают
новые бедствия.
Но воинам не понравилось это предложение, они шумно запротестовали:
«Это Барух подговорил тебя, ты говоришь неправду!» Им казалось всего разумнее
искать покровительства у союзника, а не надеяться на снисходительность
врага. Одним словом, совет Иеремии был решительно отвергнут. Однако всем
хотелось, чтобы в пути с ними был хоть кто-то, через кого в трудную минуту
можно вопросить Бога. Поэтому они вынудили Иеремию и Баруха отправиться
с ними в Египет. Пророк сначала отказывался, но в конце концов ему пришлось
подчиниться. Остатки иудейского войска выступили в путь.
Путешествие вдоль побережья было недолгим. Уже через несколько дней
иудеи разбили лагерь на египетской территории близ города Тафнэ. Как раз
в этом самом месте шесть веков назад устроил первую стоянку Моисей после
Исхода. И вот превратности судьбы снова забросили злополучных скитальцев
в землю Мицраим. Впрочем, времена теперь были другие; здесь их ждало уже
не рабство, а казармы. Фараон Хофра ценил наемников; на службе у него состояли
и греки, и евреи. Последние даже образовали на острове Элефантине целую
колонию, называемую «Иудейским войском». Поэтому добровольные изгнанники
быстро нашли себе пристанище: египетские власти расселили воинов с семьями
в пограничных городах, где они должны были нести гарнизонную службу.
Иеремия и Барух остались в Тафнэ. Здесь, среди солдат и язычников, они,
вероятно, чувствовали себя в еще большей изоляции, чем в Иудее. Там, по
крайней мере, было хоть сколько-то людей, способных их слушать и понимать;
даже в худшие времена у них неизменно оказывались сочувствующие и единомышленники.
В Египте же они были окружены людьми, которые относились к ним с непониманием
и даже недоверием.
Пророк и в изгнании не изменил своему делу. Он продолжал быть для переселенцев
голосом совести, голосом Божиим. Не заботы о сохранении нации волновали
его—египтяне сами отгораживались от евреев, но то, что изгнанники принесли
с собой все те пагубные суеверия, которые заразили их души на родине. Особенно
тревожило Иеремию возрождение среди иудеев культа богини Анат, «Царицы
Неба». Вероятно, распространенный в те годы египетский культ небесной богини
Нейт косвенно способствовал оживлению старой ханаанской религии. На все
увещания пророка эти простодушные люди с досадой отвечали: «Мы не будем
слушать твоих слов, а будем поступать, как наши отцы, наши цари и князья
в Иудее поступали, потому что тогда мы были сыты и счастливы и горя не
знали. А с тех пор, как перестали мы кадить Богине Неба и возливать ей
возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода». Они почти
готовы были отнести все беды, свалившиеся на их головы, на счет Иосии и
поборников строгого единобожия. Напрасно Иеремия грозил им новыми несчастьями,
напрасно предсказывал вторжение халдеев в Египет и гибель Хофры от руки
врагов, иудейская военная колония осталась глухой к его призывам.
Впоследствии все следы религиозной реформы окончательно выветрились
из сознания египетских евреев. Они стали посещать храм Ягве, построенный
на Элефантине вопреки запрету Торы. Наряду с Богом Израилевым они открыто
почитали Анат, богиню Ашеру и бога Херема. Арамейские документы, найденные
на острове, свидетельствуют, что для этих богов собирали пожертвования
и их именем скрепляли клятвы
(2).
* * *
Здесь, на первый взгляд, можно было бы поставить точку. Израиль и его
религия, казалось, шли к своему естественному концу. И в этом не было ничего
необычного. Не так ли, или почти так, угасали другие древние народы и умирали
их боги? Ураган завоевателей, рухнувшие города и храмы, распадение нации...
А в нашей повести о пророках не хватает как будто бы лишь эпилога; умрут
Иеремия и Иезекииль, растворятся изгнанники среди чужих племен, а слова
и дела библейских провидцев, подобно памятникам Вавилона, Египта, Финикии,
станут достоянием невозвратного прошлого.
Но случилось иное, неожиданное, по-человечески трудно объяснимое.
Изгнание и плен оказались не концом дороги, а ее поворотом. Они означали
не финал истории народа Божия, а начало ее новой главы. Не случайно Иезекииль
узрел Славу Господню, пребывающую вне Храма и Града, но там, где в живом
сердце светит живая вера.
Все помыслы престарелого Иеремии были теперь сосредоточены на пленниках
Вавилона. В то время существовала тесная связь между Египтом и Халдеей.
И именно туда, к вавилонским евреям, отвез Барух последнюю книгу учителя
(3).
Это было как бы завещание пророка-мученика, написанное им незадолго до
смерти. Тот, кто почти всю жизнь обличал, укорял, предсказывал гибель и
разорение, выполнил наконец вторую часть своей миссии:
«строить и насаждать».
О чем же говорила эта книга, которую обычно называют «Книгой Утешения»?
Еще тогда, когда пророк сидел под арестом в караульном помещении, он
произнес первые слова надежды. И вот теперь у последнего рубежа странствия,
она раскрывается в его сердце, наполняя его юношеским восторгом. По стилю
строки «Книги Утешения» напоминают ранние речи Иеремии. Быгь может, действительно,
он включил в нее кое-что из пророчеств тех далеких лет. Но главная черта
книги—общее изменение духа проповеди. Пророк, ходивший с ярмом на шее,
говорит теперь о сокрушении ярма угнетателей, о спасении иудеев из плена.
«Как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, разрушая и погубляя, так
буду Я наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь» (Иер 31,
28).
Но не в самом этом восстановлении Израиля заключена будет величайшая
радость, а в том, что совершится чудо: сердца человеческие обратятся к
Богу, очищенные испытаниями и скорбями.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и Иудой
НОВЫЙ ЗАВЕТ. Он будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда
взял Я их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Хотя они нарушили
Мой Завет, Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который
Я заключу с Израилем после тех дней, говорит Господь; Я вложу Закон Мой
в них самих и на сердцах их напишу его; и стану Я для них Богом, а они
будут Моим народом. Не нужно уже будет им учить друг друга познанию Бога:
все они от малого до великого будут знать Меня, говорит Господь, ибо прощу
Я беззакония их и не буду вспоминать грехов их. Так говорит Господь, Который
дал солнце для света днем, а луну и звезды для света в ночи, Который волнует
море так, что шумят его волны; Ягве Саваоф — имя Его» (Иер 31, 31-35).
Итак, Новый Завет... Слово найдено и произнесено. Но было ли
оно неожиданным для самого Иеремии? Не потому ли он, не колеблясь, предрекал
гибель Ковчега и храма, что с самого начала знал о грядущем храме духа,
о полном преобразовании религии?Все вещественные святыни были для него
лишь преходящими символами. Новый Завет пророк видит начертанным уже не
на каменных скрижалях, а запечатленным в сердцах. Сам Бог будет явлен с
последней достоверностью в глубине человеческого существа. Здесь «Книгу
Утешения» озаряет далекий отблеск новозаветной религии. О ней говорит ему
не Бог одного народа или одной страны, но Бог Вселенной, повелевающий звездами
и волнами океана. Ибо Новый Завет перерастет рамки библейского Израиля
и будет явлен всему народу Божию в его всемирной полноте.
Среди колоннад языческих храмов, среди иудейских солдат и египетских
крестьян, в дельте Нила, на перекрестке трех материков старый пророк, прошедший
через свою Голгофу, исполняется радостью Грядущего. Время исчезает. Ветхий
Завет смыкается с Новым...
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава четырнадцатая
И НА РАЗВАЛИНАХ ЖИВЕТ НАДЕЖДА
1. Буквально на печати значится «Гедалия, начальник
над домом», под «домом», несомненно, разумеется царский дворец (см . G.Е.
Wright. Biblical Archaeology, р. 178). О правлении Гедалии и событиях
в Иудее после гибели Иерусалима повествует Иер 39, 10-18, 40-43
2. Остров Элефантина расположен у южной границы Египетского
царства, близ Асуана. Еврейские документы (на арамейском языке) были найдены
там на рубеже XIX и XX вв. Они свидетельствуют, что храм Ягве был построен
не позже 525 г. Некоторые авторы полагают, что ядро колонии образовали
беженцы из Иудеи, пришедшие в Египет с Иеремией. Но есть основания относить
построение Элефантинского храма к более ранней дате, к годам, непосредственно
предшествовавшим реформе Иосии (см. И. Волков. Арамейские документы
иудейской колонии на Элефантине V в. до Р. Х. М , 1915, с. 44-46). Ягве
именуется в документах «Богом небесным», но рядом с ним мы видим Ашеру,
Анат, Херема. Имя Анат иногда соединяется с именем Ягве (Анат-Ягу), что
указывает на веру в Анат как «Царицу Неба» (см. с. 10, 21, пер. И. Волкова).
3. «Книга Утешения» охватывает главы 30-33 Книги Иеремии.
Она начинается обещанием Бога вернуть народ из плена. В нее вошли как последние
речи пророка, так и пророчества, написанные во время осады (гл. 32) и во
время увода пленных в Вавилон (31, 14-21). Некоторые исследователи усматривают
в ней переработку пророчеств, произнесенных при Иосии.
См. G.Р. Соиturier.
Jeremiah. — JВС, р. 324.
далее
к содержанию
|