АЛЕКСАНДР МЕНЬ
НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА
От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя
Об авторе
Из цикла "В поисках Пути, Истины
и Жизни", том 6. К оглавлению тома.
о. Александр Мень. История религии. т. 6
ВВЕДЕНИЕ
«Когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего...»
Перед каждым, кто задумывается над этими словами, неизбежно
встают два вопроса: почему подготовка к явлению Христа потребовала стольких
веков и что имел в виду апостол Павел, говоря о «полноте времени»?
Прежде, когда история человечества казалась сравнительно недолгой, первый
вопрос редко затрагивал читателей Библии. Но с тех пор, как было установлено,
что люди возникли на земле около пятидесяти тысяч лет назад, «промедление»
Избавителя представляется поистине загадочным.
Пусть нам не дано до конца проникнуть в тайны божественных замыслов,
но нельзя ли найти в самой истории духа объяснение тому факту, что хронологическая
дистанция, отделявшая первых людей от Богочеловека, была столь огромной?
Мир услышал Благую Весть в «последние дни», то есть на исходе этого необозримого
периода; а это значит, что на всем его протяжении род человеческий еще
не был готов встретить Воплощенного лицом к лицу.
Мы уже не раз обращались к этой проблеме
(1).
Остается лишь вкратце подытожить сказанное ранее.
Обитатель пещер палеолита или земледелец, живший на заре цивилизации,
по своей природе мало чем отличались от современников новозаветных событий;
но следует помнить, что характер доисторической и раннеисторической культур
всецело определялся мировоззрением
магизма.
Это мировоззрение можно считать прямым следствием той болезни духа,
которую принято называть первородным грехом человечества
Обладая свободой, неся на себе печать Творца, человек— образ Его и подобие—призван
был возрастать, поднимаясь ко все более полному единению с Сущим. Однако
уже с первых шагов своего существования он предпочел ориентироваться на
силы, разлитые в природе, которые он ощущал как сверхъестественные. Мало
того, люди захотели подчинить себе эти силы, «быть, как боги», независимо
от Творца достигнуть внешнего господства над окружающим миром. Грехопадение,
отдалив человека от Бога, привело к утрате или к ослаблению многих заложенных
в нем возможностей Сама природа обрела для него двоящийся лик грозной Кормилицы—Врага,
за которым скрывались сонмы нечеловеческих существ. Первобытные люди искали
у них помощи в охоте, сражениях, земледелии В результате возникла магия
с ее неисчислимыми обрядами, табу и церемониями, целью которых было повлиять
на духов и демонов или обуздать их враждебность. Страх перед неведомыми
силами парализовал людей, но в то же время они рассчитывали отстоять себя,
прибегая к ритуалам. Так, в ложном самоутверждении, в желании «стать, как
Бог», человек обрел лишь оковы.
Постепенно сложился взгляд на священнодействия как неотъемлемую часть
природного целого, необходимую и людям и богам. Вселенную стали воспринимать
как единственный из возможных миров, лишенный перспективы коренного переустройства.
Ритуализм питался навязчивыми неврозами психики и в свою очередь порождал
новые, на сотни веков заворожив сознание людей. Он создавал стойкие, освященные
культом иерархические общества, подчиненные жестким канонам. Он сказался
не только на социальном порядке и религии, но и на искусстве и промыслах,
где одни и те же приемы и традиции упорно поддерживались многими поколениями.
Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить историю древней керамики
и орудий.
Магизм почти не оставлял места творческому порыву личности. Оспаривать
коллективные представления значило ставить под угрозу незыблемый строй
общества и природы. Разумеется, даже в этих условиях отдельные гении порой
пробивались сквозь темную пелену табу и мифов, но в целом духовный рост
человечества оказался надолго заторможенным. Люди сами избрали для себя
темницу.
И все же магизм не смог сломить человека, который изначала призван быть
венцом творения. Застывшая лава начала плавиться. Вулкан пробудился. Первые
симптомы этого стали заметны около 2000 года до н.э. в развитых городских
цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока; но настоящее восстание против
рабства природе и традиции, против институтов и верований, построенных
на магической основе, произошло лишь в I тысячелетии до н. э. Мы имеем
в виду проповедь великих Учителей человечества (2).
На фоне старых ритуальных культур переворот этот представляется каким-то
чудом, таинственным посещением из иного мира. Пошатнув тысячелетние устои,
пророки, философы и основатели религий дали народам мощный импульс, который,
подобно расходящимся по воде кругам, захватил почти все цивилизованные
страны.
Это и было событие, подготовившее «полноту времени», когда сознание
людей созрело для принятия Евангелия.
Были созданы прототипы всех мировоззрений, существующих вплоть до наших
дней; в рамках человеческих возможностей были даны основные ответы на важнейшие
вопросы жизни и мысли. Совершился поворот от политеизма к единому Богу,
хотя понятие о Нем в разных учениях было неодинаково.
Новый характер приобрела и сама религиозность. Вместо своекорыстной
магии явилось мистическое созерцание и доверие к благости Божества. Индия
и Греция искали путей к Нему через экстаз, умозрение и отрешенность, Иран
и Израиль—через волевую и сердечную преданность Творцу.
Абсолютная ценность земных благ была поставлена под сомнение или полностью
отвергнута. Порой (как, например, в Индии) это проявлялось в яростной борьбе
против всего плотского и чувственного. Превыше всего ставились духовное
просветление и мир, даруемые единением с Высшим.
Большинство Учителей пересмотрело веру в космическую роль обрядов и
сделало основой религиозного служения сферу
нравственности.
Тем не менее магизм полностью преодолен не был (жив он и поныне). В
частности, уцелела идея о круговом движении Вселенной и истории. Только
израильтяне и персы впервые увидели в истории путь вперед и ввысь к божественной
Цели.
Выходу новых учений за пределы породивших их стран помогло возникновение
больших держав—Македонской, Маурийской, Римской. Они облегчили культурный
обмен нациям, дотоле жившим изолированно. Не случайно идея «человечества»
утвердилась именно в эту эпоху, эпоху эллинизма, о которой и пойдет
речь в настоящей книге.
Когда армия Александра прокладывала в Азии дороги, связавшие Европу
с дальними землями, эра Учителей осталась позади. Отныне Индия не увидит
уже человека, равного Будде, не родится второй Заратустра или Сократ. Завершился
путь классической метафизики греков и израильского профетизма. Эллинистический
мир становится той средой, где наследие реформаторов вступает в стадию
распространения. Это пора эпигонов, популяризаторов, миссионеров. Но именно
в процессе усвоения мировых религий и философских доктрин обнаруживаются
их слабости, что приводит к разочарованию и реакции.
Эллинизм в значительной мере есть эпоха кризиса, отмеченная пессимизмом
и скепсисом. Неудовлетворенные люди все чаще находят прибежище в старине.
Оживают архаические культы и суеверия. С особой остротой переживается беспощадная
власть Судьбы.
Но это вовсе не означало, что мир снова вернулся к магизму. Великая
одиссея духа продолжалась. Новая волна религиозных исканий свидетельствует,
что в человеке не угасла жажда истины, свободы и спасения.
Принесет же их миру Тот, Кто сказал: «Я—Путь, Истина и Жизнь».
ПРИМЕЧАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1. См.: тт. I и II.
2. Им были посвящены три предыдущие книги.
далее
к содержанию
|