Практическое руководство к молитве
К оглавлению
Памятка православного христианина
О некоторых основах и правилах церковной жизни
I. Что следует знать православному христианину
II. Как держать себя в храме
III. Об исповеди
IV. О причащении
V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен
VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику
VII. Важнейшие праздники года
VIII. Посты
IX. Домашняя молитва и духовное чтение
Введение
Христианство — не просто теория, мировоззрение и не только моральное учение,
а новая жизнь, которая охватывает все сферы человеческого бытия: умственную, нравственную
и духовную. Нельзя быть христианином, если нет внутренней убежденности в истине
Христова учения. Нельзя им также быть, если не ставишь своей задачей исполнение
нравственных заповедей Евангелия. Но убежденность и мораль являются, скорее, лишь
средством для главной цели христианской жизни — духовного Богообщения, стяжания
Духа Божия. Здесь от нас требуется непрестанный труд, который не может быть приостановлен
вплоть до самого конца нашего земного пути. Подобно тому, как камень, брошенный
вверх, если остановится в своем полете, начнет падать, так и душа, если прекращает
духовное «делание», не стоит на месте, но двигается вспять. Призыв Христа быть
совершенным, как совершенен Отец Небесный [см. Мф 5, 48], означает, что внутренний
рост человека не имеет границ и пределов. Церковь основана Богочеловеком на земле
для того, чтобы вести людей по этому пути. В догматах она выражает основы христианского
учения, через наставление дает нам нравственный ориентир, но основное ее призвание
— приобщение человека к благодатной жизни. Этому служат прежде всего таинства,
молитва и храмовое действо (богослужение).
Предлагаемые правила являются простейшими, но в то же время необходимыми для
каждого, кто хочет жить церковной жизнью.
I. Что следует знать православному христианину
Есть слова Священного Писания и молитвы, которые православному христианину надо
знать наизусть или очень близко к тексту.
1. «Отче наш», молитву Господню.
2. Десять Заповедей Божиих (Исх 20, 1—17).
3. Заповеди блаженства (Мф 5, 3—11).
4. Символ веры («Верую»).
5. Утренние и вечерние молитвы по краткому Молитвослову.
Необходимо также помнить число и значение таинств. Их в Апостольской Церкви
семь.
1. Крещение. Символ вступления человека в Церковь и мистического приобщения
его к единству во Христе (Телу Христову). Совершается по вере крещаемого человека
(взрослого) или по вере родителей младенца. Крестный отец есть лицо, которое обязуется
помогать воспитанию новокрещеного в духе Церкви. Это единственное таинство, которое
может совершить не только священник, но (в случае нужды) любой мирянин. Крещение
совершается водой (символ омовения духа), но при крайней необходимости могут быть
взяты снег или песок.
2. Евхаристия, или причащение. Участие в вечно совершающейся Тайной Вечери
Христовой. Евхаристия есть воплощение Христа под видом хлеба и вина, принятие
которых означает причастие искупительной тайне.
3. Миропомазание. Таинство схождения Духа Божия на новокрещеного члена
Церкви. Обычно совершается сразу же после крещения.
4. Священство, или рукоположение. Таинство передачи апостольской благодати
от епископа к епископу и права на священнодействие от епископа к священнику. Существует
три степени священства: епископ, священник, диакон. Первый совершает все семь
таинств, второй — все, кроме рукоположения. Диакон лишь помогает при совершении
таинств. Патриарх, митрополит, архиепископ — это не сан, а лишь различные формы
епископского служения.
5. Покаяние. Таинство примирения грешника с Богом через исповедь и разрешение,
даваемое священником (см. ниже).
6. Брак. Таинство освящения супружеской жизни.
7. Елеосвящение, или соборование. Таинство, совершаемое над больными ради
их исцеления.
II. Как держать себя в храме
Храм — это не только дом молитвы. Это место особого присутствия Христа, Который
пребывает в Святых Дарах на престоле в алтаре. Поэтому входить в церковь, выходить
из нее и стоять в ней следует с благоговением. Входя, мы осеняем себя крестным
знамением. Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины — с покрытой. Для
женщин это правило не носит характера строгой обязательности и не везде соблюдается,
однако его следует придерживаться, чтобы не смущать тех, кто привык его соблюдать.
(Несоблюдение этого правила зачастую приводит к ненужным разговорам и спорам,
нарушающим как наше благоговейное настроение, так и стройность самого богослужения).
Войдя в храм, мы подходим к иконе, стоящей на столике — аналое — посреди храма,
вновь осеняем себя крестным знамением и прикладываемся к иконе. Это так называемая
праздничная икона. Она изображает событие из Священной Истории или святого, память
которого в этот день совершается. Мы можем, по нашему желанию, ставить свечи к
иконе праздника или к любой другой иконе, находящейся в храме. Свечи покупаются
за прилавком у самого входа, называемом «свечным ящиком». Это наша «лепта», малая
жертва Церкви. Проходя по церкви, мимо церкви, мимо Царских врат, мы останавливаемся
и осеняем себя крестным знамением. Во время службы в православных храмах принято
стоять. Но больным и старым делается исключение, и для этой цели в храмах сзади
ставятся скамейки.
Стоять в храме следует лицом к алтарю. Исключения бывают во время молебна или
отпевания, когда по обстоятельствам нам приходится стоять к алтарю боком.
При словах священника «Мир всем», а также при принятии благословения мы складываем
руки ладонями вверх, правую поверх левой, и склоняем голову.
Также следует склонять голову, когда священник или диакон кадит в нашу сторону
или когда в храме читается Евангелие. Обычай целовать руку священника после принятия
благословения напоминает нам, что эта рука держала Св. Чашу при Евхаристии.
Самая важная служба из всех, совершающихся в храме, — литургия (в просторечии
— обедня), а самый важный момент в ней — таинство Евхаристии, во время которого
совершается пресуществление Святых Даров. Существует благочестивый обычай приходить
к литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся. Если человек опаздывает
к обедне или уходит до ее окончания, он проявляет неуважение к таинству.
Разумеется, не грешно простоять не всю обедню в случаях крайней нужды, например
когда надо быть при больных, маленьких детях или на работе. В таких случаях можно
уйти до конца службы, только не во время чтения Евангелия, Св. Евхаристии,
пения «Отче наш» и причащения. Если приходится уйти, надо сделать это раньше
указанных моментов или переждать их.
Евхаристия (по-русски «благодарение») начинается торжественным возгласом «Станем
добре, станем со страхом...» и заканчивается причащением. На это время должны
прекращаться всякие, даже нужные, разговоры и хождения по храму.
Евхаристия совершается при закрытых Царских вратах: врата открываются только
в Святую (Пасхальную) неделю, во время служения епископа и протоиерея, который
получил на это право.
Есть обычай класть земные поклоны во время обедни:
1. Когда начинается пение «Тебе поем...»;
2. Когда священник или диакон выносит перед концом обедни Св. Чашу для причащения
верующих;
3. Когда Св. Чаша после причащения переносится священником на жертвенник с возгласом:
«Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!» По желанию молящийся может класть
земные поклоны помимо указанных. Во время Великого Поста еще кладутся земные поклоны
при молитве «Господи и Владыко живота моего...»
В пасхальные дни (до праздника Св. Троицы), а также в рождественские (святки)
отменяется коленопреклонение. Не принято становиться на колени во время воскресных
служб, но в наши дни этот обычай отмирает. После литургии (обедни) все подходят
и прикладываются ко кресту, который держит в руках священник.
Выходя из храма, мы снова оборачиваемся лицом к алтарю и осеняем себя крестным
знамением. При желании по окончании службы (или до ее начала) можно прикладываться
к иконам. Во время службы этого делать не следует. Надо стараться во время службы
помнить, что в храме мы собраны во имя Божие. Эта память поможет нам удержать
в сердце чувство мира и дружелюбия друг к другу. Следует также заботиться о том,
чтобы не нарушать молитвенного настроения друг друга в храме. Надо избегать, по
возможности, толкать других, когда проходим по храму, стараться в случае тесноты
пропустить вперед детей, старых и немощных. Если мы видим, что кто-то ведет себя
в храме не так, как следует, не надо делать замечаний во время службы, чтобы не
создавать споров и шума, нарушающих мир и благоговение. В случае надобности подобные
замечания можно сделать после службы. Не следует тем, кто не понимает слов службы
и хочет понять, задавать много вопросов стоящим рядом во время службы. Эти вопросы
также можно отложить до конца богослужения, чтобы не нарушать его стройности и
тишины.
В субботу и накануне праздников вечером бывает всенощная, которая состоит
из вечерни и утрени (церковный день начинается накануне вечером).
В субботу после чтения Евангелия поем «Воскресение Христово видевше...» и прикладываемся
к Евангелию, которое вынесено на середину храма, а затем подходим под благословение
священника. Во время торжественных всенощных и под воскресение совершается помазание
елеем. (Не следует смешивать его, как это часто делают, с миропомазанием — таинством,
которое совершается вслед за крещением. Елей — растительное масло, освященное
священником. Миро — особо приготовленный состав из восточных благовоний, освящаемый
епископом.)
III. Об исповеди
Исповедь обычно происходит до начала литургии, в то время, когда в храме читаются
часы или служится утреня. Если в храме не менее двух священников,
исповедь может быть в начале обедни — один служит, другой исповедует. Когда в
храме много народа, совершается общая исповедь. Священник перечисляет грехи, а
мы мысленно каемся в них перед Богом; если на душе есть какой-либо грех, который
священник не назвал, надо подойти после всех, чтобы не задерживать других, и сказать
о своем грехе. Необходимо помнить, что ограничиваться только общими исповедями
нельзя. Они обязательно должны перемежаться с частными. Когда мы хотим
исповедаться, надо прийти в храм пораньше и сразу стать у того клироса, где в
этот день будет происходить исповедь (там уже обычно приготовлен аналой), чтобы
во время службы не переходить с места на место. Исповедь состоит из следующих
частей:
1. Молитв священника;
2. Слова священника к кающимся;
3. Исповедания грехов перед крестом и Евангелием, которые лежат на аналое;
4. Советов и указаний священника или, если он считает нужным, епитимьи;
5. Разрешительной молитвы.
Когда священник читает разрешительную молитву, он накрывает голову кающегося
епитрахилью; кающийся низко наклоняет голову, затем прикладывается к Евангелию
и кресту. При этом он вспоминает, что в Евангелии написан Закон Божий, который
он нарушил, а крестом Христовым изглаживаются грехи кающегося. Разрешая кающегося
от грехов, священник делает это не своей властью, а властью Христовой, данной
ему в таинстве священства. Труд священника на исповеди Св. Церковь сравнивает
с трудом врача — мы приходим в духовную врачебницу, и для того, чтобы не уйти
неисцеленными, мы должны учиться точно называть свои грехи, чтобы духовный врач
мог назначить нам правильное лечение. Готовиться к исповеди следует заранее, дома,
проверяя свою совесть по десяти Заповедям блаженства. Если мы скрываем что-нибудь
на исповеди, то мы грешим не против человека-священника, а против Самого Христа.
В этом случае и разрешение священника и само причащение — «в суд и осуждение».
Когда, преодолевая стыд и смущение, мы говорим духовнику о своих грехах, мы
совершаем тот малый «подвиг», без которого искреннее покаяние будет неполным.
Исповедующийся должен остерегаться мысли, будто, рассказывая духовному отцу о
своих дурных делах и помыслах, он что-то теряет в его глазах.
Эта искусительная мысль мешает подлинному покаянию. Следует помнить, что благодать
священства позволяет духовнику не утрачивать доброго отношения к кающемуся, даже
если он совершил великий грех. Исповедь и беседа со священником вне исповеди —
два плана общения; вне исповеди священник может говорить просто как человек, друг,
помощник; у креста и Евангелия он — совершитель таинства.
IV. О причащении
Человек, причащающийся лишь изредка, наносит немалый урон своей духовной жизни.
Святые Отцы призывали христиан причащаться при каждом посещении литургии (св.
Василий Великий. Творения; преп. Максим Исповедник1).
Если в наши дни эта практика оставлена, то, тем не менее, приступать к Св. Чаше
следует не реже одного раза в 40 дней и непременно — в день своего ангела. Преподобный
Серафим завещал нам приобщаться не реже 16 раз в году.
Накануне причащения соблюдают пост и читают «Последование ко Святому Причащению»
из Молитвослова. Перед причащением с утра ничего не едят и не пьют до конца литургии
(из благоговения к Священной Трапезе). Курящие должны воздерживаться от курения.
Подходят к Св. Чаше только после исповеди.
Исповедь и причащение — два отдельных таинства. Практика Русской Православной
Церкви ставит их в тесную связь по той причине, что мы не должны приступать к
Св. Чаше, не примирившись с Богом через таинство покаяния. Иногда, если человек
не готов к причащению, он может подойти только к исповеди.
Причащение происходит в конце обедни, после того, как пропоем «Отче наш» и
следующий затем «запричастный» стих. При выносе Чаши мы повторяем про себя за
священником молитву: «Верую, Господи, и исповедую...»
Затем в тишине и благоговении подходим к Св. Чаше, сложив руки на груди крестообразно,
правую поверх левой (у Чаши креститься нельзя!), и называем свое полное
имя. Причастившись Святых Тайн, целуем нижний край Чаши и подходим к столику,
где запиваем «теплотой» и принимаем часть просфоры. Это — воспоминание братских
трапез первых христиан.
Православие признает действительность таинства Евхаристии, совершаемого правильно
поставленным инославным священником (католическим или старообрядческим). То, что
мы не причащаемся вместе, не есть знак того, что мы не признаем подлинности другой
литургии, а вытекает из понятия о ней как о «трапезе любви». Совместное причащение
возможно лишь по достижении единства и прекращении разделений. До тех же пор совместное
причащение было бы неискренним и, следовательно, недостойным. Но в случае нужды,
как постановил в 1969 г. Св. Синод Русской Православной Церкви, старообрядцы и
католики могут исповедываться и приобщаться в православных храмах.
V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен
Если мы желаем, чтобы Церковь молилась вместе с нами за дорогих нам близких (живых
и умерших), мы пишем их имена на записке с надписью «о здравии» и «об упокоении»
и передаем вместе с просфорой, которую покупаем за свечным ящиком, в алтарь. Сделать
это нужно до начала литургии; если же служба уже началась, то все разговоры, связанные
с покупкой просфор, передачей записок или свечек следует вести шепотом, чтобы
не мешать службе. Поданные записки священник читает перед началом литургии (на
проскомидии) и во время службы, когда он вынимает из просфор частицы и молится
о здравии и об упокоении записанных. В конце литургии эти частицы опускаются в
Чашу в знак искупительного действия св. Евхаристии. Священник в это время молится:
«Омой их грехи кровию Твоею...»
После обедни просфоры выносятся из алтаря и обычно ставятся на свечном ящике,
откуда те, кто подавал с ними записки, их разбирают. Просфору можно по своему
желанию либо съесть сразу, либо распределить на несколько дней, либо отдать ее
тому, за кого мы ее «вынимали».
Просфоры при желании можно раздавать в храме с просьбой молиться о тех, за
кого они вынуты, но это следует делать не во время службы, а после того, как все
подойдут ко кресту.
Кроме поминовения за литургией в церкви совершаются и другие виды молитв за
живых и усопших:
1. Молитва о живых, или молебен, к которому по просьбе верующих может быть
добавлено водоосвящение или чтение акафиста. Желающие служить молебен обращаются
за свечной ящик до службы (или, в крайнем случае, после службы).
2. Молитва об усопших называется панихидой. Ее служат перед особым столиком
для свечей (кануном). Издревле существовал обычай в память усопших устраивать
трапезу. В ней принимали участие бедняки, которых просили молиться за умерших.
И в наши дни те, кто молится о них, приносят в храм пищу, которую раздают «для
поминовения» после панихиды. Это делается и в особые поминальные («родительские»)
дни.
3. Молитвы, которые поют и читают при погребении, называются отпеванием.
По окончании его икона, которая была на груди у покойника, ставится на канун и
находится там в течение 40 дней. После этого родные могут ее взять.
Во время литургии молитва совершается только за членов Церкви или готовящихся
ко крещению («оглашенных»). Считается, однако, что во время молебна могут быть
помянуты и люди некрещеные. Для отпевания католиков, старообрядцев и других инославных
существует особый чин.
VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику
Духовником называется священник, к которому мы постоянно ходим на исповедь. Как
больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает его организм и болезни,
так и духовное врачевание будет проходить успешнее, если человек будет приносить
свою исповедь постоянному духовнику. Отношения между этим священником и мирянином
должны быть построены на искренности, понимании и доверии. Мирянину следует помнить
о следующих пяти правилах:
1. Христианин не предпринимает никакого важного жизненного шага, не получив благословения
духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с ним.
2. Христианин принимает от духовника указания о молитвенном правиле, постах и
делах служения людям.
3. Христианин должен привести свою жизнь в согласие с нравственными требованиями
Церкви в срок, указанный духовником.
4. Частоту исповеди и причащения христианин должен согласовать с духовником и
твердо этого придерживаться.
5. В случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к другому мирянин
должен поставить своего духовника в известность и просить благословения на переход
к другому священнику, конкретно указанному (см. 1 Цар 15, 22; Евр 13, 7, 17; Немоканон
Иоанна Постника, Стоглав 40; Вопрошание Кирика, 6, 17; Написание митр. Григория,
4; Заповедь к исповедующемуся, 27; Слово Божие о покаянии, 97)2.
VII. Важнейшие праздники года
Праздничные и воскресные дни надо освободить от работы, которую можно отложить.
Церковный годовой круг праздников делится на праздники «переходящие» и «непереходящие»,
двунадесятые и великие. Непереходящие празднуются каждый год в одно и то же число
месяца. Переходящие относятся к Пасхальному циклу и приходятся каждый год на разное
время. Приводим список переходящих, непереходящих и великих праздников по «Православному
церковному календарю».
Двунадесятые переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим — воскресенье;
Пасха Христова — воскресенье;
Вознесение Господне — четверг;
День Святой Троицы (Пятидесятница) — воскресенье.
Двунадесятые непереходящие праздники
Крещение Господне — 6/19 января;
Сретение Господне — 2/15 февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта/7 апреля;
Преображение Господне — 6/19 августа;
Успение Пресвятой Богородицы — 15/28 августа;
Воздвижение Креста Господня — 14/27 сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября/4 декабря;
Рождество Христово — 25 декабря/7 января.
Великие праздники
Обрезание Господне — 1/14 января;
Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня/7 июля;
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня/12 июля;
Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа/11 сентября;
Покров Пресвятой Богородицы — 1/14 октября.
Церковное исчисление ведется по старому стилю. Вторая дата указывает новый
стиль.
VIII. Посты
В нашей человеческой природе нарушена гармония между духовным и плотским началом;
плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку, ведущему духовную жизнь,
необходимы хотя бы самые простые методы аскезы (самоограничения). К ним относится
пост — воздержание от животной пищи, которое имеет двоякое значение.
С одной стороны, пост обуздывает стихию плоти, с другой — развивает через послушание
Церкви духовную стойкость и волю человека. Пост освящен Самим Христом, Который,
постясь, Своим примером указал на необходимость воздержания для Его учеников.
Существуют различной степени посты. Примерно их можно охарактеризовать следующим
образом:
I. Очень строгий пост — сухоядение. Едят только сырую растительную пищу
без масла.
II. Строгий пост — едят всякую вареную растительную пищу с растительным
маслом.
III. Обычный пост — кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу.
IV. Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в столовых)
— едят все, кроме мяса.
Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для особых случаев (болезнь,
нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по собственному усмотрению
ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать его более строгим), но спрашивать
благословения духовника.
Пост — не только время телесного воздержания; он означает и время усиления
борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более частого причащения.
В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные дни
— среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий установлены
также однодневные посты.
Многодневные посты
Великий Пост — предпасхальный, в общей сложности продолжается семь недель.
Пост строгий. Очень строгие недели — первая, четвертая (Крестопоклонная)
и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост прекращается после литургии в
Страстную субботу. По обычаю же разговляются только после Пасхальной заутрени,
т.е. в ночь на Св. Воскресение.
Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные годы
падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.
Петров пост — перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается
со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля
нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит
от дня празднования Пасхи. Этот пост — наименее строгий, обычный.
Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда падает
на одни и те же числа: 14—28 августа нового стиля. Это — строгий пост.
Рождественский (Филиппов) пост — начинается на следующий день после
празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября —
7 января нового стиля.
Однодневные посты
Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель)
и святок. Пост обычный.
Крещенский сочельник — 5/18 января. Пост очень строгий (существует
народный обычай в этот день не есть до звезды).
Усекновение главы Иоанна Крестителя — 25 августа/11 сентября. Пост строгий.
Воздвижение Креста Господня — 14/27 сентября. Пост строгий.
IX. Домашняя молитва и духовное чтение
Молитвы, содержащиеся в Молитвослове, составлены по большей своей части святыми
и людьми высокого духовного опыта. Читая эти молитвы, мы приобщаемся к их духовной
жизни и учимся сами молиться. Молитва по книге (молитвословие) не исключает молитвы
своими словами и молитвенного предстояния Богу в молчании.
[О ежедневном правиле см. "Практическое руководство..."].
Ежедневным «правилом» называется собрание молитв, предназначенных для чтения утром,
вечером и в продолжение дня. Опускать это правило не следует даже тогда, когда
в душе нет молитвенного настроения. Сами святые слова оказывают воздействие на
душу помимо сознания. Однако нужно всегда стремиться побороть рассеянность и вникать
в слова молитв. Для случая крайней усталости или особых обстоятельств преп. Серафим
дал «малое правило».
Великим Постом к ежедневному правилу добавляется молитва св. Ефрема Сирина
«Господи и Владыко живота моего...», а в пасхальный период — тропарь праздника
(«Христос воскресе из мертвых...»).
Всякое дело мы должны начать молитвой. На эти случаи есть в Молитвослове особые
псалмы и молитвы.
Читать Священное Писание следует ежедневно. Прежде всего это касается
Нового Завета. Его можно читать по частям или главам, на выбор, или в соответствии
с церковными чтениями этого дня. К отрывку из Евангелия присоединяем чтение из
Посланий. Из Ветхого Завета ежедневно читают псалмы. Остальные книги Библии следует
читать с толкованиями, чтобы правильнее и глубже понимать смысл ветхозаветных
книг и их соотношение с Новым Заветом.
К чтению Св. Писания рекомендуется добавлять чтение из Св. Отцов или духовных
писателей. Лучшими книгами из Отцов для начинающих могут служить: «Псалтирь» св.
Ефрема Сирина, «Исповедь» бл. Августина, «Нравственные правила» св. Василия Великого.
Из более поздних авторов — творения Тихона Задонского, «Невидимая брань» св. Никодима
Святогорца, «Руководство к благочестивой жизни» Франциска Сальского. Из современных
духовных писателей — «Записи» свящ. А. Ельчанинова, книги митрополита Антония
Сурожского.
далее
|