Практическое руководство к молитве
К оглавлению
Введение
I. Молитва и молитвословие
II. Тело и молитва. Аскеза
III. Затруднения в молитве
IV. Молитвенные размышления
V. Молитва в повседневности
VI. Высшие ступени молитвы
Вера, то есть живая связь души с Богом, не есть что-то неизменное, обретаемое
в готовом виде. Как и всякое отношение, она имеет свою динамику, она может
слабеть или, напротив, расти и укрепляться. Зарождение веры в человеке связано
и с волей его, и с разумом, и с чувством. Возрастание ее неотделимо от трех главных
путей приближения к Богу: нравственных усилий, обращенных на добро, борьбы с внутренними
врагами человека (аскезы) и, наконец, молитвы, которой и посвящены предлагаемые
страницы.
«Начнем дело молитвы, — говорит преподобный Марк Подвижник, — и, преуспевая
постепенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и твердая вера и нелицемерная
любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и ведение
внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание
и усердные слезы — чрез молитву подаются верным»3.
Из этих слов святого явствует, насколько велико значение молитвы для христианина
и как много сторон его жизни она охватывает. Молитва связывает наш дух с самим
Источником жизни. Ее не могут заменить ни богословские теории, ни одно лишь служение
добру. И то и другое оживотворяется молитвой, которая хранит нашу веру от уклонов
в отвлеченность или морализирование.
Старинная пословица гласит: «Молитва — труд нелегкий». Для человека неискушенного
это может показаться странным; между тем тот, кто сделал хотя бы самые первые
шаги в духовной жизни, знает, как много препятствий стоит перед взыскующим молитвенного
дара.
Бог открыт ко всем, но слишком часто лучи Его благодатной силы наталкиваются
на глухие ставни и запертые двери нашей души. Как открыть их? Как подготовить
себя к встрече с Неисповедимым?
Об этом рассказывали нам святые и подвижники, люди богатого духовного опыта,
которые считали необходимым делиться с другими тем, что они познавали на пути
молитвенного «делания». Однако наследие их слишком обширно, и к тому же часто
писания подвижников связаны с условиями жизни, далекими от тех, в которых мы живем
теперь. Выделить из этих писаний то, что может служить конкретным руководством
для современного человека, и составляет цель настоящей книги.
Она предназначена для тех, кто уже прошел первоначальные ступени христианской
жизни и стремится углубить ее. «Руководство» предполагает у читателя знакомство
со Священным Писанием и основами церковного вероучения, а также постоянное участие
в богослужениях и таинствах.
О молитве вообще есть немало прекрасных книг, обращенных к нашим современникам
(например труды митрополита Антония Сурожского). Мы же здесь остановимся преимущественно
на практической стороне молитвенной жизни, на том, что содействует ей, и на том,
что ей препятствует. Поэтому «Руководство» не следует рассматривать как «книгу
для чтения». Оно предполагает неспешное, внимательное изучение с применением на
практике содержащихся в нем указаний. Именно ввиду этого оно написано сжато, конспективно
и схематично, т.е. по методу, который более всего способствует усвоению и запоминанию.
Построение книги двоякое. С одной стороны, главы расположены по мере возрастания
трудности, а с другой — они рассчитаны на то, чтобы читатель постоянно возвращался
к прочитанному, так как многие темы параллельны друг другу.
Автор, по существу, не говорит от себя ничего. Почти весь текст книги составлен
по творениям Отцов Церкви, подвижников и духовных писателей Востока и Запада.
Из последних более всего были использованы труды современного учителя молитвы
иеромонаха А. Каффареля. (Каноник Каффарель, живущий ныне во Франции, руководит
духовной жизнью многих людей в разных странах. В письме к автору он выразил большую
радость по поводу того, что и в России не угасает молитвенный дух и стремление
к углубленной молитве. Он предоставил нам свои книги, главная из которых — «Уроки
умной молитвы»4. Из нее здесь приводится много
страниц, но ввиду вольности пересказа мы нигде не ставили кавычек.)
Приношу сердечную благодарность всем, кто помог появиться этой книге.
Да укрепит Бог каждого вступающего на нелегкий, но благословенный путь молитвы.
I. Молитва и молитвословие
У каждого человека бывают мгновения, когда его существо невольно устремляется
ввысь в молитвенном порыве. Трагические переломы жизни, трепет души, охваченной
творческим подъемом или соприкоснувшейся с красотой, — все это может пробудить
ту силу, которая поднимает нас к Богу в мольбе, благодарении, радости. Но здесь
мы будем говорить главным образом о молитве систематической, которая входит
в жизнь как постоянная ее спутница и вдохновительница.
1. Молитвословие
Первоначальной и необходимой формой молитвы является молитвословие. Так
называют чтение «правила», состоящего из утренних и вечерних молитв, которые произносятся
ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из
молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как
и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации
недостаточно.
Подобно тому как человек, смотря на картину или икону, слушая музыку или стихи,
приобщается к внутреннему миру их создателей, так и чтение молитв связует нас
с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает нам обрести духовный
настрой, родственный их сердечному горению. «О том, чтобы молиться нам "чужими"
молитвами, — говорит о. А. Ельчанинов, — (...) пример нам Христос. Его молитвенные
вопли на кресте — "цитаты" из псалмов (...) (Пс 21, 2; 30, 6)»5.
Существует три основных «правила»:
1. полное — которое рассчитано на людей, располагающих бо'льшим, чем
другие, временем; оно содержится в полных иерейских молитвенниках;
2. краткое правило, рассчитанное на всех; утром: «Царю Небесный»,
«Трисвятое», «Отче наш», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже,
очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание
святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», «Трисвятое»,
«Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благого Царя», «Ангеле Христов»,
от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть». Молитвы эти содержатся в любом молитвослове;
и, наконец:
3. минимальное правило преподобного Серафима (три раза «Отче наш», три
раза «Богородице Дево» и один раз «Верую») — для тех дней и обстоятельств, когда
человек находится в крайнем утомлении или не имеет достаточно времени.
Совсем опускать «правило» опасно. Утомление и рассеянность не должны смущать нас
(см. об этом гл. III). Даже если «правило» читается без должного
внимания, слова молитв, проникая в подсознание, оказывают свое освящающее действие.
2. Подготовка к молитвословию
Основные молитвы хорошо знать наизусть, чтобы они глубже проникали в сердце
и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Написаны молитвы на церковно-славянском
языке, поэтому в содержание молитв нужно вникнуть заранее, найти их перевод или
перевести самим, чтобы слова не звучали бессмысленно. «Потрудись, — советует преподобный
Никодим Святогорец, — не в молитвенный час, а в другое свободное время обдумать
и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не
встретишь никакого труда воспроизвесть в себе все содержание читаемой молитвы»6.
Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение,
горечь. «Прежде молитвы, — говорит святитель Тихон Задонский, — требуется (...)
ни на кого не гневаться, ни злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим
Бог оставил грехи»7.
Без усилий, направленных на борьбу с грехом, на служение людям, на установление
контроля над телом и душевной жизнью, молитва не может стать тем, чем она предназначена
быть — внутренним стержнем нашей жизни (см. об аскезе гл. II).
Немалую роль в воспитании молитвенного духа играет чтение, особенно чтение Евангелий
(см. гл. IV), а также таинства исповеди и Евхаристии.
Причащение Святых Тайн включает всего человека в сокровенный поток благодатной
жизни. Редкое причащение наносит нам немалый ущерб, ибо лишает нас благодатной
помощи. В прошлом сложилась осуждаемая святыми Отцами практика редкого причащения.
«У нас нынче говорят даже, что грех часто причащаться, — писал епископ Феофан,
— иные толкуют, что нельзя раньше шести недель причащаться. Может быть, кроме
этих есть и другие в этом отношении неправильности. Не обращай внимания на эти
толки — причащайся так часто, как потребно будет, ничтоже сумняшеся. Старайтесь
только всячески приготовляться как должно и приступать со страхом и трепетом,
с верою и сокрушением и покаянным чувством. Докучающим же речами об этом ответьте:
ведь я... ко св. причащению всякий раз имею разрешение духовного отца моего»8.
3. Время и место
В условиях современной жизни с ее загруженностью и ускоренными темпами нелегко
отводить для молитвы определенное время. Однако лучше всего утренние молитвы читать
до начала всякого дела. В крайнем случае их можно произносить по дороге из дома.
Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому учителя
молитвы рекомендуют читать вечерние молитвы в свободные минуты до ужина или еще
раньше.
Если есть возможность, во время молитвы хорошо уединиться или встать перед
иконой. На вопрос о том, следует ли читать «правило» вместе, всей семьей, или
каждому отдельно, невозможно дать однозначный ответ. Это зависит от характера
человека и его домашних взаимоотношений. Общая молитва рекомендуется прежде всего
в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная
молитва есть все же разновидность церковной («домашняя церковь») и поэтому не
может заменить молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
4. Начало молитвы
Перед началом молитвословия мы осеняем себя крестным знамением и стараемся, отбросив
повседневные заботы, настроиться на внутреннюю беседу с Богом. «Постой молча,
дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства
Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит
тебя» (из Молитвослова). (О положении тела при молитве см. гл. II.)
5. Во время молитвословия
Начинающему необходимо произносить молитвы вслух или вполголоса. Это помогает
сосредоточиться.
Если во время чтения «правила» прорывается молитва своими словами, то, как
говорит преподобный Никодим, «не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись
на нем»9. Эту же мысль мы находим у епископа Феофана.
«Когда найдет, — говорит он, — сильное молитвенное чувство и разбивает чтение
молитв, оставляй это чтение и давай простор этому чувству»10.
Многим людям кажется, что молитва всегда должна приносить «духовную усладу».
Они забывают о «трудническом» ее характере. «Не ищи в молитве наслаждений, — говорит
епископ Игнатий Брянчанинов, — они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника
ощутить наслаждение есть уже самообольщение(...) Не ищи преждевременно высоких
духовных состояний и молитвенных восторгов»11.
Заметим, что поиски постоянного духовного наслаждения есть скрытый вид эгоизма
и стремления к духовному комфорту. Трудность молитвы — нередко признак ее подлинной
действенности.
О затруднениях в молитве мы будем говорить ниже (гл. III).
Молитва за других людей — неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу
не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами.
Об этом очень хорошо писал поэт А.К. Толстой: «Просить с верой у Бога, чтобы Он
отстранил несчастие от любимого человека — не есть бесплодное дело, как уверяют
некоторые философы, признающие в молитве только способ поклоняться Богу, сообщаться
с Ним и чувствовать Его присутствие. Прежде всего молитва производит прямое и
сильное действие на душу человека, о котором молишься, так как чем более вы приближаетесь
к Богу, тем более вы становитесь в независимость от вашего тела, и потому ваша
душа менее стеснена пространством и материей, которые отделяют ее от той
души, за которую она молится. Я почти что убежден, что два человека, которые бы
молились в одно время с одинаково сильной верой друг за друга, могли бы сообщаться
между собой, без всякой помощи материальной и вопреки отдалению(...) Как можем
мы знать, до какой степени предопределены заранее события и в жизни любимого человека?
И если они были предоставлены всяким влияниям, какое влияние может быть сильнее,
чем влияние души, приближающейся к Богу с горячим желанием, чтобы все обстоятельства
содействовали счастию души друга?»12
Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва
за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на
этих людей, и наша молитва делается жертвенной.
6. Конец молитвословия
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением
о своей невнимательности. «Не тотчас кидайся на обычные дела, — учит преподобный
Никодим, — и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все
кончил в отношении к Богу»13.
Приступая к делам, нужно подумать о том, что предстоит нам говорить, делать,
видеть в течение дня, и испросить у Бога благословения и силы для следования Его
воле. Иногда хорошо сохранить в гуще трудового дня одно слово или короткую
молитву, которая поможет и в повседневных делах находить Господа (см. гл.
V).
Мы также должны мысленно обращаться к Богу перед началом всякого дела и перед
едой.
II. Тело и молитва. Аскеза
Молитва, как и вообще духовная жизнь, не должна оставаться изолированным уголком
нашего бытия. Человек призван быть целостным и гармоничным, и поэтому, говоря
о молитвенном делании, мы должны иметь в виду участие в нем всех сфер нашего существа.
А отсюда — необходимость правильного понимания структуры человека. «Установив
здравые понятия о том, как устроен человек, — пишет епископ Феофан, — получим
вернейшее указание на то, как ему следует жить»14.
Состав человека епископ Феофан делит, согласно широко распространенной традиции,
на три основные сферы: тело, душу и дух. Тело и душа (психика) образуют
то, что на библейском языке называется «плотью». Дух же есть богоподобное средоточие
личности, в котором проявляются самосознание, воля, свобода, творчество и совесть.
По самой своей природе дух призван господствовать над «плотью». Дух — высшее
начало в человеке, отличающее его от всего творения. Однако это не значит, что
психофизический уровень есть в нас лишь ненужная, обременительная «оболочка».
Этот уровень тесно связан с духом. Как простейшие чувства перерастают в высокие
переживания, восходящие в сферу духа, так и элементы мышления (свойственные и
животным) поднимаются до духовного уровня, связуя «низший разум» с «разумом высшим».
Зона мысли влияет на чувства — и обратно. Чувства же теснейшим образом сплетены
с телесной жизнью. Можно сказать, что в лице человека (которого называют «микрокосмом»,
малым миром) вся природа входит в глубочайшее единение с царством духа. Это пограничное
положение человека на рубеже миров делает его олицетворением вселенной, существом,
через которое природное бытие восходит к Богу.
Поэтому, когда мы созидаем в себе духовную жизнь, мы должны учитывать свою
иерархическую структуру и стремиться включить все наше существо в «хождение перед
Богом».
«Тело, — говорит митрополит Антоний, — приметным или неприметным образом участвует
в каждом движении души, будь то чувство, отвлеченная мысль, желание или сверхчувственный
опыт»15. Следовательно, тело играет немаловажную
роль и в молитве. Те, кто забывают об этом, неизбежно наталкиваются на многие
трудности. Нужно отбросить языческое представление о плоти как о чем-то заслуживающем
лишь презрения, как о «темнице души». Тело человека есть дивное создание Божие,
самое совершенное из всего, что есть в природе. Человек не просто «заключен» в
нем, но живет им, проявляя через него все свои стремления. Тайна Боговоплощения
есть великое свидетельство против тех, кто хотел бы рассматривать тело с точки
зрения нехристианского дуализма и спиритуализма. Такие взгляды — наследие древневосточных
верований и учения Платона, а отнюдь не что-то присущее Библии, христианству.
Однако столь же неверным было бы ставить тело на неподобающее ему место, во всем
подчиняясь его требованиям. Все наше существо, несущее на себе печать первородного
греха, отмечено нарушением гармонии духа и плоти. Поэтому многие природные инстинкты
оказывают сопротивление духовной жизни. (С этим связаны новозаветные и святоотеческие
указания на опасности, идущие со стороны плоти; напомним, что под «плотью» Писание
разумеет всю психофизическую природу человека.) Святой Василий Великий сравнивает
тело с конем, которому необходима узда. Как плохо управляемый конь может сбросить
всадника, так и плоть, оставленная на произвол, порабощает дух. И напротив, тело,
поставленное на свое место, способно помогать духовной жизни и молитве
(а не только не препятствовать им). Пренебрежение телом, так же как и отведение
ему слишком большого места, может жестоко отомстить за себя и нарушить жизнь души
и духа. Искусство контролировать тело, управлять «плотью» называется аскезой (см.
раздел 3 этой главы).
Здоровое или больное, радующееся жизни или страдающее, тело наше должно быть
хранилищем души, орудием ее выражения, устремленным к высшей жизни. Поэтому-то
апостол Павел называет тело «храмом Духа Святаго» [см. 1 Кор 6, 19], поэтому мощи,
останки святых, благоговейно почитаются Церковью. «Прославляйте Бога и в телах
ваших», — заповедует апостол (1 Кор 6, 20).
1. Положение тела и молитвенные жесты
«Когда в келии своей, — говорит авва Исайя, — встанешь, чтоб сотворить молитву
свою, не небрежничай в нерадении(...) не прислоняйся к стене и ног своих не распускай,
стоя на одной и поджимая другую, как (делают) неразумные»16.
Это сказано не случайно. Есть особые психофизические механизмы, которые устанавливают
обратную связь между положением тела и состоянием души и духа. Если, с одной стороны,
трудно молиться, развалясь в кресле, с другой — есть положения тела и жесты, которые
содействуют молитве и помогают внутренней сосредоточенности. Среди этих жестов
на первом месте стоит крестное знамение, начертание на нашем теле знака
Креста Христова. Издревле большое значение придавалось поклонам (земным и поясным).
Эти положения тела способствуют укреплению чувств благоговения, смирения, преклонения.
Молитва стоя
1. Это — обычное положение тела при молитве. Оно выражает бодрствование, собранность,
готовность внимать.
2. Стоя на молитве, следует стремиться к равновесию, устойчивости и непринужденности
позы, а для этого будем следить за правильным положением различных частей тела.
Ступни должны быть прижаты к земле и одна к другой (или слегка расставлены),
не следует напрягать верхние части ног. Правильное положение спины тоже
необходимо для равновесия и устойчивости. Корпус следует выпрямить, но без напряжения,
чтобы не нарушать его естественного изгиба. Плечи должны быть опущены и
расслаблены. Не следует долго держать голову склоненной или поднятой вверх.
3. Положение рук тоже немаловажно. Оно — внешнее выражение нашей внутренней
настроенности. По обычаю последних веков, во время богослужения в храме воздевает
руки лишь священник. Однако этот древний жест может быть принят в домашней молитве.
О нем постоянно говорит Священное Писание (см., например, Плач 3, 41; 1 Тим 2,
8).
4. Взгляд не должен блуждать. Необходимо сосредоточить его на иконе или
закрыть глаза. В противном случае легко приходит рассеянность.
Молитва на коленях
Можно молиться стоя или сидя на коленях. Это положение выражает покаяние, смирение
и мольбу. Однако долго сохранять устойчивым такое положение трудно. «Лучше, —
говорил митрополит Филарет, — сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах»17.
Молитва сидя
Это положение не рекомендуется при чтении «правила». (Исключение можно делать
больным или крайне утомленным людям.) Однако оно вполне подходит для молитвенного
размышления и углубленной молитвы (см. гл. IV). В этой позе необходимо
следить за естественной прямизной корпуса и естественной посадкой головы. В противном
случае тело будет затекать и может начаться головокружение.
Принимая то или иное положение тела, нужно удостовериться:
1. в правильности этой позы;
2. в том, что мускульное и нервное напряжение отсутствует;
3. в правильности дыхания;
4. во внутренней тишине.
На первых порах большинство этих положений требует постоянного упражнения,
всегда гибкого, никогда не чрезмерного; их не надо сохранять слишком подолгу.
Хорошее самочувствие, устойчивость и непринужденность — признаки того, что поза
правильна и удачно выбрана. Если после нескольких опытов поза приводит к плохому
самочувствию, следует от нее воздержаться.
Положение тела должно соответствовать той или иной внутренней установке, которая
им выражается; в то же время внутренняя установка поддерживает и одушевляет позу.
Никогда не следует резко выходить из позы. Сначала можно потереть руки, открыть
и закрыть глаза, пошевелить ногами, распрямить колени, затем принять переходную
позу (например, если тело распростерто на земле, то перед тем, как подняться,
надо встать на колени).
2. Дыхание
О связи дыхания с молитвой постоянно говорят православные подвижники18.
Обретая свою естественную и здоровую динамику, дыхание постепенно успокаивает
тело, умиротворяет чувства и укрепляет разум. Тем самым оно приготовляет всего
человека к молитве.
Для упорядочения дыхания существуют специальные упражнения. Если нет возможности
проделать все эти упражнения, хорошо перед началом молитвы сделать два-три глубоких
вдоха и выдоха, а потом, дав дыханию вернуться к его обычному ритму, забыть о
нем.
3. Аскеза
Аскеза (от греческого слова «аскезис» — упражнение) — это то усилие, которое
мы должны приложить, чтобы сделать себя открытыми воздействию на нас Духа Божия.
Она должна охватывать всю нашу жизнь, она необходима, чтобы благодать направила
к Богу всю нашу деятельность. Аскеза, таким образом, воплощается в основных наших
делах — отдыхе, еде, отношениях с людьми.
В нас живут эгоизм и тяготение к дурному. Необходимо умертвить в себе эгоизм,
вытесняя его любовью, стремиться контролировать спонтанные порывы «плоти».
Аскеза подразумевает систематические и продуманные действия. При этом нужно
со смирением избегать всякой чрезмерности, следует быть очень осторожным. Насилие
может привести к нарушениям в жизни тела, души, а затем и духа.
Критерием для проверки действенности аскезы должно служить наше отношение
к людям. Если оно не меняется к лучшему, никакие «подвиги» не имеют цены и
мы стоим перед опасностью впасть в лжемистику («прелесть»).
Аскеза — вовсе не подавление природы человека, а введение ее в подлинно здоровый
ритм. Хаос мыслей, чувств и желаний — это аномалия. Против аномалии и борется
аскеза.
Пост
С глубокой древности было отмечено, что животная (мясная) пища в известной мере
оказывает нежелательное воздействие на человека. Поэтому в восточных религиях
был установлен принцип вегетарианства. Библия, снисходя к человеческой немощи,
не запрещает животной пищи (Быт 9, 3). Однако Церковь ограничивает ее употребление,
вводя посты и постные дни19. (См. также "Памятку..."
о Постах.) Цель их троякая: 1) временное устранение
животной пищи; 2) упражнение воли через послушание Церкви; 3) связь повседневной
трапезы с церковным годом. Разумеется, есть обстоятельства, которые требуют ослабления
или отмены поста (пребывание в пути, болезнь, протест членов семьи, особые условия
жизни и проч.). В таких случаях воздержание от скоромной пищи может быть заменено
любым другим видом воздержания. Следует избегать двух крайностей: делать из поста
нечто абсолютное и непререкаемое и пренебрегать им.
Воздержание в пище может быть и вредным для души в том случае, если человек
делает из него «культ» и проникается сознанием своего превосходства. «Пост, —
говорит преподобный Марк Подвижник, — как приносит пользу тем, которые разумно
к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о
пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия»20.
«Если кто, соблюдая пост, — говорят преподобные Варсануфий и Иоанн, — примешивает
что-либо к нему по своей воле, или постится, ища человеческой славы и приобретения
от нее, то пост его бывает мерзок Богу»21.
Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления
борьбы со страстями. «Пост — это прежде всего движение, активность духа, борьба
с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь,
за свободу духа от привычного рабства» (митрополит Антоний)22.
К телесной аскезе относится общая дисциплина быта, забота об уравновешенном
образе жизни (работа — разрядка), о правильном сне (избегать ночных разговоров
и проч.), об охране нервной системы (не злоупотреблять возбуждающими тонизирующими
средствами).
Аскетические ограничения зачастую помогают установить власть над неупорядоченными
желаниями тела. Нужно приучать себя к физическому усилию, некоторой физической
суровости: излишний комфорт отнюдь не благоприятствует духовной жизни.
Работа над сферой чувств, желаний и мыслей
Чувства, желания и мысли тесно связаны с телом. Поэтому надо следить за этими
«окнами души», в частности, подобно Иову, следует заключить «завет с глазами своими»
(Иов 31, 1).
Впрочем, есть разница между дурными желаниями, которые совсем не следует удовлетворять,
и естественными желаниями, которые хорошо просто ограничивать для того, чтобы
научиться управлять ими или удерживать их в нужных пределах. На протяжении дня
возникает тысяча возможностей упражняться в управлении своими устремлениями: прийти
на помощь ближним, прекратить волнующее чтение, благодушно принять критику, учиться
слушать.
Борьба с «помыслами», которые непременно вторгаются в сознание, должна идти
в двух направлениях:
1. постоянное воспитание в себе умственного контроля;
2. спокойное отбрасывание их как чего-то чужеродного и навязанного темными силами.
«Усиливающийся отсечь борющие его и смущающие помыслы и движения, — говорит преподобный
Феодор Эдесский, — пусть побольше ополчит своинников и споборников и приблизит
их к себе на совместное противоборство, — таковы — смирение душевное, труд телесный
и всякое другое подвижническое самоумерщвление, и особенно молитва»23.
Не следует культивировать различные потребности, которые могут овладеть умственной
сферой. Надо избегать мечтательности и приучать ум возвращаться к мыслям о Боге,
«сводить ум в сердце», как советуют подвижники. Это последнее выражение означает
победу над расколотостью человеческого существа, воссоздание его целостности,
когда и ум, и чувства направлены к единому Центру — Богу. Истинный образ
«внимания и молитвы (...) есть следующий: ум (...) да хранит сердце в то время,
когда молится, и внутрь его да вращается неотходно, и оттуда, из глубины сердца
да воссылает молитвы к Богу»24.
«Я» должно жить целиком в настоящем моменте: полностью соединиться с
волей Божией в этом моменте. Необходимо стараться выполнить как можно лучше дело,
которым вы заняты в данную минуту, отметая заботы о прошлом или будущем.
Ложная направленность духа
Человек должен стремиться овладеть всеми силами своего существа не ради гордого
сознания власти над собой, а для подчинения воле Божией.
Дух также может оказаться ложно направленным. Стремление к абсолютному, прекрасному,
справедливому может быть эгоистическим. Следует проверять и в случае необходимости
выправлять наши намерения.
Высшая цель христианства всегда — Бог, взыскуемый бескорыстно. При каждой
молитве нужно сознательно направлять свою личность и свою жизнь к Богу. В какой-то
момент в духе пробуждается «тоска по Богу»25 (старец
Силуан). Но даже через нее может проникнуть в сердце искушение эгоизма, например
стремление уйти от всех, целиком погрузиться в свой внутренний мир. Мы должны
напоминать себе о том, что служение ближнему есть служение Христу (см.
Мф 25, 40). Однако служение это должно чередоваться с самоуглублением. Надо уметь
постоянно возвращаться к своему духу, этому месту обитания Духа Божия, чтобы обретать
в нем новые порывы веры, надежды и любви, которые укрепят нашу связь с Богом в
ожидании того дня, когда непрестанная молитва заговорит внутри нас.
Не следует приходить в отчаяние и уныние от обилия возникающих при молитве
помех. Это неизбежно и в каком-то смысле может даже оказаться полезным для души.
Старец Макарий Оптинский учил, что «молитва без развлечения (рассеяния) — есть
дело совершенных... А если бы всегда имели молитву чистую без развлечений, то...
не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых»26.
Тем не менее тот же старец указывает на важность постоянной борьбы с искушениями,
нарушающими молитву.
III. Затруднения в молитве
Рассеянность
Рассеянность является главным препятствием к молитве.
Нередко причиной рассеянности считают житейские дела. Это справедливо, но лишь
отчасти. Рассеянность проистекает, как говорит епископ Феофан, «не от природы
житейских дел, а от нашей оплошности, по которой попускаем себе погрязнуть и мыслями,
и чувствами, и желаниями, и заботами в одном житейском. А ведь этого может и не
быть. Начинайте все с молитвы, продолжайте с упованием, кончайте благодарением»27.
Многие виды рассеянности изобличают нежелательную направленность нашей души
и ее порабощенность. Следует уяснять истоки наших скрытых стремлений, направлять
их в нужное русло или брать под контроль.
Если рассеянность не исчезает, надо суметь отнестись к ней как к испытанию
— терпеливо, без раздражения.
Пока рассеянность не завладела нашим «Я», т.е. пока оно сознательно обращено
к Богу, а не к тому, что нас рассеивает, молитва еще теплится. Если мы страдаем
оттого, что появляются посторонние мысли, — это верный признак того, что «Я» не
побеждено и оказывает сопротивление рассеянности.
Как бороться против посторонних мыслей? Если эти мысли блудные или кощунственные,
следует напомнить себе, что они являются демоническим искушением, посягающим на
наш внутренний мир. В других случаях следует осознать, что помыслы суть проявление
в нас различных областей нашего существа, и бороться с их бесконтрольными порывами
(обуздывать чревоугодие, леность, чувственность, излишнюю игру воображения), укреплять
свой дух, устремляя его к Богу.
Следует оказывать рассеянности активное сопротивление, включать в молитвенную
сферу все измерения своего существа (взгляд направить на икону, воображение —
на евангельские события, мысли — на духовные предметы, которые, в свою очередь,
укрепят в нас любовь и благоговение). Если молитву нарушает серьезное беспокойство
о чем-то или тревога о ком-то, то пусть эта забота и тревога включатся в самую
нашу молитву, чтобы помеха превратилась в фактор, помогающий усилить молитву о
тех людях и обстоятельствах, которыми вызвана наша озабоченность.
Сухость сердца
Сухость сердца ощущается особенно остро по контрасту с благодатными моментами.
Ее может усиливать физическое или нервное переутомление. В этом случае следует
позаботиться о том, чтобы устранить (или ослабить) ее причину.
Сухость может явиться результатом какого-либо греха или ошибки. Тогда нужно
обратить на них внимание и принести искреннее покаяние. К сухости же — отнестись
как к заслуженному нами испытанию.
Нередко бывает, что невозможно найти грех, который вызвал сухость. Тогда, принеся
общее покаяние, следует терпеливо ждать, когда это состояние минует. «Бог, — говорит
святой Франциск Сальский, — дает вначале духовные радости для того, чтобы отвлечь
человека от земных наслаждений и побудить его стремиться к духовной любви. Иногда
Бог потом отнимает эти утешения, чтобы научить нас более твердому благочестию
среди испытаний и искушений»28. Таким образом,
сухость может нам посылаться для упражнения в терпении и для нашего совершенствования.
И в самом деле, благодаря ей наша вера очищается («Блаженны не видевшие, но уверовавшие»
[ср. Ин 20, 29]). Очищается и любовь, ибо мы должны искать Самого Бога, а не радостей,
которые от Него исходят. Укрепляется и надежда, надежда на возвращение Бога в
душу, которая томится от сухости.
Итак, какова бы ни была причина сухости и бесплодия духа, в конце концов это
трудное состояние косвенно может помочь продвинуться по духовному пути. Не надо
в этих случаях отчаиваться, напрягаться — нужно сохранять мир, помня, что Господь
не оставит нас даже в периоды бесчувственности и немощи.
Иногда душевное окостенение преодолевается вдумчивым произнесением «Отче наш»,
двукратным или троекратным чтением одной из молитв или повторением молитвы Иисусовой
по четкам (один круг).
Напряжение и состояние покоя
Если мы постоянно напряжены, это отражается и на молитве. Бывает даже, что некоторые
люди, не напрягаясь в жизни, молятся в напряжении. Напряжение мешает молитве,
а покой ей способствует.
Как всякая другая деятельность, молитва протекает на фоне различных видов напряжения:
тела, чувств, ума. Это нередко служит причиной рассеянности. В самом деле, энергия,
которую это напряжение концентрирует, стремится захватить сознание и отвлечь внимание
от Бога.
У некоторых молитва связывается с нездоровым возбуждением и духовным напряжением,
которые прямо противоположны молитве. Такое напряжение невольно увлекает человека
к состоянию, вредному для духовной жизни. Мы ничего не можем без благодати. Молитва
— это в гораздо большей степени Божие действие на нас, чем наши собственные усилия.
Духовное напряжение же побуждает нас искать только озарений, желать ощутимых проявлений
благодати, достижения определенных душевных состояний; при этом забываем, что
Бог — основная первопричина нашей молитвы.
Состояние тишины и покоя — основное условие молитвы. Необходимо успокоиться
к началу молитвы, даже если молящийся и не пользуется специальными средствами,
помогающими достичь внутренней тишины. К этим средствам относятся слушание соответствующей
музыки, медленные движения, молитвенное положение тела (см. гл. II).
В противоположность духовному напряжению надо стремиться в молитве только к Богу
и для Него отрекаться от своей воли, стараться не искать в молитве ни познания,
ни благодати. Кроме того, нужно духом веры и смирения освящать всю свою жизнь.
И в то же самое время молитва способствует установлению тишины и покоя во всем
существе. Конечно, молитва существует не для достижения этого покоя, а только
для славы Божией. Тем не менее длительное спокойствие, которое связано с молитвой,
обязывая нас к неподвижности и ритмическому дыханию, является основным физическим
фактором снятия напряжения.
Таким образом, мы видим, что молитва устраняет и духовное и эмоциональное напряжение.
«И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши(...) во Христе
Иисусе» (Флп 4, 7).
IV. Молитвенные размышления
1. Священное Писание и Церковь призывают нас углублять и совершенствовать молитву,
чтобы она все больше приближала дух к Богу и освящала всю нашу жизнь. Молитвословие
должно постепенно дополняться углубленной молитвой, которая, в свою очередь, есть
преддверие высших ступеней молитвы.
2. Углубленная молитва есть обращенность к Богу в полной сосредоточенности
всех внутренних сил, это беседа, созерцание или безмолвное предстояние. Здесь
уже мало одного «правила» и мало тех 10—15 минут, которые на него отводятся. Для
этой молитвы нужно не менее получаса, а иногда и часа ежедневно. Разумеется, далеко
не все имеют такую возможность. Поэтому хорошо начать с одного или двух раз в
неделю. Вырастает углубленная молитва из молитвословия, а подготовкой к ней служат
духовные размышления.
3. В повседневной жизни есть много моментов, когда мы можем обращаться мысленно
к Богу (см. гл. V). Отдых, прогулки на природе, чтение, встречи
с людьми, даже труд — все это открывает возможности для богомыслия. Нужно стремиться
вырабатывать в себе чувство постоянного пребывания перед лицом Отца. Тогда для
нас не будет ничего «светского», все станет священно, все будет протекать «в поле
Бога». Вне Его — только грех, но даже и он через чувство раскаяния возвращает
нас ко Христу.
Все прекрасное, что нас радует, проистекает от Него. Он дал нам «хлеб насущный»,
красоту мира, радость труда и человеческого общения. Он дал нам само бытие, привел
нас в эту трудную и прекрасную жизнь, чтобы мы шли по ней, открывая и созидая
Его Царство.
Один из первохристианских писателей, Гермас, изображал Церковь в виде строящейся
башни. Камни, из которых она складывается, — души верных. Эта мысль должна господствовать
в нашей жизни. Чего ждет от нас Господь, как нам исполнять Его волю? Вот вопрос,
от разрешения которого зависит правильное устроение христианской жизни. Прежде
всего — не Он для нас, а мы для Него. Ему должны мы отдать и посвятить
каждый шаг: печаль и радость, познание и труд — все должно стоять под знаком благодарственной
молитвы. В минуты скорби, хотя мы и знаем, что Ему ведомо о нас все, мы открываем
Ему свое сердце, и о чем бы мы ни просили, конец мольбы должен быть один: «Да
будет воля Твоя».
4. Немалую помощь в духовных размышлениях может оказать чтение, особенно
чтение Писания. Сосредоточенное, молитвенное чтение происходит неспешно. Читаем
понемногу, с остановками, во время которых обращаемся ко Христу с молитвой: просим
Его просветить наш разум. При этом хорошо перекреститься или встать перед иконой,
а потом вновь вернуться к чтению. Важно сознавать, что слова обращены к каждому
из нас как призыв, упрек или одобрение. Тогда чтение незаметно превратится в диалог,
молитвенную беседу с Богом. Хорошо, если такое чтение Писания и книг о духовной
жизни можно осуществлять ежедневно. Если же это невозможно, изберем для духовного
чтения три дня (воскресенье, среду, пятницу) или, в крайнем случае, воскресные
или праздничные дни.
5. Ритм человеческой жизни связан с равновесием между общением и уединением.
Бо'льшая часть нашего времени по необходимости проходит на людях, что должно уравновешиваться
минутами внутренней тишины. Ими предваряются размышление и молитва.
Для начала пусть это будут всего 1—2 минуты, но надо стремиться, чтобы в это
время все посторонние мысли, помехи, внешние и внутренние, были устранены. Место
выбирается любое, где меньше поводов для рассеянности.
В эти минуты мы стараемся «прислушиваться» к своему телу, успокаиваем его,
гасим поток посторонних мыслей, «внимаем тишине». А после этого медленно и вдумчиво
(про себя) произносим какую-нибудь молитву, лучше всего «Отче наш». Останавливаемся
на одном слове. (Для одного раза следует брать лишь одно слово или короткую фразу.)
«Отче наш»... Отец, всеобъемлющее Лоно Любви, Создатель и Водитель. Подумаем о
том, что когда-то нас не было. Мы существуем по Его воле. Он повсюду и во всем,
и все-таки пока Он для нас «на небесах», в мире Духа, в мире света и полноты совершенной.
Этот мир, вожделенный и невыразимый, изливается на нас, в нашу жизнь. «Имя» Его
есть Любовь. Ее образ — Чаша, сотканная из света, восходящая над горизонтом, как
солнце. «Да приидет Царствие Твое»... мы ждем, мы жаждем его, но мы и призваны
трудиться для него... И так до конца, каждое слово прочувствуем и продумаем.
Темы для богомыслия могут быть различны. Приведем несколько примеров.
1. Я — Твое творение. Ощутить, что каждая клетка тела принадлежит не
мне, что все, что я имею, мне дано — и самая жизнь, и Дух. Осознать, что мое бытие
в руках Божиих, что я принадлежу Ему всецело.
2. Благодарим Господа. Осознать, как приведены в мир из небытия, сколько
даров мы получили, благодарить за все, что было доброго в жизни, включая и испытания;
благодарить за жизнь, труд, людей, вещи, книги, мир, за все, что нас окружает,
питает и радует.
3. Дух господствует над плотью. Осознать, что высший дар во мне — Дух,
что он от природы призван царствовать, что ему дана такая же власть над телом,
какая была дана человеку при сотворении над природой (Быт 1, 26).
4. Он дал нам от Духа Своего (1 Ин 4, 13). Думать о той сокровенной
связи, которая существует между нами и Сущим. О том, что мы — Его образ и подобие.
О том, что Он хочет действовать в нас.
5. Да будет воля Твоя. Всецелая отдача «себя и друг друга» Его Провидению.
Полное доверие и надежда на помощь.
Можно брать слова из Писания, молитв, песнопений и литургии (например, «Воссия
мирови свет Разума»; «Слава Тебе, показавшему нам свет»; «Обрящите покой душам
вашим»; «Нас ради человек и нашего ради спасения»; «Прииди и вселися в ны»; «Да
исправится молитва моя»; «Покаяния отверзи ми двери» и др.). В каждом случае нужно
следить, чтобы медитация не превращалась в отвлеченное размышление. Она должна
быть тесно связана с конкретной судьбой и личностью данного человека и ощущаться
как предстояние Богу. Сознание Его присутствия здесь очень важно. Очень
важно также, чтобы в эти минуты ничто постороннее не проникло в мысль. Любой начинающий
знает, как это трудно. Но трудности не должны пугать нас или расхолаживать.
6. К духовным размышлениям относится также проверка совести, которую
можно соединять с ежедневным молитвословием или совершать в конце недели. Обязательно
это делать накануне исповеди (см. «Таинство, Слово и Образ»)29.
7. Для духовных размышлений можно брать не только молитвы и краткие изречения
из Священного Писания, но также какие-то моменты священной истории (например,
хождение по водам [см. Мф 14, 25—33; Мк 6, 45—52; Ин 6, 15—21]). Святой Иоанн
Златоуст рекомендует при размышлении на евангельские темы конкретно представлять
себе обстановку и подробности событий. При этом, однако, нужно помнить, что людей
с сильно развитым воображением может подстерегать здесь «мечтательность», т.е.
болезненное возбуждение души, которое неопытный человек принимает за подлинно
духовные переживания. Здесь таится опасность господства в духовной жизни
эмоциональной и даже чувственной стихий, которые искажают внутреннее устроение
и ведут к патологии и лжемистике. Поэтому в молитве и духовных размышлениях нужно
быть весьма осмотрительным и не злоупотреблять средствами воображения (о самопроверке
при особых духовных состояниях см. гл. II, раздел 3). (Большинство
восточных подвижников считает недопустимым вообще любой элемент воображения в
богомыслии. У западных — этот элемент допускается, а порой и рекомендуется. Происхождение
этого разногласия очень древнее. Оно связано с различием психологии людей Востока
и Запада. Восток, склонный к умозрениям, фантазии, богатому воображению, должен
был получить противоядие в виде запрета давать волю воображению. Запад же, более
трезвый и рационалистичный, нуждался в обратном: в оживлении духа с помощью сил
души. В наше время это психологическое различие достаточно сгладилось. Поэтому
при выборе методов богомыслия больше внимания должно быть уделено индивидуальным
особенностям человека.)
V. Молитва в повседневности
Для того чтобы наша жизнь все больше проникалась атмосферой молитвы, мы не
должны ограничивать ся лишь тем временем, когда стоим в храме, дома перед иконами
или сидим, раскрыв Писание. Молитва может постепенно проникнуть во все уголки
нашей повседневной жизни. Это достигается нелегко, но тот, кто стремится к частой
молитве, получает ощутимую помощь свыше. Какие же существуют виды и способы частой
молитвы?
1. Первый способ упражнения в частой молитве — это мысль о Боге. Когда
какой-то человек покорил нас и внушил любовь к себе, наша мысль постоянно обращается
к нему. Точно так же бывает с тем, кто покорен любовью к Богу. Он, по выражению
Псалмов, радуется, когда «вспоминает о Боге» [ср. Пс 42 (41), 5; 105 (104), 3—5].
Эта мысль о Боге имеет несколько аспектов.
Мы думаем о нашем отношении к Нему, мы исполняемся доверием, благодарностью,
покаянным чувством.
Мы думаем о Нем в свете Откровения, размышляя о Его величии, благости, любви
к человеку.
Мы думаем о Нем, когда стоим перед вопросом: что сделать, чтобы исполнить Его
волю. По слову Христову: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин
5, 30).
Этой же цели (напоминанию о Божьем Присутствии) служит и молитва перед едой,
открытая или тайная. Известный пастырь XIX века о. Родион Путятин писал: «Когда
мы пьем и едим с молитвой и благословением, тогда пьем и едим во славу Божию,
а делаемое нами во славу Божию все служит нашей душе во спасение... При молитве
и благословении и вино может веселить наше сердце веселием духовным, и телесный
хлеб может сделаться спасительным для нашей души... И животные неразумные знают
и помнят того, кто поит и кормит их... Как же не знать и не помнить нам Христа?»30.
Будем учиться смотреть на все вещи в их связи с Богом, открывать духовное значение
всего тварного. Находясь, например, в толпе, вспомним, что вокруг нас люди, за
которых Христос пролил Свою кровь. Принимая на руки ребенка, нужно помнить, что
он уготован стать храмом Св. Духа. Вид леса или реки должен восприниматься как
весть Божия, обращенная к нам. Все это — творения Его, в которых мы можем познать
присутствие Создателя, вызвавшего их к бытию и поддерживающего в них жизнь
по сей день.
2. Чистая мысль всегда рискует стать безличной и абстрактной. Мы знаем на опыте
(и психология напоминает нам об этом), что, будучи воплощена в речь, наша мысль
уточняется и конкретизируется. Слово приводит в действие другие внутренние механизмы,
способствуя более глубокому участию человека в молитве. Именно поэтому для нас
важна беседа с Богом.
Мы можем говорить с Ним обо всем, что нас волнует: о нашем отношении к Нему
и к окружающим людям. Станем благодарить Его, просить Его и выражать Ему свою
любовь. В нас должна укорениться привычка обращаться к Нему как к Отцу, Сыну и
Святому Духу. Тогда наша молитва будет не абстрактной, а приобретет характер беседы
«лицом к лицу» [см. Исх 33, 11]. Для чего просить, раз «знает Отец» [см. Мф 6,
8]? Тут — наш сознательный поворот к Богу, смирение, чувство связи и зависимости,
кроме того — важность «выговаривания», «общения» (о. А. Ельчанинов)31.
Одни люди ежедневно обращаются к разным кратким молитвам из Библии, другие
— повторяют одну и ту же в течение целой недели. Можно записывать такие краткие
молитвы, можно брать их из Молитвослова. «Молитва Иисусова» является одним из
видов такой часто повторяемой краткой молитвы (см. гл. 6). Сосредоточению на одной
краткой молитве очень помогает повторение ее по четкам.
3. Кармелитский монах Лаврентий (XVIII в.) стал духовным отцом множества своих
современников, наставляя их в практике «погружения в себя». В течение дня
он, неся послушание на монастырской кухне, время от времени на несколько секунд
погружался в глубину своего духа, где обретал мир и сознание Богоприсутствия.
Мы слишком часто бываем настолько вовлечены во внешнюю деятельность, что она
парализует дух. Периодическая отрешенность и самоуглубление могут стать решающим
фактором нашей духовной жизни. «Чтобы не парить нам и не рассеиваться, прельщаясь
суетностию, — говорит преподобный Иоанн Карпафский (V в.), — хорошо внимать Пророку,
который говорит: идите людие мои, внидите в храмину вашу, — в храмину сердца
вашего(...) в оное обиталище без-о'бразное, осияваемое бесстрастием и осенением
святой благодати»32.
4. Постоянное обращение к Библии, особенно к Евангелиям, должно стать нашей
насущной потребностью.
Открывая Священное Писание, мы приостанавливаем поток суетных мыслей и чувств
и как бы входим в мир Божественного Слова. Это вхождение есть уже молитва.
5. Практика частых молитвенных обращений и самоуглубления не требует слишком
большого времени. Успех зависит от частоты таких молитвенных «минут покоя». Надо
привыкнуть использовать любую свободную минуту для этого глубокого общения с Богом.
Пусть это будет мгновение, когда мы переходим от одного дела к другому, идем или
едем, ложимся или встаем. Нужно уметь прерывать работу для того, чтобы «взглянуть
на Бога».
6. Древний мудрец говорил: «День, в который я не оказал помощи кому-либо из
людей, — погибший день». Эти слова нужно чаще напоминать себе. Молитва, если она
не сопровождается деятельной любовью, рискует выродиться в самообольщение. Служение
людям должно быть таким же повседневным делом, как еда и питье. Некоторые из нас
имеют для этого возможность постоянно, другие же должны активно искать случаев
послужить людям. Нет надобности перечислять здесь все формы служения. Вокруг нас
достаточно заблудших, опечаленных, нуждающихся, больных и старых людей, которые
ждут помощи. «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, — сделали Мне»,
— говорит Господь [ср. Мф 25, 40]. И поэтому взаимослужение есть, по существу,
форма богослужения, форма молитвы. Раз и навсегда запомним, что «вера без дел
— мертва» [см. Иак 2, 17].
VI. Высшие ступени молитвы
Человек, начинающий молитвенную жизнь, должен опасаться поспешности при переходе
к высшим формам молитвы. Органическое и здоровое раскрытие в нас духовных сил
должно совершаться с постепенностью. Тот, кто пренебрегает этим из-за нетерпения,
может стать жертвой гордыни и болезненных состояний. Поэтому высшие ступени молитвы
должны стоять перед нами как желанная цель, к которой может привести нас только
Сам Господь. На них Он раскрывается в глубинах нашего духа, мы же можем лишь готовить
вспаханную почву для Его священного посева.
Тем не менее и на начальных путях к нам приходят как бы отблески совершенной
молитвы. Иногда помимо нашей воли она загорается в сердце, принося весть из обетованной
земли Духа.
Здесь мы в самых кратких чертах коснемся трех форм высшей молитвы: безмолвной,
непрестанной и Иисусовой, еще и еще раз напоминая, что это — лишь указание на
будущее, которое зависит от благодатных даров и нашей готовности принять
их.
1. Молитва в безмолвии
«Внутреннее безмолвие, — говорит митрополит Антоний, — это отсутствие всякого
внутреннего движения мыслей или эмоций, но это состояние полной бдительности,
открытости к Богу»33. Минуты внутреннего покоя,
о которых мы говорили выше (в гл. IV), могут служить как бы преддверием
для подготовки души и духа к этому состоянию. После года систематически совершавшегося
молитвословия и духовных размышлений можно раз в неделю попытаться выбрать место
и время для того, чтобы настроить свой дух на полное внимание голосу Божию,
звучащему в тишине. Здесь умолкают все просьбы, все слова и остается только благоговейное
предстояние. Малейшая вибрация тела, души или духа может стать препятствием для
этого безмолвия. Поэтому нужно непрестанно упражняться в умении властвовать своими
мыслями и чувствами. Если время от времени подлинное безмолвие станет открываться
нам, мы не должны относить это за счет своих «успехов». Будем помнить, что Дух
Божий может посетить и неподготовленного, чтобы пробудить в нем стремление ввысь.
Не нужно отчаиваться, если наши усилия будут тщетными, если мы даже потеряем
чувство присутствия Божия. Ведь мы должны искать не «восторгов», но любви ко Христу.
Желание обрести Его есть в какой-то мере уже Его обретение. Но Он Сам знает, когда
нужно нам ощутить Его близость. Поэтому будем ждать терпеливо и в смирении.
Если мы устоим в периоды сухости и духовного бесплодия, Он придет к нам и откроет
в нас источник безмолвной молитвы. Она уже не будет зависеть от нас, а потечет
как тихая струя благодати.
2. Непрестанная молитва
В нас существует глубинная реальность, которая проявляется в виде непрестанной
молитвы. Благодать может обратить ее в сознательное «делание». Любая душа в состоянии
благодати погружена в непрерывную молитву.
В глубине своего существа человек испытывает тяготение к Богу. Но, будучи свободной
личностью, он может противиться этому «духовному притяжению», подавить в себе
то, что является в нем сокровенной молитвой. Однако если он не препятствует ей,
то можно сказать, что он уже находится на верном пути.
Непрестанная молитва соответствует самой природе человека, ибо все, что в нем
есть (то, что делает нас людьми), происходит от Бога и влечется к Нему.
Пробудить эту сокровенную сущность в человеке помогает благодать таинств. В крещении
дух христианина освящается, он становится причастником Божественного естества
(см. 2 Петр 1, 4).
Все освященное естество человека стремится к Творцу. Когда до его сознания
доходит это глубинное движение, он должен подчиниться врожденному тяготению к
Богу и с радостью отвечать Тому, Кто его призывает. И значение непрестанной молитвы
именно в том, чтобы научить человека следовать вложенному в него стремлению к
Богу.
Одни и те же поступки могут иметь самые различные мотивы и цели. Один и тот
же труд можно совершать только для заработка, только ради семьи, или воодушевляясь
желанием исполнять волю Божию. Поэтому недостаточно просто делать добро. Вспомним
праведность фарисеев, о которых говорится в Евангелии. Они были благочестивы,
но их благочестие питалось не искренней любовью к Богу, а тщеславием. В молитве
также должна быть достойная направленность. Не мы, но Бог должен стоять для нас
на первом месте. Нужно постоянно проверять свою волевую направленность, очищая
ее от плевел (самоуслаждение, духовный комфорт, самолюбование и проч.).
Когда Господь освящает нас благодатными дарами, наша сокровенная молитва становится
сознательной и частая молитва переходит в непрерывную. Подобный дар дается нам
иногда внезапно, когда мы его не ожидаем, и держит нас на крыльях в течение нескольких
дней (иногда дольше) или же более короткого времени. Это есть прямое воздействие
Бога на нашу душу. Однако и после этого могут наступить периоды сухости (см. гл.
III); они ясно показывают, что благодатный дар исходил от Бога.
3. Молитва Иисусова
Молитва Иисусова — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников
с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем
какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить
нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь
и Бог с нами» (митрополит Антоний)34. Эта молитва
требует большого труда и умения сосредотачиваться. Обладая великой силой, она
в то же время может стать опасной для того, кто приступает к ней без подготовки.
Необходимым для нее условием св. Отцы считают покаяние и смирение. «Смирением
же, рождающимся от послушания, по свидетельству святого Иоанна Лествичника и многих
св. отцев, возможет он (молящийся) избежать всех прелестей и сетей диавольских,
и тихо, безмолвно, без всякого вреда, постоянно упражняться в этом мысленном деле,
с великим душевным преуспеянием» (Паисий Величковский)35.
Формула молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Есть и сокращенные формулы: «Господи Иисусе, помилуй мя» или: «Иисусе, Сыне Божий,
помилуй мя». Это призывание требует большой сосредоточенности, чтобы разум «не
уклонялся ни в какие сторонние мечтания» (блаженный Диадох)36.
Повторение молитвы должно быть ограничено определенным числом (чему
помогают четки). Преподобный Никодим рекомендует начинать и кончать обычные молитвословия
молитвой Иисусовой («по нескольку раз»). «Число, сколько раз повторять, в каком
случае, сию молитву, — говорит он, — сам себе определи, или с совета духовного
отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею
молитвой, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное
число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а
только в этом случае»37.
Отцы предостерегают от того, чтобы спешить в этом молитвенном делании, напрягаться
или нетерпеливо искать ощутимого результата. «Ведай, — говорит святой Никодим,
— что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается
рост тела(...) Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи
только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки
успеха»38.
Тело и молитва Иисусова. Подвижники рекомендуют для упражняющихся в
Иисусовой молитве сидячее положение (см. гл. II). Однако этим не исключается повторение
Иисусовой молитвы во время физического труда, в пути, в храме и т.д.
Действие Иисусовой молитвы. Сосредоточенная на имени Христовом, эта
молитва «собирает воедино все силы (духовные, душевные, телесные) человека в преклонении
и любви. И этим она делает бытие прочным» (митрополит Антоний)39.
В падшем состоянии природа человека расслоена и раздроблена. Анархические мысли
и чувства делают его неспособным сосредоточить ум на Боге. Целостность
же человека восстанавливается благодаря «нисхождению ума в сердце», т.е. подчинению
всех сфер человека духу. Этому «нисхождению» способствует Иисусова молитва.
Восстановление целостности под воздействием этой молитвы проявляется на всех
уровнях.
1. Иисусова молитва помогает оздоровить тело, учит управлять дыханием, укрепляет
психическую уравновешенность.
2. Жизнь чувств упорядочивается, усиливается контроль над эмоциями и мыслями.
3. Но главный результат Иисусовой молитвы проявляется в области духа. Сосредоточенность
на священном имени Христовом пронизывает светом всю духовную жизнь человека. Молитва
овладевает всем его существом.
Имя Иисус («Иешуа» по-арамейски) означает «Ягве — спасение». Произносить его
— значит предаваться Христу, открываться Ему, соучаствовать в Его жизни, значит
подставлять себя под воздействие Его спасающей и возрождающей любви. Имя Его обладает
освящающей силой. Если мы грешны, Он нас прощает, если искушаемы — освобождает,
если мы благодарны, Он приближает нас к Себе.
Повторяя это имя, мы включаемся в молитву Самого Христа, проникаем в Его отношение
к Отцу и силою Святого Духа, Который есть Его Дух, находим сыновний доступ к сердцу
Отца.
Произносить имя Иисусово — значит также утверждать, что «Иисус есть Господь»,
но «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12,
3). Призывая имя Спасителя, мы облекаемся в Иисусову покорность перед Духом, и
оно становится для нас центром, откуда Дух нисходит на нас, а через нас — на наших
братьев и на весь мир.
Как мы видим из Деяний (Деян 2, 21; 4, 17; 8, 12), силою этого имени люди обращаются
в веру и собирается Церковь.
Соединяя нас с Ним, имя Иисусово не только позволяет нам приумножать Его мистическое
Тело — Церковь; оно вводит нас в самую ее сердцевину и тесно связывает с каждым
ее членом. Поклоняясь имени Иисусову, мы полнее живем и чувствуем вместе с Церковью
и содействуем Ее возрастанию и единству. Трудясь же внутри Церкви, мы получаем
возможность действовать и внутри всего творения.
Из Деяний мы знаем, как силою имени Иисусова апостолы совершали исцеления и
многие другие чудеса (Деян 3, 16; 4, 10). Оно помогает нам высвободить таящееся
в сердце людей устремление к Богу, часто даже без их ведома. Оно дает нам также
силу пробудить славословие Отцу, которое дремлет в недрах материального мира,
пребывающего «в ожидании» (см. Рим 8, 19). Призывая имя Иисусово на горы и моря,
растения и животных, на всю природу, мы осуществляем их немое и бессознательное
стремление к Богу. Наконец, долг христианина — призвать от имени всей твари, людей
и вещей пришествие Христово затем, чтобы Им все было спасено и с торжеством привлечено
к Отцу (ср. 1 Кор 15, 24).
Постоянное чтение Иисусовой молитвы смыкается с последним словом и призывом
Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр 22, 20).
В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что высшие ступени и формы молитвы
для большинства из нас — дело будущего. Не следует, минуя начальные этапы, стремиться
к самым высоким. Это может привести лишь к печальным последствиям. Будем уповать
в смирении, которое есть залог душевного и духовного здоровья. Будем молиться
в ожидании пришествия Господа в нашу душу, когда уже не мы сами, а благодать будет
созидать в нас молитвенную жизнь.
далее
|