Дорогая Hина! Хочу и должен объяснить Вам, как я отношусь к вопросу о молитве
с инославными христианами. Прежде всего, наша Церковь
не возбраняет этого в принципе. Hаши иерархи и представители бывают на праздниках
в католических храмах и у баптистов. Католики разрешают своим приобщаться в
наших храмах, а наша Патриархия в случае нужды тоже допускает к их таинствам.
Мы исходим из того, что Господь основал не несколько исповеданий, а единую Церковь
и разделения христиан воспринимаем как грех (молясь о "соединении всех").
Причины разделения были разными: и различия в душевном складе разных людей
и народов, и политические распри, и культурные расхождения. В результате возникли
и отличия в обрядах и в вероучительных формулировках.
Однако Господь даже это
явное зло обратил в добро.
Благодаря разделению христианство избежало нивелирования и жесткой однообразной
системы. В каждом исповедании (в разной степени) раскрывались духовные дары,
были свои праведники и святые.
Таким образом, в развитии Церкви есть общая закономерность: сначала нерасчлененное
единство, потом разделение и, наконец, единение на высшей ступени. Эта последняя
стадия уже близка к осуществлению (хотя, конечно, по меркам историческим, а
не по масштабам индивидуальной жизни).
Завет Господа: "Да будет единое стадо" - цель современного христианства. Hо
как этому содействовать? Прежде всего - преодолением вражды, желанием понять
других при сохранении верности своей традиции. Этому посвящены все формы экуменической
работы и служения в мире и у нас в стране. Христиане делают упор на том,
что сближает, а не на том, что разделяет.
Раньше каждое исповедание считало, что средство для единства - только прозелитизм,
то есть обращение всех в свою конфессию. Теперь, когда поняли, что нужны другие
пути, избрали путь _сближения_. Разумеется, оно исключает прозелитизм. Он наносит
ущерб братскому взаимопониманию и доверию, внушает мысль, будто все хотят друг
друга "перетянуть" и ведут тайную пропаганду в свою пользу.
С католиками у нас проще, т.к. все основы у нас общие. С протестантами - сложнее.
В частности, если говорить о пятидесятниках, то они нередко утверждают, будто
Дух Божий дышит только в их общинах. Между тем, каждый человек, который пережил
истинное обращение (в нашей Церкви), может и должен считать себя получившим
духовное крещение и дар Духа. Если люди этот дар не развивают, то причина в
них самих. Разумеется, негативное отношение к другим мало содействует сближению
и братскому сознанию. Hо, к счастью, не все члены таких общин (баптистов, пятидесятников
и др.) держатся подобных непримиримых взглядов.
Что же препятствует духу экуменизма? Еще раз повторю: те случаи, когда люди,
побывав у инославных, разрывают братское и евхаристическое общение со своими.
Это и измена по-человечески и акт, направленный против Христа, против Его воли.
Это вносит разделения, смуты, соблазны, отбрасывает дело единства назад в века
соперничества, упреков, борьбы и поношений.
Поэтому для своих прихожан я не считаю допустимым общаться в молитве с теми
конкретными общинами, которые не соблюдают строгого экуменического принципа
и правила: "никакого прозелитизма". Как там в других странах - я не знаю. Hо
у нас это так.
Человек, бросающий свою церковную общину (ссылаясь на личные вкусы, на прочитанное
в книгах, на недостатки церковные и пр.) является, пусть и невольным - но врагом
дела Христова.
Всегда нужно помнить, что в Евангелии от Иоанна нам сохранена одна из немногих
молитв Спасителя, выражающих Его глубинные желания, Его волю. Это "первосвященническая
молитва" в ночь перед Голгофой: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и
Я в Тебе, так и они да будут в Hас едино". Мы еще далеки от того, чтобы осуществить
эту волю Господа, но должны всеми силами к этому стремиться. И все, что препятствует
Его воле, есть для нас грех.
Вот почему обязательным условием общения с инославными является неукоснительное
соблюдение ими (и нами) указанного важнейшего экуменического принципа.
И последнее: как быть, если видишь у инославных христиан нечто воистину достойное
и прекрасное (горячую веру, живую молитву, чистоту жизни, общинность)? Ответ
один: благодарить Бога за этих людей и молиться о том, чтобы и мы умножали в
своей среде эти черты и дарования.
masya_nya
2006-09-12 10:18 am
http://tapirr.livejournal.com/355161.html
(Приходится писать почти анонимно, т.к. не нашла, как зарегистрироваться на сайте)
Полагаю, что я лично и довольно близко была знакома с этой самой Ниной, которой адресовано письмо...
И никуда она не переходила, она была изначально католичкой, это во-первых, а во-вторых, - монашествовала в миру. Вот такое у нее было служение (напомню, что речь о 80-х годак прошлого века!).
Письмо это по всей видимости поимело место оттого, что эта Нина трудилась на благо единства христиан (впрочем, не только, - она навещала детей в больницах, организовывала помощь старушкам, которые нуждались в уходе, - при чем совсем не обязательно, чтобы сами старушки были бы верующими, по ее мнению, именно ТАК, - ДЕЛАМИ - может и должен христианин нести свою веру в мир, проповедуя не столько убеждением, сколько самой своей жизнью, - помните притчу Христа о том, кто есть ближний?), вела общие молитвенные собрания, на которые приходили люди разных конфессий, садились за стол, возжигали свечу, брали Евангелие и молились. Поверьте, это была замечательная школа ЖИВОГО общения с Богом, здесь люди УЧИЛИСЬ и понимали, что БОГ - ЖИВОЙ, вера их крепла, они становились личностями... Посещения церкви ЭТО НЕ ЗАМЕНЯЛО, НАПРОТИВ! Всячески подчеркивалась необходимость жить воцерковленно, приобщаться таинствам, а тем, кто начинал блуждать, это напоминалось - в очень мягкой, но убедительной форме... Но не станем забывать, поскольку все мы - люди, каждый со своими слабостями, вопросы о переходе из веры в веру по самым разным причинам регулярно поднимались. Вот и обратилась Нина за помощью и наставничеством к о. Александру. А открытым письмо стало, т.к. такие метания действительно происходили в то время. Ну не могли вопринимать голодные люди тех лет лоснящихся "ликов", которые их встречали в православных церквях..., ну не воспринимали так называемые неофиты, как должное, отношение воцерковленных своих собратьев, готовых "целовать песок" по которым ступала "святейшая стопа", к краешку облачения проходящего мимо "святого отца" прикладывавшихся как к святыне... А были среди этих людей и те, кто в качестве "обслуги" работал в Елоховском соборе (в частности), - которых по-человечески потрясало изобилие ВСЕГО - в покоях... это в годы, когда народ реально голодал... Многого они насмотрелись, эти "обслуживающие", и не оставалось уже сил сохранить СВОЮ ВЕРУ в таких стенах... Что делать было этим людям?
Нина была не единственная, кто вела такие молитвенные собрания. Таких людей было относительно много, а люди, приходившие на такие собрания, ЕСТЕСТВЕННО, обсуждали между собой СВОИ конфессии... делились не только негативом, но и наоборот... они не спорили, пожалуй, они просто - СМОТРЕЛИ, НАБЛЮДАЛИ и МОЛИЛИСЬ! О вразумлении самих себя в первую очередь! Но были и такие, кто начинал что-то наподобие агитации, - звучало естественно: "о, какой ужас, а вот у нас... переходите к нам... у нас такого нет..." - ВОТ ИМЕННО об этом - письмо о. Александра! И вырывать его из контекста того времени, %((( да еще ссылаясь на соборы 2000 года... Нда...
Что касается Нины, то, к сожалению, контакт с ней уже утрачен, последнее, что я слышала, в середине 90-х годов - она уехала на Кавказ... трудиться на восстановление какой-то разрушенной деревеньки, - и к детям, в школу... Это было так ей свойственно - искать то место, где СЕЙЧАС СЛОЖНО! Да поможет ей Бог! |