К вопросу о мессианской эсхатологии св. Павла в
связи с первоначальной евангельской проповедью (тезисы доклада)
1) Общеизвестно, какую роль играли ветхозаветные пророчества в
первоначальной миссии (эпизод с Филиппом и эфиопом) * и даже во
II в. (обращение св. Юстина Мученика) **. Но нередко упускалось
из виду, что эти пророчества могли служить и контраргументацией.
Для сознания человека, воспитанного на Ветхом Завете, приход Мессии
был равнозначен концу мира и его преображению.
------------------------------------------------
* См. Деян. 8 :26—40.
** Раннехристианский апологет. Род. в Сихеме, Палестина (ок. 100
г. н. э.), казнен в Риме (ок. 165 г.).
2) Плюрализм мессианских надежд не исключал определенной их цельности.
Хотя они были более полно выражены в апокалиптической литературе,
они несомненно восходили к учению профетизма. И на профетизм опирались
апостолы и евангелисты.
3) Пророки учили о двух эсхатологических событиях: Последней Теофании
(День Господень, Царство Божие) и явлении Мессии. Оба события описывались
в терминах космической катастрофы, за которой должно последовать
преображение человечества и природы (Возвращенный Эдем). Между тем,
в евангельских событиях, в которых соединились обе тайны, ничего
подобного не произошло.
4) Этот разрыв между пророчеством и свершением* пытались заполнить
гипотезами о том, что мессианизм Евангелию
был навязан, что Сам Иисус
не провозглашал Себя Мессией. Но в таком случае факт восприятия
Иисуса как помазанника лишается всякого объяснения. В жизни Христа
было слишком мало такого, что бы явственно совпадало с эсхатологическим
мессианизмом. И если ученики верили, что Иисус есть Христос, следовательно,
они восприняли эту веру от Него Самого.
--------------------------------------------------------
* В тексте ошибочно — «совершением».
5) Попытки связать мессианские представления (подчас довольно искусственные)
с евангельскими событиями едва ли могли быть убедительным аргументом
в первоначальной проповеди. Убеждала глубокая вера христиан, воодушевленных
действием Духа. Истоки этой веры были двоякими: с одной стороны,
традиция о самосвидетельстве Иисуса, а с. другой — живое общение
с Ним, победившим смерть.
6) Тем не менее, разница между эсхатологическим мессианизмом и
христологией Церкви оставалась и требовала осмысления. Его-то и
дал св. Павел, еще в то время, когда ожидалась скорая Парусия*.
--------------------------------------------------------
* Parousia (греч.) — чаемое Пришествие. Концепция Пришествия (Парусии)
наиболее подробно обоснована в 1 и 2 посланиях ап. Павла к Коринфянам
и 1 и 2 посланиях к Фессалоникийцам.
7) Для св. Павла,
как затем и для евангелистов, мессианская эсхатология
отождествилась с Парусией. Павел первым осознал, что в евангельских
событиях слилось два обетования: о Мессии и о Теофании. Но Теофания
эта была не последней, она лишь начала новую мессианскую эру (олам
ха-ба, по терминологии раввинов).
8) Это учение Павла не было богословским изобретением, которое
принадлежало лично ему. Его рефлексия опиралась на два основания:
традицию Первообщины и раввинистическое деление истории на «мир
сей» и «мир грядущий» (в котором Мессия дарует новую Тору) *.
--------------------------------------------------------
* «Олам ха-зэ» и «олам ха-ба» (ивр.): См., напр.: Вавилонский Талмуд,
Авот 5:23.
9) Свидетельство Первообщины запечатлено не только у Павла, но
и в Деяниях. Правда, многие экзегеты считают, что Лука создал фиктивные
речи апостолов, вложив в них свое богословие*. Но, хотя эти речи
— не стенограммы, и интерпретированы Лукой достаточно свободно,
едва ли он (или кто-нибудь другой) смог имитировать развитие Христологии
(начиная от первой речи Петра**, — не говоря уже о семитском их
подтексте***). Следовательно, — это отображение подлинной традиции,
а значит — уже первые иерусалимские проповедники имели идею о предваряющей
Теофании ****.
--------------------------------------------------------
* Церковное Предание связывает авторство Деяний с евангелистом Лукой.
** Имеется в виду иерусалимская проповедь Петра в день Пятидесятницы
(Деян.2:14—36).
*** Т. е. об иврито-арамейском подтексте первых апостольских проповедей,
излагаемых в Деяниях, текст которых написан в оригинале по-гречески.
**** Зачеркнуто: «как это показал О. Кульман». Oscar Culmann — швейцарский
протестантский экзегет и теолог.
10) Если осмыслять эту идею в иных богословских* терминах, то можно
сказать, что явление Христа было этапом в процессе миротворения
и истории, понимаемых как борьба между Хаосом и Логосом. Образ чудовища
Хаоса (ветхозаветный эквивалент сатаны) обозначает искажение замысла
Божия в творении. Осуществление этого замысла символизируется битвой,
проходящей через ряд этапов. Организация противопоставлена Хаосу,
органический мир—неживому, разумный человек — царству неразумных
тварей и стихиям. В лице Богочеловека Логос становится имманентным
Адаму (человеку) и, б[ыть] м[ожет] даже всему мирозданию (как думал
о. Тейяр). Таинственное присутствие Христа в истории и в жизни верных,
таким образом, предваряет Последнее преображение мира и наделяет
мессианскую эру («время Церкви») внутренними силами, которые противостоят
силам разрушения. Именно присутствие Христа и создает динамизм христианства
вопреки несовершенству его последователей.
--------------------------------------------------------
* Слова «иных богословских» вписаны авторучкой над вычеркнутым словом
«современных».
|