Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Анатолий Васильевич Ведерников

О нем Левитин, 1980. Его сын Николай. Его статья о Финской церкви, 1951. О нём в мемуаре Агурского.

ttp://tserkov.info/numbers/close-up/?ID=138

№ 23 (252) декабрь 2002 года. / Крупным планом

Жизнь, посвященная Русской церкви - вечер памяти А.В. Ведерникова.

Анатолий Васильевич Ведерников — один из тех людей, которые на своих плечах вынесли невзгоды, выпавшие на долю Церкви при советской власти. Анатолий Ведерников родился в 1901 году, его родители были простыми крестьянами. Воспитанный в семье, где православие было основой существования, маленький Анатолий пронес свою веру через всю жизнь.

Дать образование своим детям было заветной мечтой многих крепких крестьянских семей. Но летом 1921 года, когда Анатолий приехал в Москву, двери московских вузов наглухо закрылись перед ним, поскольку он числился сыном “середняка”. Решив вернуться домой, Анатолий уже по дороге к вокзалу вдруг увидел вывеску еще одного вуза — “Института слова”. В этом институте еще сохранялась плата за обучение, но зато были ослаблены требования к “социальному происхождению”. Необходимой суммы денег у юноши не было, но ему предложили учиться бесплатно за исполнение должности старосты курса. Преподавателями этого уникального института были такие известные мыслители, как Иван Ильин, Николай Бердяев, критик Юлий Айхенвальд и многие другие. Они уже не могли преподавать в государственном университете, но здесь это им еще разрешалось.

Окончив в 1924 году институт, Анатолий Васильевич работает преподавателем русского языка в различных вузах, а также в Центральной музыкальной школе и Консерватории. Но не такой службы жаждала его душа.

Настоящей службы ему пришлось ждать около двадцати лет. Неизменно в малозначительных с виду событиях Анатолий Васильевич усматривал действие Промысла Божия. Венцом таких чудесных проявлений Высшей силы в своей жизни он считал беседу в 1940 году с монахиней Еленой. От нее он услышал: “Ты будешь работать с Патриархом!”. К тому времени патриарший престол вдовствовал 15 лет, о проведении Собора с целью избрания нового Патриарха не было и речи, а из числа высших иерархов лишь трое оставались на свободе. И все же с началом Великой Отечественной войны государство предоставило некоторые свободы Русской Православной Церкви, в частности, разрешило ей провести Собор и избрать Патриарха.

И вот по благословению Святейшего Патриарха Сергия, а затем — Святейшего Патриарха Алексия I, Анатолий Васильевич принял активное участие в возрождении московских духовных школ, торжественно открывшихся в июне 44-го в Новодевичьем монастыре. С самого начала существования Московской духовной академии и семинарии Анатолий Васильевич был инспектором и секретарем правления этих школ. Кроме того, в течение почти пяти лет он читал в Академии курс истории русской религиозной мысли. Когда ректор Академии протоиерей Николай Чепурин ознакомился с содержанием этих лекций, их автор был представлен к званию доцента, которое и было присвоено Анатолию Васильевичу в 1945 году решением аттестационной комиссии; это решение было утверждено Святейшим Патриархом Алексием I.

Подготовить такой лекционный курс было в то время не просто. Предмета этого не было в учебной программе старой Академии, не было ни установившейся традиции преподавания, ни соответствующих учебных пособий. Но не в этом была главная трудность для преподавателя-первопроходца: гораздо серьезнее было то, что своим курсом он нарушал общепринятые в то время идеологические табу, согласно которым всякая русская философская мысль была осознанно или “стихийно” материалистической. Одно только упоминание о религиозности, скажем, Ломоносова навлекало на лектора подозрение в нелояльности режиму.

Конечно, Анатолий Васильевич принимал некоторые меры предосторожности: курс свой он перепечатал в единственном экземпляре, всегда читал его слово в слово, а студентам не разрешал записывать за собой. Но в 1948 году Анатолий Ведерников был отстранен от преподавания и уволен из Академии без каких-либо объяснений. В те времена это было зловещим предзнаменованием, за которым чаще всего следовал арест. Именно так понималось произошедшее и всеми окружающими: телефон в квартире Анатолия Васильевича словно отрезало, многочисленные знакомые, как по команде, “забыли” опасный номер. Потянулись томительные недели неопределенности, прерванной, наконец, звонком митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) с извещением о новом назначении. Это была работа в Издательском отделе Московского Патриархата, возглавлявшимся в то время митрополитом Николаем.

Основным направлением работы Анатолия Ведерникова и его любимым детищем стал “Журнал Московской Патриархии”. За годы своего сотрудничества в ЖМП Анатолий Васильевич напечатал около 160 статей и заметок — причем в эту цифру включены лишь подписанные им работы. Анатолий Васильевич писал на самые различные темы: здесь были статьи о церковных деятелях недавнего прошлого, и обзоры состояния церковных дел Православных автокефальных Церквей за рубежом, ему принадлежат первые статьи о еще не канонизированных в то время Патриархе Тихоне и Силуане Афонском.

Много потрудился Анатолий Васильевич в Издательском отделе и сделал бы еще больше, но осенью 1958 года начались известные хрущевские гонения на Церковь. Митрополит Николай (Ярушевич) был одним из немногих высших иерархов, которые активно сопротивлялись им, и в I960 году он был отправлен на покой. Это определило и судьбу Анатолия Ведерникова, который в ноябре 1962 года был отправлен на пенсию.

Начался последний период его жизни — умудренная огромным жизненным опытом старость. И на пенсии Анатолий Васильевич отнюдь не сидит, сложа руки: он работает референтом (в частности, у нынешнего Святейшего Патриарха — тогда митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия). Публикуются и его статьи — например, в 1972 году в восьмом выпуске “Богословских трудов” была опубликована большая работа о Владимире Николаевиче Лосском, с которым Анатолий Васильевич был знаком лично; в 1980 году он опубликовал в ЖМП некролог о замечательном русском богослове протоиерее Георгии Флоровском.

И все же главным в его жизни становится человеческое общение. Его дом становится буквально местом паломничества, особенно в кругах московской интеллигенции. Воцерковление многих его собеседников — непосредственная заслуга Анатолия Васильевича. Умер Анатолий Васильевич Ведерников 30 октября 1992 года. Проститься с ним в храм святого мученика Иоанна Воина прибыл Святейший Патриарх Алексий II. Он молился за панихидой и произнес краткое, но теплое и задушевное слово прощания со своим бывшим сотрудником. Анатолий Васильевич похоронен на кладбище в Переделкино.

Людмила Улицкая, писатель, лауреат премии "Букер".

Мне очень повезло, что в свои молодые годы — это было в середине 60-х — я познакомилась с Анатолием Васильевичем Ведерниковым. В его доме в Плотниковом переулке и на его даче в Баковке, я застала частые многолюдные собрания. Я довольно близко наблюдала жизнь дома Ведерниковых, и она была поразительна. Анатолий Васильевич и его жена Елена Яковлевна были едва ли не первыми христианами, которых я встретила в жизни. Ведь наши родители хотя и привили нам любовь к культуре, но большего дать не могли. Встреча с Ведерниковыми была одним из первых моих прикосновений к культуре совершенно другой глубины.

Есть такие человеческие качества, которые могут работать в обе стороны. Например, Андрей Васильевич был необычайно широким и щедрым человеком. Многие помнят о том, как он любил гостей, как он угощал их, но сам он при этом был необычайно аскетичен, необычайно скромен. Его широкие жесты совершенно не были обращены на него самого.

Он был человеком необычайно умным, очень дипломатичным и даже, можно сказать, хитрым. Хорошо чувствуя людей, он наперед рассчитывал все свои шаги. К сожалению, сегодня многие умные и дипломатичные люди свое дарование используют в корыстных целях. А здесь был совершенно удивительный случай, когда это качество, само по себе нейтральное, было обращено на пользу Церкви. Неслучайно он работал на таком опасном и сложном месте. Он был, с одной стороны, очень заметным человеком к своем кругу и при этом умел уйти в тень, подать другого. Он раскрывался не сразу, и, чтобы узнать его ближе, надо было долго общаться с ним.

В его доме я познакомилась со многими выдающимися людьми. Не случайно, что все они приходили к нему и все они ценили его. По прошествии многих лет, я все еще переживаю наше общение, и до сих пор извлекаю из него очень много пользы.

Я очень любила его жену Елену Яковлевну Надо сказать, что она во многом поменяла мою жизнь. И у нее, и у Анатолия Васильевича характеры были сложными, и взаимоотношения их строились непросто: красавица из обеспеченной семьи, с барским воспитанием, и сын крестьян Тверской губернии. Всем, кто наблюдал их достаточно сложный союз, был дан великий урок того, что брак — это труд. Они поженились, когда Елене Яковлевне было 50 лет, а Анатолию Васильевичу — 49. И сегодня я понимаю, какая это бьиа потрясающая духовная работа.

Их дом всегда был полон молодежи. К ним приходили за советом, делились всеми своими проблемами. Многие очень любили поверять Анатолию Васильевичу свои сердечные дела. Хотя он к этому не

очень располагал, но человеком был исюпочитслы ю сострадатслы тым. За эти десятилетия, что мы общались, разное происходило: рушились молодые семьи, разыгрывались житейские драмы. И всей этой достаточно беспорядочной молодежной жизни Анатолий Васильевич очень сочувствовал. Он был удивительно сердоболен и никогда никого не осуждал. И, кроме того, мы все получили в его доме образование, потому что у него была замечательная библиотека. Эта библиотека ходила по рукам. Представляю, как трудно было в те годы ее собрать. Русскую философию, историю — все это мы получили с его полок.

Прошло много лет, я познакомилась со многими людьми, но те, кого можно в полной мере назвать учениками, последователями Христа, до сих пор встречаются редко. И для меня Анатолий Васильевич — первый из них.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова