МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
К оглавлению сборника: Мировая духовная культура.
Христианство. Церковь. Лекции и беседы. - М.: Фонд имени Александра Меня, 1995.
671 с. Тир 10 000. 2-е изд.: 1997.
Сергей Николаевич и Евгений
Николаевич Трубецкие
Дорогие друзья! В последнее время у нас стали наконец выходить книги наших
христианских философов. В разных журналах появляются отдельные их религиозно-философские
работы. Вышли Бердяев и Мережковский. Собственно говоря, книги выходят прямо
вслед за тем, как происходят наши с вами встречи. А вот эти два замечательных
человека - Сергей
Трубецкой и брат его Евгений Трубецкой - пока почти неизвестны. Единственная
публикация за последние 70 лет - это статья "Максимализм" Евгения Николаевича,
которая была опубликована в "Юности".
Один философ справедливо сказал, что братья Трубецкие, особенно Сергей Николаевич,
стоят в ряду основоположников самостоятельной, самобытной русской философии.
Оба они почти ровесники, Сергей Николаевич старше всего на год. Люди особого
круга, принадлежавшие к древнему роду Трубецких, князья, аристократы, но не
просто аристократы - оба принадлежали к глубоко интеллигентной среде. Сергей
Николаевич родился под Москвой, в поселке Ахтырка, по Северной дороге, в 1862
году, а брат на год позже. Они получили блестящее домашнее воспитание, потом
учились в калужской гимназии (отец был в Калуге генерал-губернатором). Юные
годы их прошли в атмосфере музыки, поэзии, любви к культуре, любви к отечественным
традициям. Это были люди уравновешенные, большого роста, крупные, серьезные;
уже в юности они производили впечатление солидности. Андрей Белый писал, что
Сергей Николаевич похож на верблюда, а Евгений - на доброго медведя. Я говорю
о них параллельно, поскольку многое у них было общим не только по рождению и
воспитанию, но и по мировоззрению и развитию. Сергей Николаевич умер рано, молодым,
в 1905, а брат его, уже в революционное время, в 1920 году, пережив его на 15
лет.
Как и многие люди той эпохи, в юности они пережили увлечение материализмом,
народничеством, отрицанием высших духовных ценностей, но очень быстро изучение
философии, классиков философии, сначала привело их к основам позитивизма (по
Спенсеру, Конту, Миллеру), а потом, почти без перехода, - к глубокому пониманию
значения западной идеалистической, как теперь говорят, метафизики.
Познание тайн мира началось через философию Шопенгауэра. Затем, будучи студентом
юридического факультета Московского университета, Сергей Николаевич проштудировал
6 томов Куно Фишера. Куно Фишер - немецкий историк философии, написавший 6 огромных
томов (они есть в русском переводе) "Истории философии"; каждый том по 600-800
страниц, посвящен кому-либо из выдающихся философов Европы: это и Спиноза, и
Кант, и Шеллинг, и Гегель. И вот это изучение вывело Трубецких из пустого, поверхностного,
плоского, скучного мира позитивизма.
И еще одно очень важное событие - знакомство и сближение, наконец, глубокая
дружба с Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Эта дружба продолжалась до последних
дней Владимира Сергеевича, и, если вы помните, умер Владимир Соловьев на руках
у Сергея Трубецкого, в "Узком", где теперь Теплый Стан. Там было имение Трубецких,
сейчас это Дом отдыха Академии наук.
Глубоко отзывчивый ко всему не только отвлеченному, теоретическому, и прекрасному,
Сергей Трубецкой погружается в античную философию. И античная философия, осмысленная
через метафизику всеединства Соловьева, приводит его к христианству и православию.
Как пишет один из его коллег по Московскому университету, Сергей Николаевич
был не только православным, но и человеком, глубоко убежденным в своем православии...
Я хотел бы привести несколько строк из речи, которую произнес на поминках Сергея
Николаевича Трубецкого его коллега Владимир Иванович Вернадский. Это очень важно,
важно потому, что впоследствии Вернадский сам развивал идеи, брошенные, как
семена, Сергеем Николаевичем Трубецким. Вот что пишет Владимир Иванович Вернадский:
"Идеалист-философ, вследствие мистической основы своего миропонимания, в то
же время являлся крупным ученым, владеющим всем аппаратом ученого XX века. Я
живо помню, как он глубоко и ярко чувствовал эту вековую связь, когда он указывал
на значение критики текста Нового Завета, на создание строгой, критически беспощадной
научной работы ученых двух столетий, и как он учился на этой работе историческому
пониманию более близких ему областей истории мысли". Упоминание Вернадским Нового
Завета не случайно. Для изучения античности и истории мысли Сергей Николаевич
едет в Германию и там встречается со знаменитым немецким историком, мыслителем
и библейским критиком Адольфом Гарнаком.
Адольф Гарнак (он умер на 10 лет позже Евгения Николаевича, в 1930 году) был
корифеем так называемой либеральной протестантской школы. Дело в том, что очень
часто в церковых кругах, православных и католических, либо боялись научной критики,
критики текста, исследования вопроса о том, когда возникло то или иное произведение
Ветхого или Нового Завета, исследования о том, является ли достоверным то или
иное житие или древнее сообщение церковных историков, - или же, когда в конце
концов этот консерватизм оказывался непереносимым, бросались в обратную крайность.
Так было и с Сергеем Сергеевичем Голубинским, который начал писать свою огромную
"Историю Русской Церкви" (он тоже их современник), эта работа была построена
на пафосе гиперкритицизма - все, что только встречается в истории Русской Церкви,
он подвергал сомнению. И, по существу, в первом томе у него одни вопросительные
знаки и разрушение традиционных представлений (начиная от крещения Руси и всего
другого).
Адольф Гарнак нашёл средний, очень выверенный и мудрый путь - он признал значимость
острого критического изучения первоисточников, но не позволял превращать это
просто в какое-то археологическое занятие, а всегда видел в этом поиск духовных
ценностей христианства; и никогда он не впадал в гиперкритицизм. Он не шел слепо
за традицией (вернее, за преданиями), но он не шел слепо против преданий. И
если критическое чутье ученого (а Гарнак был ученым с мировым именем, создавшим
огромную школу) подсказывало ему, что исследование подтверждает древнее предание,
то он с радостью принимал это как объективный ученый и христианин.
И вот дружба с Гарнаком, школа Гарнака, сыграла огромную роль в формировании
молодого Трубецкого. Ему не было еще 30 лет, и он впитывал все с необычайной
быстротой. Человек колоссальных способностей, блестящих разнообразных дарований,
остроумный, бесконечно добрый, твердый, любитель старины и в то же время широко
открытый в будущее, монархист, не признававший деспотии, бывший глубочайшим
демократом, - он всегда шел по пути сбалансированному (как предшественник, может
быть, Георгия Петровича Федотова).
Но с Гарнаком у него были и серьезные разногласия, потому что Гарнак, увлекаясь
философией неокантианства, философией, которая пыталась как бы отделить познающего
от реального объекта, которая, призывая назад, к Канту, на самом деле выхолащивала
из подлинного Канта наиболее ценные моменты его философии, - в конце концов
следовал по пути отрицания всякой метафизики.
Уже позже, зимой 1899-1900 года Гарнак прочел для студентов цикл лекций в Берлинском
университете, который назывался "Сущность христианства". Там он выразил свое
кредо. Эта книга, блестящая по форме и содержанию, однако, оказалась неспособной
выразить сущность христианства. Ибо Гарнак не мог вырваться из той гносеологической
тюрьмы, в которую его бросил неокантианский скептицизм.
Для Гарнака те вещи, которые мы познаем таинственным интуитивным путем, как
бы исчезают; он понимал, что наука не знает и не может знать ответа на вопрос,
для чего мы живем и почему существуют мир и человек. Но тем не менее он искал
сущность в исторических фактах, что само по себе было уже порочно, ибо сущность
любого явления познается интуитивным созерцанием. История дает только набор
фактов.
Трубецкой понимал, что путь к реальности для человека не закрыт. В этом отношении
у него было серьезное расхождение с Гарнаком, и он пишет несколько работ, посвященных
особенностям человеческого познания и обоснованию идеализма, как он его понимал.
Не принимая скептической точки зрения неокантианцев, он в то же время показывает,
что та концепция, которая была развита, начиная с XVIII века, согласно которой
человек познающий (субъект) как бы совершенно одинок, весь мир ему противостоит,
- это ложное воззрение.
Немного поясню. Вот, я вижу этот мир, вижу ваши лица, вижу цвет кресел, потолок,
это воспринимают мои органы чувств. Я их восприятие перерабатываю своим мышлением.
С этого начинает любой субъективный идеалист. В конце концов он говорит, что
вещь в себе, то есть вещь, как она есть, непознаваема, а я (как субъект) являюсь
одиноким в мире. Между тем Трубецкой стремился показать в целом ряде работ,
проводя эту мысль, что человек складывает свои представления, теоретические
и рациональные, только благодаря тому, что он имеет контакт с мышлением двух
субъектов, что он не одинок, что он вовлечен в некий поток целого.
Каждый из вас легко это поймет: все наши слова, представления формируются с
детских лет на основе контактов. Да, конечно, человек (каждый человек) - это
центр воспринимающего мира. Но я напомню вам - во времена Трубецкого этот факт
не был известен. И когда ребенок воспитывался не в человеческом обществе, а
скажем, у зверей (как Маугли), - он не получал возможности развития своего субъективного
"я" и мышления, и он на всю жизнь, даже вернувшись потом в человеческое общество,
оставался идиотом. Таким образом, даже развитие личности, ее психических свойств
и мышления, необычайно темно, связано с тем, что сейчас мы бы назвали духовным
единством человечества. Трубецкой называл это начало соборностью.
Этот термин он взял у славянофилов, у Хомякова в частности. Безусловно, в этом
была его глубокая связь с теми зачатками философской системы, которые мы имеем
в раннем славянофильстве. Он не был политическим славянофилом, то есть он не
считал, что для России все западное противопоказано. Наоборот, он считал, что,
несмотря на своеобразный путь России (а каждый народ имеет своеобразный путь),
ее культурные контакты, культурная связь с другими народами, особенно Западной
Европы, должны быть, и это - нормально. И в политическом мышлении Трубецкого
повторяется его гносеологическое убеждение: не одинокая культура, которая всем
противостоит, а культура, которая развивается только благодаря органической
живой и постоянной взаимосвязи, в обмене, в диалоге с другими культурами. Поэтому
он защищал свободу слова, свободу совести, свободу печати. А в то время это
была острая проблема...
Соборность мышления, соборность человечества, соборность народа... Поясню, что
означает "соборность" в терминологии славянофилов. Есть индивидуализм и его
антипод - коллективизм. Индивидуализм необычайно гипертрофирует "я", индивидуум,
а коллективизм подавляет ценность личности. Мы знаем и то, и другое. Соборность
- это третий путь, центральный путь, который славянофилы усмотрели в идеале
христианства, в идеале Церкви, но не эмпирической церкви, конечно, (которую
славянофилы очень резко критиковали), а в духе Церкви, в том начертанном в Евангелии
принципе, где все объединяются, но никто не теряет своего "я".
Исходя из этого, Сергей Николаевич строит и свою гносеологию. Он говорит, что
человек мыслит, потому что он получил материал для мысли от других мыслящих
существ. Но все наше мышление в целом возможно лишь потому, что существует некая
объективная логика, объективное мышление, объективный дух. И вот здесь мы приближаемся
к тем идеям, которые Вернадский впоследствии развил на базе естествознания.
Сергей Трубецкой не произнес слово "ноосфера" (сфера разума), но явно уже ее
предусматривал в своих воззрениях. Человечество - единый организм не только
благодаря генетическому коду, но и благодаря духовному единству и благодаря
связи с абсолютным мышлением. Абсолютное мышление приводит человека к Богу.
Познать и жить человек может только в соотнесении с Абсолютным.
Трубецкого упрекали в пантеизме. Но это был неправильный упрек. К сожалению,
умерший рано философ не смог до конца развить многие свои мысли; впоследствии
за него это сделал брат. Но тем не менее можно вычленить у него два представления
о единстве. Владимир Соловьев учил о всеединении человека и вселенной в Боге.
С этим вполне согласен и Сергей Трубецкой. "Мы в Нем живем, и движемся, и существуем",
как сказал апостол Павел. Но к этому Трубецкой добавляет некую духовную сущность,
которую он называет по-старому, античному образцу Душой Мира. Живое мироздание.
Земля живая. Человечество едино. Животные и растительный мир - это некий единый
организм. И все Творение - это нечто живое, обладающее душой. Мы знаем, что
душа присуща, как какой-то вид сознания, и животным, и по-своему растениям.
У нас нет основания считать, писал Трубецкой, - что камень совершенно лишен
ее. И в конце концов он приходил к идее некого пансихизма, то есть одушевленности
твари, и находил подтверждение этому в писаниях мистиков, в переживаниях тех,
кто любит природу, а впоследствии, скажем, в теориях Тейяра де Шардена и Вернадского.
И Тейяр де Шарден и Сергей Николаевич Трубецкой были пансихистами.
Вот это понимание Души Мира, с которой связан человек, является, с моей точки
зрения, одной из важнейших основ для экологической этики сегодня. Потому что
человек должен понимать, что он живет в живом мире, частью которого он является,
и частью ответственной, потому что ему дано сознание. Земля и жизнь на ней -
не просто случайное сплетение атомов и молекул, а это есть организм. И страдания
этого организма (пусть они и не такие, как у человека) в конце концов коснутся
и человека как его части.
Трубецкого очень интересовала проблема, как идея об одушевлении твари преломлялась
в античном мире. Он пишет диссертацию "Метафизика в Древней Греции". Это прекрасная
книга, в которой он одним из первых среди русских мыслителей дает объективную,
глубокую, блестяще написанную картину развития духовной мысли в Древней Греции,
духовного эллинизма.
Впоследствии он развил те же идеи в большой работе "История древней философии".
Вот тут на него сразу напали клерикалы. Протоиерей Буткевич, Антоний Храповицкий
стали громить его в печати, грубо и совершенно недопустимым образом, за то,
что он видел в античном мышлении, в идеях Гераклита, Пифагора, Платона предчувствие,
предвосхищение христианства. В этом он стоял на той же точке зрения, что и его
друг, Владимир Соловьев. Соловьев писал, что истина не могла явиться сразу,
в готовом виде. Истина подготовлялась, она проходила фазы исторического развития.
И поэтому, если мы в Ветхом Завете в древнем Израиле имеем предуготовление мира
к принятию Спасителя, то точно так же мы находим это предуготовление, пусть
в другой, метафизической форме, в мире древнегреческой философии. И это было
не изобретение Соловьева и Трубецкого, а верное следование традиции Святых Отцов.
Ибо Отцы Церкви еще во II-IV веках буквально так мыслили и так писали.
Сергей Трубецкой написал одну диссертацию и переходит ко второй. "Учение о Логосе"
- это его докторская диссертация. Она вышла за несколько лет до его смерти.
В истории русской библеистики и в изучении античности - это уникальное явление.
Книга, которая появилась почти 100 лет тому назад (она напечатана в журнале
"Вопросы философии и психологии", потом вышла отдельным томом в 1906 году),
не устарела и сегодня, несмотря на множество открытий в этой области. В ней
Трубецкой развернул свой талант с полным блеском. Он показал, как человеческий
мир предчувствовал Откровение тайны Божественного Слова - Логоса, предчувствовал
появление Христа. Потом он обращается к ветхозаветному миру и не пересказывает
с наивным лжепослушанием традиционные концепции, освещающие Ветхий Завет, а
использует весь блок тогдашней научной исторической критики.
Мы знаем, что историческую критику Библии в XVIII, XIX, XX веках нередко использовали
для ее развенчания и уничижения, поэтому богословы панически боялись ее. Ну
а у нас духовная цензура просто-напросто запрещала писать в таком ключе. И даже
просто изложение воззрений библейской критики считалось чем-то необычайным,
необычайно смелым шагом. Критиковали, конечно, и Штрауса, и Гарнека, и Ренана,
и других, но не переводили их на русский язык и не издавали. Была картина, немного
напоминающая нашу светскую критику, когда у нас клеймили буржуазных философов,
скажем, Фромма, Фрейда и других, но не издавали и не переводили; и читатель,
если он не мог раздобыть в оригинале эти книги, вынужден был ориентироваться
только по этой обличительной литературе. Так было на всем протяжении XIX века
в России, и не только в России.
И вот Сергей Трубецкой показал, как естественно и органично смелый критический
взгляд сочетается с глубочайшим проникновением в смысл библейского повествования
и доктрины. Если бы меня спросили, кто лучше всего изложил основы библейского
богословия, я сказал бы, что на русском языке до сих пор никого не было выше,
чем Сергей Николаевич Трубецкой.
Разворачивая панораму ветхозаветной истории, показывая конфликты идей, прорывы
Откровения за несколько веков до Рождества Христова, он смело подходит к самой
центральной последней идее - идее воплощения Логоса в Христе. Он говорит о Нем
как христианин, но в то же время как ученый. Когда Гарнек утверждает, что Христос
принес на землю только лишь высокое нравственное учение и веру в Бога - любящего
Отца, Сергей Николаевич возражает. Он возражает, что не таково учение Христа
- Он не был никогда моралистом, который просто утешал людей нравственными сентенциями.
Христос утверждал о Себе нечто небывалое, у Него было единственное в истории
особое Богосознание, то есть сознание человеческое в Нем слилось и отождествилось
с Богосознанием. Он исходил не из высшего авторитета небесного, а из того авторитета,
который был в Нем Самом. И это, говорит Трубецкой, Самосвидетельство Христа
есть факт истории; таков Христос в документах наиболее ранних, наиболее древних.
Мы можем в это верить или не верить - это вопрос уже иной, вопрос не исторический,
а нравственный, духовный, мистический, проблема веры здесь вступает в свои права...
Далее он говорит о том, что мир был застигнут Христом врасплох, потому что явление
Бога поставило человека перед необходимостью выбора, и застигло врасплох не
только фарисеев и Кайафу, а застигает врасплох человека и сегодня. Потому что,
как показывает Трубецкой на историческом материале, люди, сопротивлявшиеся Христу
идеологи, ученые, богословы, несли в себе типологию, непреходящую типологию
благочестия, самодовольства, авторитарности, элитарности и всего того, что проходит
с течением времени.
Учение о Логосе у древних греков - это учение о безличной силе, подобной закону,
который управляет мирозданием. Во Христе Слово Божие, наваро хейму, становится
силой личностной, явленной человеку. "Слово Божие произносится в молчании Абсолюта".
Вот этот человек, погруженный в древние тексты, в метафизические изыскания,
выходит на общественную арену. Он не может быть кабинетным ученым и принимает
активное участие в общественной борьбе. Борьба за свободу, за отечество была
для него жизненной программой. По существу, он принес свою жизнь в жертву этой
борьбе. Он поразил мир вот этим сочетанием глубокой учености, спокойного, аналитического
ума - с твердой верой. Не сюсюкающей верой! Соприкасаясь с нашим церковным миром,
он отнюдь не умилялся по любому поводу, а часто сравнивал нас, грешных, с саддукеями.
Когда он был в Троице-Сергиевой лавре, то глядя, как разгуливают там монахи,
он говорил своему брату, что вот ходят саддукеи (саддукеи - это противники Христа,
жреческая каста в иудействе того времени).
Когда Василий Васильевич Розанов выступил против идеи свободы совести, Владимир
Соловьев разразился фельетоном, который назывался так: "Порфирий Головлев о
свободе и вере". Это очень остроумно написанный Соловьевым фельетон. Начинается
он так: я знаю писателя Розанова, это очень талантливый умный человек, и вдруг
под его фамилией пишет кто-то другой, - вероятно, это Иудушка Головлев рассуждает
о свободе и вере. И дальше, взяв этот ключ, Владимир Соловьев не оставляет камня
на камне от мракобесных рассуждений Розанова. Когда Василий Васильевич прочел
это, он сказал: "Я ничего не могу на это возразить. Он меня убил". (Ну, Розанов
был искренним человеком.)
Столь же сурово тогда написал и Трубецкой и, в частности, он спародировал взгляды
Розанова в стихотворении, которое называлось "Молитва Бутонова" (Бутонов - Розанов).
Как говорят (но это не проверено), это стихотворение они сочинили вместе с Соловьевым.
Я его не помню точно, но начиналось оно так:
Затеплю я свою лампаду,
Душой высокой воспарю,
Я не убью, я не украду,
Я не прелюбы сотворю.
И, духом кроткий, полный мира,
Я дело веры совершу...
Дело веры этой - аутодафе.
...Не сотворю себе кумира -
Чужие храмы сокрушу...
Взорву костелы динамитом,
На воздух кирхи полетят,
На океане Ледовитом
Божницы чукчей затрещат.
Пусть ложной веры кафедралы
Падут, рассыпавшись во прах,
И воют древние шакалы.
На опустевших тех местах.
А я пойду, смиренный духом...
Там что-то про людей, и кончается:
...И помолюсь, смиренный духом,
За православный наш народ,
За растворение воздухов
И за святейший правительственнейший Синод.
Это настроение Трубецкого, вполне ясно видно из этого пародийного стихотворения.
Сергей Николаевич был профессором Московского университета (теперь это МГУ).
Он считал, что это место, где куется для всей страны интеллектуальная элита,
должно быть местом свободы. Вот почему проблема автономии университета, его
независимости от правительства, полицейских и прочих инстанций, - важнейший
для культуры принцип. И он за него боролся отчаянно, смело, он обращается к
царю, обращается к сенаторам, борьба была очень суровой. И в конце концов, пожалуй,
она его и сломила. Его избрали ректором университета. Но его здоровье было сильно
подорвано, несмотря на молодость лет... И всего 27 дней Сергей Николаевич пробыл
на должности ректора. Он должен был поехать в Петербург, чтобы опять хлопотать
по этим делам, и там внезапно скончался от инсульта, пережив, как я сказал,
своего друга Соловьева всего на пять лет.
От него осталось пять объемных томов сочинений. Первый том составляет его публицистика,
в том числе его блестящий очерк о французском мыслителе Ренане. Второй том -
богословские, историко-религиозные статьи, в том числе блестящая работа "Догматика
и этика" - короткая, но четкая, где он показывает, что этика (как у нас теперь
часто думают) не может висеть в воздухе, что она обязательно уходит корнями
в религиозное обоснование; что человек не может найти для этики оправданий в
природе, в логике, в законе, в выгоде, наконец: потому что в одном случае выгодно,
в другом нет, в одном случае соответствует природе, в другом - нет. Поэтому
этические принципы имеют происхождение в высшей духовности. Третий том - это
метафизика Древней Греции, четвертый том - учение о Логосе. И, наконец, "История
древней философии". Как утверждают большинство наших философов и историков русской
мысли, Трубецкой не полностью сумел выразить свой взгляд, не до конца он осуществился.
Но все основные принципы были заложены. Те из вас, кто любит ясную, хорошую
мысль, кто любит свободное, открытое понимание действительности, получит огромную
радость, когда будет читать произведения Сергея Трубецкого. Он пишет несложно,
четко, прозрачно, как и его друг, Владимир Соловьев. Я надеюсь, что в ближайшем
будущем Сергей Трубецкой будет у нас издан (поскольку у нас с вами все время
так получается, что после моего рассказа о философах выходят их книги).
И вот он умер. В университете было создано общество его имени. На этом обществе
выступали разные люди, вот у меня тут несколько выступлений, в том числе Вернадского.
Есть тонкое замечание тогда приват-доцента Сергея Николаевича Булгакова. Выступая,
Сергей Николаевич сказал: "Я мало знал Трубецкого, но его звезда ярко светила
на моем духовном небосклоне, указывая путь. В ту пору, когда я переживал ломку
мировоззрения, проходя свой длинный путь от марксизма к христианству, князь
Трубецкой, в числе других религиозных мыслителей, являлся той крепкою и мужественной
опорою, которая так нужна человеку, пробивающемуся сквозь чащу современного
неверия или, чаще всего, религиозного индифферентизма". И еще Булгаков сказал
о том, что драгоценным у князя Трубецкого было его христоцентрическое мировоззрение.
То есть для него во Христе открывалось самое главное, что только содержится
в христианстве. Но при этом он приводил слова Сергея Николаевича Трубецкого
об Откровении и критике: "Твердо убежденный, - пишет князь Трубецкой, - что
Откровение никогда не может перестать быть Откровением, я не боюсь истории и
не поворачиваюсь к ней спиной. Напрасно думают оградить христианство, выделяя
его из истории, но можно таким путем только соблазнить тех, кто обратится к
фактам и увидит, что оно есть средоточение истории. Христианство живет и действует
на земле, оно выросло на земле из семени горчичного, оно росло и будет развиваться,
доколе не придет в полноту возраста Христова". Тем самым, по словам Булгакова,
князь Трубецкой стал русским преемником греческих, египетских, сирийских Отцов
Церкви, которые учили о значении разума, знания, науки, философии для осмысления
христианского мировоззрения.
Евгений Николаевич Трубецкой был человеком несколько иного склада, он не был
так увлечен метафизическими проблемами, но влияние на него Соловьева было столь
сильным, что ему даже приходилось от этого влияния освобождаться. В результате
этой внутренней борьбы за свою самостоятельность как мыслителя, ученого Евгений
Трубецкой (тоже профессор Московского и Киевского университетов) пишет двухтомную
глубокую, насыщенную огромным фактическим материалом работу об общественно-религиозном
идеале западного христианства. Я напомню вам, что Соловьев считал, что христианство
должно осуществить на земле теократию - боговластие, некий идеальный строй,
в котором божественные законы будут основой общества. Насколько это оправдано,
Евгений Трубецкой пытался понять через историю и рассмотрел в этом ключе два
пункта: учение блаженного Августина о государстве и учение папы Григория VII,
создателя теократической папской державы в XI веке.
В то время жила в Москве красавица, богатейшая женщина, Маргарита Кирилловна
Морозова. У неё было несколько домов на Арбате, в частности, один дом с прекрасным
залом в Мертвом переулке. Она глубоко полюбила князя Евгения. Эта любовь так
и осталась платонической, между ними ничего, в общем, не осуществилось, кроме
искренней духовной привязанности. Но я упоминаю об этом чисто личном моменте,
потому что он сыграл для русской философии огромную роль. Маргарита Кирилловна
была богатая женщина, и она предложила князю Евгению финансировать религиозно-философское
издательство и проводить в ее доме религиозно-философские вечера.
Там, в Мертвом переулке, стали собираться лучшие, молодые тогда, представители
русской религиозной мысли и масса слушателей. Дом красивый, старинный, залы
с угощением для гостей, со специальным помещением для лекций, дискуссий; стены
увешаны иконами, тогда еще только-только открываемыми. В эти годы (в начале
XX века) реставраторы впервые открыли для себя и для мира яркую палитру древнерусской
иконы. Ведь до этого считалось, что икона - это что-то черное, черные лики (как
вы знаете, эта чернота происходила просто от химических процессов, от потемнения
олифы, которой покрывалась икона). Так вот, висели отреставрированные иконы,
и там происходили беседы, доклады, читались рефераты. Там ковалось то универсальное
русское религиозно-философское движение, которое было потом революцией уничтожено,
физически уничтожено, но часть которого успела выплеснуться на Запад и создать
там свою школу, духовное наследие которой к нам теперь возвращается.
На собраниях общества обсуждали самые разные вопросы, а издательство решили
назвать "Путь". И в этом издательстве впервые появился двухтомник Евгения Трубецкого
о Соловьеве (это и его биография, история его жизни, и история его мышления;
Трубецкой с ним как бы и не расставался). Трубецкой показывает в книге, в чем
они едины, в чем они расходятся. В издательстве "Путь" впервые вышла книга Флоренского
"Столп и утверждения истины", том собрания сочинений Киреевскою, впервые изданы
сочинения Чаадаева. Можно без конца перечислять книги, которые вышли радениями
Маргариты Кирилловны, это целая библиотека, которая драгоценна и сейчас.
Под редакцией Трубецкого выходили очень серьезные книги, и, когда уже началась
революция, он суммировал свое мировоззрение в книге "Смысл жизни". На титульном
листе он поставил знак издательства "Путь", хотя само это издательство было
уже ликвидировано в буре революционных лет. Тогда же в издательстве "Путь" вышла
его небольшая книга "Два зверя".
Кто эти два зверя? Это два чудовища - чудовище реакции и чудовище разнузданной
тирании "слева" (гак называемой "слева"). Он говорил, что эти два зверя одинаково
опасны для любой страны, и для России особенно. Но самыми яркими произведениями
его этого периода, вышедшими в издательстве "Путь", были несколько брошюр, положивших
начало осмыслению древнерусской иконописи вплоть до наших дней. Именно от этих
трех брошюр начинается совершенно новое понимание иконы. Брошюры называются
"Умозрение в красках", "Два мира древнерусской иконописи" и "Россия в ее иконе".
Очень интересно основное видение Евгения Трубецкого. Он говорит о том, что мир
- это мир пожирания. Он вспоминает, как видел кинокадры о водяном жуке, который
пожирал все, что находилось в аквариуме. "Это мне напомнило нашу жизнь", - говорит
он (он написал это во время первой мировой воины). Железная военная машина пожирает
все - и неужели жизнь такова? Неужели человек обречен так существовать? Дух
человеческий открывает иное царство, иное видение, и это видение гениально запечатлели
древнерусские иконописцы. И для нас открылось новое, когда сняли оклады, ризы,
когда промыли иконы. Он говорит о том, что ризы - это результат благочестия,
но примитивного, вульгарного: икона стала темная, ее надо было украсить, чтобы
повесить. Он говорит: как бы выглядела Мадонна Рафаэля или Боттичелли, если
бы ее одели в ризу? Можно ли это себе представить? Нет. А как же мы одели Владимирскую
Богоматерь, Троицу в ризу! Действительно, для Трубецкого, как и для многих людей,
это было откровением. Иконы, прежде бывшие лишь мрачными, темными пятнами на
фоне позолоченных риз, заиграли всеми небесными красками, и выяснилось, что
каждая краска имеет свою особенность; что солнечный свет обозначен золотом,
а напряженность духа - алым цветом; что все эти линии, которые художникам-передвижникам
казались просто неумением рисовать, символы, как бы ноты таинственного видения,
которое пришло к святым и которое передавалось через символику и музыку, художественную
музыку иконы.
Икона открывает перед нами небесный мир - мир света, красоты; мир, противостоящий
нашему черному миру, миру смерти и вражды. И в этом - виденье света и гармонии.
То, что Сергей Николаевич называл всеединством, соборностью, для его брата стало
духовной мистической реальностью, которая отображена в иконописи. И он подчеркивал,
что в древних храмах, которые сохранили первоначальную роспись, существует некое
единство всей композиции и все движения, все лики, все руки святых обращены
к одному центру - это гармония мира. Она дана была людям. Но она была потеряна,
стены были закрашены, исчезли краски, золотые купола, вознесенные к небу, заменились
шариками на тонких ножках, шпилями - это утрата видения. И то, что Трубецкой
это уже сознавал и говорил об этом людям, было знаком перехода не только к иному
восприятию иконы, но и мира в целом. И если говорить об аскетизме древнерусской
иконы, то аскетизм здесь не мрачный, не тот, о котором говорил Василий Васильевич
Розанов ("тёмный лик"), а это преодоление злобы мира сего.
Евгений Трубецкой пишет множество памфлетов, статей, и он все время утверждает
смысл против бессмыслия. Мировая война, революция, гражданская война - это все
бессмыслие, а смысл - это любовь и единство. Такова была его главная точка зрения,
его ощущение. Если мы разобьем картину на куски, она лишается смысла; если мы
разобьем статью на куски - она лишается смысла. Только целостный организм имеет
смысл. Если мы отрежем от организма часть, то он умирает, потому что он бессмыслен.
Вот таково органическое единство мира.
Евгений Трубецкой верил в то, что страна должна пройти через тяжелые очистительные
страдания. В это время его друзья уже покидали отечество, но он мечтал только
о том, чтобы умереть на родной земле. И так это случилось. Он уехал на юг, примкнул
к Белому движению и умер в Новороссийске от тифа в 1920 году. С этого времени
его произведения больше не переиздавались, имя его было вычеркнуто из истории
русской культуры, и только сегодня он и его брат начинают к нам снова возвращаться.
Это самый краткий абрис того, что можно было рассказать об этих замечательных
людях.
Спасибо.
|