Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 11
1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань
и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан
язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
Эта глава — одна из наиболее трудных для толкования. Трудность
связана с двойственным смыслом употребляемой в ней ветхозаветной
символики.
11, 1. Повеление, данное ясновидцу, чтобы он измерил тростью храм
Божий, как измеряли на Востоке здания, связано с символом, употребленным
у пророка Иезекииля (Иез 40,3) и у пророка Захарии (Зах 2,1-2).
Измерение означало близкий конец: Бог измеряет для того, чтобы разрушить.
Так был измерен иерусалимский Храм перед его падением, чтобы запомнить,
каким он был. Но в то же время этот символ говорит: измерь, сохрани
размеры, чтобы потом восстановить. Повеление имеет два смысла: гибель
Храма и в то же время его возрождение.
К какому событию относится это пророчество? Тут толкователи расходятся.
Одни считают, что речь идет об эпохе войны Иудеи с Римом, когда
Храм находился уже на грани падения, и что апостол здесь говорит
о том, что время его гибели пришло, он измерен и будет скоро разрушен,
и после него уже будет Новый Иерусалим, небесный Град и небесный
Храм. Другие же (и этих толкователей большинство) считают, что ко
времени написания Апокалипсиса Храм уже был разрушен и перед нами
ретроспективный взгляд апостола в прошлое, но также и в будущее,
где он видит грядущее возрождение Храма, уже вселенского и духовного.
Поэтому в конце главы говорится: «и отверзся храм Божий на небе,
и явился ковчег завета Его в храме Его», то есть совершается новое,
космическое, небесное, вселенское богослужение.
Одиннадцатая глава является как бы заключением той части Апокалипсиса,
которая прежде всего повествует о первоначальной Церкви и ее судьбах
в Иудее, поэтому здесь говорится о Храме.
11, 2. Сроки, которые здесь даны: сорок два месяца, тысяча двести
шестьдесят дней (Откр 11,3) и три с половиной дня (Откр 11,9), в
течение которых люди смотрят на трупы свидетелей Божьих, — это вариации
на одну и ту же тему. Около 165 года до н.э., когда началось гонение
Антиоха Епифана, провидец, писавший под именем Даниила, предсказывал,
что гонения прекратятся через три с половиной года (Дан 7,25; 8,9-14).
Действительно, к тому времени восстание Иуды Маккавея освободило
и очистило Храм. С тех пор этот срок — три с половиной (три с половиной
года или три срока и половина срока и т. д.) — становится символом
временных испытаний, гонений, которым враги Божьи подвергают избранников,
учеников, в данном случае Церковь. Язычники, которые будут попирать
святой город — это уже, по-видимому, не римские войска, окружившие
иерусалимский Храм, а язычники-гонители, обрушившиеся на Церковь.
Апокалипсис явился своего рода ответом на первые преследования
христиан со стороны империи, на первые трудности, с которыми встретилась
Церковь. В данном случае язычники входят в святой город, который
есть сама Церковь, но не одолевают его. Они попирают двор, они находятся
вокруг, но слово Церкви продолжает возвещаться, несмотря на жестокие
гонения.
3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать
тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом
земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их
и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит
быть убиту.
6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю
во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать
их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
11, 3–6. О проповеди Церкви говорится в завуалированном виде, она
совершается через двух свидетелей. В Ветхом Завете два свидетеля
— две маслины и две золотые чашечки на светильнике у пророка Захарии
(Зах 4, 2-3, 11-14) — обозначают царскую власть и власть священническую,
то есть полноту мессианской власти. Для пророка Захарии это были
царь и первоиерарх. Большая часть толкователей полагает, что два
свидетеля — это не царь и пророк, а Моисей и Илия. Есть и другой
вариант — Енох и Илия, потому что с именем Еноха связывали книги
апокалиптического содержания и считалось, что Енох пророчествовал
о грядущих судьбах мира. Но если исходить из Евангелия, где Христу
на горе Фаворской были явлены Моисей и Илия, и посмотреть, каковы
эти два свидетеля — они повелевают стихиями, огонь исходит из уст
их, они имеют власть затворять небо — то вспоминаются скорее властные
чудодейственные проповеди Илии и Моисея.
Почему же проповедь Церкви изображена в виде ветхозаветных персонажей,
почему они предстают свидетелями? Дело в том, что первоначальная
христианская проповедь говорила на языке Библии, приводила аргументы
из Библии, и таким образом раскрывалось содержание уже существовавшего
библейского учения. Библия открывалась миру в проповеди апостолов.
Первыми священными книгами первых христиан были книги Библии. Что
читал Иисус в Назарете Галилейском? Он раскрыл книгу пророка Исайи.
Что было книгой молитв для первых учеников? Что пели ученики на
Тайной вечери? Это были псалмы. Таким образом, Ветхий и Новый Завет
были и остаются неделимыми.
7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий
из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно
называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть
на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы
их во гробы.
10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться,
и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих
на земле.
11, 7. Новозаветные свидетели проповедуют языком Ветхого Завета;
на них обрушивается империя, которая видится в образе зверя, поднимающегося
из бездны. В русском переводе надо было бы поставить слово «Зверь»
с большой буквы, потому что по-гречески употреблен определенный
артикль, то есть имеется в виду определенный зверь: не зверь вообще,
а Некто — Зверь. Как мы увидим дальше, под зверем подразумевается
антихрист и его воплощение в абсолютной императорской власти. Этот
символ взят из историософии пророка Даниила, который противопоставлял
Царство Христово всем человеческим царствам, изображая человеческие
царства в виде хищных животных, монстров с клыками, когтями, крыльями.
Звериное царство — это царство драконов, царство чудовищ, а христианское
царство — Царство Сына Человеческого. Противопоставлены человечность
Божьего Царства и звериность царств имперских, которые выходят из
бездны. Бездна — это очень древний библейский символ сатанинских
сил, изначально противоборствующих Богу.
11, 8. Комментаторы расходятся в вопросе о том, что означает этот
стих. Поскольку в «городе» находятся люди из разных народов, колен
и языков, его скорее всего можно считать Римом, и тогда слова «Господь
наш распят» надо понимать как распятую Церковь. Согласно другому
толкованию, так как гонение началось в Иерусалиме, где были убиты
первомученик Стефан и апостол Иаков, а потом Иаков, брат Господень,
то в данном случае имеется в виду Иерусалим.
11, 9–10. Изображена радость тех, кто видит Церковь поверженной:
люди из разных народов и колен, языков и племен смотрят на трупы
три с половиной дня (это время гонений) и не позволяют положить
их в гробницы, а живущие на земле радуются и веселятся, посылая
друг другу дары. Посылать дары — это римский обычай. Не дают похоронить
тела — вероятно, намек на репрессии 64 года, когда тела мучеников,
погибших в Колизее и в садах Нерона, были сброшены в общие ямы,
а не преданы достойному погребению. Римляне ненавидели христиан,
потому что, как пишет Тацит, считали их «ненавистниками всего рода
человеческого». В них видели возмутителей спокойствия, говорили,
что они пророчат нечто ужасное «Городу и миру»*.
* «Городу и миру» (лат. Urbi et orbi) — традиционное начало документов
римского сената; римляне считали, что в мире есть только один город
— Urbs, Рим.
11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни
от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на
тех, которые смотрели на них.
12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите
сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги
их.
13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая
часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен
человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу
небесному.
14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.
15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие
голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего
и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
11, 11–14. «После трех дней с половиной...», то есть после срока
гонений, Церковь воскресает (см. коммент. к Откр 11,2). Как же она
воскресает? Здесь апостол опять прибегает к древнему ветхозаветному
образу. Вспомним слова Иезекииля — то знаменитое место, где говорится
о сухих костях: «и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги
свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез 37, 10). Действительно,
в то время, когда писался Апокалипсис, преследования в Риме, сначала
при Нероне, а потом при Домициане, а также преследования на Востоке
сильно потрясли Церковь. Но ясновидец утверждает, что она восстает
и восходит на небо, и в этом завершение служения Церкви на земле.
Это напоминает нам о том, что служение Церкви есть продолжение жизни
Христовой на земле.
Образ свидетелей напоминает нам образ Крестителя Господня, идущего
перед Христом, и Самого Христа Спасителя. Они свидетельствуют, их
убивают, и они восходят к Богу — этой победой униженной Церкви завершается
история. Церковь, согласно пророчествам Даниила, проходит через
горнило испытаний и восходит к Богу Небесному.
11, 15. Громкие голоса на небе говорят о завершении истории. Царство
мира сего стало «Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать
во веки веков». Это очень важные слова, потому что они показывают,
что между грядущим мирозданием, грядущим бытием человечества и нынешним
состоянием мира есть прямая, так сказать, генетическая связь. Речь
идет не о том, что царство мира совсем умерло и вместо него родилось
Царство Господа нашего, а царство мира сего стало Царством Господа
нашего — произошла трансформация мира, его превращение, его преображение.
16 И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на
престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
17 говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который
еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить
мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся
имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его
в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение
и великий град.
11, 16–19. Финал завершается благодарственной песней двадцати четырех
старцев и ангелов. Совершается космическая литургия: открылся Храм
Божий, уже не на земле, а на небе, и это потрясает всю вселенную,
и «произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий
град». Совершившееся в человечестве эхом отзывается во всей природе.
На этом кончается та часть Апокалипсиса, которая посвящена начальным
судьбам Церкви в Иерусалиме.
Далее
|