Александр Мень
ЧИТАЯ АПОКАЛИПСИС
Об авторе * Текст
Апокалипсиса и другие комментарии
к нему.
Книга оп.: Москва, Фонд имени Александра Меня, 2000.
262 с.
К оглавлению
Глава 18
1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба
и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал
Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем
всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной
птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,
3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели
от великой роскоши ее.
Эта глава составлена в основном из обличительных речей пророков
против древних городов Востока, против Вавилона, Тира и других столиц.
Она является своего рода поэмой. Первый ее мотив — кара, которая
грядет на империю. Второй — это мотив исхода (см. Откр 18,4-8).
18, 1–3. Ангел предсказывает: «пал, пал Вавилон». Под Вавилоном
подразумевалось смешение языков и народов. Но здесь имеется в виду
Рим, а в конечном счете — всякая империя, которая попирает человеческие
права. Точно так же Исайя говорил о древнем Вавилоне, о древней
Ниневии, что они превратятся в развалины, среди которых будут кричать
филины, птицы, по древним представлениям нечистые, и всевозможные
лешие, домовые, козлы, силены (род сатиров), которыми населяло их
воображение народа (Ис 13,21; 21,9). Вспомним еще раз, что развалины
в пустыне, по библейской символике, всегда обозначали место пребывания
демонов, кроме того, в Книге Товита говорится о демоне, который
был изгнан каждением и убежал далеко в Египет, в пустыню (Тов 8,2-3).
Пустыня — символ отсутствия Бога.
4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от
нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться
язвам ее;
5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.
6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте
ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте
ей вдвое.
7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте
ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею,
я не вдова и не увижу горести!»
8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод,
и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
18, 4–8. «Выйди от нее, народ Мой...» Можно сказать, что это центральная
тема всей Библии, начиная с того момента, когда Авраам выходит из
среды язычников (Быт 12,1), Лот бежит из Содома (Быт 19,12–13),
Моисей выводит народ свой из Египта и когда народ возвращается из
Вавилона. Вся Священная история посвящена охране Божьего достояния,
охране Церкви в самом широком смысле слова. «Выйди оттуда» — здесь
мы сталкиваемся с противопоставлением мира и Церкви.
«Не любите мира, ни того, что в мире», — говорит апостол Иоанн
(1 Ин 2,15). В данном случае под миром он понимал вовсе не творение
Божье, а обездуховленное и обезбоженное царство, из которого надо
выйти. И для каждого христианина этот исход становится законом жизни.
Это вовсе не значит, что мы должны сегодня бежать из городов. Но
вспомните знаменитую книгу «Путь паломника» известного английского
пуританина Джона Биньяна. Она много раз переводилась на русский
язык. Пушкин переложил ее начало в стихах, очень близких к тексту
подлинника. Герой ее чувствует, что город, где он живет, будет сожжен
небесным гневом, и он хочет бежать, бежать, чтобы искать ключ к
спасению. Он покидает свой город. Родные, сочтя его сумасшедшим,
бегут за ним, но он уходит. Здесь речь идет вовсе не о внешнем уходе,
ведь для нас существует и «внутренний исход».
Проблема эта сейчас необычайно актуальна, потому что среди западных
христиан весьма распространено мнение, что христиане должны раствориться
в этом мире, в мире в дурном смысле слова. Но тем самым мы потеряем
ковчег Завета, то сокровище, которое нам дано. Мы обязательно в
чем-то должны ограждать себя, должны находиться в состоянии внутреннего
исхода (на светском языке это называется внутренней эмиграцией).
Частично мы уходим из мира, потому что есть святыня, которая связывает
нас с иным Градом.
Каждый из нас, конечно, должен быть членом того общества, в котором
он живет, должен любить его, страдать его страданиями, болеть его
болезнями и все-таки помнить слова апостола: «Не имею здесь пребывающего
града, но грядущего взыскую» (Евр 13,14). Образ бегущих, уходящих,
покидающих нечистое место людей явлен в Апокалипсисе, и он очень
важен для нас в духовном плане.
9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие
и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,
10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе,
великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд
твой.
11И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров
их никто уже не покупает,
12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга,
и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного
дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из
дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки
и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все
тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали
от страха мучений ее, плача и рыдая
16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон
и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными
и жемчугом,
17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие,
и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие
на море стали вдали
18 и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город
подобен городу великому!
19 И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая:
горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились
все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!
20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил
Бог суд ваш над ним.
18, 9–20. Дальше в тексте нет ничего непонятного. Он отражает мотивы
старых библейских пророчеств-ламентаций, то есть оплакиваний. Цари
оплакивают роскошный Рим. Языком Востока описывается его богатство:
торговля, плоды, скот и души человеческие, то есть рабы. Кто подобен
этому великому городу, который все потерял в один день? Так было
с Ассирией, так было с Вавилоном, так было со всеми великими державами,
построенными на неправде.
21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому
жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет
Вавилон, великий город, и уже не будет его.
22 И го2лоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях,
и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в
тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов
не слышно уже будет в тебе;
23 и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха
и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи
земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
24 И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на
земле.
18, 21–24. Символ этой гибели — Ангел, который бросает жернов в
море и говорит, что так погибнет и город. Это повторение символического
жеста, который заповедовал совершить пророк Иеремия царскому слуге
Сераии: придя в Вавилон, бросить свиток с камнем в реку Евфрат (Иер
51,59–64). Бросить камень в море — значит бросить его в ничто. Когда
мы бросаем камень в море, он навсегда исчезает в пучине, раздается
всплеск — и его нет. Так говорилось в пророчествах (например, в
книге Еноха), часть которых была написана в то время. «Горе тебе,
Рим, фурия, друг ехидны. Волки будут выть на развалинах Капитолия».
И через некоторое время это свершилось.
Мы не должны представлять себе Бога в виде карающего деспота, но
законы, которые заложены в мир и действуют в человеческой истории,
связаны с тайными механизмами справедливости. Всегда совершается
то, что индийцы называют кармой, всегда в конце концов, уже в этом
мире, з л о п о ж и н а е т з л о. В сущности, в конце главы говорится
не только о гонениях Нерона в 64 году, о которых мы упоминали, но
и обо всех насилиях, чинимых империей. Мы могли бы сейчас представить
вереницы рабов, сожженные крепости, безобразные сцены в оккупированных
городах, но зачем углубляться в столь далекие времена, когда и наше
время дает достаточно подобных примеров? В этом отношении люди мало
изменились.
Восемнадцатая глава — похоронная песнь Вавилону как граду лжи,
который противостоит Граду Божьему. Как вы помните, блаженный Августин
говорил о том, что в истории все время идет параллельное равитие
двух градов — града человеческого и Града Божьего. Так вот, град
человеческий достигает какого-то апогея и надламывается. А в следующих
главах говорится уже об апогее Царства Божьего на земле.
Мы не можем точно определить, содержится ли здесь пророчество,
потому что пророчество не всегда предсказание. Пророчество, строго
говоря, это выражение воли Божьей посланцем Божьим. Предсказание
же может быть частью пророчества, так сказать, может конкретизировать
его. Вот пал Вавилон, тот самый, который стоял в Месопотамии, пал
Рим. Но пророчество может быть общим, символическим. В частности,
главная идея Апокалипсиса — возрастающее могущество сатанинского,
антихристова града, которое в конце концов приведет его к величайшему
столкновению с противоположной силой и к гибели. Думаю, что в тексте,
который мы сейчас читаем, можно искать и конкретные пророчества:
ведь их можно приложить и к Константинополю, который пал, и к Александрии,
не говоря уже о самом Риме. Следует ли из этого, что весь Апокалипсис
представляет собой точное пророчество? Думаю, что нет. Значительная
часть его является метаисторической — не предсказанием, а пророчеством,
причем в общем смысле, а не в конкретном. Так думает и большинство
толкователей. Тем более, что все попытки найти точные указания на
конкретные события бесполезны. Впрочем, каждый раз, когда происходит
падение держав, насильственно попирающих людей, это пророчество
исполняется — тем самым оно исполняется постоянно.
Далее
|