Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Новый град, вып. 4. 1932.

Лев Жилле

РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

Жилле Л. Религия и социальный вопрос в современной Франции // Новый град. №4. 1932.

Вопрос о взаимоотношении между «социальной и «религиозной» темой в идеологии и политике современной Франции заключает в себе две стороны. Во-первых, можно спрашивать себя, каково отношение к религии французских социальных течений (социалистических или сочувствующих социализму партий). Во-вторых, можно задать вопрос о социальной установке французских религиозных групп.

* * *

С социализмом связаны, по крайней мере, по имени, самые различные политические группировки. Их можно расположить, справа налево, в следующем порядке: радикал-социалисты (Эррио), французские социалисты (Эрве, Шабрен), независимые или республиканские социалисты (Пэнлеве), социалистическая партия II Интернационала (Блюм), синдикалисты (Жуо), коммунисты III Интернационала (Кашен) с небольшим отколовшимся сектором троцкистов.

Знакомясь с лидерами этих партий (за исключением синдикалистов и коммунистов), можно заметить, что их духовный склад и их мировоззрение резко отличаются от социалистических вождей Англии и Германии. Это не «примитивные» люди — бывшие рабочие или учителя, как Макдональд, — моралисты и пуритане, каких так много встречается в английском социализме. Это и не узкие схоластики, материалисты-марксисты, как в Германии, Вожди французского социализма по большей части люди высокой культуры, настоящие интеллигенты с университетским стажем («Республика профессоров» Тибоде), люди свободного критического ума с гуманистическими тенденциями. Они чужды всякой религии, но для них религиозные или метафизические проблемы еще существуют, и они способны подходить к ним с пониманием н сочувствием. Это традиция Жореса. Из двух докторских диссертаций Жореса одна была посвящена изучению корней социализма у Лютера; другая, под заглавием «О реальности чувственного мира», заканчивалась «кротким образом Иисуса, встающим в свете вечереющего дня». За несколько лет до своей смерти Жоресприехалв Гренобль, чтобы прочесть здесь доклад. Воспользовавшись несколькими свободными минутами, он посетил своего старого товарища Дюмениля, профессора философии в Гренобльском университете и задал ему вопрос: «Скажи мне, что думают в настоящее время в философских кругах о проблеме Бога?». Как и Жорес, Альбер Тома был первоначально философом по специальности. В Международном Бюро Труда он придавал большое значение сотрудничеству церквей, сам выражая свое сочувствие социальному христианству. Евангелие оказало очень сильное влияние на Эррио; вождь радикал-социалистов хорошо знаком с религиозными вопросами; его докторская дис-

77

 

 

сертация посвящена учению Филона Александрийского. Эрве склоняется к католичеству. Блюм более далек от всякой положительной религии, да он и не христианского происхождения; но все же моральный проблемы встают перед ним с большой остротой; те, кто знаком с его деятельностью в качестве социалистического лидера, не всегда, может быть, знают, что он былпроницательным комментатором Стендаля. Северак, играющий важную роль в административном штабе социалистической партии, был первым французским переводчиком Соловьева. Синдикалисты и коммунисты строгого толка, вожди которых менее образованы, ведут борьбу против всякой религии; но среди людей, «сочувствующих» коммунизму, не следует забывать Барбюса, который написал восторженную книгу о Христе, и Ромен Роллана, называющего себя свободным верующим.

Но каковы массы? социалистические, коммунистические или примыкающие? Они весьма далеки от сочувственного отношения их лидеров к религиозным вопросам. Политики избирательных кампаний, Ренодель или Компер-Морель, представляют собой средний уровень французских социалистов. Средний французский рабочий настроен не только антиклерикально, но и анти-религиозно. Самые распространенные среди пролетариата газеты «Populaire» и «Humanité» борются с религией, как таковой. Социалистическая федерация департамента Изерыисключила из партии депутата Шастане за то, что он требовал восстановления в гражданских правах картезианцев и отмены исключительных законов против монахов. Присутствие христианина (протестанта) Андре Филипа в социалистической партии является источником соблазна и конфликтов в ее среде. В английской Рабочей Партии — много христиан; но участие христианина во французском социализме является чем-то ненормальным. Во Франции, как и во всех католических странах, разрыв с католической церковью означает и разрыв со всякой религией. Французский пролетариат отличается благородством своих стремлений; глухой к богословским интересам английского пролетариата, более свободный от экономических интересов английских и немецких рабочих, он, может быть, идеалистичнее их, т.-е.более открыт для гуманистических идеалов. Но в массе французский пролетариат безбожен.

Была сделана попытка создать для него религию на наукообразной основе, более стройную, нежели мораль народной «лаической» школы, более обоснованную, чем доктрина «солидарности», провозглашенная Леоном Буржуа и еще находящая своих адептов в провинциальных масонских ложах. БрюльБугле и др.)- Дюркгейм», в самом деле, имел претензию создать новую религию. Ее главные черты сводятся к следующему: замена понятия «божественного» понятием «священного», отожествление священного и со-

78

 

 

циального, восстановление категорического императива, понимаемого как давление на индивида со стороны коллективного сознания. Дюркгеймовский социологизм оказывает некоторое влияние на небольшие кружки молодых социологов в Сорбонне «в Высшей Нормальной Школе, проникая в учительские институты (Нормальный Школы). Но большинство социологов отвергает его, как форму метафизики, а не науки, и на народные массы он не оказывает никакого влияния.

 * * *

Католическая церковь является самой сильной количественно религиозной организацией во Франции. Каково в настоящее время отношение французских христиан этого исповедания к социальным вопросам?

Понтификат Пия XI сообщил церкви в некоторых областях жизни крен налево. Международная политика папства (разоружение, организация мира) практически совпадает с позициями радикал-социалистов и социалистов. В социальной сфере энциклика Quadragesimo anno также означает эволюцию влево. Она является гораздо более смелой, чем энциклика Rerum novarum. Правда, Пий XI осуждает социализм и коммунизм; но это осуждение относится к антирелигиозной позиции этих партий, к их принципиальному отрицанию права собственности. Она не затрагивает социализма и коммунизма, как чисто экономических учений, и кардинал Борн мог заявить, что нет никаких препятствий для английских католиков вступать в рабочую партию. Более того — и в этом новый смысл последних энциклик, — Пий XI определенно осуждает капитализм. Во Франции, где католичество исторически сливалось с консерватизмом во всех его формах, последние папские указания вызвали сильное смущение в умах верующих.

Ядро католической правой (то, что называется во Франции «благонамеренными», bien-pensants) состоит из буржуазных и националистических читателей «EchodeParis» и органовКоти. Они или игнорируют то, что говорит папа, или проходят мимо его слов с почтительным, но неодобрительным молчанием. Политически активная группа этой правой, Национальная Католическая Федерация генерала Кастельно, находится в несомненном разброде. Некоторые публицисты посмелее, как Кавалье, ведут открытую кампанию против «красных христиан». Эти круги очень скандализированы поступком лилльского епископа, кардинала Лиенара, который во время недавней стачки принял сторону рабочих текстильщиков против крупных католических промышленников Северного департамента. На крайнем правом католическом фланге тон задает «Action Française». Там выдвигают весьма определенную социальную доктрину, корпоративный

79

 

 

строй под знаменем монархии, и энергично борются с соглашательством папы и епископов по отношению к левым партиям.

В католичестве есть и своей центр: это клерикальная публика, читающая парижскую газету «La Crouix». Чрезвычайно поучительна эволюция этой влиятельной газеты. Когда-то она резко и во всех смыслах ориентировалась направо. Теперь она поддерживает бриановский пацифизм. Но, как редакция этой газеты, так и ее читатели в своих откликах, обнаруживают некоторую неустойчивость. В социальном вопросе «LaCrouix» поддерживала политику Альбера де Мён, католические рабочие кружки, патриархальный патронат (в стиле Армеля). Сегодня эта точка зрения уже превзойдена. Современная центристская позиция левее, чем была при деМёне. Она совпадает с «социальным католичеством». Для последнего долгое время авторитетами были КеттелерМаннинг, Гиббоне. Академик Жорж Гуайо внес в него демократическую ноту. Именно это социальное католичество находит теперь свое выражение в ежегодных «социальных неделях» (съездах), которым покровительствует епископат, и где доктринеры, вроде Лорена и Дютуа, стараются развивать одновременно благоразумные и прогрессивные теории. Тот же стиль, благоразумный и прогрессивный, господствует в организациях, руководимых иезуитами. Таковы Католическое Объединение Французской Молодежи и Народное Дело (Action populaire). Издания «Spes», охотно идущие навстречу социальным вопросам, одушевлены тем же духом и отражают те же тенденции.

Есть, наконец, и католическая левая. Если не всегда в программных заявлениях, то, по крайней мере, на деле и в своих тенденциях, она идет гораздо дальше папских энциклик в социальной области. «Laviecatholique» и «LAube» являются ее органами, Народная Демократическая Партия — ее политическим выражением. Во время последних выборов эта партия не боялась выступать против консервативных католических кандидатов. Еще левее стоит группа Молодой Республики, руководимая Марком Санье; в ней сохраняется старая закваскаSillon, когда-то осужденного Пием X. Санье и его друзья ближе к социализму II Интернационала, чем к радикал-социализму. Тот же дух Sillon, христианский, демократический, близкий к социализму, господствует в Отрядах (EquipesГаррика, где молодые интеллигенты-католики стараются сблизиться с рабочими. Христианская Конфедерации Труда и Христианская Рабочая Молодежь («жосисты») проникнуты социализмом. Читая листки этих групп католической левой, мы удивляемся тому, что они могут еще оставаться в католических рядах. Впрочем случается иногда, что эти группы поставляют рекрутов для гораздо более левых партий. Бывший «сильонист» Паскаль уехал в Москву и поступил на службу к большевикам, Шабрен, бывший профессор Католического Института в Пари-

80

 

 

же, сделался депутатом и лидером Французской Социалистической Партии. ФлоримонБонт, главный редактор «Humanité», пришел к коммунизму из рядов воинствующего католичества.

Все эти партии могут создать впечатление сильной социальной активности французских католиков. Но такое впечатление было бы ложным. Мы видим, без сомнения, интересные усилия активных групп. Но нужно отдать себе отчет в двух фактах. С одной стороны, за исключением очень деятельного но незначительного меньшинства, огромная масса французских католиков пребывает в твердом и неизменном социальном консерватизме. С другой стороны, французский пролетариат все более и более отходит от католической церкви. Последняя, в глазах французского рабочего остается связанной со всеми силами угнетения, со всем тем, от чего должно освободиться. Иезуиты с миссионерским призванием, как о. Ланд, могут писать патетические книги на тему «Христос в предместьях», но мы не должны забывать, что предместья потеряны для католической церкви. Католическое возрождение среди интеллигенции, столь сильное несколько лет тому назад, теперь остановилось или, по крайней мере, замедлилось. Новые поколения студентов и школьников не хотят покоряться римской дисциплине. Большинство рабочей молодежи ее ненавидит. Процесс раскатоличения французского народа продолжается в ускоренном темпе. Массы еще обращаются к кюре для крещения, свадьбы, погребения, но в душе и в жизни они настроены «против кюре».

* * *

Римской церкви во Франции противостоят евангелические церкви, ведущие свое начало с реформации. Какова же социальная позиция французского протестантизма?

Большая часть его последователей принадлежит к богатым или зажиточным классам. У него большие связи с индустрией, с торговлей, с банками. В XIX веке французские протестанты принимали экономическую доктрину либерализма: либеральные экономисты, как династия Сэеви Фредерик Пасси, были связаны с реформацией. Этот либерализм богатой и культурной протестантской буржуазии находит и теперь свое исчерпывающее выражение в газете «Temps»; в силу какого-то домашнего неписанного закона, протестантские влияния постоянно господствуют в самой крупной газете республики. И теперь еще «Письма из провинции» в «Temps», которые пишет пастор Луи Лафон, хорошо передают настроения пуанкаристской буржуазии, Здесь допускают известные начала социального долга, но предоставляют их доброй воле каждого. Нечего и говорить, что про-

81

 

 

тестантская буржуазия, читающая «Temps», не имеет никакого социального влияния на народ.

Но и во французском протестантизме нашлась группа, которая пыталась противодействовать этому капиталистическому и индивидуалистическому умонастроению. Так возникло «социальное христианство» (Christianisme social). Предтечей его был Оверлен, известный эльзасский пастор, который в начале прошлого века совершил экономическое и моральное возрождение своего прихода в Бан-де-ла-Рош. С тех пор Фалло, Котит, В. Моно, Гунель положили начало «христианскому социальному» движению, которое находится в связи с международным движением практического христианства (Стокгольм и Женева), Французское социальное христианство, по правде говоря, довольно неопределенно. Под этой вывеской могут укрываться столь различные тенденции, как «кооператизм» Шарля Жида и близкое к социализму направление В. Моно. Французский протестантизм борется горячо и успешно против алкоголизма, проституции, тяжелых жилищных условий, но его отношение к экономическим злоупотреблениям не столь ясно. Французский отдел Христианской Студенческой Федерации по временам бывает взволнован некоторым социальным энтузиазмом: группы Товарищей (Compagnons) выполняют такую же работу, как католические отряды (équipesГаррика: студенты-протестанты становятся рабочими (ср. интересный опыт Арнольда Бремена, описанный в его книге «Une explication du monde ourier»; Бремон не является исключением). Однако у протестантской молодежи наблюдается сейчас уменьшение интереса к чисто социальным вопросам. Многие находят, что социальное христианство грешит чрезмерной расплывчатостью, говоря о Христе; к тому же дает себя знать теология Барта, возвращение к трансцендентной религии, религии откровения и обращения. Братство Примирения (MouvementdelaRéconciliation), о котором мы писали в № 3 «Нового Гряда», требует от своих членов личного экономического бескорыстия, справедливости и социального братства. Но это преимущественно движение, направленное к примирению народов, выдвигающее на первый план непротивление и отказ от военной службы; оно во многих отношениях отлично от «социального христианства».

Более четкой, более радикальной является Христианская Социалистическая Партия. Протестантская по своему религиозному вдохновению, она была основана Полем Пасси,ученымпрофессором экспериментальной фонетики, который был исключен изEcolepratiquedesHautesEtudes в 1913 году за протест против трехлетней военной службы. П.Пасси основал и деревне небольшую колонию христианских социалистов, известную под именем Liéfra (liberté, égalité, fraternité). Он издает журнал «Espoirdumonde», гораздо более левый, чем «Christianismesocial». В экономических и социальных во-

82

 

 

просах. Христианская Социальная Партия исповедует приблизительно те же идеи, что Анри деМан. В какой мере этот социализм является христианским? Что означает Христос для Христианской Социалистической Партии? Точно определить это оказывается делом нелегким. Впрочем, партия эта представляет из себя всего маленькую группку. Она не пользуется ни известностью ни влиянием на массы. Наконец, некоторый верующие протестанты вступают в Социалистическую Партию II Интернационала. Мы уже упоминали о профессоре политической экономии Андре Филипе, Хочется спросить, каким образом Филип примиряет евангелие с призывам к классовой борьбе.

По существу протестантские церкви оказываются столь же без сильными, как и католическая, пред лицом французского пролетариата. Их ненавидят почти так же, если не совершенно так же, как и католиков. Работа, предпринятая протестантами в социалистических и коммунистических кругах парижских предместий, особенно в Иври, дала до сих пор скорее отрицательный результат. Протестантский островок в Бельвиле с его удачей является исключением. Однако, следует упомянуть об успехе протестантской миссии в угольном районе Северного департамента. Там, под воздействием нескольких молодых и ревностных пасторов, создаются общины рабочих христиан, где веет дух Пятидесятницы, дух апостольской Церкви. Но это движение не может быть названо социальным по своей главной тенденции. Это, прежде всего религиозное христианское движение, которое приводит к социальным последствиям.

* * *

Эти протестантские рабочие общины северной Франции могут быть прекрасной заключительной нотой для настоящего беглого очерка. Французский пролетариат антирелигиозен. Социальные движения, как католические так и протестантские, являются делом интеллигентского меньшинства и почти не оказывают практического влияния на массы. Они влияют скорее на умонастроение самих верующих, но глубокий ров отделяет верующих от неверующего пролетариата. Единственный пример блестящего и длительного успеха христианства среди рабочих представляют общины северных углекопов. Это значит, что социальное возрождение совершилось только там, где проповедовали не социальное возрождение, а Христа.

Иером. Лев Жилле.

83

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова